Мастер-класс «Культура речи, как основа функциональной грамотности»
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
(МБУ ДО «СОЦ»)
«Культура речи, как основа функциональной грамотности»
Методист: Бекмурзаева Огулхан Абдулменнаповна
Всем здравствуйте. Уважаемые коллеги, мы продолжаем цикл наших занятий по программе «Знаю. Умею. Практикую.». Сегодня оно будет проходить в рамках городского конкурса «Свежий ветер», в котором мы с Дианой Дмитриевной принимаем участие. В гостях у нас жюри конкурса: специалисты из методического центра и Управления образования.
Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования и тем самым могут не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для развития функциональной грамотности ребенка.
Для поддержания этой атмосферы мы как специалисты должны сами постоянно развиваться, учиться чему-то новому. Вспоминать традиционные формы проведения занятий, методические приемы, и привносить в них новые и интересные современные технологии, а также быть грамматически и интеллектуально подкованы. Наши занятия в рамках программы «Знаю. Умею. Практикую.» помогут вам и нам всем в нелегкой педагогической работе.
Наше занятие сегодня посвящено грамотной и культурной речи. Как мы уже знаем «читательская грамотность» является одной из основных компетентностей функциональной грамотности.
Нам как педагогам красиво говорить не менее важно, чем красиво писать. И это умение нужно нам всегда, так как наша работа предполагает живое общение.
Устный разговор – это, по сути, сплошная импровизация. Когда в голове оформилась мысль, мы тут же начинаем ее излагать, подбирая слова на ходу. Мы учимся этому с детства, поэтому словесная импровизация на уровне бытового общения дается легко.
А выступать перед аудиторией или излагать коллегам, например, суть проекта, исследовательской работы и т.д. – куда сложнее. Тут необходимо последовательно четко разъясняться, не запинаться от волнения, использовать образность речи. Как говорил один известный оратор: «Это вам не это!»
И как же научиться импровизировать в разговоре?
Во-первых, не бойтесь слушателей (сколько бы их не было – 500 или один). А если и боитесь – не показывайте этого. Что выдает наш страх, как вы считаете? Слишком быстрая речь, напряженное лицо, скованные движения. Во-вторых, перед тем как начать говорить, выдержите небольшую паузу, расслабьтесь и начинайте говорить медленно, спокойно.
Упражнение 1. Сейчас я предлагаю нам всем потренировать свою смекалку с помощью упражнения, которое называется «Говорю ни о чем». Оно поможет научиться нам быстро реагировать в неожиданных ситуациях.
Для начала делимся на пары. Вам будут предложены разные слова и словосочетания на экране, ваша задача начать разговор с этим словом, далее появляется новое слово ваш собеседник продолжает разговор, используя это слово. Необходимо плавно переключаться и держаться начальной тематики. Каждому будет предложено по 3 слова в общей сложности. Сначала вам покажется, что все сумбурно, но со временем повествования станут более осмысленными. Мы с Дианой Дмитриевной начнем первыми.
Скажите, пожалуйста, как вам такая тренировка речи? В чем была сложность? Нам есть над чем работать в будущем! Хочется отметить, что такое упражнение направлено именно то, чтобы улучшить свои навыки, а не для выявления в себе недочетов!
Упражнение 2. Мы вам предлагаем выполнить еще одно упражнение, не менее увлекательное и полезное. Каждому из вас будут предложены карточки, где прописаны известные пословицы. Ваша задача объяснить или рассказать суть пословицы другими словами, а остальные угадывают.
Тренировать речь можно и нужно как самим, так и с детьми. А также использовать такой прием на занятиях, например, на проверку профессиональной терминологии или переводы слов на английский, либо наоборот, с малышами можно складывать слоги, решать примеры. В общем, с этой техникой можно обычный опрос превратить в интересную игру. Таким образом, дети легче закрепят необходимые знания.
Продолжая говорить о нашей речи, хочу вам предложить прочитать на экране очень интересный диалог двух подруг.
- Привет, Маша, как твои дела?
- Все изи, как сама?
- Лол, я забыла форму для физры…
- Треееш… это прям жиза
- Из-за этого весь вайб испортился
- Не парься, а то никто не вкрашится в твое недовольное лицо
- Да, кринж полный…
- Ну все, го на уроки, на перемене почилим.
- Окей
Как вам такой диалог? Скажите, пожалуйста, вы часто слышите такое общение среди детей? Приятно ли слышать такое общение? К сожалению, среди молодежи очень популярно использовать сленги и англицизмы!
Как правило, сленг не используется в официальной разговорной и письменной речи. Он возникает при необходимости сделать язык более непринужденным и эмоционально окрашенным, особенно в «своей» компании. Благодаря сленговым выражениям подростки в разговор внедряют долю юмора, грубости или шока. Но это не означает, что мы должны поощрять такую речь. Наша с вами задача проследить, чтобы общение ребенка со сверстниками на сленге не мешало развитию грамотной русской речи, и суметь сделать замечание, приводя синонимы на русском языке.
Упражнение 3. И сейчас мы предлагаем вам поучаствовать в подборе русских синонимов, слов, заменяющих англицизмы второй группы.
бэкстейдж – закулисье, кулуар
лузер – неудачник
спикер – выступающий, докладчик, оратор
изи – легко, просто
фанат – болельщик, поклонник
мейкап — макияж,
имидж – образ
рандомный – случайный
ланч – обед
сейл – распродажа
тинэйджер – подросток
респект – уважение
хейт/хейтить – травля/ненавидеть кого-то
троллинг – провокация или оскорбление
шопинг – поход за покупками
пати – вечеринка
Знакомы ли вам эти слова? Как вы уже поняли англицизм — заимствование из английской лексики, стал проникать в русский язык с начала 19 века, но их приток в нашу лексику оставался слабым вплоть до 1990-х гг, когда началось повальное заимствование, их можно разделить на две группы.
Первая группа — это слова, которые пришли в язык, как наименование нового предмета, новой реалии или являются терминами, имеющими интернациональный характер. Их употребление в речи в большинстве случаев оправдано. Например, оффшор, рейтинг, файл, сайт, боулинг, скейтборд, миксер.
Вторая группа — это слова, которые имеют синонимы в русском языке и могут быть заменены русским эквивалентом: сингл (песня), паркинг (парковка), изи (легко).
Мода на сленг, как и любая другая – явление меняющееся. Поэтому данное задание пригодиться вам не чтобы заучивать сленги англицизмы, а, чтобы понимать, о чем говорит молодежь, и находить им замену в богатом русском языке! Например, такую игру можно с детьми проводить на переменах. И полезно, и интересно!
Познавательная минутка
А знали ли вы, что буква «ф» изначально не присутствовала в алфавите. Ее ввели именно для обозначения звука в заимствованных словах. Появление датируется 13-14 столетием, попала к нам в алфавит, как и многие другие, из греческого. Поэтому практически все слова, в которых она встречается, являются заимствованными. В особенности это касается тех, которые начинаются на «ф». Например, слово «фен». Три буквы, а столько смысла. Рождено слово в немецком языке. В 10-х годах 20 века в Германии производитель техники AEG выпустил марку устройств, осуществляющих подачу теплого воздуха. Устройство назвали в честь природного явления в Альпах - фён, при котором воздух дует теплее обычного. Фейрверк. Здесь тоже заимствование из немецкого. Там Feuer - огонь, Werk - произведение. Feuerwerk. Так вот просто и логично.
А мы переходим к заключительной части нашего занятия, в которой поговорим о развитии артикуляционной моторики – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.
Предлагаем вам выполнить одно из таких упражнений по развитию артикуляционного аппарата. Мы раздадим карточки со скороговорками. И каждый проговорит его по следующей системе: сначала мы читаем медленно, далее стараемся чуть быстрее, а в третий раз максимально быстро, как у вас получится.
Скажите, сложно было? Заметили ли в себе проблемы с произношением? Мы считаем, такая тренировка артикуляционного аппарата никогда не будет лишней, а наоборот позволит улучшить дикцию. Рекомендуем использовать такое упражнение перед публичными выступлениями, а также с детьми на занятиях, например, для вокалистов и учащихся театрального творчества особенно будет полезно.
Коллеги, спасибо за активное участие в сегодняшнем занятии. Мы надеемся, что информация сегодня была полезна и вы будете использовать такие приемы и техники.
Приложение
Упражнение 1
ЯБЛОКО
ЗИМА
ЗАНЯТИЯ
МАШИНА
ВЫСТАВКА
УТРО
ТЕЛЕВИЗОР
НОРИЛЬСК
ГРАМОТА
СТУЛ
МУСОР
ПИСЬМО
ПРАЗДНИК
НОУТБУК
БУТЫЛКА
ЦВЕТЫ
СУМКА
ЗДАНИЕ
ОТПУСК
МАГАЗИН
ПРИЙТИ
УБРАТЬ
НАПИСАТЬ
ПОЕХАТЬ
ПРОВЕСТИ
УЛЕТЕТЬ
ПРИДУМАТ
ЗАБОЛЕТЬ
ОТПУСТИТЬ
ВЗЯТЬ
КУПИТЬ
ПРИГОТОВИТЬ
ВЫСТУПИТЬ
НАЙТИ
ПОВЕСИТЬ
ОТКРЫТЬ
БЕЖАТЬ
ЛЮБИТЬ
РАБОТАТЬ
ТАНЦЕВАТЬ
СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР
ПЕРВЫЙ КЛАСС
ОЧЕНЬ БЛИЗКО
ПОЗДНО ПРОСНУЛСЯ
ГОВОРИЛ УЛЫБАЯСЬ
ВЕСЬМА УДИВИТЕЛЬНО
ВЕСЕЛЫЙ РЕБЕНОК
ОПЫТНЫЙ ВРАЧ
ЧИТАТЬ КНИГУ
ВОВРЕМЯ ПРОСНУТЬСЯ
АЛАЯ РОЗА
УТРЕННЯЯ ЗАРЯ
ЛЕТЕТЬ НАД МОРЕМ
РАВНОДУШНО ВСТРЕТИТЬ
ЖЕЛАНИЕ ПЕТЬ
12 ДЕКАБРЯ
МАЛЕНЬКИЙ КОТЕНОК
ГОРОДСКОЕ ТАКСИ
ПОЕХАТЬ В ГОСТИ
БРОСИТЬ ПАЛКУ
Упражнение 2
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться
Под лежачий камень и вода не течет
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Что летом родится, то зимой пригодится
Вода камень точит
Жизнь прожить — не поле перейти
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится
Баба и чёрта перехитрит
Беда не приходит одна
Будет день — будет и пища
В тихом омуте черти водятся
В чужой монастырь со своим уставом не лезь
Вагон и маленькая тележка
Гусь козлу не брат
Два сапога – пара
Из грязи в князи
Кашу маслом не испортишь
Кто платит, тот и заказывает музыку
Любишь кататься — люби и саночки возить
На сердитых воду возят
Упражнение 4
Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.
Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Да не выболтала.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.
Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира
Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии. Лигурийцы регулировщика ругали