Элективный курс для учеников 6 класса «Кукольный театр»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Программа «Кукольный театр» составлена на основе авторской дополнительной общеобразовательной программы «Театр кукол для детей» Н.С.Соловьевой. Художественно-эстетическое воспитание ребенка включает в себя формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщение к художественной деятельности.
Художественно-эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами.
Для развития творческих способностей ребенка необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, развивает артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Программа «Кукольный театр» - художественной направленности и рассчитана на активизацию интереса школьников к искусству театра, к разным его видам, на развитие фантазии, познавательных процессов, восприятия чувства слова, навыков межличностного взаимодействия. Особенностью программы является то, что в содержание включены разделы (артикуляция звука, техника речи, речевое дыхание, творческие задания, инсценировка песен и стихов).
Цель программы: развитие творческих способностей детей
средствами театрального искусства.
Задачи
Обучающие:
1. Обучать детей правилам кукловождения.
2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях с куклой.
3. Расширять кругозор.
4. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен.
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы.
2. Снимать мышечные зажимы, скованность.
3. Развивать мелкую моторику руки.
4. Развивать речь и коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Активизировать интерес к искусству театра, к разным его видам.
2. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д.
3. Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в спектаклях.
4. Воспитывать эстетический, художественный вкус.
Весь процесс обучения организуется так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Каждое занятие строится в форме игры на основе русских народных сказок, детских стихов и песен. На занятиях создаются условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творческую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для осуществления художественной творческой деятельности, развивают художественно-эстетический вкус, творческие и музыкальные способности, координацию движений, речь. Формируя привычные умения и навыки, приемы, действия детей, педагог вызывает заинтересованность их не только в конечном результате (выступление со спектаклями, изготовление декораций к спектаклям, участие в выставках работ), сколько к самому процессу творения новых сюжетов или новых образов. Это соответствует деятельностной природе творчества.
В группе обучаются дети 9-11 лет. Наполняемость группы –не более 15 чел.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий: 1 занятия продолжительностью 45 мин. 1 раза в неделю.
Объем программы: 34 ч .
Предполагаемые результаты
Знание правил кукловождения.
Умение воспроизводить простейшие действия с перчаточной куклой
без ширмы.
Умение передавать тембром и темпом речи отличительные
особенности персонажей стихов, песен, сказок.
Умение инсценировать стихи и песни.
Приобретение навыков работы в группе.
Проявление интереса к продуктивной деятельности.
Применение правил кукловождения на практике.
Умение тембром голоса, мелкими движениями пальцев рук передавать
движения перчаточных кукол.
Умение выражать различные эмоции.
Участие в инсценировках стихов, песен и небольших пьес по русским
народным сказкам.
Умение изменять концовки сказок на «добрые».
Знание русских народные сказок, стихов и песен.
Умение передавать характерные особенности персонажей.
Проявление интереса к занятиям и активности в продуктивной
деятельности.
Умение анализировать пьесы: выделять главную мысль, главного
героя, персонажи.
Умение работать с куклами разных видов: би-ба-бо, перчаточные,
ростовые.
Умение варьировать персонажи пьес и ход действия.
Умение сочинять сказки и рассказы небольших размеров.
Умение передавать характерные особенности, эмоциональные
состояния персонажей в различных позах и в движении.
Участие в показах спектаклей.
Умение самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и
навыки выбирать содержание своей работы и выполнять ее, самостоятельно, договариваться о последовательности выполнения коллективных работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема |
Всего кол-во часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Кукольный театр |
2 |
2 |
- |
3 |
Кукловождение |
4 |
2 |
2 |
4 |
Артикуляция звука |
2 |
- |
2 |
5 |
Инсценирование песен, стихов, сказок |
2 |
- |
2 |
6 |
Выступление с инсценировками |
3 |
- |
3 |
7 |
Театральная игра |
2 |
- |
2 |
8 |
Культура и техника речи |
2 |
- |
2 |
9 |
Речевое дыхание |
1 |
- |
1 |
10 |
Работа с куклой на ширме |
1 |
- |
1 |
11 |
Работа над спектаклями и инсценировками |
4 |
- |
4 |
12 |
Творческие задания |
1 |
- |
1 |
13 |
Психодрама |
1 |
- |
1 |
14 |
Разбор пьес |
4 |
4 |
- |
15 |
Анализ выступлений |
2 |
- |
2 |
16 |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
- |
ИТОГО |
34 |
11 |
23 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводное занятие (1ч)
Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
2. Кукольный театр (2ч)
Происхождение, виды кукольного театра. Виды кукольного театра, виды кукол.
3. Кукловождение (4ч)
Правила кукловождения перчаточных кукол: надевание куклы на руку,
движения головой, руками, корпусом гимнастика пальцев, этюды с куклами,
диалоги двух кукол, мелкие движения, инсценирование стихов, песен. Закрепление правил кукловождения перчаточных кукол: надевание куклы
на руку, движения головой, руками, корпусом гимнастика пальцев, этюды с
куклами, диалоги двух кукол, мелкие движения, инсценирование стихов,
песен.
4. Артикуляция звука (2ч)
Чтение скороговорок, потешек, считалок, пение дразнилок, закличек, чтение
стихов, сочинение четверостиший, речевое дыхание.
5. Инсценирование стихов, песен, сказок (2 ч)
Понятия: главный герой, персонажи. Изменение концовок сказок на
позитивные, использование элементов психодрамы. Слушание и разучивание
стихов, песен, заучивание текста. Инсценирование стихов, песен, сказок без
кукол и с куклами без ширмы.
6. Выступление с инсценировками (3ч)
Выступление с инсценировками для родителей на праздниках, для детей из
детского сада.
7. Театральная игра (2ч)
Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры на снятие мышечного
напряжения, игры-забавы.
8. Культура и техника речи (2ч)
Артикуляция звука: чтение скороговорок, потешек, считалок, пение
дразнилок, закличек, чтение стихов, сочинение четверостиший.
9. Речевое дыхание» (1ч.)
Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания.
10. Работа с куклой на ширме (1ч)
Правила кукловождения на ширме: выход куклы на ширму, уход, встреча
персонажей, диалоги, инсценирование знакомых стихов, песен.
11. Работа над спектаклями, инсценировками (4ч)
Разбор пьес, распределение ролей, заучивание текста. Драматизация сказок
без кукол, эпизоды пьес с куклами без ширмы, на ширме, репетиция на
ширме без музыкального сопровождения. Разучивание песен персонажей,
репетиция с музыкальным сопровождением. Декорации. Репетиция с
декорациями и музыкальным сопровождением.
12. Творческие задания (1ч)
Изменения концовок знакомых сказок, сюжета, ввод новых персонажей,
сочинение стихов и песен для персонажей, сочинение небольших рассказов и сказок.
13. Психодрама (1ч)
Знакомство с элементами психодрамы. Восприятие цвета. Настроение.
Выражение чувств, настроений, эмоций. Драматизация настроений.
Пантомима.
14. Разбор пьес (4ч)
Определение главной мысли пьесы, главных героев, персонажей.
Отличительные особенности персонажей: движения, тембр голоса, характер,
темп речи.
15. Анализ выступлений (2ч)
Самостоятельный анализ своего выступления, поощрения, замечания.
16. Итоговое занятие (2ч)
Подведение итогов работы. Награждение лучших исполнителей, чаепитие.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу. В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты, экзаменационные показы.
Занятия по программе проводятся в 2 этапа.
1-й этап – игровое творчество и импровизация детей включает в себя:
- этюдный тренаж, который помогает развивать внимание, память, мышление,
воображение и восприятие, прививает навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера;
- игры на развитие внимания, памяти, преодоления двигательного
автоматизма;
- творческие задания: ввести нового героя сказки, сочинить песенку
персонажа, придумать сказку «наоборот» и т.д.
- упражнения для снятия мышечного зажима, скованности, подготовки
речевого аппарата, координации глаз, руки и языка и т.д.
2-й этап – занятия кукольным театром, на которых дети знакомятся с
правилами кукловождения и осваивают их, с понятиями (пьеса, главный герой, персонажи, главная мысль пьесы), выразительными движениями, тембром голоса передавать отличительные особенности персонажа, изменять концовки сказок («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.). Вначале дети учатся действиям с куклой без ширмы, затем на ширме. Методы, используемые на занятиях
Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый, метод одномоментности.
Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный
пример, этическая беседа, метод взаимопомощи.
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение,
участие в праздниках, конкурсах.
Методы диагностики творческой деятельности детей: наблюдение,
игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках, концертах.
Методики и технологии, используемые на занятиях: образовательная
кинезиология, сказкотерапия, элементы психодрамы, технология игровой
деятельности.
Дидактическое и техническое оснащение занятий:
Комплекты настольных театров.
Комплекты плоскостных фигур для фланелеграфа.
Перчаточные куклы.
Ростовые куклы.
Планшетные куклы.
Атрибуты для игр.
Элементы костюмов, шапочки для игр-драматизаций.
Ширмы.
Фонотека детских песен, стихов, сказок.
Аудио, видеоаппаратура.
Видеотека.
Игротека.
Методическая литература.
Планы и конспекты занятий.
Подборка детских стихов, пьес и сценариев.
Таблицы: «Виды кукол», «Эмоции».
Карточки диагностики творческой деятельности детей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Артемова Л.В. Театральные игры школьников. – М., 1991.
Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1967.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль:
Академия развития, 1997.
Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. – М.: Просвещение, 1999.
Соловьева Н.С. Театр кукол для детей. – М.: Всероссийское театральное
общество, 1995.
Ярославцева И. Кукловедение для малышей. – М.: Чистые пруды, 2005.
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.
Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Вводный инструктаж по ОТ И ПБ. Вводное занятие. |
1 |
2-3 |
Происхождение, виды кукольного театра. |
2 |
4 |
Кукловождение. Правила кукловождения перчаточных кукол. |
1 |
5 |
Правила кукловождения перчаточных кукол: надевание куклы на руку |
1 |
6 |
Кукловождение.Движения головой, руками, корпусом. |
1 |
7 |
Кукловождение. Гимнастика пальцев. |
1 |
8 |
Артикуляция звука. Чтение скороговорок, потешек, считалок. |
1 |
9 |
Артикуляция звука. Пение дразнилок, закличек, чтение стихов. |
1 |
10 |
Инсценирование песен, стихов, сказок. Понятия: главный герой, персонажи. |
1 |
11 |
Инсценирование песен, стихов, сказок. Изменение концовок сказок на позитивные. |
1 |
12 |
Работа над спектаклями и инсценировками. Подбор пьесы. Работа над спектаклем. Разбор пьесы «Таня в царстве светофора», распределение ролей. |
1 |
13 |
Работа над спектаклем«Таня в царстве светофора».Заучивание текста. |
1 |
14 |
Работа над спектаклем «Таня в царстве светофора».Репетиция. |
1 |
15 |
Эпизоды пьесы «Таня в царстве светофора» с куклами без ширмы. |
1 |
16 |
Эпизоды пьесы«Таня в царстве светофора»с куклами на ширме |
1 |
17-18 |
Работа над спектаклем «Таня в царстве светофора». Декорации. |
2 |
19-20 |
Культура и техника речи. Речевое дыхание. |
2 |
21-22 |
Психодрамма пьесы «Таня в царстве светофора». |
2 |
23-24 |
Работа с куклой на ширме.Репетиция спектакля «Таня в царстве светофора» на ширме без музыкального сопровождения. |
2 |
25-26 |
Работа с куклой на ширме.Разучивание песен персонажей, репетиция спектакля «Таня в царстве светофора» с музыкальным сопровождением. |
2 |
27-28 |
Театральная игра.Репетиция спектакля «Таня в царстве светофора» с декорациями и музыкальным сопровождением. |
2 |
29-30 |
Выступление с инсценировками. Спектакль «Таня в царстве светофора» |
2 |
31-32 |
Анализ выступления. |
2 |
33-34 |
Итоговое занятие. |
2 |
ИТОГО: |
34 |