12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
wingalind80
Россия, Ростовская обл., х. Тубянский

Пояснительная записка к кроссенсам

для закрепления по разделу «Древний Восток» главы 4,5, 6 по учебнику История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений /А . А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2016

Слово "кроссенс" означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Эта интересная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Любую историческую фигуру или явление можно рассмотреть с нескольких сторон. Мы можем по-разному рассказать о Наполеоне или Александре Македонском - как о личностях, политиках или полководцах. Мы можем трактовать итоги Второй мировой войны с позиций СССР, Германии, США, Великобритании или Японии. Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы в истории, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, что немаловажно, он позволяет оживить «повесть временных лет» образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.

Цель: проверка усвоения знаний, по разделу «Древний Восток» у обучающихся 5 класса; отслеживание процесса формирования умений сравнивать различные страны и их культуры, делать выводы, анализировать изображения.

Актуальность и целесообразность: Ребята уже изучили первые государства и чтобы лучше запомнить их особенности, характеристики, изобретения и открытия я предлагаю им решить кроссенсы, и определить, какой теме они посвящены. Каждый кроссенс посвящен одной изученной стране. Учитель работая с кроссенсом предлагает ребятам определить его тему, если они затрудняются то можно определить что изображено на той или иной иллюстрации, разобрав несколько изображений дать возможность обучающимся сделать предположение или дать ответ и доказать свою точку зрения, почему на твой взгляд этот кросссенс посвящен именно данной теме. Если есть время можно кроме этих поверхностных связей найти более глубинные, тем самым давая возможность детям анализировать, сравнивать, делать выводы. Кроме того первое задание в ВПР по истории 5 класса связано с соотнесением изображений и стран, почему считаю актуальным использование данного вида головоломок.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ответ: Двуречье или Междуречье

Пояснение картинок (по часовой стрелке):

Син- бог луны, отец Шамаша и Иштар, бог жителей Двуречья.

Зиккура́т — многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

"Вавилонский дракон" - сирруш на воротах богини Иштар в Вавилоне.

Глиняная клинописная табличка.

Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим окружность на 360 градусов.

Число 60 было священным для жителей Древнего Двуречья, благодаря им мы делим час на 60 минут.

Верхняя часть каменного столба с текстом законов Хаммурапи. Шамаш вручает царю Хаммурапи жезл власти.

В Двуречье возник миф о всемирном потопе, так как здесь очень бурно проходили разливы рек.

Карта территории Древнего Двуречья.


 


 

Ответ: Финикия

Пояснение картинок (по часовой стрелке):

Ливанский кедр. Произрастал в Финикии и был материалом для изготовления кораблей.

Финикийский корабль. Финикийцы были хорошими мореходами.

Финикийцы плавали даже вокруг Африки. Их корабли отплыли из порта в Красном море и лишь на третий год вошли в Средиземное море.

В Финикии было изобретено прозрачное стекло, из которого изготавливали сосуды.

Маска из цветного стекла работы финикийского ремесленника.

Финикийцы сажали рощи оливковых деревьев. Из оливок (другое их название — маслины) они выдавливали душистое масло.

В финикийском алфавите было 22 буквы.

Финикийцы на дне моря находили особые раковины и из улиток добывали пурпурную краску.

Пурпурные ткани, которые создавались в Финикии, высоко ценились в соседних странах. Саму Финикию называли страной пурпура.

Ответ: Китай

Пояснение картинок (по часовой стрелке):

Великая Китайская стена.

В Древнем Китае изобрели бумагу.

Еще в древности китайцы научились выращивать чайные кусты.

Глиняные воины. Часть раскопанной гробницы Цинь Шихуана.

Конфуций.

Китайцы верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев — драконов.

В Китае научились изготавливать тонкие и воздушные шелковые ткани. Гусеницы шелкопряда, поедая листья шелковицы, выпускают тонкую нить, образующую коконы. Из коконов нить разматывают и делают из нее пряжу. (Великий шелковый путь)

Древнейший компас изобретен в Китае.

Цинь Шихуан - «Первый властелин Цинь».


 

Ответ: Индия

Пояснение картинок (по часовой стрелке):

1. С севера границей Индии служат Гималаи, самые высокие

горы в мире.

2. Бог Ганеша.

3. Труднопроходимые леса - джунгли.

4. Священная река Ганг.

5. Индийцы особенно боялись змей и старались их задобрить. Они

раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь,

змеи, а нас не трогайте».

6. В Древней Индии впервые появился сахар. Его делали из сладкого сока

сахарного тростника.

7. В Индии придумали игру для царей — шахматы.

8. В джунглях жили тигры.

9. Будда, основатель религии буддизма, учил, что главное — личные достоинства человека, а не его происхождение.

Ответ: Египет

Пояснение картинок (по часовой стрелке):

Саркофаг - гроб фараона.

Двойная корона фараона.

Изогнутый жезл и трехвостый бич – символы власти фараона.

Египетская боевая колесница.

Золотой воротник Аменемхета III.

Анкх- символ вечной жизни.

Фараон Тутанхамон. Реконструкция внешности.

Египет-дар Нила.

Пирамиды - гробницы фараонов.

Источники:

1. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений /А . А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2016

Опубликовано


Комментарии (6)

сменить сортировку
Забелина Маргарита Владимировна, 25.02.18 в 07:27 2Ответить Пожаловаться
Интересно! Спасибо за идею!
wingalind, 25.02.18 в 10:04 2Ответить Пожаловаться
Рада что вам понравилось. Я использую такую форму работы и в 6-7 классах. Дети очень любят разгадывать кроссенсы.
Поскребышева Наталья Олеговна, 08.03.18 в 14:32 1Ответить Пожаловаться
Очень понравилась идея. Спасибо.
wingalind, 11.03.18 в 18:51 0Ответить Пожаловаться
Рада быть полезной!!!
Кравченко Лариса Юрьевна, 09.03.18 в 22:42 1Ответить Пожаловаться
С большим интересом вспомнила историю! Спасибо за вашу работу!
wingalind, 11.03.18 в 18:53 0Ответить Пожаловаться
И вам спасибо за интерес к истории!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.