Урок окружающего мира на тему «Культурные растения» (1 класс)

5
0
Материал опубликован 1 March

Автор методической разработки урока: Прохоренко Оксана Степановна

Должность: учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Место работы: МАОУ лицей №135, г. Екатеринбург, Свердловская обл.

 

Название работы: «Культурные растения» (урок по окружающему миру).

Класс: первый.

Программа: «Школа 2100».

Учебник: А.А. Вахрушев, О.И. Бурский, Н.И. Иванова, А.С. Раутиан. М.: «Баллас», 2013.

Цель: помочь детям осознать целостную картину мира, формировать оценочное, эмоциональное отношение к нему.

Задачи:

- познакомить с понятием «культурные растения»;

- расширить знания детей о растениях;

- формировать универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- формировать логические умения сравнивать, обобщать.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, словаре;

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт или информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

- учиться оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь;

- совместно договариваться о правилах общения при работе в группах;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Оборудование: полоски бумаги красного, зелёного, синего цветов (столько, чтобы каждому ребёнку досталось по одной); проектор; экран; образцы растений (гербарий зерновых культур).

Ход урока

1. Орг. момент

(деление детей на группы)

 

 

 

2. Мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

4. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Домашнее задание

Проверить готовность детей к уроку.

На столе учителя разложены полоски бумаги 3-х цветов: красного, зелёного, синего. Каждый ребёнок выбирает одну из полосок.

Дети по цветам полоски объединяются в группы.

Презентация (слайд №2)

Слайд №3

На доске появляются слова:

для 1 группы «Юзу»;

для 2 группы «Техил»;

для 3 группы «Капсикум».

- Ребята,подумайте, что обозначает это слово, нарисуйте.

(Каждый ребёнок на своём листе бумаги рисует объект, этот рисунок вывешивает на доску под словом).

- Ребята, посмотрите на работы.

- Что вы заметили?

(слово одно, а рисунки разные)

- Как вы думаете, кто из ребят прав?

- Что для этого нужно знать?

(значение этих слов)

- Как это можно сделать?

(спросить у взрослого; справиться по словарю; посмотреть в учебнике…)

- Воспользуйтесь справочниками, проверьте, кто из ребят прав?

1 группа проверяет у 3 группы

2 группа проверяет у 1 группы

3 группа проверяет у 2 группы

Юзу разновидность лимона, японский декоративный цитрус; растение используют для изготовления сиропа или джема (слайд №4).

Техил – слово арабского происхождения, дословный перевод зерно (слайд №5).

Капсикум – жгучий мексиканский перец; является популярной специей и приправой (слайд №6).

- Можно ли объединить все эти названия?

(это растения)

Дать понятие о растениях культурных и дикорастущих.

- Что общего у этих растений?

(они культурные)

- Почему их можно назвать культурными?

(выведены человеком)

- Для того чтобы уточнить, какие растения называются культурными, прочитаем 1 абзац параграфа учебника.

Учащиеся читают текст учебника и подчёркивают нужные слова.

- Какие же растения называются культурными?

- Всё ли мы знаем о культурных растениях?

- О чем бы вы хотели узнать на уроке? (слайд №7)

- На какие вопросы ответить?

- Чтобы ответить на ваши вопросы, отправимся путешествовать по станциям:

«огородная»;

«садовая»;

«полевая».

Огородная станция

Первая станция находится … Догадались, где?

(на огороде)

Посмотрим, какие растения мы увидим здесь.

Звучит песня продавцов из мультипликационного фильма «Крокодил Гена и Чебурашка» (слайд №8).

На столе – холщовый мешок, в котором лежат овощи.

- Ребята, перед вами мешок, который приготовили вам герои мультфильма. Попробуйте на ощупь с закрытыми глазами определить, какие предметы спрятались в этом мешке.

- Определите, что это за растение?

- Почему эти растения назвали огородными?

- К какой группе их можно отнести?

- Какие из этих культур выращивают на Урале?

- Для чего человек занимается овощеводством?

Садовая станция

- Как вы думаете, с какими растениями мы встретимся на этой станции? Как вы догадались?

Отгадайте загадки.

(слайд №8)

Золотое, наливное

На дереве висит,

Листиками шевелит.

(Яблоко)

(слайд №9)

В фиолетовом пальто,

Очень мягкое нутро,

Есть и косточка внутри,

Ты её не проглоти.

(Слива)

(слайд №10)

Рыжие гроздья повсюду висят,

Знать, это осень спускается в сад.

(Рябина)

(слайд №11)

Глазки чёрные сверкают,

К кустикам вас приглашают.

Ветки надо приподнять,

Чтобы ягодки собрать.

(Смородина)

(слайд № 12)

Красная, зернистая,

Сочная, душистая,

На грядочке растёт,

Зазывает весь народ.

(Клубника)

- Как вы думаете, почему в рационе питания человека должны ежедневно присутствовать фрукты и ягоды?

- Какие из них самые полезные?

- Зачем человек выращивает садовые культуры?

Полевая станция

Вот мы и добрались до последней станции. Где она находится?

(в поле)

На столе разложены гербарные образцы пшеницы, овса, ячменя…

- Рассмотрите гербарные образцы. Вы знаете, что такое гербарий? А для чего он нужен?

- Что общего во всех образцах?

(есть колосок)

- Такие растения называются зерновыми культурами.

- Почему их так называют?

- Что получают из этих культур?

- Какую пользу приносят эти растения человеку?

 

Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу.

- Какую работу мы выполняли на уроке?

- Кому на уроке было трудно?

- Кто доволен своей работой и почему?

- Ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока?

- Что вы открыли нового для себя?

- На какие группы можно разделить культурные растения?

- Как вы объясните теперь, зачем человек стал окультуривать растения?

- Как вы думаете, какую роль играют культурные растения в жизни человека?

- Могут ли люди обходиться без КУЛЬТУРНЫХ растений? Почему?

(Нет, не могут. Это необходимая часть их пищи.)

 

- Выполните одно из заданий учебника.

- Нарисуйте культурные растения, которые вам понравились.

 

 

Приложение к уроку (презентация) https://cloud.mail.ru/public/eRSe/PxUc5nyS8

 

Список литературы

 

1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С, Тырин С.В. Программа «Школа 2100». Окружающий мир. М., Баласс, 2010.

2. Вахрушев А.А. «Мои первые опыты». Учебное пособие. 1 класс. М.: Баласс, 2013.

3. Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг». М.: Баласс, 2013.

4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. Часть 2 – 3 изд. М: Баласс, Школьный дом, 2011.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации