12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Столпник Инна Николаевна 266
закончила Брянский ГПУ в 1996 г учитель биологии и химии
Россия, Брянская обл., Брянск
6

КВН по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева".


Оборудование: периодическая система химических элементов

Д.И.Менделеева (настенная таблица и таблицы на столах учащихся),

карточки с заданиями.

Предварительная подготовка: формируются команды из учащихся  по 5 человек (учитель назначает только капитанов). В дальнейшем

капитаны готовят свои команды, а учитель работает с капитанами. Учитель

нацеливает учеников на то, что они должны знать и уметь к внеклассному

мероприятию. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые

следует обратить внимание.

Задания, необходимые командам во время КВН.

1) Биография Д.И. Менделеева.

2) Открытие периодического закона и периодической системы.

        3) Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода в ПС.

        4) Что такое период? Периодичность? Почему свойства элементов изменяются периодически?

        5) Почему при завершении одного периода и при переходе к следующему периоду свойства     элементов изменяются скачкообразно?

       6) Современная формулировка периодического закона в свете теории строения атома.

7) Значение периодического закона.

        8) Перечислите известные вам факты, которые ещё при жизни Д.И. Менделеева подтвердили   правильность периодического закона.

9) Перечислите учёных химиков — утвердителей периодического закона.

10) Характеристика химического элемента по положению в периодической

системе.

Учитель рекомендует дополнительную литературу, имеющуюся в

наличии в библиотеке.

Ход мероприятия

Каждая команда садится за отдельный стол. На доске приклеиваются эмблемы и названия команд.

После каждого задания на доске отмечаются результаты.

Учитель. В истории мировой науки запечатлены имена прославленных учёных, чьи открытия способствовали прогрессу знаний о природе, овладению её тайнами, использованию их на благо человечества. В истории человеческих знаний немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопоставить с тем, что было сделано Д.И. Менделеевым. Величие научного подвига Менделеева не только не стирается временем, но продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца всё содержимое одного из величайших в науке обобщений — периодического закона Д.И. Менделеевым.

Законы природы, открытые человеком, различны. Их трудно сравнить между собой. Но законы сравнимы по самому главному — по возможности

предсказания нового, предвидения неизвестного. Периодический закон в этом отношении не имеет себе равных в истории науки.

Да, мы не раз географа помянем,

Что шёл тайгой в былые времена,

Давал названья рекам безымянным,

Придумывал для сопок имена.

Но во сто крат открыл закон важней

Тот химик, что немалый труд вложил

И имена планет, богов, стран и людей

                                                В одной таблице навсегда объединил.

Многие учёные предсказывали существование и описывали неизвестные химические элементы и их свойства, основываясь на периодическом законе, который стал «Звёздным часом» одного из величайших людей нашей планеты.

Конкурс «Приветствие».

Во время приветствия каждая команда должна представить своё название, свой девиз и свою эмблему.

Конкурс «Разминка».

Участвуют обе команды. Учитель задаёт вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный, полный ответ - 3 балла, за дополнение— 1 балл.

В дальнейшем каждое правильное задание оценивается в пять баллов, а дополнение в один балл.

1. Кем и когда был открыт периодический закон.

2. Где родился Д.И.Менделеев? Кто были его родители?

3. Происхождение фамилии Менделеева.

       4. Где учился Д.И.Менделеев? Кем он хотел стать? Почему это ему не удавалось?

5. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев?

6. Кем и где работал Д.И.Менделеев во время своего открытия?

7. В каком году и по какой причине Д.И.Менделеев скончался?

8. Как читается периодический закон по Д.И.Менделееву?

9. Современная формулировка периодического закона.

10.Какие подтверждения периодического закона, известные ещё при

жизни Д.И.Менделеева, вы знаете?

       11. В чём причина плавного и скачкообразного изменения свойств

химических элементов в периодах периодической системы химических элементов?

12.В чём вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?

Конкурс «Расскажи мне обо мне».

Капитаны команд выходят к доске и вытаскивают карточку с заданием.

Дать характеристику элементу №15.

Дать характеристику элементу №13.

План составления характеристики элемента

·  Положение элемента в периодической системе: порядковый номер, относительная атомная масса, группа, подгруппа, период.

  • Строение атома, степени окисления.
  • Принадлежность к классу металл, неметалл, переходный элемент.
  • Формула высшего оксида и его характер.
  • Формула высшего гидроксида и его характер.
  • Летучее водородное соединение.

Пока команды коллективно выполняют задание, от каждой команды вызывается один человек для выполнения следующего конкурса.

Конкурс «Найти ошибку».

В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно?

ЗСО + Fe203 = 2Fe + 3C02

5НС1 + НСLO = 5С12 + ЗН20

4NH3 + 02 = 4NO + Н20

NH3+302 = 4N2 + H20

Подводятся итоги коллективного и индивидуального заданий. Итоги отражают на доске.

Конкурс Капитанов

1. «Кто быстрее».

На доске написаны половинки формул. Необходимо дописать формулы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

Na...; Al2...; Na2...; ...S04; ...(S03)3; Ca3...; Na3...; ...(Р04)2.

2. « Мои соседи».

Необходимо указать знаком-—» ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятёрках элементов. Объяснить, на каком основании расставлены знаки.

Be Mg В

Na Mg A1 К Ca Sc Mg Al Si

Ca Sr Ga

Подводятся итоги конкурс Капитанов.

Конкурс « Что в имени моём?»

Какие химические элементы названы в честь учёных, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовёт больше элементов за отведённое время?

 

  

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.