Квадрат

2
0
Материал опубликован 10 June 2023

Квадрат

«Чёрный супрематический квадрат» Казимира Малевича, несмотря на, казалось бы, свою внешнюю простоту, одно из самых узнаваемых и ценных произведений искусства, когда-либо появившихся в нашем мире. На данный момент полотно художника находится в Государственной Третьяковской галерее. Мимо него ежедневно проходят сотни, если не тысячи, человек. Как много из них - не искусствоведов - действительно рассуждают о Чёрном квадрате?

Картины – способ художника продлить свою жизнь, человек существует пока память о нём не будет полностью и без возврата поглощена эрозией – сгниют рамы картин, потрескается и обвалится краска, потеряются в архивах среди бесчисленного количества всё прибывающей информации упоминания о человеке. Энтропия не щадит никого и ничто. Процесс распада затронул и «Чёрный квадрат». Трещины лет речной сетью расползлись по полотну, разрывая слои тёмной краски. Последствия лет часто делают полотна лишь уникальнее, естественно, только до того момента, когда не поглотят их целиком, и не один рестовратор не сможет восстановить былое. Останутся лишь копии, а дальше дело за рассуждениями о парадоксе корабля Тессея.

Концепция «Смерти автора» постоянна при рассмотрении всех арт-объектов. Прелесть искусства в том, что оно живёт отдельно от его автора, каждая обоснованная интерпретация картины имеет право на существования. Человек делает выводы прежде всего из своего опыта и эмоций. Вряд ли общество узнает, смысл вложенный самим автором в произведение. Эту на вид простую геометрическую фигуру можно рассматривать с разных ракурсов. Для первого человека Чёрный квадрат будет символом протеста художника. Второй, начитавшись рассказов Лавкрафта и Эдгара Аллана По, всматриваясь в прямоугольную тьму, почувствует взгляд в ответ и испытает ужас, страх неизвестности. Третий прошедший мимо полотна, погрязший в апатии человек, увидит лишь пустоту, возможно, это напомнит ему одиночество. Последний решит, что художник решил подобным образом сделать хороший пиар-ход и одобрит его навыки, как маркетолога.

Видение картины со стороны первого человека интереснее всего. С одной стороны, если рассматривать Чёрный квадрат отдельно от других картин художника, протест будет направлен на упрощение искусства в то время. Процесс этого «упрощения» начался с импрессионистов, когда на картинах перестали появляться чёткие контуры, художники использовали чистые пигменты, смешивая мазки уже на картине, а дамы начали возмущаться, что на картинах Камиля Писсарро их лица изображены лишь двумя мазками. Позже пришёл фовизм, а за ним недалеко было до кубизма и абстракционизма. С этой стороны, протест есть насмешка, сатира над представителями нового «упрощённого» искусства, так как примитивность картины возведена в абсолют.

С другой стороны, ситуация совершенно иная. Это протест против усложнённости картин. Человек всматриваясь в сложную композицию, например, в триптих «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха, теряет не только суть ранее увиденной детали, но и запутывается в своих чувствах. С этой точки зрения, «Чёрный квадрат» даёт смотрящему шанс побыть наедине с самим собой, отстраниться на минуту от мирского хаоса и увидеть красоту в самом себе.

Как на картину не смотри, кем Казимира Малевича не называй, сколько значений не приписывай, «Чёрный квадрат» был и будет одной из величайших картин эпохи.

Корягина Т.И.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.