Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Мой друг фитбол»

1
0
Материал опубликован 9 January в группе

t1704789334aa.jpg









1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Мой друг фитбол» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г.Москва от «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАДОУ детский сад «Золотой ключик».

Новизна дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Крепыши» заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.

Актуальность Программы

Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков здорового образа жизни, очень актуальна сегодня. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей — непростая задача. С каждым годом медицинские работники выявляют все больше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно-двигательного аппарата. Причин, способствующих этому, много. Одной из них является сокращение двигательной активности детей изза того, что основное внимание, как правило, уделяется «интеллектуальным» занятиям, следствием чего является снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно-сосудистая и другие. В частности, правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей и предупреждает респираторные заболевания. В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. С этой целью была создана программа дополнительного образования «Крепыши», которая направлена на развитие различных функций и систем организма ребенка дошкольного возраста, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а также формированию потребности в систематических занятиях физической культурой оздоровительной направленности. Исходя из особенностей психического и физического развития детей в дошкольном возрасте, возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни, т.к. именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления; закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.

Педагогическая целесообразность Программы.

Систематическая физическая активность оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Положительное влияние двигательных действий определяется следующими требованиями: всестороннее воздействие на организм, доступность, безопасность, постепенное повышение нагрузки, положительное эмоциональное состояние. Физические упражнения представленные в данной программе, будут применяться преимущественно с этих позиций. Занятия весьма разнообразны по содержанию, которое определяется возможностями материальной базы, погодными условиями. Обучаться по данной программе может каждый дошкольник.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на использование различных оздоровительных технологий на одном занятии. В основу программы положено личностноориентированное обучение, где во главу становится личность ребёнка, её самоценность - признание ребёнка главной действующей фигурой всего физкультурно-оздоровительного процесса.

Адресат Программы. Программа адресована детям среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).

Объем и срок освоения Программы.

Программа рассчитана на 8 месяцев: 32 учебных часа, осуществляется 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность занятия 20 минут. Срок реализации Программы – с 1 октября по 30 мая.

Формы и режим занятий: Способ организации детей зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана с октября по май 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Количество обучающихся в группе – численный состав воспитанников по Программе предусматривает 5-10 детей

2. Содержание Программы

2.1. Цели и задачи Программы

Цель Программы: создание условий для гармоничного физического развития и укрепления здоровья, профилактике нарушений осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста.

Задачи Программы:

Развивающие:

- развивать и корректировать стопы, укреплять связочно-суставной аппарат;

- развивать физические качества личности: силу, выносливость, гибкость

Образовательные:

- обучать переносить тяжесть тела при обычной ходьбе на внешние края стоп, обращая внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп;

- формировать двигательные действия, обеспечивающие укрепление поперечного и продольного свода стоп, мышц ног с использованием физкультурного инвентаря;

- обучать элементарным приёмам самомассажа (растирание, разминание, поглаживание и др.) подошвенной поверхности стопы, мышц голени, голеностопного сустава и мышц бедра;

- формировать представления о правильной походке, осанке, умении её контролировать; о значимости (полезности) физических упражнений, направленных на укрепление свода стопы;

- формировать представление о соблюдении ЗОЖ для укрепления стоп.

Воспитательные:

- воспитывать у детей привычку сохранять, контролировать красивую, правильную осанку, походку;

- использовать разнообразные приёмы в развитии интереса у ребёнка к двигательной активности на занятиях кружка;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание условий для развития уверенности в своих физических возможностях;

- способствовать проявлению самостоятельности в уборке физкультурного инвентаря, бережного отношения к нему;

- воспитывать интерес к занятиям в кружке, потребности выполнять спортивные движения.

2.2. Учебный план


Название раздела, темы

Количество учебных часов

всего

теория

практика

Октябрь




1. Профилактика плоскостопия

1

0,3

0,7

2. Развитие координации движений

1

0,3

0,7

3.Профилактика плоскостопия/разрабатывания мышц стопы

1

0,3

0,7

4. Профилактика нарушений осанки/ увеличение подвижности суставов

1

0,3

0,7

Ноябрь




1. Профилактика нарушений осанки/укрепление мышечного аппарата

1

0,3

0,7

2. Профилактика нарушений осанки/Висы на шведской стенке

1

0,3

0,7

3. Развитие общей моторики

1

0,3

0,7

4. Профилактика нарушений осанки /увеличить подвижность суставов

1

-

1

Декабрь




1. Профилактика нарушений осанки/Развитие мышц верхней части корпуса

1

0,3

0,7

2. Профилактика нарушений осанки

1

-

1

3. Развитие растяжки

1

-

1

4. Профилактика плоскостопия

1

0,3

0,7

Январь




1. Развитие растяжки

1

-

1

2. Развитие общей моторики

1

0,3

0,7

3. Развитие координации движений

1

-

1

4. Профилактика плоскостопия/Работа с мышцами стоп

1

0,3

0,7

Февраль




1. Профилактика нарушений осанки/Укрепление мышечного аппарата

1

-

1

2. Профилактика нарушений осанки/Укрепление мышечного аппарата

1

0,3

0,7

3. Развитие растяжки

1

-

1

4. Развитие общей моторики

1

0,3

0,7

Март




1. Профилактика нарушений осанки/ Увеличение подвижности суставов

1

-

1

2. Профилактика нарушений осанки

1

0,3

0,7

3. Профилактика нарушений осанки/Развитие мышц верхней части корпуса

1

-

1

4. Развитие координации движений

1

0,3

0,7

Апрель




1. Профилактика нарушений осанки/Развитие мышечного аппарата

1

-

1

2. Профилактика нарушений осанки/Увеличить подвижность суставов.

1

-

1

3. Профилактика плоскостопия

1

-

1

4. Развитие растяжки

1

-

1

Май




1. Профилактик нарушений осанки

1

0,3

0,7

2. Развитие координации движения

1

-

1

3. Профилактика плоскостопия

1

0,3

0,7

4. Спортивный праздник, открытое занятие

1

0,3

0,7

ИТОГО

32

5,4

26,6


2.3. Календарно-тематический план

Октябрь

1. Профилактика плоскостопия

Теория: Беседа «Осанка по заказу»

Практика: Выполнение различных видов ходьбы. Проработка мышц стопы. Вытяжка позвоночника.

2. Развитие координации движений

Теория: Беседа «Закаливание»

Практика: Занятие с гимнастической палкой. Комплекс упражнений «Мельница».

3. Профилактика плоскостопия/разрабатывание мышц стоп

Теория: Беседа о гигиене

Практика: Самомассаж с массажными мячиками. Комплекс упражнений «Сорока-ворона»

4. Профилактика нарушений осанки/Увеличение подвижности суставов

Теория: Беседа о пользе гимнастики.

Практика: Учимся крутить обручи. Комплекс упражнений «На заправке»

Ноябрь

1. Профилактика нарушений осанки/Укрепление мышечного аппарата

Теория: Беседа о технике безопасности

Практика: Упражнения для растяжки и с гимнастическими палками. Комплекс упражнений «Идём гулять»

2. Профилактика нарушений осанки/Висы на шведской стенке

Теория: Беседа о закаливании.

Практика: Висы на шведской стенке. Массаж на мячах. Комплекс упражнений «Учимся плавать»

3. Развитие общей моторики

Теория: Беседа о технике безопасности

Практика: Упражнение на гимнастических скамейках и на шведской стенке. Комплекс упражнений «Караблекрушение»

4. Профилактика нарушений осанки /увеличить подвижность суставов

Практика: Комплекс упражнений «Трава, кустик, дерево»

Декабрь

1. Профилактика нарушений осанки/Развитие мышц верхней части корпуса

Теория: Беседа о закаливании.

Практика: Комплекс упражнений для глаз и шеи. Комплекс упражнений «Далеко, близко» и «Полёт шмеля»

2. Профилактика нарушений осанки

Практика: Ходьба. Висы на гимнастической стенке. Комплекс упражнений «Караблекрушение»

3.Развитие растяжки.

Практика: Занятие с гимнастическими палками. Комплекс упражнений «Ветряная мельница»

4. Профилактика плоскостопия.

Теория: Беседа об осанке

Практика: Самомассаж. Проработка мышц стопы

Январь

1. Развитие общей моторики

Практика: Самомассаж. Ходьба по мостику и стенке.

2. Развитие координации движений.

Теория: Беседа о личной гигиене.

Практика: Выполнение упражнений в сочетании с движениями. Игра «Летает, не летает»

3. Профилактика плоскостопия/Работа с мышцами стоп.

Практика: Профилактика плоскостопия в сочетании с ходьбой и стоя на месте. Бег. Выполнение различных видов ходьбы.

4. Профилактика нарушений осанки/Укрепление мышечного аппарата.

Теория: Беседа «Осанка по заказу».

Практика: Упражнения с гантелями. Упражнения из положения сидя и лёжа. Комплекс упражнений «Силачи»

Февраль

1. Профилактика нарушений осанки/Укрепление мышечного аппарата.

Практика: Упражнения с мячами, стоя, лёжа, в сочетании с ходьбой. Комплекс упражнений «Поход в горы»

2. Развитие растяжки.

Теория: Беседа о закаливании.

Практика: Висы на шведской стенке. Массаж на мячах. Комплекс упражнений «Учимся плавать»

3. Развитие общей моторики.

Практика: Упражнение на гимнастических скамейках и на шведской стенке. Комплекс упражнений «Караблекрушение»

4. Профилактика нарушений осанки/ Увеличение подвижности суставов.

Теория: Беседа о пользе гимнастики.

Практика: Упражнения с гимнастической палкой. Комплекс упражнений «Пицца».

Март

1. Профилактика нарушений осанки.

Практика: Ходьба с вариантами, бег. Висы на шведской стенке. Комплекс упражнений «Обезьянки»

2. Профилактика нарушений осанки/Развитие мышц верхней части корпуса.

Теория: Беседа о закаливании.

Практика: Комплекс упражнений для глаз и шеи. Комплекс упражнений «Далеко, близко» и «Полёт шмеля»

3. Развитие координации движений.

Практика: Комплекс упражнений «Стульчик, ножницы, велосипед»

4. Профилактика нарушений осанки/Развитие мышечного аппарата.

Теория: Беседа о гигиене.

Практика: Упражнения стоя и лёжа. Комплекс упражнений «Необитаемый остров»

Апрель

1. Профилактика нарушений осанки/Увеличить подвижность суставов.

Практика: Упражнения с большими мячами. Выполнение массажа мышц спины

2. Профилактика плоскостопия.

Практика: Комплекс упражнений с гантелями. Комплекс упражнений «Попугай»

3. развитие растяжки

Практика: Комплекс упражнений с палками. Комплекс упражнений «Спускаемся по ступенькам»

4. Профилактик нарушений осанки

Практика: Комплекс упражнений «Заглохла машина»

Май

1. Развитие координации движения.

Теория: Беседа об осанке

Практика: Самомассаж. Проработка мышц стопы

2. Профилактика плоскостопия.

Практика: Висы и ходьба по шведской стенке. Комплекс упражнений «Мостики»

3. Профилактика плоскостопия/Разработка мышц стопы.

Теория: Беседа о гигиене.

Практика: Массаж с колючими мячами. Комплекс упражнений «Сорока-ворона»

4. Спортивный праздник, открытое занятие

Практика: Музыкально - спортивный праздник

3. Планируемые результаты

Образовательные:

- будут сформированы представления о правильной походке, осанке, умении её контролировать; о значимости (полезности) физических упражнений, направленных на укрепление свода стопы.

- сформированы представления о соблюдении ЗОЖ для укрепления стоп

- обучены элементарным приёмам самомассажа (растирание, разминание, поглаживание и др.) подошвенной поверхности стопы, мышц голени, голеностопного сустава и мышц бедра. Сформирована правильно осанка, дети узнают о профилактике плоскостопия.

Развивающие:

- развиты физические качества личности: сила, выносливость, гибкость.

- укреплен связочно-суставной аппарата.

- укреплен поперечный и продольный свод стоп, мышц ног с использованием физкультурного инвентаря.

- умеют переносить тяжесть тела при обычной ходьбе на внешние края стоп, правильная осанка, параллельность постановки стоп.

Воспитательные: воспитательный результат занятий можно считать достигнутым, если обучающиеся проявляют стремление сохранять, контролировать красивую, правильную осанку, походку.


4. Календарный учебный график

Содержание

4-5 лет

Количество групп

1

Начало учебного года

1 сентября

Окончание учебного года

30 мая

Всего недель учебных

36 недель

Каникулы

1,2 неделя января

1,2 неделя мая

Продолжительность рабочей недели

5 дней

Всего ОД

32

Время ОД

пятница

15.30-15.50

Недельная образовательная нагрузка, ОД

1 раз в неделю


5. Формы аттестации

Формы подведения итогов реализации программы

Отслеживание результатов образовательного процесса осуществляется посредством итоговой аттестации. Обучающиеся по данной программе, проходят итоговую аттестацию по окончанию освоения Программы (май).

При подведении итогов освоения программы используются формы аттестации:

- Проведение открытого итогового занятия для родителей ( спортивный праздник);

- Изготовление фото отчёта о занятии кружка.

6. Оценочные материалы

Подведением итогов освоения программы является наблюдения за детьми в течении учебного года, как на занятиях, так и в итоговом занятии (спортивном празднике) в конце учебного года; в течении года, по мере освоения программы, проводится устный опрос-беседа, в итоге которых можно понять, на сколько хорошо дети усвоили пройденный материал.

Итоговое занятие (спортивный праздник) является основной и конечной формой контроля приобретённых знаний, сформированных умений и навыков в творческой самореализации дошкольников.

7. Организационно - педагогические условия реализации программы

ФИО

Андреева Маргарита Юрьевна

Занимаемая должность

инструктор по физической культуре

Общий трудовой стаж

11

Трудовой стаж в данном ОУ

11

Наличие квалификационной категории

соответствие


8. Материально-техническое обеспечение

Материальная база:

1. Спортивный зал

2. Коврики, маты

3. Мячи

4. Обручи

5. Скакалки

6. Фитболы

7.Скамейки

8. Дуги для подлезания

9. Доска гимнастическая

10. Скамья гимнастическая

11. Палки гимнастические

12. Веревки (толстые, средние, тонкие)

13. Набивные мешочки

14.Массажные дорожки, коврики

15. Кегли

16. Мячи массажные

17. Конусы

18. Лестница гимнастическая

19. Музыкальный центр

20. Ноутбук

Информационное обеспечение:

-Аудио, видео и мультимедийный материал с записями произведений различного жанра и направления;

-Фонограммы (минусовки) для выступлений.

- Картотека подвижных игр.

- Картотека дыхательной гимнастики.

- Картотека упражнений на релаксацию.

- Картотека упражнений с нетрадиционным оборудованием.

9. Методическое обеспечение

Нормативно-правовые основы разработки Программы:

Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Литература для педагога:

1. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина Лечебно – профилактический танец «ФИТНЕС – ДАНС» СПб.: «Издательство «Детство – пресс», 2014.

2. Н.Э. Власенко Фитбол – гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика) СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2015.

3. Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина Фитбол – аэробика для дошкольников «Танцы на мячах» СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2016.9.

4.М.Ю. Картушина. Оздоровительные занятия с детьми 4-5 лет.-М., 2008.

5.Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб, 2010.

6.Силантьева С.В. Подвижные игры на каждый день для укрепления здоровья детей. СПб, 2012.

Литература для детей и родителей:

1. Барто, А.Л. Зарядка - М.: Художественная литература, 1981.

2. Вейцман, М. Кравцов; Гимнастика; Чемпион - Кукумбер, литературно иллюстрированный журнал для детей, М. , 2009, №6

3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита : расти здоровым - СПб., Детство - Пресс, 2006.

4. Ильин Е.И. Здесь все - от А до Я - спортивная семья — М, Физкультура и спорт, 1977

5. Исаева Е.И. Для самых маленьких.— 4-е М, Физкультура и спорт, 1977

6. Кошкин М. Ф. Если в небо бросить мяч — Куйбышев : Кн. изд., 1970

7. Марзан Н. Как папа привёл Женюрку в спорт : Кукумбер : литературноиллюстрированный журнал для детей .— М, 2010 №3

8. Маршак С.Я. Мяч :— Л. : Художник РСФСР, 1979

9.Михалков С.В. Дядя Степа и Егор — Москва : Физкультура и спорт, 1970

10. Михалков С.В. Лыжня и пень; Велосипедист; Про мимозу [ стихи], 1984

11. Сергей Михалков. Веселый день: Стихи и сказки.- М.: Дет. лит., 1984

12. Успенский Э.Н. Гололед – М, Физкультура и спорт, 1973



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации