Крещение Руси
Цель: создать условия для формирования ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию своей страны.
Задачи:
1.Познакомить обучающихся с личностью князя Владимира.
2.Выяснить причины принятия христианства на Руси.
3.Объяснить значение крещения Руси в истории нашего государства.
Форма: Индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Методы и приемы: беседа, анализ визуальной и текстовой информации.
Средства: видеофрагменты (отрывки из «Повести временных лет» https://www.youtube.com/watch?v=UAM55SK--tA0) , мультимедийная презентация, тексты (фрагмент из «Повести временных лет», «Князь Владимир»).
Ход классного часа:
1. Вызов.
(Колокольный звон).
-Добрый день, дорогие друзья! Мне приятно видеть вас на нашем классном часе! Я постараюсь наполнить ваш разум новыми, интересными знаниями, и вложить в вашу душу самые светлые чувства. Надеюсь, наша работа будет плодотворной и продуктивной.
-Я приготовила для вас небольшие сюрпризы, вот такие голубки и оливковые веточки. Прочтите слова и найдите свою пару. Каждый голубь должен найти свою веточку. (Обучающиеся читают вслух по одному: Моисей. Пророк. Заповеди. Правила. Синай. Гора. Скрижали. Каменные плиты).
-К какой вере относятся все названные понятия?
-А знаете ли вы, кто ввел на Руси православие? Когда? Почему именно христианство? Какое значение сыграло крещение Руси в истории нашего государства? Хотите узнать? (вопросы на доску). (Ответы обучающихся)
-И это правильно, ведь каждый уважающий себя культурный и образованный гражданин, конечно, должен знать историю своей родины, а мы стремимся стать именно такими.
-«С тех пор зовется Русь святою…» - такое имя мы дадим нашему разговору. Найти ответы на поставленные вопросы и будет целью нашего классного часа.
-Глядя на вас, я могу предположить, что вы немного взволнованны, но настроены на работу. Перед вами портрет неизвестного. Что вы можете сказать об этом человеке? (Владимир Святославич) Кто он? Каков род его занятий? Какой характер у этого человека? Почему мы говорим о нем, чем знаменит? Интересно узнать, насколько вы правы? (Ответы обучающихся)
(ответы записать на доску в графу «предположения»).
Хорошо, я помогу вам, у меня есть тексты с нужной информацией.
2.Осмысление.
-Прочтите тексты и заполните таблицу. (приложение 2)
-Я вижу, все справились с поставленной задачей. Что же вы узнали об этом человеке? Я попрошу одного человека из пары выйти и записать ваши ответы.
1.Кто изображен на слайде?
2.Чей это сын? Внук?
3. Какой у него характер?
4. В чем его заслуга, почему именно о нем мы сегодня говорим? (Ответы обучающихся)
-Владимир Святославич - личность в истории России исключительная, судьбоносная, краеугольная. Через него пришло на Русь великое счастье – православная вера, а сам князь, восприняв всем сердцем Христа, мужественно повел за собой к свету Божию народы, населявшие древнюю Русь.
По значению своих дел он назван Великим и так поминается в храмах. Еще его называют Владимиром Крестителем за то масштабное действо, которое по его повелению свершилось в водах Днепра. Простые же люди называли его Красным Солнышком за свет добра и тепло милосердия, явленные им по принятии Крещения.
-А как это было, мы увидим в видеоролике. Будем работать в группах. Первая группа - голубки, вторая - веточки. Каждой группе я приготовила вопросы, а вы постарайтесь ответить на них после просмотра видео. Для того чтобы вам было легче справиться с заданием, я раздам вам тексты - отрывки из «Повести временных лет» - это, летопись, на которую ссылаются историки. Свои ответы оформите в виде газеты. https://www.youtube.com/watch?v=UAM55SK--tA0 (видео).
Презентация газет.
С тех пор зовется Русь святою
Иконы, храмы, купола,
Непобедимою страною
На все ей данные века…
-Крещение сыграло важную историческую роль в развитии государства.
-Слово «духовность» означает истина. Если рассматривать крещение как принятие христианства с духовно-нравственной точки зрения, верна ли, истинна ли православная вера?
-Мы живем в обществе. С одними людьми мы поддерживаем хорошие отношения, с другими прерываем дружеские отношения по разным причинам. Какого человека вы выбрали бы добрых, дружеских отношений? Я буду называть черты характера, качества личности, а вы приклейте жетон тому, кто больше подходит вам для общения.
-Этот человек – вор
-он никогда не возьмет чужого,
-он завистливый,
-он счастлив, потому что не завидует другим,
-в гневе он страшен и очень зол,
-он добрый,
-он не уважает никого, даже своих родителей,
-он очень любит своих мать и отца,
-этот человек легко предаст,
-он очень верный.
-Назовите заповеди, скрытые в этих качествах. (Ответы обучающихся)
-Эти христианские заповеди призывают хранить общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, уважение к старым, чистоту в помыслах. И неважно, верующий человек или нет, но если его разум наполнен светлыми мыслями, а душа веет добром, то человек будет находиться в гармонии с собой и окружающими его людьми.
-Вначале нашего занятия вы образовали пары, соединив голубя и оливковую веточку. Почему? Подробно нам расскажет об этом ….
-Через Крещение Русь приобщилась к культуре, начала развиваться живопись и архитектура, было организовано строительство великолепных храмов. Русь получила признание многими странами. Все это - благие вести.
3.Рефлексия
-Наше занятие подходит к концу. Я попрошу вас сказать по одному предложению, ответив на вопрос, чем наполнился сегодня ваш разум? Что нового вы узнали? (Ответы обучающихся)
-А какие чувства откликнулись в вашей душе, я попрошу написать на обратной стороне голубков и веточек и прикрепить их к оливковому дереву как к символу мира, стойкости в убеждениях и мудрости.
Я всем благодарна за работу, а в память о нашем классном часе я подарю вам вот календари с изображением «Крещения Руси».
Памятник князю Владимиру в Москве
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/188
6729/pub_5f1feb0aa1687b686c757ab5_5f1feb95caeabb18e7e72a27/scale_1200
Приложение
Фрагмент из «Повести временных лет»
«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».
«988год. Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал ставить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры-идолы. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».
Причины выбора православной веры. Крещение Руси
1.Подчеркните предложение, в котором говорится о красоте православных обрядов. Сделайте вывод о причине выбора, запишите в газету.
2. Подчеркните слова бояр об Ольге – бабушке Князя Владимира.
Сформулируйте вторую причину, запишите в газету.
3.Выделите, в каком году, и на какой реке происходило Крещение?
Записать в газету.
Подчеркнуть фразу князя Владимира, которая заставила людей пойти на крещение. Почему люди пошли на крещение? Запишите в газету.
«Повесть временных лет»
«Владимир приказал строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви, монастыри и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…»
Кровавые жертвоприношения, присутствовавшие в языческой вере, сменились церковными правилами, охраняющими семью, человеческую жизнь.
Укрепился авторитет Руси среди других государств.
Приобщилась Русь к культуре, а значит архитектура, живопись развиваться стали.
Значение Крещения
1. Подчеркните, что приказал Владимир строить на месте идолов? Запишите в газету.
2. Для чего собирал детей у лучших людей? Сделайте вывод, запишите в газету.
3.Чем сменились кровавые жертвоприношения? Запишите в газету.
4.Как повлияло крещение на авторитет Руси среди других государств? Запишите в газету.
5. Как Крещение повлияло на развитие культуры в России? Выделите предложение в тексте и запишите его в газету.
Князь Владимир
Самым известным правителем Киевской Руси был князь Владимир, в народе его называли «Красное Солнышко», «Креститель», «Великий». Он был сыном князя Святослава и внуком княгини Ольги. Владимир много воевал с соседними государствами и племенами. В тот период на Руси было принято языческое вероисповедание, которое позволяло иметь много жен и заставляло делать жертвоприношения в виде ничем неповинных людей. У Владимира имелось 5 жен и сотни наложниц, от которых у него осталось 13 сыновей и не меньше 10 дочерей.
Владимир принял христианство и окрестил всю Русь. В преданиях Владимир предстает как щедрый правитель, жаловавший простых людей многочисленными пирами и подарками, как человек, преданный своей дружине и товарищам. Принять христианскую веру князь решил, поскольку полагал, что так наладит лучшие связи с Византией и сможет жениться на сестре императора Анне. Женившись на Анне Византийской, Владимир отказался от всех жен. Остаток своего правления князь старался не воевать без надобности и усердно развивал мощь государства, его культуру. Самым известным храмом, построенным при Владимире, стала Десятинная церковь, в которой и был похоронен Великий князь после смерти. В 2016 году в Москве открыт самый большой памятник Владимиру Крестителю в мире. Заполните таблицу.
Кто изображен на слайде? Как еще его называли? |
Чей это сын? Чей Внук? |
Каков характер Владимира? |
В чем заслуга Владимира? |
|
|
|
|