Квест-игра «Времена года»
Квест - игра "Времена года"
Актуальность: достоинством квест - игры является создание атмосферы игры, эксперимента и творчества. Актуальность данного занятия в том, что позволяет расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в разные времена года.
Цель: закрепление знаний о временах года, месяцах и о сезонных явлениях в природе в разное время года.
Задачи:
• закреплять представление о понятии год, времена года, месяцы;
• закреплять знания о сезонных явлениях в природе в разное время года;
• развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
• упражнять в диалогической речи, развивать связную речь;
• расширять и активизировать словарь по теме;
• закреплять умение отвечать на вопросы;
• увеличить степень участия родителей в жизни детского сада;
• воспитывать любовь к природе.
Возраст участников: 6 лет.
Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.
Форма организации деятельности: групповая
Материал к игре: карта учреждения, план, разрезанный плакат на 4 части, кроссворд с ключевым словом "зима", разрезные картинки на зимнюю тему, картинки с видами спорта, картинки для игры "Составь слово", набор картинок с птицами, 7 подписанных стаканчиков от 1 до 7, кусочки сахара от 1 до 7, кисточки, гуашь по цветам радуги, 7 шприцев, ёмкость для опыта, набор ниток "мулине" 7 цветов, бумага и краски, кисточки, фрукты и овощи для опыта "Определи на вкус, на ощупь", 12 шапочек с первой буквой названия 12 месяцев, музыкальный фон для каждого времени года Чайковский "Времена года2, стрелки-направления по станциям.
Ход игры:
I. Организационный момент.
Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.
Почтальон: Здравствуйте, дети! Я попал в Школу раннего развития «Росток»? Для вас я принёс письмо.
"Здравствуйте, будущие первоклассники. Пишет вам Старик-Годовик. Вы, наверное, слышали про меня? (ответы детей)
Дорогие дети, у меня случилась беда. Был у меня плакат про дочек, внуков. Да вот не досмотрел, пробралась ко мне "Буквоедка" и утащила плакат, а ещё разрезала его на четыре части. Помогите мне, пожалуйста, вернуть плакат. Он мне необходим, чтобы "круглый год" не сбился с пути. Но с таким заданием справятся, наверное, только детективы. Отправляю вам карту - план, которая поможет найти дорогу к моим дочкам. Только есть одно условие: в волшебной стране можно находиться 30 минут. Если успеете, то мы с вами увидимся в конце путешествия.»
- Ребята, поможем (ответы детей) В письме сказано про детективов. Давайте создадим свое детективное агентство.
II. Основная часть.
- Я приглашаю вас в путешествие в волшебную страну, где времена года очень быстро сменяют друг друга. Чтобы справиться со всеми испытаниями мы должны быть дружными, активными, внимательными. Ведь мы одна команда.
-Выбираем капитана. Давайте придумаем название команды. Рассматриваем карту- план. Капитан объявляет маршрут, который будет проходить по кабинетам учреждения. На протяжении всего маршрута дети ориентируются по карте, плану, стрелочкам. Предлагаю взять с собой часы, чтобы ориентироваться во времени. Ведь у нас только 30 минут.
Станция "Зима"
Дети приехали к физ. залу на "саночках", дверь закрыта. На двери весит кроссворд.
-Ребята, чтобы дверь открылась нужно отгадать ключевое слово в кроссворде. Кто-то для нас оставил загадки.
1. Загадки
1. Старик у ворот тепло уволок.
Сам не стоит и нам не велит. (мороз)
2. Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится (лыжник)
3. По снегу покатите- я подрасту,
В ладошках согреете- я пропаду. (ком снега)
4. Всё лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры - помчались с горы. (санки)
2. Работа с кроссвордом
Дети записали ответы в кроссворд и получилось ключевое слово "ЗИМА", нашли ключик в кармашке, открыли дверь. (зал в зимнем убранстве)
"Зима" приглашает детей в зал.
Зима: Зачем ко мне пожаловали (ответы детей, передают привет от Старика - Годовика и о его беде)
А какие зимние месяцы вы знаете (декабрь, январь, февраль)
Зима: Молодцы дети! Я для вас приготовила игры.
3. Игра "Отбери и назови зимние виды спорта"
4. Игра "Собери картинку"
Зима: С заданием справились, а теперь детективы найдите пазл разорванного плаката. Чтобы вы не забывали название зимних месяцев, я вам дарю 3 шапочки, на которых есть первая буква названия каждого зимнего месяца.
Дети по карте определяют путь к следующей станции, идут используя указатели.
Станция "Весна".
- Ребята, а здесь для вас другое задание. Нужно составить слово по первым буквам названий картинок. Какое слово получилось? (весна) Дети записывают слово. Как только дети отгадали слово - звучит весенняя мелодия и дверь сама" открывается".
Детей встречает "Весна", читает стихотворение С. Маршака
"Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы петь,
И расцвёл подснежник!"
Весна: Про какое время года стихотворение? (ответ детей) Зачем ко мне пожаловали?
Дети: Передаём привет от Старика - Годовика, сам приехать не смог, старый стал. Нам нужно собрать пазлы плаката "Времена года". Дедушке он очень важен, так как в нём есть названия всех времён года, его дочерей, его внуков - месяцев.
Весна: Я вам смогу помочь, если справитесь с заданием. Чтобы вы успели справиться со всеми моими заданиями, предлагаю разбиться на две команды. У вас одна общая цель - найти пазл плаката.
1. Игра "Четыре времени года"(отобрать картинки с приметами весны и объяснить свой выбор)
2. Игра "Отобрать перелётных птиц".
3. Назвать праздники, которые отмечаем весной. (8 марта, Масленица, Пасха, День смеха, День победы, День рождения города). Дети объединяются в одну команду.
Весна: Молодцы, дети! Вы настоящая команда, помогали друг другу. Капитан находит пазл, а Весна дарит 3 шапочки с первой буквой названий весенних месяцев.
Детективы определяют дальнейший путь по карте и плану.
Станция "Лето"
Эта пора всем любима за то,
Что солнце жарко и можно купаться,
С этой порою так трудно прощаться! (лето)
Детей встречает "Лето".
Дети рассказывают зачем пришли, передают привет от Старика - Годовика.
Лето: Большое вам спасибо, что пришли ко мне в гости, за привет от дедушки, а пазл помогу найти, но для этого нужно пройти испытания. Готовы? (ответы детей).
"Лето" читает стихотворение "Радуга"
Это редкое явление,
Всех приводит в изумление
Над землёй небесный мост
После дождика подрос.
Волшебство семи цветов,
Разноцветных семь подков
Изогнулись над планетой,
И короновали лето.
Отвести глаз не могу, я смотрю на радугу.
Лето: Хотите радугу сделаем сами? Из каких цветов состоит радуга? Сколько всего цветов? (ответы детей) Радугу будем делать разными способами. Разделимся на две команды.
1. Творческая работа " Рисуем радугу"
Первая команда радугу будет рисовать, сами создаёте нужный цвет.
Вторая команда сделает определённый цвет радуги, а потом сделаем общую радугу.
- Давайте вспомним правила безопасности при работе с гуашью, кисточкой.
Дети: в рот не брать, беречь глаза.
2. Исследовательская деятельность
Лето: на столе стаканы под номерами от 1 до 7, кисточки, гуашь определённого цвета и сахар в кусочках, количество кусков соответствует номеру стаканчика, шприцы без иглы.
Вам нужно сначала окрасить воду в один из цветов радуги, с помощью кисточки помещаем гуашь в воду и перемешать. Потом положить весь сахар, который у вас приготовлен рядом со стаканчиком и очень тщательно перемешать, но не разбрызгивая воду. Полученный раствор набрать в шприц. Собирать радугу будем в общий сосуд, но последовательность цветов нам поможет выяснить обратный счёт от 7 до 1. Давайте проговорим.
Раствор из стаканчика №7 будем наливать первым, потом из стаканчика №6 и так далее. Наливать будем аккуратно, потихоньку выдавливая из шприца раствор.
Что у нас получилось? Как вы думаете почему цвета не перемешались? (ответы детей). Подвести к выводу: цвета не перемешались потому, что в каждый цвет добавлено разное количество сахара, сахар делает раствор плотнее, чем больше сахара, тем плотнее и тяжелее раствор, поэтому и в нашем сосуде он на самом дне и не поднимается выше.
Детективы находят пазл, "Лето" дарит 3 шапочки с 3 первыми буквами названий летних месяцев.
Дети благодарят "Лето" и рассматривают карту и план. Определили направление и в путь!
Станция "Осень"
- Ребята, в какое время года можно собрать такой букет? (ответы детей)
1. Игра "Народные приметы"
- А сейчас давайте поиграем. Возьмите листок и говорите народную примету про это время года, народное название любого осеннего месяца.
Народные приметы:
Гром в сентябре - тёплая осень.
В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
Если осень ненастная, будет дождливая весна.
Если сентябрь холодный - в марте сойдёт снег.
Гром в сентябре - к долгой осени.
Народные названия осенних месяцев:
сентябрь (серпень, хлебосол)
октябрь (листопадник, листопад, грязник)
ноябрь (снеговей, бездорожник, полузимник)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Соберите букет.
Какой букет? (ответы детей)
Звучит осенняя мелодия и дверь открывает "Осень". Дети объясняют зачем пришли. Дарят букет "Осени".
Задания "Осени":
2. Игра "Составь слово" (девочки - фрукты, мальчики - овощи)
3. Проведение опыта "Определи на вкус" (яблоко, банан, мандарин, лимон, груша, виноград, киви, апельсин, помидор, огурец, морковь, капуста, свёкла)
Осень: Молодцы, дети! Со всеми испытаниями справились. А когда вы пойдёте в школу? (ответы детей)
Осень: Да дети, осенью, 1 сентября. Скоро увидимся!
Желаю вам успехов в учёбе! Передайте моему отцу Старику Годовику привет, а капитан найдёт пазл плаката. Дарю вам 3 шапочки с первой буквой названий осенних месяцев.
- Ребята, сколько частей плаката мы нашли? Давайте соберём плакат. Звенит будильник, который нам подсказывает о том, что осталось 5 минут. Капитан по карте определяет конечную станцию.
- Чтобы пройти этот маршрут быстро, предлагаю встать в колонну и положить правую руку на правое плечо впереди стоящего ребёнка.
III. Итог занятия.
(Приходим в кабинет. Детей встречает Старик - Годовик и четыре времени года. Предлагает встать в круг
Старик - Годовик: Здравствуйте, будущие первоклассники! Я очень рад, что вы успели справиться со всеми испытаниями за 30 минут и мы с вами увиделись. Только в волшебной стране вы смогли побывать сразу у всех моих дочерей и я с ними встретился благодаря вам. Я рад, что обратился именно к вам. Вы настоящие детективы.
- Да, Старик - Годовик, дети очень старались и нашли все четыре части плаката. Капитан выкладывает части плаката на мольберт.
Старик - Годовик: Спасибо вам, дети! В заключении нашей встречи предлагаю вам игру "Круглый год". У каждого на голове шапочка с буквой. Что это значит?
Дети: Это первая буква названия месяца.
- Пока звучит музыка, вам нужно встать по порядку к своему времени года. Давайте назовём все месяцы по порядку.
Старик - Годовик: Вот какой правильный "Круглый год" у нас получился. Большое спасибо за плакат, за то, что так хорошо запомнили как называется каждый месяц в году. Теперь буду внимательней. Никакая "Буквоедка" не помешает каждому месяцу приходить вовремя. Хочу вам подарить календарики, чтобы вы повторяли названия месяцев, знали названия дней недели, могли ориентироваться в праздниках и не пропустили самый важный "День знаний", когда вы все пойдёте в школу. Ну, а мне пора возвращаться домой. До свидания!
- Наше волшебное путешествие закончилось. Всем большое спасибо за активное участие в игре!
Кузнецова Оксана Владимировна