Краткосрочные курсы по выбору учащихся. Физкультура и спорт, курс "ЕДИНОБОРСТВО" для 5-7 классов
Пояснительная записка
В наше время отмечается необходимость создания условий для осознания молодым поколением потребности в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Занятия борьбой - дзюдо повышают физическую подготовленность, воспитывают характер, закладывают у занимающихся основы здоровья, а также, формируют потребность в здоровом образе жизни. Данный курс поможетподростку обрести уверенность в себе, быть духовно и физически готовым оказать необходимый отпорпри угрозе жизни и здоровью, мыслить нестандартно, уметь прогнозировать развитие ситуации, простраивать алгоритмы поведения в разных ситуациях.
Цель данного курса:
освоение теоретических знаний из области физической культуры и избранного вида спорта - борьба дзюдо, формирование двигательных умений и навыков;
Задачи:
· Привлечение максимально возможного количества занимающихся к занятиям борьбой дзюдо;
· формирование у занимающихся основ здорового образа жизни, гигиенической культуры и профилактики вредных привычек;
· всестороннее гармоничное развитие личностных и физических качеств занимающихся, укрепление их здоровья и закаливание организма;
· овладение основами техники выполнения физических упражнений;
· приобретение разносторонней физической подготовленности на основе разносторонних занятий;
· выявление задатков и способностей детей;
· привитие стойкого интереса к занятиям дзюдо;
· воспитание черт спортивного характера.
Формирование данных ценностей, предусматривает
следующие формы занятий с учащимися:
• практическое освоение методов и форм физической культуры, борьбы дзюдо, простейших элементов спортивной подготовки при подготовке и проведении подвижных игр и игровых упражнений, спортивных соревнований;
• групповая форма - создаются условия для необходимой конкуренции между спортсменами, усиливается их взаимодействие;
• индивидуальная - занимающиеся работают самостоятельно по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная - занимающиеся выполняют утреннюю гимнастику, индивидуальные задания тренера, комплексы специально-подготовительных упражнений, просмотр видеозаписей соревнований или телетрансляций;
• беседы о значении занятий физическими упражнениями, о развитии и занятии борьбой дзюдо, ведении активного и здорового образа жизни для укрепления здоровья, профилактика вредных привычек;
Данный курс спортивно - оздоровительного обучения не предусматривает оценивания школьников. Но обязательной частью является проведение демонстрация умений, полученных в ходе изучения курса (публичное массовое выступление) на фестивале краткосрочных курсов.
Объём курса 16 ч из расчета 1 ч в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Содержание краткосрочного курса «Основы единоборств» направлено на целеустремленных, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся средней школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Материал программы дается в трех разделах:
- основы знаний;
- технико-тактическая работа;
- двигательные умения и навыки.
Структура знаний содержит следующие блоки:
- основы борьбы дзюдо;
- личностно-ориентированные знания, связанные с самосовершенствованием, самовоспитанием, саморазвитием;
- знания, связанные с этикой поведения и общения в коллективе;
- знания, необходимые для реализации физкультурно-спортивной деятельности в коллективе для правильного взаимодействия с членами класса, группы и т.д.;
- знания, необходимые для применения основ физической культуры в жизнедеятельности человека.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
1) личностно-ориентированные: двигательного развития, творчества,психологической комфортности;
2) культурно-ориентированные: целостного представления офизической культуре, систематичности, непрерывности, «овладенияосновами физической культуры»;
3) деятельностно-ориентированные: двигательной деятельности,перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к
самостоятельной физкультурной деятельности школьника.
Особенности курса определяются следующим:
- В процессе освоения учебного материала данной области достигается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его в окружающем мире, социокультурном пространстве, адаптации в образовательной среде.
- В процессе занятий происходит развитие основных физических качеств, повышениефункциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
Требования к обучающимся.
По окончании курса учащиеся должны
Знать:
-основы физической культуры и здорового образа жизни;
-формирование здоровья тела и духа;
-способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.
Уметь:
- освоить приемы самостраховки при падениях в различном направлении (на грудь, на спину, направо, налево);
-выполнять индивидуально подобранные приемы и броски;
- выполнение простейших приемов вперед и назад;
- уметь выводить противника из равновесия;
- правильно и координировано двигаться;
Результаты изучения:
Предметными результатами является сформированность следующих умений.
· Планирование занятий спортивной борьбы в режиме дня;
· Представления дзюдо как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
· Бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение техники безопасности к местам проведения;
· Объяснение в доступной форме правил выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправления их;
· Нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
· Выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами. В различных условиях.
Метапредметными результатами является:
• Организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- Планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
Личностными результатами является формирование следующих умений:
· Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· Проявление положительных качеств личности и управления своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
· Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· Оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
- Спортивный зал;
- Маты;
- Спортивная форма.
Тематическое планирование курса
1. Техника безопасности на занятиях. Основные команды судей и учителя. Презентация о борьбе.
2. Изучение самостраховки при падении на бок.
3.Самоконт-роль и психорегуляция. Повторение самостраховки при падении на бок, кувырки через плечо.
4.Обучение технических способностей в стойке. Стойки и передвижения в стойке.
5. Специальнаяфизическая подготовка. Упражнения на равновесие гибкость
6. Обучение технико-тактической работе в стойке. ( Задняя подножка)
7. СФП. Специальные упражнения для борца
8. Упражнения для укрепления мышц мышечного корсета
9. Обучение технических способностей в стойке. (зацеп изнутри)
10.Обучение технических способностей в стойке. ( Бросок через бедро)
11. Повторение и закрепление технических приемов в стойке (комбинации из пройденных бросков)
12. Обучение технических способностей в партере и в стойке (перевод из стойки в партер)
13. Обучение технических способностей в партере и в стойке (перевод из стойки в партер,удушающие приемы)
14. Обучение технических способностей в партере и в стойке (боковая подсечка вправо, влево)
15.Обучение технических способностей в партере (болевые приемы на руки)
16. Презентация приемов и комбинаций спортивной борьбы.
Планируемые результаты
Предметные
1.
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
Определиться с весовыми категориями детей;
2.
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Помощь при выполнении приемов3.
взаимодействовать со сверстниками по правилам борьбы и соревнований;
Организация работы по разучиванию приемов.4.
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
5.
Знать понятия:представлять единоборства,как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;6.
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.7.
организовывать и проводить занятия по борьбе с разной целевой направленностью, подбирать для занимающихся физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки
8.
уважительное и доверительное отношение друг к другу, умение чувствовать партнера.
Метапредметные
1.планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения
Личностные
1.
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;2.
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях3.
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей4.
Формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Деятельность учащихся
1.Знать необходимые для работы оборудование и инвентарь;
2.Формировать целеустремлённость и настойчивость в достижение целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
3.Формировать умения учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
4. Развивать готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты;
5. Освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
6.Развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей;
7. Развивать силовые качества;
8. Умение воспроизводить одиночные приемы и комбинации;
9. Способность не боятся сделать ошибку при выполнении приемов;
10. Осознано заниматься спортивной борьбой дальше, не останавливаться на достигнутом
11. Развивать готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты
12. Умение воспроизводить все изученные приемы и комбинации в стойке и партере.