12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прокудин Александр Юрьевич112
Россия, Пермский край, Кизел
Материал размещён в группе «"Творим сами"»

Характеристика объединения

«Русские узоры» 

    Кружок «Русские узоры»  открылся с 2015 года и работает по 2-х годичной программе. В кружке занимаются мальчики и девочки разного возраста, разного уровня развития, разных интересов и с разными физическими способностями. От всех этих факторов зависит сложность и виды выполняемых заданий. Занятия с детьми ведутся по индивидуальному методу обучения, чтобы иметь возможность задействовать в учебный процесс всех детей, независимо от их способностей и возможностей.  Эти меры дают возможность к окончанию учебного года поднять успехи группы и каждого её члена на довольно высокий уровень.

    Группы формируются по смешанному типу (старшеклассники и школьники младших классов вместе), это облегчает работу педагога (старшие помогают младшим), позволяет ему уделять равное внимание всем детям.

    В процессе работы дети  получают навыки работы с разным инструментом, на различных станках. Знакомятся и осваивают способы обработки разных видов древесных материалов и пород древесины.

    В процессе обучения дети получают кроме физических навыков ещё и дополнительные знания исторического плана, работа в кружке развивает их пространственное, логическое и образное мышление, а самое главное, развивает в детях чувство прекрасного.

    Работы кружковцев несут общественно полезный характер. Их изделия используются дома в хозяйстве, в детском саду, как дидактический материал.

    Навыки, получаемые детьми в кружке, позволяют им самостоятельно заниматься любимым делом и после окончания кружка совершенствоваться в развитии народно-декоративного творчества.

 

Цели и задачи объединения 

1.Резьба по дереву не применима без творчества и педагог должен показывать ученикам на примере свою любовь к творчеству и расширять кругозор у школьников.

2.Развивать трудовые навыки, умения и наклонности учащихся, совершенствовать их эстетическое воспитание.

3.Занятия в кружке должны носить воспитательный характер, научить учащихся видеть практическую пользу своего труда.

4.Совершенствовать работу кружка, работу с родителями и школой.

5.Научить различать типы резьбы и правильно пользоваться режущим инструментом.

6.Стимулировать интерес к выполнению работ и посещению кружка.

7.Вести работу с учениками, интересоваться успеваемостью в школе и дома.

    Целью всех этих усилий является полноценное развитие ребенка в общественно-полезного и активного члена общества, развитие его эстетического вкуса и морального облика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многослойная аппликация из ДВП

 

В первое время я сталкивался с проблемой возрастного и физического ограничения при наборе детей в кружок, так как реально заниматься резьбой по дереву дети имеют силы,  начиная с 5 класса.

А как же начальная школа?!

Всем известно, что всевозможные навыки и таланты легче и быстрее всего развивать в младшем возрасте. Я начал думать о том, как заменить малышам непосильную пока для них резьбу по дереву на равноценную по качеству и эффективности результата деятельность.

Таким вот образом появилась на свет «Многослойная аппликация из ДВП, имитирующая рельефную резьбу по дереву».

Результаты этого опыта превзошли все ожидания: дети всех возрастов от первого до одиннадцатого класса приняли эту методику на «Ура»! Лобзик – основной инструмент для изготовления многослойной аппликации, легко осваивается детьми еще в первом классе, а значит, они имеют возможность сделать своими руками работу, пусть более легкую в исполнении, но ничем не уступающую резной рельефной поделке. Такие изделия сейчас украшают комнаты многих детей, посещавших кружок.

Но самое главное, что эта технология позволяет обучать детей сразу многим навыкам: выпиливать лобзиком, работать шлифовальным инструментом, чертёжными инструментами, работать косым ножом, профильными резцами, клеем, красками, лаком.  И всё это осваивается уже в первом – втором классах!

Более подробно о многослойной аппликации написано в одноименной методической разработке, прилагаемой ниже. 

Изготовление многослойной аппликации « РАЙСКАЯ ПТИЦА».

Инструменты, приспособления, материалы: верстак, выпиловочный столик, лобзик, резец "косячёк", наждачная бумага, лист ДВП, клей ПВА, гуашь, лак ХВ, кисти.

1. Для изготовления многослойной аппликации необходимо выбрать эскиз и разбить на слои (выделено цветом).

 

2. Детали выпиливаются по контуру лобзиком.

3. Детали склеиваются последовательно, в соответствии с первоначальным эскизом (общий вид).

 

4. После высыхания клея, кромка изделия выравнивается (срезается) "косячком" в вертикальной плоскости.

 

5. Ребро изделия скругляются «косячком» и зашлифовываются наждачной бумагой.

 

 

6. На готовом изделии прорезаем выделенные линии по контуру и зачищаем наждачной бумагой.

 

 

7. Готовое изделие окрашивается гуашью и покрывается лаком.

 

 

Токарная игрушка из дерева

        Совсем недавно – лет 15-20 назад, в сувенирных магазинах в большом количестве продавались фигурки, выточенные из дерева на станке, окрашенные краской и покрытые лаком. Эти фигурки пользовались особой популярностью и спросом. В настоящее время это ремесло незаслуженно забыто, а жаль.

    В процессе обучения детей работе на токарном станке по дереву, дети начали приносить из дома точёные сувениры и интересовались, можно ли их сделать в условиях кружка.

    Мы пробовали, и оказалось, что такая работа нам по силам.  Все дети, начиная с 1 по 11 классы, освоили технологию. Разница только в сложности выполняемых работ. В дальнейшем мы учились создавать из фигурок  композиции от простейших «Лиса и колобок», до очень сложных «Дон Кихот и Санчо Панса».

    Особенно хорошо технология осваивалась еще и потому, что учитель учился вместе с детьми и нередко советовался с детьми и обсуждал, как сделать работу более доступной и легко выполнимой для учеников.

    Освоив технологию точения игрушек, учащиеся не только получили новые знания, умения и расширили свой кругозор, но и получили замечательную возможность использовать свои умения для изготовления своими руками сувениров, подарков своим родным и знакомым на праздники «Дед Мороз».

        Более подробно с токарными игрушками можно познакомиться в методической разработке, представленной ниже.

 

 

Сувенир-игрушка «Дед Мороз»

(Токарная игрушка из дерева)

    С древних времён на территории России широкое распространение получило изготовление посуды, утвари и игрушек из дерева, выполненных методом точения на токарном станке.

    При обучении детей в кружке «Русские узоры» дети знакомятся с точением из древесины на станке. После освоения основных способов работы на станке и освоения всех правил безопасности детям можно предложить изготовить несложные токарные игрушки-сувениры. Для изготовления этих сувениров на токарном станке нужна: заготовка из древесины липы, ольхи, осины или березы, наждачная бумага, набор резцов для токарных работ по дереву, клей ПВА, краски гуашевые, лак.

    Изготовление токарной игрушки из дерева разберем на основе токарной игрушки-сувенира «Дед Мороз».

Сувенир-игрушка «Дед Мороз» может быть изготовлен любого размера, но при этом должны соблюдаться основные пропорции деталей фигурки соответствии с изображением фигурки на рис.1. Рис. 1

Согласно рис.2  изготовить детали фигурки, на токарном станке, соблюдая пропорции и форму.

Сборка игрушки-сувенира производится из деталей, изображенных на рис.2 по схеме, изображенной на рис.3.

Рис. 3

    Все детали соединяются между собой шпильками с клеем ПВА, а затем сушатся. После просушки фигурка окрашивается гуашевыми красками и покрывается лаком.

    Шпильки, которыми соединяются детали, вытачиваются прямо на деталях.

    Работа над игрушкой-сувениром развивает в детях чувство пропорциональности частей фигурки, учит детей точить детали сложной формы, учит способам соединения деталей между собой под разным углом. Учит работать с клеем, красками, лаком.

 

Заключение

    В заключение хотелось бы заострить внимание на некоторых результатах внедрения новых и восстановления старых методик.

    В процессе разработки новых методик и попыток восстановления старых способов работ по дереву педагог старался работать в тесном сотрудничестве с детьми. Учитель поощрял стремления детей: экспериментировать с разными вариантами выполнения работы, выдвигать собственные идеи, отстаивать собственные идеи, своё мнение и доказывать на деле свою правоту. Все это привело к сплочению коллектива, научило детей прислушиваться и уважительно относиться  друг к другу.

    Учащиеся убедились, что восстановление старых способов работы с древесиной интересно и увлекательно. Этими методами можно воплотить в жизнь любую фантазию и замысел, эта технология не имеет ограничений по сложности в переноске с эскиза на дерево.

    Дети поняли и то, что художественная обработка дерева и древесных материалов – это не статичное застывшее ремесло, а интересное и полное еще нераскрытых возможностей и граней искусство, которое необходимо и стоит осваивать, совершенствовать и развивать, параллельно развивая и совершенствуя свои способности и навыки 

Литература

1.Барадулин В.А. «Основы художественно  ремесла», М., Просвещение, 1979.

2.Газарян С. «Прекрасное – своими руками», М., Детская литература, 1980.

3.Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву» М., Лесная промышленность, 1985.

4.Хворостов А.С., Хворостов Д.А. «Художественные работы по дереву: макетирование и резное дело», М., Владос, 2002.
Узоры
DOCX / 159.81 Кб

Опубликовано в группе «"Творим сами"»


Комментарии (1)

Кузнецова Галина Ивановна, 27.12.20 в 05:38 0Ответить Пожаловаться
Александр Юрьевич, Вы большой молодец, что приучаете мальчишек к ручному труду, а то многие современные подростки только и умеют, что пальцем по экрану елозить.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.