Технологическая карта урока по тема «Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности»
Технологическая карта урока
Тема урока. Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности.
Автор: Коновалова Наталья Александровна, учитель первой квалификационной категории, МАОУ «Лицей №155», г. Уфа
Класс 7. Предмет: математика (алгебра)
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Цели урока:
Дидактические средства:
-
Предметные: вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности чисел a и b. Научить учащихся не только возводить двучлен в квадрат, но и видеть, что квадратный двучлен является квадратом суммы (разности). Сформировать ЗУН по использованию формул при решении различных задач.
Метапредметные: развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).
Личностные: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы.
Для учителя: карта урока, задания для учащихся, учебник, доска, мел.
Для ученика: тетрадь, учебник, индивидуальные карточки
Характеристика этапов урока:
№ |
Название этапа, цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
Время |
|
Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. |
Приветствует учащихся, организует рабочее место. |
Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. |
Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. |
2 мин |
|
|
Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания, учащихся по теме «Умножение многочлена на многочлен» |
1) Предлагает выполнить на оценку по одному заданию четверым учащимся по теме: «Умножение многочлена на многочлен». (х + 3y) (2x – 4y); (2ab – 7) (3a + b – 5); (z – 4c) (z – 4c); (6b + 7a) (7a + 6b). 2) Предлагает индивидуальные задания по карточкам четверым учащимся. Приложение №1 3) Контролирует выполнение работы. |
1) Четверо учащихся выполняют задания на доске 2) Четверо учащихся выполняют задания по карточкам 3) Остальные работают в тетрадях над заданиями, написанными на доске 4) Производят самоконтроль 5) Отвечают на вопросы учителя |
Фронтальная Индивидуальная |
1) учатся отличать, верно, выполненное задание от неверного; 2)осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, 3)осознание качества и уровня усвоения. 4)Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; 5)умение слушать и понимать речь других. |
5 мин |
|
Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. 2) Согласовать цель и тему урока. |
Организует подводящий к теме диалог. Мы с вами закрепили умение умножать многочлен на многочлен. И вы, наверное, уже заметили, что в некоторых примерах, приходите к простому ответу. Поэтому возникает вопрос: а можно ли найти готовую формулу, чтобы миновать громоздкое решение. Оказывается, можно, и сегодня на уроке мы с вами научимся экономить время и силы, освоив технику алгебраических преобразований, которой раньше не пользовались. |
1) Отвечают на вопросы учителя 2) Формулируют тему урока |
Фронтальная |
1) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 2) учатся работать по плану, предложенному учителем; 3) учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 4) развивают умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; 5) учатся слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. 6) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
3 мин |
|
Проектирование и фиксация нового знания. Цель: усвоение новых знаний. Вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности чисел a и b |
1) Выводит формулы квадрата суммы и квадрата разности чисел a и b 2) Приводит примеры, на изученную тему Приложение №2 |
1) Задают вопросы 2) Записывают в тетрадь выведение формул и примеры. |
Фронтальная |
1) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. 2) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. |
15 мин |
|
Первичное закрепление нового материала. Цель: закрепить новое умение |
Предлагает выполнить номера из учебника № 28.3 (а, б), 28.6(а, б), 28.8(а, б), 28.14(а, б), 28.16, 28.18(а, б), 28.19(а, б), |
По одному учащемуся выходят к доске, на выполнение предложенных номеров, остальные работают в тетради |
Фронтальная |
1) умение оценивать себя на основе критерия успешности. 2) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 3) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; 4) умение слушать и понимать речь других. |
15 мин |
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: дать оценку успешности достижения урока |
1) Предлагает оценить факт достижения цели урока: - что нового узнали на уроке? - какие этапы урока понравились? - на каком из них испытывали трудности 2) Запись домашнего задания |
1) Отвечают на вопросы учителя; 2) Оценивают степень достижения цели 3) Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением |
Фронтальная |
1) умение оценивать себя на основе критерия успешности. 2) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 3) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; 4) умение слушать и понимать речь других. |
Приложение №1
Карточка №1
Вычислите, вынося общий множитель за скобки:
7,95 * 5,81 - 7,95 * 4,81.
2. Выполните умножение многочлена на одночлен:
3. Выполните умножение многочлена на многочлен:
Карточка №2
Вычислите, вынося общий множитель за скобки:
5,3 * 7,1 + 5,3 * 2,9.
2. Выполните умножение многочлена на одночлен:
3. Выполните умножение многочлена на многочлен:
Карточка №1
Вычислите, вынося общий множитель за скобки:
2,3 * 11,1 + 2,3 * 9,9
2. Выполните умножение многочлена на одночлен:
3. Выполните умножение многочлена на многочлен:
Карточка №1
Вычислите, вынося общий множитель за скобки:
8,27 * 4,36 - 8,27 * 2,36.
2. Выполните умножение многочлена на одночлен:
3. Выполните умножение многочлена на многочлен:
Приложение №2
Пример №1
Возведем в квадрат число 74.
Запишем число 74 в виде 74 = 70 + 4 и воспользуемся формулой квадрата суммы
Пример №2
Возведем в квадрат число 39.
Запишем число 39 в виде 39 = 40 – 1 и используем формулу квадрата разности
Пример №3
Возведем в квадрат сумму 4x + 5y. По формуле квадрата суммы получаем
Пример №4
Возведем в квадрат разность 9a – 2b. По формуле квадрата разности получаем
Пример №5
Представим многочлен в виде квадрата суммы
Пример №6
Представим многочлен в виде квадрата разности