12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Любовь38
Россия, Вологодская обл.

Управление образования Администрации города Вологды

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и МОЛОДЕЖИ»

 

 

Методический совет

Протокол №1 от 23.08.2023

Утверждаю: Директор МУДО «ДТДиМ»

____________В.Н. Митрофанова

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Кружевные узоры»


 

Возраст обучающихся 7-17 лет

Срок реализации 1 год


 

Гладкова Любовь Викторовна,

педагог дополнительного образования

МУ ДО «ДТДиМ»


 


 


 


 


 



 

Вологда

2023

 

 

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

 

  Программа «Кружевные узоры» является общеобразовательной общеразвивающей и имеет художественную направленность.

   Актуальность программы. В наши дни стремительного прогресса, роста влияния иностранной культуры, глобализации, особо актуально становится сохранение народных традиций, элементов национального достояния, связывающих прошлое и настоящее.

  Кружевоплетение - выдающееся явление народной культуры.  Русское кружево по праву получило мировое признание.

  Современное кружевоплетение как вид деятельности сохраняется и развивает традиции прошлого, центров кружевоплетения: Рязани, Вологды, Кирова, Ельца, Балахны. Издавна кружево украшение любого наряда, любой одежды, от вечернего платья до летнего сарафана. Кружево в доме создаёт уют, теплоту домашнего очага.

  Занятия кружевоплетением совершенствуют умения анализировать, развивать пространственное мышление, развивают мышцы мелкой моторики, тонкую координацию движений, на нервную систему оказывают успокаивающее действие.

   Кружевоплетение - является народно художественным промыслом. Традиционное русское кружево отличается от, скажем, фламандского или ирландского не только внешним видом, но и технологией изготовления.

   На Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка, для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. 

   Преобладающий в настоящее время подход к развитию ценностных ориентаций подрастающего поколения в области художественной культуры не способствует раскрытию его художественно-творческих способностей. Актуальна задача поиска наиболее эффективных путей развития творческой деятельности подростков, вопрос о роли художественного творчества в процессе их формирования.

   Овладев основами кружевного ремесла, дети сохраняют и передают общекультурные ценности. Изделия выполняются вручную и приобрели особое значение. Дополнительная образовательная программа «Кружевные узоры», направлена на практическую деятельность по обучению детей овладеть основными приёмами кружевоплетения и подготовить самостоятельно выполнять простые кружевные изделия.

   Новизна программы в том, что в программе предусмотрено изучение и выполнение не только сцепной техники кружевоплетения, которая является наиболее доступной в овладении, но и вплетение в кружево бисера и пайеток.

   Обучение предусматривает самостоятельную разработку изделий обучающимися.  Дети самостоятельно составляют сколки и выполняют работы в новом исполнении.

   Данная программа является значимой, так как она специально разработана в целях сохранения традиций муниципалитета, реализуется в целях обеспечения развития детей по обозначенным на уровне городского округа города Вологды и Вологодской области приоритетным видам деятельности. Программа реализуется в объединении, обучающиеся которого ежегодно в течение последних трех лет добиваются высоких достижений на конкурсных мероприятиях межрегионального, всероссийского уровней, соответствующих профильной направленности программы.

   Педагогическая целесообразность Обучаясь мастерству кружевоплетения, происходит развитие творческих способностей, развивается воображение и фантазия, что помогает и даёт возможность реализовать себя в современном мире.

   Реализация программы оказывает влияние на формирование нравственной сферы, развивает эстетические чувства обучающихся, предоставляет им возможность овладеть навыками ремесла, способствует последующему самоопределению.

 Так как в младшем школьном возрасте закладываются основы будущей личности, фундамент нравственного поведения, то на занятиях решаются и воспитательные задачи: развитие взаимопонимания, уважения друг другу, толерантности, партнерских отношений.

   Очень важен пример и когда занятия посещают дети разных возрастов, то есть возможность регулирования и предупреждения конфликтных ситуаций. Старшие дети умеют анализировать ситуацию и помогают младшим.

Программа написана в соответствие с нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022)

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022);

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";

5. Устав МУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».

И Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.

Уровень освоения программы – базовый.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством овладения мастерством кружевоплетения.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с историей кружевоплетения в Вологодской области,

-обучить основным элементам,

- научить выполнять изделия по схеме (сколку)

Развивающие:

-развивать внимание, фантазию, творческие способности,

- формировать художественный вкус

Воспитательные:

- вызвать интерес к народному творчеству,

-воспитывать терпение, трудолюбие, аккуратность, усидчивость и умение до конца доводить начатое.

    Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения (108 часов)

      Участники программы

Программа рассчитана на детей в возрасте 7-17 лет.

Количество детей в группе от 5 до 10 человек.

Состав групп может быть разновозрастным.

     Режим и формы занятий

Форма обучения очная.

   Основной формой работы по программе является занятие.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу иодин раз в неделю  по 2 часа с перерывом 10 минут (т.е три часа в неделю).

     Занятия содержат теоретическую и практическую часть.

   Обучающиеся овладевают практическими умениями и навыками кружевоплетения от простого до сложного.

Используются различные виды проведения занятий:

А) занятие- игра

Б) занятие- беседа

В) комбинированные занятия

Г) практические занятия

Д) экскурсии

Е) участие в конкурсах

При обучении занятия могут проводиться как с целой группой, так и с подгруппой и индивидуально.

 

Планируемые результаты

Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- учебно – познавательный интерес к кружевоплетению;

- интерес к самостоятельной творческой деятельности,

- адекватное понимание причин успешности творческой деятельности,

-развитие творческих способностей ребенка, активизация воображения и фантазии.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

- совместно с педагогом давать оценку своей деятельности на занятии;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- использовать схемы для представления результатов;

- анализировать объекты, выделять главное;

- проводить классификацию по разным критериям;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств

массовой информации.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно

строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты

По окончанию изучения программы обучающиеся:

Должны знать:

- историю Вологодского кружева,

-Вологодское кружево его особенности,

-инструменты, материалы, оборудование,

-основные элементы и технология выполнения,

-технология выполнения изделий,

-качество кружевных изделий,

-технику безопасности.

Должны уметь:

-организация рабочего места,

-использовать оборудование, инструменты,

-выполнять изделия по технологии,

-выбирать место заплёта,

-соблюдать технику безопасности,

-выполнять зашивку,

-участвовать в выставках, конкурсах.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Формой аттестации по программе являются:

-текущая аттестация в форме открытого занятия.

-промежуточная аттестация в форме выставки.

-аттестация по итогам реализации программы в форме выставки.

 

Учебный план

№ п.п.

Тематический план

Теория

Практика

Всего

Итоги, форма аттестации

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

История кружевоплетения1

1

-

1

 

2

Оборудование, инструменты и

материалы

2

-

2

 

3

Приёмы плетения основных элементов кружева

2

10

12

Текущая аттестация

Занятие

4

Сцепная техника плетения кружева

2

28

30

 

5

Выполнение небольших сувенирных изделий

2

22

24

Промежуточная аттестация

Выставка

6

Дополнительные элементы в кружеве

 

30

30

Аттестация по итогам реализации программы

Выставка

7

Разработка сколка

 

2

 

4

 

6

 

8

Подготовка и проведение итоговой выставки.

3

-

3

Подведение итогов

9

Итого

14

94

108

 

 

Содержание программы

Тема 1.Вводное занятие

  Теория: Инструкция по ТБ. История возникновения кружевоплетения.

   Показ готовых кружевных изделий с целью развития интереса к народному промыслу. Ознакомление с широким ассортиментом кружевных изделий. Знакомство с кабинетом, где будут проходить занятия и рабочим местом кружевницы, оборудованием, инструментами, материалами и режимом работы, правилами техники безопасности на рабочем месте.

   Обучение приёмам изготовления подушки, и подготовка ткани для наволочки на подушку. Подготовка сколков, точек накола, коклюшек, нитей для работы.

  История кружевоплетения.  Кружевоплетение – традиционный вид женского рукоделия.

  Ранние образцы русского кружева относятся к 17 веку. В то время кружева плели из золотых и серебряных нитей. В конце 18 века в России появились кружевные мануфактуры. Они возникли в помещичьих имениях. Позже кружева плели льняными, шёлковыми и хлопчатобумажными нитями.

   Русское кружево всегда было связано с народной вышивкой и узорным ткачеством, оно являлось одним из выразительных черт русской национальной культуры.

   Показ кружевных вещей.

Тема 2.Оборудование, инструменты и материалы.

   Теория: Оборудование для кружевоплетения включает в себя: подушку (валик), подставка (пяльца) и коклюшки.

   Подушка - округлый валик, туго набитый соломой, опилками или сеном.  На подушку закрепляется сколок (рабочий рисунок кружевного изделия). Размеры подушки могут быть различны в зависимости от размера выплетаемых изделий.

    Пяльца (подставка) – две деревянные рамы, соединённые между собой деревянной перекладиной или металлическим болтом, низ подставки закрепляется кожаным ремнём. На них ставится подушка при плетении.  Подставка должна быть исправной, чистой, гладкой и устойчивой.

   Коклюшки – тонкие деревянные палочки с углублением для намотки ниток. Коклюшки должны быть всегда ровными и гладкими.

  Материалы основные: нитки.

   Материалы вспомогательные: булавки, сколок, картон.

   Для изготовления сколков: бумага, картон, калька.

   Основные сведения о материалах, используемых для кружевоплетения и их свойства (нитки х/б, шёлк, лён), особенности при плетении.

    Организация рабочего места.

   Правила и приёмы намотки ниток на коклюшки, приёмы закрепления нитки на коклюшки. Намотка ниток на пару коклюшек.

    В кружевоплетении коклюшки считаются и навиваются для заплёта изделий парами. Для плетения одного изделия подбираются коклюшки одинаковые по толщине и длине. Начинать навивку коклюшки всегда нужно с верхней части шейки, в таком случае нить в конце плетения не будет скользить и раскручиваться с коклюшки. Сначала навиваем одну коклюшку. Обрезаем нить и навиваем вторую коклюшку, после делаем закрепительные петельки на обеих коклюшках.

    Инструменты для кружевоплетения включают в себя: ножницы, крючок, накол.

   Ножницы – режущий инструмент, состоящий из двух остроконечных лезвий, соединенных между собой болтом. Ножницы необходимы для обрезания концов нитей в кружеве, поэтому должны быть исправные, острые. Не ржавые.

  Крючок – тонкий металлический стержень с загнутой головкой.  Крючок должен быть чистый, не ржавый и не гибкий.  Применяется для соединения петель в сцепном кружеве. С его помощью выполняется зашивка, сшивка кружевных изделий и зашиваются оборванные при плетении нити.

    Накол – игла, вставленная в деревянную палочку длиной 4-5 см.  Используется для прокалывания точек рисунка кружева на сколке, поэтому игла накола должна быть по диаметру не толще булавки.

     Основные и вспомогательные материалы.

Нитки являются основным материалом для кружевоплетения.

Для плетения Вологодского сцепного кружева традиционно используется лён. Можно использовать и другие нити натурального и искусственного происхождения.

Вспомогательные материалы: булавки должны быть прямые, не ржавые.

Сколок – рабочий рисунок кружева на бумаге или на кальке.

Картон – плотная бумага. Используется совместно со сколком.

Тема 3.Приёмы плетения основных элементов кружева.

    Теория. Основные элементы коклюшечного кружева. Их характеристика, назначение и технология выполнения. Разбор техники плетения «плетешка», «полотнянки», «сетки», «насновки». Инструкция по технике безопасности. Опасные инструменты.

   Требование безопасности во время работы. Правильное обращение с опасными инструментами.

   Дополнительные элементы коклюшечного кружева. Отвивная петелька. Виды скани: полотнянка, верёвочка, ёлочка. Их назначение и характеристика. Технология их выполнения.

   Понятия «ходовая», «средние долевые пары», «полный заплёт».

    Отличие и сходство между сеткой и полотнянкой.

   Практика. Организация рабочего места. Укрепление сколка на валике. Подбор ниток. Намотка нитей на коклюшки. Навешивание. Отработка основных приёмов плетения.

   Практическое выполнение образцов плетешка, обыкновенной полотнянки, полотнянки с перевивом крайних долевых пар с ходовой, полотнянки с перевивом всех пар, сетки, насновки. Отрабатывать правильное натяжение нитей.

   Практическое выполнение плетешка с отвивной петелькой (с одной стороны плетешка, с обеих сторон плетешка).

  Практическое выполнение образцов полотнянки со сканью полотнянка, со сканью «ёлочка», со сканью «верёвочка».

Плетешок.

   Овладение первичными умениями правильно держать коклюшки, выполнять операции «перевить», «сплести»; «пол заплета», «полный заплет». Освоение приема ликвидации обрыва нитей. Формирование аккуратности. Ознакомление с техническими требованиями плетешка.

Отвивная петля.

   Выполнение плетешка с отвивными петельками.

    Выполнить операцию «перевить» «сплести» и булавкой поддев нить одной коклюшки как и при вязании при наборе петель сделать петлю.

Насновка овальная.

     Технология выполнения насновки, правильно удерживая пару коклюшек в правой руке, выполнить операцию «перевить» два раза и среднюю коклюшку, переложить под низ левой коклюшки в левой паре. В левой руке парой выполнить операцию «перевить» два раза и среднюю коклюшку положить сверху средней коклюшки правой пары. Повторять перевивы удерживая крайние коклюшки насновки до её овальной формы и нужного размера по ширине и длине.

    Важную роль несут крайние коклюшки каждой пары, при их натяжении зависит форма будущей насновки. Коклюшки каждой пары, которые находятся в середине при плетении насновки желательно не тянуть.

Насновка квадратная.

    Технология выполнения насновки квадратной такая же, как и овальной. Правильно удерживая пару коклюшек в правой руке, выполнить операцию «перевить» два раза и среднюю коклюшку переложить под низ левой коклюшки в левой паре. В левой руке парой выполнить операцию «перевить» два раза и среднюю коклюшку положить сверху средней коклюшки правой пары. Повторять перевивы удерживая крайние коклюшки насновки до её квадратной формы и нужного размера по ширине и длине.

   Важную роль несут крайние коклюшки каждой пары, при их натяжении зависит форма будущей насновки. Коклюшки каждой пары, которые находятся в середине при плетении насновки желательно не тянуть.

Навивной паучок.

    Технология выполнения. Перевивание двух пар коклюшек и сцепление с плетешками в узоре. Повторение по кругу, до нужной ширины паучка. Обычно выполняется в плетешковых заполнениях.

Ложный плетешок.

    Пара коклюшек перевивается до нужной точки, сцепляется крючком и обратно сцепляется несколько раз с теми нитями, что перевивались.

Полотнянка простая без перевива крайних пар.

   Выбор линии заплёта, определение количества пар и булавок при заплёте, навешивание пар, заплёт полотнянки. Формирование понятий «ходовая», «средние долевые пары», «полный заплёт» опуская первую операцию перевить»

Полотнянка с перевивом крайних долевых пар.

   Выбор линии заплёта, определение количества пар и булавок при заплёте, навешивание пар, заплёт полотнянки. Формирование понятий «ходовая», «крайние пары», «средние долевые пары», «полный заплёт» опуская первую операцию перевить»

Полотнянка с перевивом всех пар.

    Выбор линии заплёта, определение количества пар и булавок при заплёте, навешивание пар, заплёт полотнянки. Формирование понятий «ходовая», «средние долевые пары», «полный заплёт опуская первую операцию перевить».

Сетка.

    Выбор линии заплета, определение количества пар, расстановка булавок, навешивание пар. Закрепление понятий «ходовая», «крайняя » пары перевить», «сплести» «пол заплета». Отличие и сходство между сеткой и полотнянкой. Соблюдение количества перевивов. Освоение технологии ликвидации обрыва нитей. Отработка умений правильно ставить булавки. Ориентация по рисунку.

Скань веревочкой.

   Пару скани перевить и между нитей положить ходовую пару, при плетении повторяется по всему узору.

Скань «косичкой».

   Две пары скани перевиваются навстречу друг другу, между ними положить ходовую пару, далее повторять.

Текущая аттестация. Выставка изделий.

Тема 4. Сцепная техника плетения кружев.

  Теория: знакомство с вилюшкой. Понятия «сцепка», «закидка» и их технология выполнения. Технология ликвидации обрыва нитей. Виды зашивки.

    Практика: Выполнение приёмов сцепной техники плетения.

Вилюшка.

  Знакомство с парной техникой плетения. Особенности сцепной техникой плетения. Формирование первоначальных приемов по выполнению вилюшки. Определение понятий «сцепка», «закидка» и их технология выполнения. Технические требования, предъявляемые к качеству «вилюшки» выполненной «полотнянкой» закрепление умений по выполнению «полотнянки». Распределение пар по ширине полотнянки. Ровность крайних пар. Совершенствование приемов выполнения поворотов. Выполнение сцепки закидки. Ознакомление с последовательностью выполнения решеток, заполнений. Способы последовательности решеток, заполнений. Определение места заплета изделия, распределение пар по ширине полотнянки, навешивание пар. Последовательность выполнения изделия. Совершенствование приемов выполнения сцепок, закидок, ориентация ведения ходовой, зависимость количества перевивов крайних пар от расстояния между точками накола, выполнение разных геометрических форм из плетешков, выполнение сцепок в решетках и заполнениях.

    Ознакомление с разными видами зашивок. Соединение плетешков (одного и несколько) в одной точке. Отработка плотности, ровности плетешков.

Способы завершения работы. Зашивка.

   Виды зашивки. Иголкой соединение. Подготовкой пар заранее, через коклюшку и проплетание двойных нитей. Зашивка в тупик, готовят все пары, кроме крайних и ходовой. Доплёт до начала заплёта и протаскивание пар крючком в разные стороны, зашивая их.

Тема 5. Выполнение небольших сувенирных изделий.

Подготовка к работе. Понятие рисунка. Выполнение.

   Теория: Объяснение поэтапного плетения изделия. Правила пользования крючком. Способы последовательности заполнения решеток. Определение места заплета изделия. Последовательность выполнения изделия.

    Практика. Намотка ниток на коклюшки. Плетение сувениров.

Промежуточная аттестация. Выставка.

Тема 6. Дополнительные элементы в кружеве.

   Практика. Подбор нитей, подготовка рабочего места и инструментов. Подготовка пар с бисером, с пайетками.

    Выполнение дополнительных элементов с бисером и пайетками.

   Три способа украшения кружева бисером.

Первый: вплетать бисер нанизанный на нить одной из коклюшек.

Второй: вплетать бисер каждый раз сцепляясь за бисеринку крючком в нужном месте.

Третий: к готовому сплетенному кружеву пришивать бисер или бусины.

    При подготовке пар, к заплёту изделия, на одну пару, которая пойдёт как средняя долевая, надо нанизывать бисер. Сначала навиваем ту коклюшку, которая будет без бисера, а на нить перевиваемую вторую коклюшку, с помощью иглы для бисера, надо нанизывать бисер. Длина нити на коклюшке может быть любая, бисера на длину нити примерно 30 см. Когда коклюшки готовы можно начинать. Бисер можно в кружеве добавить как по середине полотнянки, так и с краю по желанию. Размер бисера или бусин на выбор по желанию.

    Кружевные броши, нашивочки или сувениры, могут быть украшены пайетками. Пайетки могут быть маленькие, плоские, выгнутые и разного размера, цвета.

    Для использования в кружевоплетении надо соблюсти несколько условий:
1. Широкая полотнянка, на образце 1,5 см.

2. Пайетки нанизываем на бисерную нить, она не пострадает от металлической пайетки - не перережется.

3. Рядом с пайеткой, с обеих сторон, надо пустить по одной паре проплетающейся полотнянкой.

4. Не на каждом сколке можно выложить узор такой дорожкой. Идеально, узор без резких поворотов, что- то плавное, извилистое.

Выполнение дополнительных элементов.

Аттестация по итогам реализации программы. Выставка.

Тема 7. Разработка сколка.

     Теория: Общие сведения о рисунке. Условные обозначения и правила расчёта рисунка. Расчёт решёток, заполнений. Приемы вычерчивания контуров сколков

Практика:

Составление сколков.

Деление окружности на равные части.

Круг вписанный в квадрат.

Сопряжение с заданным радиусом.

Построение вилюшки.

Эскизная проработка сколка трилистника.

Эскизная проработка сколка вологодского цветка.

Выбор выкройки, композиция рисунка, пропорции, нанесение точек и заполнений. Разработка рисунка на миллиметровке, зарисовка на кальку, копирование, закрепление на картон.

Тема 8. Подготовка и проведение итоговой выставки.

    Теория: Подведение итогов. Организация выставки. Подготовка к выставке

Аттестация по итогам реализации программы проводится в форме выставки.

 

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов (в год)

Кружевные узоры

сентябрь

май

36

108

 

Ресурсное обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

    При реализации программы используются следующие методы:

    Показ является основным методом обучения, медленно показываются движения плетения и лишь со временем ребенок понимает, что все самые сложные вещи, сплетены с помощью этих нехитрых движений.

Для преодоления обучающимся затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от возможностей ребенка и разные виды помощи:

- стимулирующая (воздействие педагога направлено на активизацию собственных возможностей для преодоления трудностей);

- это эмоционально – регулирующая помощь (оценочные суждения педагога, одобряющие или порицающие действие ребенка);

- направляющая (организация умственной деятельности ребенка, при котором все компоненты осуществляются самостоятельно, педагог лишь направляет деятельность).

     Наглядные методы: демонстрация наглядных пособий, картинок, схем.

     Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, чтение художественной литературы.

      Проектная деятельность - создание проекта, его защита;

Материально – техническое обеспечение программы

     Для реализации программы имеется кабинет, оборудованный специальной мебелью.

   Для занятий имеется наглядный и методический материал: образцы кружева, сколки, альбомы с образцами кружева, книги по рукоделию, книги с музейными экспонатами по кружевоплетению, образцы работ, выполненных ребятами.

    Для занятий необходимо – подушка, покрывало для подушки, пяльца, коклюшки.

Материалы: нитки для плетения, булавки, ножницы, накол, коклюшки, линейка, шило, крючки для вязания.

Кадровое обеспечение программы

По программе занятия проводит педагог дополнительного образования первой категории. Образование педагога соответствует профилю реализации программы.

 

Результативность работы по программе

Способами отслеживания результативности являются:

- наблюдение, оценивается: уровень усвоения изучаемого материала, работа детей на занятии;

- анкетирование родителей;

- открытые занятия

 

Критерии оценки результативности обучения

   Знание основных терминов (коклюшка, валик, подставка, крючок, сколок, параллельное плетение, «в одну нить», «в две нити»):

Низкий уровень - не знает основные термины

Средний уровень - знает некоторые термины

Высокий уровень - знает все термины

     Знание основных приёмов техники кружевоплетения (сцепление, перевив):

Низкий уровень - не знает основные приёмы, при выполнении элементов допускает 5 ошибок и более

Средний уровень - знает некоторые приёмы, при выполнении элементов допускает 3-4 ошибки

Высокий уровень – знает все приёмы техники кружевоплетения, при выполнении элементов не допускает ошибок

    Владение перебором коклюшек (правильное держание коклюшек, скорость перебора):

Низкий уровень - ребенок не владеет перебором

Средний уровень - может правильно держать коклюшки, но работает очень медленно

Высокий уровень -может правильно держать коклюшки, владеет перебором

    Умение плести самостоятельно изделия:

Низкий уровень - не умеет плести самостоятельно изделия,

Средний уровень - может плести самостоятельно, но работает очень медленно,

Высокий уровень - может плести самостоятельно изделия

 

      Критерии оценки кружевных работ:

- правильность выполнения основных элементов,

-плетешки ровные и утянутые,

-полотнянкаровная, одинаковой ширины на протяжении всего изделия,

-насновка хорошо утянута, правильной формы,

- соответствие изделия сколку

- чистота изделия.

 

Воспитательный компонент программы

 

Календарный план воспитательной работы на учебный год

Сроки проведения

Название мероприятия

Форма проведения

 

Направление

сентябрь

Неделя безопасности

Информационные беседы по правилам безопасного поведения

профилактическое

 

октябрь

День пожилого человека

Информационные беседы ко Дню пожилого человека

духовно-нравственное

ноябрь

День матери

Мастер-класс

«Украшение для мамы»

общекультурное

 

декабрь

Новый год

Мастер-класс

«Новогодняя открытка»

трудовое

 

февраль

День защитника

Отечества

Информационные беседы ко Дню защитника Отечества

патриотическое

 

апрель

День экологических знаний

Информационные беседы ко Дню экологических знаний

экологическое

 

 

Литература

Горб Д.А. Рыжов А.Г. и др. Киришское кружево. Выпуск 1. СПб, 2007

Горб Д.А. Рыжов А.Г. и др. Киришское кружево. Сколки узоров Выпуск 2. СПб, 2012.

Исакова К.В. Плетение кружева. – М.,1958.

История искусства. Электронное пособие. М.: «Кирилл и Мефодий», 2003.

Климова М. Как самой плести кружева. – СПб.,1913.

Кружевоплетение на коклюшках. Урываева. И. 2001

Курс женских рукоделий. – СПб.,1902.

Лукашева Р. А. Стильные штучки из кружева (Ручная работа), 2008 г.

Митрофанова А. Кружевоплетение на коклюшках, 2000

Плющева А.Я. Новые приемы кружевоплетения. – М.,1964.

Скворцова О.А. Белевское кружево. Прорисовки, фотографии, схемы, по материалам личной коллекции. Тула, 2013.

Скворцова О.А. Белевское кружево: возвращение традиций. – Тула, 2015.

Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. – Л., 1983.

 

Литература для обучающихся

Андреева И. А. «Популярная энциклопедия» М..1992

Берегиня – «Рукоделие – опыт мастеров» М..1995

Блинова А. М. «Русское кружево» М..2007

Борко Л. А. «Рукоделие» М..2001

Виноградова Е. Г. «Рукоделие» Спб.. 1999

Дайн Г. Игрушечных дел мастера.-М., 1994

Климова Н. Т. «Народный орнамент в композиции художественных изделий» М..1993

Лукашева Р. А. Основы художественного ремесла «Русское кружево» М..1998

Майстровский М. Земля мастеров.- М. Р., 1986.

Рогов А. Кладовая радости.- М., 1982.-С. 179-200.

Семенова М. Мы - славяне.- СПб., 1998.-С.283-441

Степаненко В. Сказ о голубом цветке.- М. 1983.

Тринова Е. Кружевные сказки.- Детская литература.,1983.- С-247

Шангина И.И. Русские традиционные праздники.- СПб.1997.


 

Приложение

Конспект занятия

«Браслет с бисером»

Педагог: Гладкова Любовь Викторовна;

Возраст детей: 11-12 лет;

Тема: «Браслет с бисером»

Тип занятия: Закрепление знаний

Форма работы: индивидуальная

Цель занятия: формирование знаний и умений о технике плетения из кружева.

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение применять теоретические знания о плетении плетешка на практике при изготовлении изделия;

Формировать знания о способе применения в кружеве такого декоративного элемента

Развивающие:

Развивать моторику рук;

Воспитательные:

Приобщать детей к декоративно – прикладному промыслу Вологды;

 

Формируемые УУД:

Личностные:

Обеспечить смысловое представление обучающихся о культуре родного города;

Регулятивные:

Обеспечить осознание обучающимися того, как применять изученный элемент плетения в изделиях;

Познавательные:

Развитие у обучающихся умения усовершенствовать свою технику плетения на практике используя новые элементы декора;

Коммуникативные:

Научить обучающихся применять декоративные объекты в кружевоплетении;

 

Необходимое оборудование: пяльца, подушка.

Необходимые инструменты: накол, коклюшки, ножницы, булавки.

Необходимые материалы: сколок, нитки, бисер.

Готовность педагога: Подготовить для обучающихся готовый образец изделия «Браслет с бисером»

Планируемые результаты:

Умеют работать с техникой плетения «Плетешок»;

Имеют представление о понятии «декоративные объекты»;

Знают о видах декоративных объектов;

Знают о способах применения декоративных объектов;

Знают, как применять декоративный объект «Бисер» в изготовлении изделия;

 

 

 

 Этапы занятия

 

Методы, средства и формы организации занятия

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.

Организационный момент

(5 мин)

Словесные:

Диалог

Приветствие педагога с обучающимися:

 

 

«Здравствуйте ребята»;

 

Подготовка к занятию рабочего места.

«Ребята, пожалуйста, проверьте свои рабочие места, всё ли у вас на месте: пяльца, подушка, каклюшки, булавки, ножницы, нитки, накол, сколок.»

 

Повторение техники безопасности:

«Ребята, при нашей работе важно знать технику безопасности, перечислите пожалуйста по одному основному правилу по очереди»

(5 мин)

Приветствие обучающихся с педагогом:

 

 

«Здравствуйте»;

 

 

Подготовка рабочего места.

Проверка материалов и инструментов для работы с кружевом;

 

 

 

 

 

Повторение техники безопасности: перечисление правил.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

 

II.

Актуализация знаний

( 5 мин)

Словесные:

беседа

Повторение опорных понятий:

 

«Ребята, скажите пожалуйста знаете ли вы что такое декор, что он из себя предстовляет?»

 

 

«Верно, а что подразумевается под декоративными объектами?»

 

 

« Это действительно так, а где можно применять декор?»

 

«Да, сегодня мы поработаем с таким объектом декора как «Бисер» используем его для украшения нашего изделия, плести мы будем браслет с элементом плетения «Плетешок»

(5мин)

Ответы на вопросы педагога:

 

«Деко́р — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление изделий»

 

 

«Декоративные объекты это бисер, паетки, блестки, подвески, ленты, и т д»

 

«В работе с различными изделиями, предметами, и другое»

Коммуникативные:

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли

III.

Самостоятельное и творческое использование формируемых умений и навыков в практической работе (25 мин)

Практическая работа

Привлечение внимания обучающихся к работе;

Начинаем занятие с основного приёма: «перевить – сплести».

Сегодня выполним основной элемент: плетешок и сплетём изделие «Браслет с бисером».

При работе соблюдаем технику безопасности, все инструменты на своём месте, во время работы не отвлекаться, быть внимательным. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать посторонних предметов.

Начинаем плести плетешок, соблюдая технику выполнения. В процессе плетения подтягиваем бисер по ниточке на коклюшке, и продолжаем плести. Закрепляем узелком концы нити и снимаем изделие. Меряем браслет на руку. (25 мин)

 

Первичное закрепление материала:

 

Активная деятельность:

 

 

Внимательно слушают информацию которую дает педагог, следуют указаниям выполняя работу;

 

 

Регулятивные:

Активная деятельность в работе занятия

 

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

(5 мин)

 

Практические:

Творческое задание;

Словесные:

Опрос

Обучение способам самооценки деятельности, умение обучающихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определение степени успешности:

Контроль педагога за деятельностью учащихся; Помощь в исправлении ошибок.

Выполнение творческой работы:

Плетение браслета, постановка вопросов педагогу, самооценка деятельности.

Регулятивные:

Активная деятельность Коммуникативные:

Умение точно и полно выражать свои мысли

 

Рефлексия деятельности

(5 мин)

Словесные:

Опрос;

 

Подведение итогов индивидуальной деятельности обучающихся:

«И так, что мы сегодня делали на занятии?»

«Смогли ли мы достигнуть нашей цели? Были ли трудности в ходе работы или нет?»

«Наши задачи выполнены а цели достигнуты, мы успешно сплели изделие которые вы можете использовать в качестве своего аксессуара и носить на запястье руки. Всем спасибо за работу»

(5 мин)

Подведение итогов индивидуальной деятельности:

«Сплели браслет с бисером»

 

«Да, мы достигли нашей цели. Проблем не возникало»

Коммуникативные:

Умение точно и полно выражать свои мысли

 

 

 

t1705559216aa.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.