Рабочая программа учебного предмета «Родной (лакский) язык» (1–4 класс)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКОУ"Дучинская СОШ №2"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Аминова Н.Ш Приказ №1 от «31» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ Гасанова Ж.А. Приказ №1 от «31» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Дучинская школа №2" ________________________ Киталаев А.З. Приказ №1 от «31» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (лакский) язык»
для обучающихся 1-4 классов
Примерная образовательная программа учебного предмета «Родной (лакский) язык» для 1-4 классов начального общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и с учетом основных идей и положений программы развития универсальных учебных действий.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная программа:
Федеральный закон Российской Федерации от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Республики Дагестан от 16 июня 2014 г. № 48 «Об образовании в Республике Дагестан» (с изменениями на 10 апреля 2017 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
Конституция Республики Дагестан (ст.11);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Примерная образовательная программа учебного предмета «Родной (лакский) язык» для 1-4 классов начального общего образования содержит: пояснительную записку, планируемые результаты освоения предмета, систему оценки результатов освоения учебного предмета, основное содержание учебного предмета «Родной (лакский) язык», тематическое планирование, план внеурочной деятельности и рекомендации по учебно-методическому, информационно-ресурсному и материально-техническому обеспечению реализации программы.
Примерная образовательная программа служит ориентиром для разработки авторских учебных программ и рабочих программ учителями лакского языка по учебному предмету «Родной (лакский) язык». Разработчики авторских и рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, распределению часов по разделам и темам.
Лакский язык – национальный язык лакского народа, один из государственных языков Республики Дагестан. Он является языком общения лакского народа, преподается как предмет в образовательных организациях.
Функции родного (лакского) языка:
Коммуникативная. Родной (лакский) язык является средством общения представителей лакской национальности между собой.
Когнитивная или познавательная. С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира. Родной (лакский) язык обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития национальной литературы.
Кумулятивная функция. Родной (лакский) язык выступает связующим звеном между поколениями, служит средством передачи внеязыкового коллективного опыта лакского народа.
Вклад предмета «Родной (лакский) язык» в достижение целей основного общего образования.
Родной (лакский) язык – средство общения, консолидации и единения лакского народа; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурной Республике Дагестан.
В результате изучения родного (лакского) языка на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости языка в жизни современного человека, поликультурного и полилингвального мира.
Обучающиеся приобретут начальный опыт использования родного (лакского) языка как средства межкультурного общения в многонациональной республике.
Совместное изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.
Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Цель обучения родному (лакскому) языку в начальной школе – овладение родным (лакским) языком для общения и продолжения дальнейшего образования, развитие школьника как личности, не только полноценно владеющей устной и письменной речью, но и готовой и способной к саморазвитию на основе сформированной мотивации к учению и познанию, ценностных и мировоззренческих установок.
Изучение учебного предмета «Родной (лакский) язык» на уровне начального общего образования направлено на решение следующих задач:
формирование у обучающихся базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям обучающихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;
развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и интересов;
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Дагестана и России, о языке как основе национального самосознания народа;
становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;
формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса.
Программа учебного предмета «Родной (лакский) язык» направлена на реализацию средствами предмета следующих основных задач предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Дагестана и России, о языке как основе национального самосознания народа, познавательного интереса к родному языку;
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
– развитие коммуникативных умений;
– развитие нравственных и эстетических чувств;
– развитие способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета «Родной (лакский) язык»
Изучение учебного предмета «Родной (лакский) язык» начинается на уровне начального общего образования, продолжается на уровне основного общего образования и завершается на уровне среднего общего образования.
Изучение родного (лакского) языка в начальной школе представляет собой первый этап языкового образования и речевого развития обучающихся. Начальным этапом изучения родного (лакского) языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Основной задачей обучения грамоте является научить обучающихся чтению и письму на родном (лакском) языке. Наряду с формированием основ навыка чтения и письма у обучающихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется орфографическая пропедевтика.
Систематический курс «Родной (лакский) язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил и сведений. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, состава слова и синтаксиса.
Материал учебного предмета «Родной (лакский) язык» отражен в программе следующими содержательными линиями:
− основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис), лексика;
− орфография и пунктуация;
− развитие речи.
В основе практической направленности обучения предмету «Родной (лакский) язык» лежит компетентностный подход, реализация которого предполагает формирование у обучающихся коммуникативной, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. В учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи.
Коммуникативная компетенция предполагает способность обучающихся к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, а также соблюдение социальных норм речевого поведения. Формирование коммуникативной компетенции направлено, в первую очередь, на развитие умений обучающихся в области основных видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо).
Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает наличие знаний о системе о лакского языка на всех языковых уровнях: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Лингвистическая компетенция основана на способности применять на практике совокупность правил, регулирующих языковую деятельность.
Культуроведческая компетенция направлена на осознание родного (лакского) языка как формы выражения национальной культуры лакского народа, понимание взаимосвязи языка и истории народа, осознание важности соблюдения основных норм литературного языка, освоение норм речевого этикета.
Ценностными ориентирами учебного предмета «Родной (лакский) язык» являются:
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности родного языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя республики, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
4 класс (17 ч.) | |||
Речь. Текст. | Значение языка и речи в жизни людей, о роли языка в жизни. Текст как основная единица речи. Тема и главная мысль текста. | 2 | Определять тип текста по его признакам, перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Пользоваться словарями для выяснения и уточнения значений слов. |
Предложение. Словосочетание. | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами предложения. Предложения с обращением. Словосочетание. Контрольный диктант | 3 1 | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Различать главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения. Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами «ва» («и»), «амма» («но»), «жагь…жагь» («то…то»). Составлять предложения с обращением. Расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями. Находить в тексте обращение, работать с текстом. Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, оценивать свои достижения при выполнении заданий. Работать над орфографическими и пунктуационными ошибками, пользоваться орфографическим словарем. |
Части речи. Имя существительное. | Части речи. Имя существительное. Категория грамматического класса. Падежи имен существительных. Склонение имен существительных. Местные падежи (общее знакомство). | 3 | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Склонять имена существительные по падежам. |
Имя прилагательное. | Имя прилагательное. Субстантивированные имена прилагательные. | 2 | Распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний. Находить в словаре субстантивированные имена прилагательные, записывать в тетрадь и объяснять их значение. |
Местоимение. | Изменение личных местоимений по падежам. Изменение личных местоимений по лицам. | 2 | Просклонять личные местоимения по падежам. Определять лицо, число личных местоимений. Находить личные местоимения в текстах художественных произведений. Составлять тексты, используя личные местоимения. Использовать местоимение как средство связи предложений и частей текста. Соблюдать нормы правописания личных местоимений, пользоваться орфографическим словарем. ий. Работать над орфографическими и пунктуационными ошибками, пользоваться орфографическим словарем. |
Глагол. | Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов с классными показателями по грамматическим классам. Времена глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам. Отрицательные формы глаголов. Контрольный диктант. | 2 1 | Различать глаголы среди других слов. Определять изученные грамматические признаки глаголов. Различать неопределенную форму глагола среди других форм глагола. Образовывать от глаголов в неопределенной форме временные формы глагола. Соблюдать нормы правописания отрицательных форм глаголов, пользоваться орфографическим словарем. Определять роль глаголов в предложении. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебному пособию. Соблюдать нормы правописания глаголов, пользоваться орфографическим словарем. Применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, оценивать свои достижения при выполнении заданий. Работать над орфографическими и пунктуационными ошибками, пользоваться орфографическим словарем. |
Наречие. | Наречие, общее понятие. | 1 | Распознавать наречия в устной и письменной речи. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Определять роль наречий в предложении и тексте. |