Кукольный театр
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа «город Якутск»
Научно-исследовательская работа
по теме
Кукольный театр
Автор:
Мартыненко Алиса, ученица 2 «Б» класса
Руководитель:
Скирюха Л.Ш., учитель начальных классов
Якутск, 2019г.
Содержание
Введение………………………………………………………...2
Когда появились самые первые куклы?.................………….3
Основные типы театров кукол……………................................4
Работа нашего тетра, этапы подготовки представления….….4
Роль кукольного тетра в жизни школьников…………………..5
Введение
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно - жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
В нашем классе вот уже второй год работает кружок «В гостях у сказки», где мы учимся работать с куклами, ставим спектакли, сценки. Весной мы показывали спектакль перед другими классами (мы называем это гастроли). В общей сложности наше представление увидели более 100 человек. В этом году планируем выступить перед первоклассниками.
Многие ребята скептически относятся к нашему увлечению, считая, что театр морально устарел.
Я провела анкетирование во 2 классах.
В нем приняли участие 102 ребенка.
Я решила выяснить, чем им нравится заниматься в свободное время?
26% ответили, что им нравится встречаться с друзьями
20% - слушать музыку
18% -заниматься спортом и играть в компьютерные игры
14% -читать книги
12% -смотреть телевизор
10% -ходить в театр
В результате анкетирования выяснилось, что очень мало детей увлечены театром, что он им не нравится.
Так ли это? Я решила доказать, что это не так!
Г и п о т е з а:
Театр кукол и сегодня остается любимым увлечением, он современен, актуален, интересен!
Я считаю эту тему интересной и актуальной. Ведь в современном обществе большее предпочтение отдаётся телевидению, интернету, компьютерным играм, всё меньше остаётся времени на общение друг с другом. Даже в семье бывает некогда заняться каким-то общим делом, не говоря уже о том, чтобы вместе сходить в кино, в музей, в театр или на выставку. Проводя исследование, я хочу призвать всех с уважением относиться к такому древнему искусству, как театр.
Цель моего проекта – организовать показ кукольного представления.
Перед собой я поставила следующие задачи:
Узнать историю возникновения театра кукол
Выяснить, какие бывают куклы
Призвать всех с почтением относиться к такому древнему искусству, как театр
4. Доказать, что театр живёт внутри каждого из нас
5. Показать импровизированную кукольную постановку
Когда же появились самые первые куклы на свете?
Случилось это давным-давно, еще в первобытные времена. Древние люди сооружали чучела из шкур животных, пронзали их оружием и шли на настоящую охоту с верой в удачу.
Чтобы молиться богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления.
Нет никаких сомнений, что и первобытные дети, и дети более близких нам цивилизаций разыгрывали со своими игрушками-куклами домашние сценки, придумывали забавные спектакли… так зарождались домашние кукольные театры.
На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, во дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты.
Жизнь бродячих кукольников была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.
Вкратце расскажу об основных типах театров кукол
Театр верховых кукол
Актеры- кукловоды обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Театр низовых кукол
(кукол- марионеток).
Актеры-кукловоды чаще всего тоже скрыты от зрителей , но не ширмой , а верхней занавеской. В некоторых случаях актеры – кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста
Театр срединных кукол
Куклы управляются на уровне актеров – кукловодов
или актер – кукловод находится внутри кукол больших размеров
Практическая часть. Работа нашего театра.
Актерами нашего маленького кукольного театра являются учащиеся нашего класса. Все участники нашего кружка «В гостях у сказки» должны быть задействованы в подготовке представления в зависимости от своих возможностей и желания. Некоторые куклы и декорации изготавливаются участниками театра.
Ширму нам сделал папа моего одноклассника – это самая нужная вещь, ведь за ней мы вместе со своими куклами ждем выхода на представление.
Этапы подготовки представления
1.Знакомство с произведением.
2. Анализ содержания, определение характерных особенностей персонажей.
3. Распределение ролей.
4. Подбор кукол.
5. Изготовление декораций.
6. Продумывание звукового оформления.
7. Репетиции без кукол (отрабатывается последовательность диалогов, ведется работа над выразительностью речи).
8. Репетиция с куклами (отрабатывается умение управлять куклой, последовательность появления героев).
Выводы. Роль кукольного театра в жизни школьников
Увлеченность театром помогла нам поверить в собственные силы, сдружила и объединила моих одноклассников. Мы очень любим ставить спектакли, разучивать роли, искать и показывать характер персонажа, выступать в роли актеров.
Театр кукол обладает особой магией! Ведь кто не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки стали лучшими друзьями, ожили и заговорили?! Эта маленькая мягкая кукла, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой эмоциональных переживаний. С помощью такой куклы мы можем выразить все то, что тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.
- А в конце своего выступления я хочу с вами поиграть в кукольный театр!
«ТЕРЕМОК»
(театральная сценка-экспромт)
Участники сценки вытягивают роли, берет куклу, играет свою роль, когда автор читает текст
Стоит в поле теремок….. Бежит мимо мышка-норушка….. Увидела теремок, остановилась, заглянула внутрь, и подумала мышка….., что коль теремок пустой, станет она там жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка, стала в окошки заглядывать…... Увидела её мышка-норушка…… и предложила ей жить вместе. Согласилась лягушка-квакушка….., и стали они вдвоём жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик…… Остановился, смотрит, а тут из теремка выскочили мышка-норушка……. и лягушка-квакушка…….. и потащили зайчика-побегайчика…… в теремок.
Идет мимо лисичка-сестричка…… Смотрит - стоит теремок……. Заглянула в окошко, а там мышка-норушка….., лягушка-квакушка…… и зайчик-побегайчик…. живут. Жалобно так попросилась лисичка-сестричка….., приняли и её в компанию. Прибежал волчок-серый бочок……., заглянул в дверь и спросил: «Ккто в тереме живёт?» А из теремка отозвались мышка-норушка , лягушка-квакушка , зайчик-побегайчик , лисичка-сестричка…… и пригласили его к себе. С радостью побежал в теремок волчок-серый бочок…... Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка….., лягушка-квакушка….., зайчик-побегайчик….., лисичка-сестричка….. и волчок-серый бочок….. Вдруг идет медведь косолапый……. Увидел он теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь.
Испугались мышка-норушка…., лягушка-квакушка…., зайчик-побегайчик….., лисичка-сестричка….. и волчок-серый бочок….. и позвали медведя косолапого к себе жить.
Медведь полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и решил, что лучше на крыше будет жить. Влез на крышу медведь….. и только уселся - затрещал теремок….., упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка….., лягушка-квакушка……, зайчик-побегайчик….., лисичка-сестричка….., волчок-серый бочок…. - все целы и невредимы, да стали горевать - где ж им дальше-то жить? Делать нечего, принялись они бревна носить, доски пилить - строить новый теремок.
Лучше прежнего выстроили! И стали жить поживать мышка-норушка….., лягушка-квакушка….., зайчик-побегайчик…., лисичка –сестричка…., волчок-серый бочок….. и медведь косолапый….. в новом теремке…..
Теремок (Скрип-скрип!) |
Мышка-норушка (Ух, ты!) |
Лягушка-квакушка (Квантересно!) |
Зайчик-побегайчик (Вот это да!) |
Лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!) |
Волчок-серый бочок (Тыц-тыц-тыц!) |
Медведь косолапый (Ничего себе!) |
7