12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Суслопарова Людмила Юрьевна49420 Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023). Россия, Кировская обл., Уржум Материал размещён в группе «Интерактивные ресурсы для урока» |
Интерактивный кроссворд «Старославянские слова – 4»
Пояснительная записка
Цель: знакомство с лексическим значением устаревших слов – старославянизмов; создание условий для познавательной деятельности обучающихся; формирование умения «видеть» старославянские слова в текстах изучаемых произведений.
Познавательные УУД:
- поиск информации, необходимой для выполнения работы, совершенствование коммуникативных навыков, формирование умения работать со словарём старославянских слов.
Регулятивные УУД:
- формулирование и удержание учебной задачи;
- составление плана и последовательности действий;
- самоконтроль процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД:
- определение общих целей и пути их достижения;
- работа индивидуально, в паре и в группе;
- осуществление самоконтроля
Личностные:
- развитие внимания, наблюдательности, логического мышления.
Описание. Упражнение создано к урокам русского языка в старших классе по теме «Лексикология. Исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы». Может использоваться в индивидуальной и групповой работе на уроке, в качестве домашнего задания, во внеклассной работе, в том числи при подготовке к муниципальному и региональному этапам ВсОШ по русскому языку (перевод старославянских текстов). Изучаемый материал также может быть востребован на уроках литературы во время работы с текстами художественных произведений.
Задание для детей:
- Подберите к данным наречиям синонимы - старославянизмы.
При необходимости обратитесь к словарю старославянских
слов:
При разгадывании кроссворда вам может помочь ключевое слово.
- Объясните значения выделенных слов в данных отрывках:
- Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя… (А. С. Пушкин, «К морю»)
- Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала. (А. Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»)
- И днесь учитесь, о цари… (А.С. Пушкин, «Вольность»)
- И ныне, и присно, и во веки веков…. (Молитва «Отче наш»)
- Руки по швам,
Червяк земли!
Зело моим словам
Внемли́! (М. И. Цветаева, "Царь-девица"))
- И паки соборы, и цветы всякие, и ворота все в образах… а уж колокола-а звонят… поют и поют прямо! (И. С. Шмелёв, "Лето господне"))
Ответы.
По горизонтали: 2. Паки. 4. Овамо. 7. Днесь. 8. Присно. 10. Овогда. 11. Сице.
По вертикали: 1. Абие. 3. Вкупе. 5. Зело. 6. Искони. 9. Сегда. 12. Вотще. 13. Окрест.
Ожидаемый результат: углубление знаний по теме, расширение кругозора учащихся, формирование лингвистической компетенции у обучающихся.
Упражнение создано с помощью:
Источники:
Ссылки на изображения:
фон
очень
вместе2
тотчас
всегда
напрасно
сегодня
так