Конспект открытого занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе — Квест-игра «В поисках сокровища»
Конспект открытого занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Квест-игра «В поисках сокровища»
Цель: Актуализация знаний детей о предложении, слове и гласных звуках.
Задачи: - Закреплять навыки деления слов на слоги, составлять предложения по заданным схемам, находить места заданного звука в словах.
-Развивать слуховое внимания, памяти, фонематический слух, логического мышления.
- Воспитывать любознательность, чувства доброжелательности.
Материалы, инструменты, оборудование
- презентация (оборудование для трансляции),
- музыкальное сопровождение (для физминутки),
- гелиевый шарик,
- карта-план группы,
- сундук,
- картинка-пазл ключа,
- 6 конвертов с заданиями,
- игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, кубик, пирамидка, матрешка.
- красные фишки,
- карточки для детей,
-смайлики.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети сидят на стульях, в группу влетает гелиевый шар с посланием на веревочке.
Воспитатель: ух-ты! Что это такое? Смотрите, ребята здесь на шарике прикреплено письмо. Давайте посмотрим. Интересно, кто же нам его прислал. Давайте откроем его. Мы его прочитаем и узнаем от кого оно.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я, Королева Азбуки и живу в стране, которая называется Грамота и знаю, что вы хотите научиться читать, чтобы много знать. И я приготовил вам подарок – сокровища, спрятанные в сундуке. Чтобы открыть сундук, вам необходимо пройти испытания и собрать части от ключа, только тогда сундук откроется. Если вы умные и дружные ребята, то сможете получить мои сокровища. Вы готовы к поискам? Тогда удачи!»
Основная часть.
Посмотрим, что она нам приготовили? (на экране – план группы). А вот какой-то план, где и отмечены наши задания. План чего это может быть? (догадки детей) Ребята, а посмотрите, это план нашей группы.
(дети рассматривают план и находят, где спрятано первое задание)
Где будем искать первое задание?
Задание №1 (конверт 1)
Воспитатель: В стране Королевы Грамоты живет Мышка, которая любит долго смотреть в окно и придумывать истории о том, что она увидела. Вот и сегодня, она посмотрела за окно и вот, что она там увидела.
Но перед тем, как нам рассказать о том, что она увидел, давайте вспомним.
- Из чего состоит наша речь?
Наша речь состоит … (слов, предложений). Если слова подружатся и встанут рядом, то получится … (предложение).
Как мы обозначаем слова при составлении схемы предложений. (чертой)
Как обозначаем просто слова? (квадратиком)
Все слова состоят из … (слогов, звуков, букв).
Звуки бывают …. (гласные и согласные)
Гласные звуки мы можем, что делать? (петь)
Если в слове стоит гласный звук, его обозначаем каким цветом? (красным)
А теперь давайте посмотри, что же Мышка увидела в окно.
Дети составляют по схемам предложения.
В конце получают часть от ключа и приклеивают на бумагу.
Задание №2 (конверт 2)
Воспитатель. В нашей стране часто проходят музыкальные конкурсы. Вот однажды на нашем знаменитом озере произошел конкурс морских обитателей. Только, когда они стали петь их, никто не услышал, поэтому ребята сейчас я буду рассказывать, кто пел на конкурсе, а когда взмахну рукой, поможете петь песни участникам конкурса.
В царстве-государстве Королевы Азбуки есть большое озеро, в котором живут разные морские жители и среди них был объявлен конкурс: кто лучше всех споет свою любимую песенку. Первая на конкурс выплыла грозная Акула, открыла широко зубастую пасть и запела громко: А-А-А.
Приплыли стайкой Окуни, сделали губки трубочкой, тоненько и звонко пропели: О-О-О.
Тут вперед выступил морской бЫчок и загудел, как гудок парохода: Ы-Ы-Ы.
Морской Угорь пропел: У-У-У.
И вдруг вынырнул кИт и запел: И-И-И. А его маленький кИтенок пропел тоже И-И-И.
А мудрый кальмар был на конкурсе в жюри. Он решил, что никто не победил в конкурсе, так как все участники пели песенки каких звуков?
Дети: Гласных.
Воспитатель: А каждая из этих песенок – красивая, долгая и певучая.
Какие гласные звуки вы услышали в песенках морских обитателей?
Дети: А, О, У, Ы, И.
Воспитатель: Ребята, а какой гласный звук никто не пропел из морских жителей?
Дети: Э
Воспитатель: Назовите все гласные звуки.
Дети: А, О, У, Ы, И, Э.
Дети получают ещё одну часть от ключа.
Задание №3 (конверт 3)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Предлагается внимательно выслушать ряд слов, посмотреть картинки и выбрать лишнее слово, объяснив почему оно лишнее, если картинка на презентации «убежало», значит правильно ответили.
Арбуз, мя[а]ч, акула, солнце ([А])
Улитка, автобус, лук, утюг ([У])
Овощи, дом, лиса, зонт ([О])
Заяц, индюк, книга, игрушки ([И])
Дети получают ещё одну часть от ключа.
Задание №4 (конверт 4)
Физминутка
Воспитатель: Ребята, в моей стране живет тетя Весельчак и сейчас, она нам предлагаем вместе с ней потанцевать
Выполнение движений под песню «Тетя весельчак»
Задание №5 (конверт 5)
Дидактическая игра «Купи игрушку»
В моей стране есть магазин игрушек предлагаю посмотреть, что в нем продают. На столе стоят игрушки, чтобы их «купить», нужно назвать те игрушки, слова названия которых два слога. Ребенок подходит к столу, выбирает игрушку, четко произносит слова па слогам. Если ответ правильный, ребенок отставляет игрушку в сторону, она «куплена». После того как игрушки, в названиях которых два слога, «куплены», предлагается детям «покупать» игрушки, В названиях которых три слога.
В конце игры выясняем, почему никто не «купил» мяч и пирамидку.
Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, кубик, пирамидка, матрешка.
Магазин закрывается, а часть от ключа дети получают.
Задание №6 (конверт 6)
Дети проходят за столы. На столах задания определить место звука [э] в словах
Заключительная часть
Ключ мы с вами все сложили и открыли сундук. Смотрите да тут золотые монеты!
На монетах смайлики один грустный, другой веселый.
Если вам понравилось наше занятие возьмите веселый смайлик-монетку.
Если что-то не понравилось возьмите грустный смайлик-монетку. Самый настоящий сундук с сокровищами. Вы сегодня были большие молодцы.