Краткий конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме «Слушание литературного произведения», проведенного в рамках тематической пятницы «В стиле Ноября»
Задачи урока:
- Образовательная: Познакомить учащихся со сказкой С. Козлова, проанализировать образы героев и понять основную идею произведения (важность эмпатии и помощи).
- Развивающая: Развивать навыки анализа текста, формулирования собственного отношения к прочитанному, а также воображение и творческое мышление.
- Воспитательная: Воспитывать культуру сопереживания (эмпатии) и ценность дружбы.
Ход урока:
- Мотивационный настрой.
-Привет, любители загадок! Готовы к игре «Узнай по описанию»?
Попробуйте угадать, о чем идет речь:
- Холодное, бледное, тусклое, неяркое – это… Солнце.
- Тяжелые, серые, темные, дождливые – это… Облака.
- Долгий, моросящий, холодный, мелкий – это… Дождь.
- Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый – это… Ветер.
- Желтые, золотые, красочные – это… Листья.
-Что же общего у всех этих слов-отгадок? (Подсказка: они все напоминают нам об осени!)
Все эти слова напоминают нам об осени — времени тишины, задумчивости и иногда грусти.
- Погружение в тему. Фантазирование.
Сегодня мы отправимся в волшебный осенний лес, чтобы найти там настоящие сказки Сергея Козлова. Но сначала давайте немного пофантазируем.
-Представьте, что вам предстоит провести долгую, холодную зиму в полном одиночестве. Как бы вы подняли себе настроение и скрасили время? Какое одно самое уютное и радостное дело вы бы придумали?
-Осенью ветер часто срывает с деревьев листья и сухие веточки. Если бы вы гуляли по осеннему лесу, что бы вы могли там найти, из чего можно было бы сделать игрушку или что-то красивое?
-Представьте, что у вас есть самый обычный таз с водой. Во что вы могли бы его превратить с помощью воображения?
Произведение, которое мы будем слушать, называется — «Осенние корабли».
-Как вы думаете, о чем может быть эта история?
-Где могут плавать осенние корабли, и кто может их туда отправить?
Сегодня мы узнаете, как Ёжик преодолел свою осеннюю грусть в сказке Сергея Козлова «Осенние корабли».
А теперь послушайте сказку и попробуйте понять, почему мы начали наш урок именно с этих вопросов:
[Ссылка на сказку: https://nukadeti.ru/skazki/osennie-korabli]
- Анализ произведения «Осенние корабли». Герои и характеры.
-Понравилась ли вам сказка?
-Почему Сергей Козлов дал ей такое название – «Осенние кораблики»?
Название сказки, вероятно, связано с тем, что именно осенние кораблики, сделанные Волком, помогли Ёжику преодолеть одиночество и грусть, наполнив его дом морем и мечтами.
-Назовите героев сказки.
Герои сказки:
- Ёжик
- Медведь
- Белка
- Волк
Дадим характеристику каждому герою сказки:
Характеристика Ёжика:
Ёжик – мечтательный и фантазер. Он испытывает глубокую печаль и одиночество, осознавая своё состояние: «Скоро зима. А я всё один и один. Грустно мне.».
-Каким было желание Ежика?
Ёжик хочет создать у себя дома подобие моря, чтобы засыпать под шум волн. Для этого ему нужны кораблики. «Мне корабли нужны.»
-К кому Ёжик обратился за советом первым? Ёжик первым делом обратился к Медведю.
-Что предложил Медведь? Медведь посоветовал Ёжику не заморачиваться с корабликами и просто лечь спать.
-Почувствовал ли Медведь состояние Ёжика? Нет, Медведь не проявил понимания чувств Ёжика.
-О чем это говорит? Это говорит о том, что Медведь, возможно, не умеет сочувствовать или просто не понимает переживания Ёжика.
-Куда Ёжик отправился дальше? Ёжик отправился к Белке.
-Что предложила Белка? Белка предложила Ёжику "вдевать нитку в иголку, так и день пройдёт."
-Получит ли Ёжик удовольствие от такого занятия? Нет, Ёжик вряд ли получит удовольствие от такого занятия, так как оно не соответствует его мечте о море.
-Каким оказался Волк? Волк оказался внимательным, заботливым и отзывчивым. Он понимает чувства Ёжика.
-Что сделал Волк? Волк сделал для Ёжика кораблик.
-Каким было настроение Ёжика до встречи с Волком? Ёжик был грустным и одиноким.
-Как изменилось настроение Ёжика, когда у него появились кораблики? Получив кораблик, Ёжик испытал радость и счастье.
Запустив кораблик дома, Ёжик пережил состояние истинного счастья и умиротворения. Он "поплавал" и сладко заснул. Проснувшись зимой, он увидел лунную дорожку. "Он уже не один. С ним будет большое, тёплое, ласковое море." Ёжик больше не чувствовал себя одиноким, и долгая зима ему была уже не страшна.
- Творческая трансформация.
Ребята! В ходе прослушивания сказки вы убедились, что из самого простого материала можно сделать чудо. Волк использовал осенние листья, чтобы подарить Ёжику море. А мы с вами можем использовать то, что есть у нас под «руками». А на партах у вас лежат листы белой бумаги.
Кораблик можно сделать не только из коры, но и листа даже из простого листа бумаги. Пусть он напоминает вам о кораблике из сказки.
[Ссылка на видео]
https://rutube.ru/video/1b79e08e2cf262af9c522eac08694c94/?ysclid=mi7at2uof860004267
А сейчас украсьте кораблики так, как вы хотите.
Фоновая музыка:
https://rutube.ru/video/ddf00dff9668bbcb786a4f3d2d2fb70d/?ysclid=miabjiqc4166959070
https://rutube.ru/video/a7eb4655d0a473c154db6fd9bdb9d141/?ysclid=miabjnen5497134132
https://rutube.ru/video/742ac5f57fae4bb9633b7987154e2421/?ysclid=miabjf8q3675128372
- Итог урока.
Посмотрите, какое у нас получилось братство кораблей! Каждый из них уникален, как и наша дружба с Ёжиком, Белочкой и Волком. Пусть эти кораблики напоминают вам, что даже в самую холодную зиму, когда вам грустно, всегда найдется тот, кто обратит внимание на ваше желание и поможет его осуществить!
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Сорокина Светлана Валерьевна