Урок окружающего мира на тему «Культурные растения» (1 класс)
Автор методической разработки урока: Прохоренко Оксана Степановна
Должность: учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Место работы: МАОУ лицей №135, г. Екатеринбург, Свердловская обл.
Название работы: «Культурные растения» (урок по окружающему миру).
Класс: первый.
Программа: «Школа 2100».
Учебник: А.А. Вахрушев, О.И. Бурский, Н.И. Иванова, А.С. Раутиан. – М.: «Баллас», 2013.
Цель: помочь детям осознать целостную картину мира, формировать оценочное, эмоциональное отношение к нему.
Задачи:
- познакомить с понятием «культурные растения»;
- расширить знания детей о растениях;
- формировать универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- формировать логические умения сравнивать, обобщать.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, словаре;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт или информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
- учиться оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь;
- совместно договариваться о правилах общения при работе в группах;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Оборудование: полоски бумаги красного, зелёного, синего цветов (столько, чтобы каждому ребёнку досталось по одной); проектор; экран; образцы растений (гербарий зерновых культур).
Ход урока
1. Орг. момент (деление детей на группы)
2. Мотивация
3. Постановка учебной задачи
4. Открытие нового знания
5. Итог урока
6. Домашнее задание |
Проверить готовность детей к уроку. На столе учителя разложены полоски бумаги 3-х цветов: красного, зелёного, синего. Каждый ребёнок выбирает одну из полосок. Дети по цветам полоски объединяются в группы. Презентация (слайд №2) Слайд №3 На доске появляются слова: для 1 группы «Юзу»; для 2 группы «Техил»; для 3 группы «Капсикум». - Ребята,подумайте, что обозначает это слово, нарисуйте. (Каждый ребёнок на своём листе бумаги рисует объект, этот рисунок вывешивает на доску под словом). - Ребята, посмотрите на работы. - Что вы заметили? (слово одно, а рисунки разные) - Как вы думаете, кто из ребят прав? - Что для этого нужно знать? (значение этих слов) - Как это можно сделать? (спросить у взрослого; справиться по словарю; посмотреть в учебнике…) - Воспользуйтесь справочниками, проверьте, кто из ребят прав? 1 группа проверяет у 3 группы 2 группа проверяет у 1 группы 3 группа проверяет у 2 группы Юзу – разновидность лимона, японский декоративный цитрус; растение используют для изготовления сиропа или джема (слайд №4). Техил – слово арабского происхождения, дословный перевод – зерно (слайд №5). Капсикум – жгучий мексиканский перец; является популярной специей и приправой (слайд №6). - Можно ли объединить все эти названия? (это растения) Дать понятие о растениях культурных и дикорастущих. - Что общего у этих растений? (они культурные) - Почему их можно назвать культурными? (выведены человеком) - Для того чтобы уточнить, какие растения называются культурными, прочитаем 1 абзац параграфа учебника. Учащиеся читают текст учебника и подчёркивают нужные слова. - Какие же растения называются культурными? - Всё ли мы знаем о культурных растениях? - О чем бы вы хотели узнать на уроке? (слайд №7) - На какие вопросы ответить? - Чтобы ответить на ваши вопросы, отправимся путешествовать по станциям: «огородная»; «садовая»; «полевая». Огородная станция Первая станция находится … Догадались, где? (на огороде) Посмотрим, какие растения мы увидим здесь. Звучит песня продавцов из мультипликационного фильма «Крокодил Гена и Чебурашка» (слайд №8). На столе – холщовый мешок, в котором лежат овощи. - Ребята, перед вами мешок, который приготовили вам герои мультфильма. Попробуйте на ощупь с закрытыми глазами определить, какие предметы спрятались в этом мешке. - Определите, что это за растение? - Почему эти растения назвали огородными? - К какой группе их можно отнести? - Какие из этих культур выращивают на Урале? - Для чего человек занимается овощеводством? Садовая станция - Как вы думаете, с какими растениями мы встретимся на этой станции? Как вы догадались? Отгадайте загадки. (слайд №8) Золотое, наливное На дереве висит, Листиками шевелит. (Яблоко) (слайд №9) В фиолетовом пальто, Очень мягкое нутро, Есть и косточка внутри, Ты её не проглоти. (Слива) (слайд №10) Рыжие гроздья повсюду висят, Знать, это осень спускается в сад. (Рябина) (слайд №11) Глазки чёрные сверкают, К кустикам вас приглашают. Ветки надо приподнять, Чтобы ягодки собрать. (Смородина) (слайд № 12) Красная, зернистая, Сочная, душистая, На грядочке растёт, Зазывает весь народ. (Клубника) - Как вы думаете, почему в рационе питания человека должны ежедневно присутствовать фрукты и ягоды? - Какие из них самые полезные? - Зачем человек выращивает садовые культуры? Полевая станция Вот мы и добрались до последней станции. Где она находится? (в поле) На столе разложены гербарные образцы пшеницы, овса, ячменя… - Рассмотрите гербарные образцы. Вы знаете, что такое гербарий? А для чего он нужен? - Что общего во всех образцах? (есть колосок) - Такие растения называются зерновыми культурами. - Почему их так называют? - Что получают из этих культур? - Какую пользу приносят эти растения человеку?
Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. - Какую работу мы выполняли на уроке? - Кому на уроке было трудно? - Кто доволен своей работой и почему? - Ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока? - Что вы открыли нового для себя? - На какие группы можно разделить культурные растения? - Как вы объясните теперь, зачем человек стал окультуривать растения? - Как вы думаете, какую роль играют культурные растения в жизни человека? - Могут ли люди обходиться без КУЛЬТУРНЫХ растений? Почему? (Нет, не могут. Это необходимая часть их пищи.)
- Выполните одно из заданий учебника. - Нарисуйте культурные растения, которые вам понравились.
|
Приложение к уроку (презентация) https://cloud.mail.ru/public/eRSe/PxUc5nyS8
Список литературы
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С, Тырин С.В. Программа «Школа 2100». Окружающий мир. М., Баласс, 2010.
2. Вахрушев А.А. «Мои первые опыты». Учебное пособие. 1 класс. М.: Баласс, 2013.
3. Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг». М.: Баласс, 2013.
4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. Часть 2 – 3 изд. М: Баласс, Школьный дом, 2011.