Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Лаборатория "Мыльные пузыри"»

0
0
Материал опубликован 20 September

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Поротниковская средняя общеобразовательная школа»

636213 Томская обл, Бакчарский р-он, с.Поротниково, ул.Воинов-Интернационалистов 7

Тел/факс: (382-49) -36-128, email: porotsch@bakchar.gov70.ru

t1726807864aa.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

Лаборатория «Мыльные пузыри»

начальное общее образование,

1 класс

 

 

 

 

 

 

 

Составитель

Жабунина Н.В.

учитель начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Лаборатория "Мыльные пузыри" составлена на основе следующих нормативно - правовых документов :

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №286);

Информационно-методическое письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»;

Устав МКОУ «Поротниковская сош»;

ООП НОО МКОУ «Поротниковская сош»

Современные потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на человечество в целом, на его культуру и гармонизацию отношений. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, поэтому возникла необходимость широкого распространения естественно – научных знаний на разных возрастных этапах человека.

Актуальность программы обусловлена тем, что:

- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;

- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;

- обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущими целями данной программы являются:

- трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития;

- активизация процессов самостоятельного мышления и обучение через открытия;

- обеспечение активного обучения посредством мотивированной постановки вопросов и создания побуждающей учебной среды с возможностями самостоятельной работы при соответствующем уровне требований.

Задачи программы:

- развивать познавательные потребности и способности младших школьников;

- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска.

Новизна программы заключается в становлении первоначальных исследовательских способностей школьников младшего возраста через развитие экспериментальных навыков и в создании специально организованной предметно-развивающей среды посредством использования лабораторного оборудования.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ему без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала. В процессе экспериментальной деятельности происходит также обмен опытом, предположениями и познаниями, их обсуждение. Учащийся обдумывает не только свои предположения, но взвешивает и проверяет предположения других учеников. Его собственное мышление получает импульсы от наблюдений других и предположений, высказываемых другими. Идеи, которыми ученики обменялись друг с другом, можно совместно проверить на практике.

Такие занятия, основанные на активной практической деятельности, способствуют развитию у детей интереса к исследованиям и совершению открытий. Дети получают возможность самостоятельно строить свои представления и проверять их, что в свою очередь развивает у них способность мыслить. Мотивирующим и укрепляющим способности действием такие занятия способствуют построению структур мышления.

Программа курса рассчитана на учащихся 1 класса, 1 час в неделю, 33 часа в год. Продолжительность занятия 35 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса внеурочной деятельности

Наименование разделов

Содержание разделов

1

Техника безопасности

(1 час)

 

Беседа, ознакомление детей с лабораторным оборудованием и с особенностями занятий.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

2

Приготовление мыльного раствора.

(1 час)

Разведение мыльного раствора в лабораторных условиях

Состав мыльного раствора.

3

Пузыри, плёнки и свойства водной поверхности.

(4 часа)

Мыльные пузыри.

Пускаем пузыри с помощью листка бумаги, воронки.

Стягивание поверхности мыльной плёнки в воронке.

Кисть и вода. Фокус с монетами.

4

Вода и поверхностное натяжение.

(3 часа)

Состав и молекулы воды.

Формирование капли.

Рисование водой.

5

Удивительные эксперименты с пузырями.

(12 часов)

 

Построение цепи из мыльных пузырей.

Пузырь внутри пузыря.

Выдувание мыльных пузырей с помощью рук.

Размеры и форма пузырей.

Влияние силы тяжести на форму мыльного пузыря.

Выдувание крошечных и гигантских пузырей.

Эксперименты с мыльной плёнкой.

Мыльный батут.

6.

Атмосферное давление в пузырях.

(4 часа)

Понятие «атмосферное давление".

Давление внутри пузыря и его размеры.

Мыльный купол.

Пузыри и рукавицы.

Образование мыльной плёнки.

7

Долговечность мыльных плёнок.

(5 часов)

 

Жизненный путь мыльного пузыря.

Мыльная плёнка и заряженные предметы.

Проведение эксперимента: мыльные пузыри в холодильнике и на морозе.

Наблюдение радужных цветов.

Плавающие пузыри.

8.

Исследуем пену.

(2 часа)

Образование пены. Эксперименты с пеной.

9.

Подведение итогов.

(1 час)

Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности

 

В результате изучения данного курса в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов;

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- интерес к новым способам познания нового содержания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности;

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;

- познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- понимания причин успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно принимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия, учитывая сделанные ошибки;

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- самостоятельно находить варианты решения задачи.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;

- высказываться в устной и письменной формах;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать и выделять главное;

- осуществлять синтез;

- проводить сравнения, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно- следственные связи;

- обобщать;

- подводить под понятия;

- устанавливать аналогии;

- видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу;

- осуществлять расширенный поиск информации;

- фиксировать информацию с помощью средств ИКТ;

- строить логические рассуждения;

- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использование исследовательских методов обучения в основном учебном процессе.

Коммуникативные УУД:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- контролировать действия партнёра;

- владеть монологической и диалогической речью;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации полно и точно передавать необходимую информацию;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения;

- осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;

- использовать речь для планирования своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Наименование темы

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые образовательные ресурсы)*

Рабочая программа воспитания

1.Техника безопасности

1

Беседа, игра.

http://resh.edu.ru/

https://mob-edu.ru/

http://www.vaklass.ru/

http://obr.1c.ru/pages/read/

online/

Соблюдение техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

2. Приготовление мыльного раствора

1

Практикум.

http://resh.edu.ru/

https://mob-edu.ru/

http://www.vaklass.ru/

http://obr.1c.ru/pages/read/

online/

Воспитание интереса к процессу познания.

Формирование совокупности умений работать с информацией.

 

3. Пузыри, плёнки и свойства водной поверхности.

4

Групповая работа.

Экспериментальный практикум.

Проектная работа.

http://resh.edu.ru/

https://mob-edu.ru/

http://www.vaklass.ru/

http://obr.1c.ru/pages/read/

online/

Формирование позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию

 

4. Вода и поверхностное натяжение.

3

Практикум.

Групповая работа.

Практическая работа с элементами исследования.

http://resh.edu.ru/

https://mob-edu.ru/

http://www.vaklass.ru/

http://obr.1c.ru/pages/read/

online/

Наблюдение за предметами окружающего мира, связями человека с природой и предметным миром.

Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища; воспитание культуры общения.

 

 

5. Удивительные эксперименты с пузырями.

12

Групповая работа.

Экспериментальный практикум.

Игра.

Лаборатория.

Проектная деятельность.

http://resh.edu.ru/

https://mob-edu.ru/

http://www.vaklass.ru/

http://obr.1c.ru/pages/read/

online/

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества.

Формирование совокупности умений работать с информацией.

 

 

6. Атмосферное давление в пузырях.

4

Экспериментальный практикум.

Проектная работа

http://resh.edu.ru/

https://mob-edu.ru/

http://www.vaklass.ru/

http://obr.1c.ru/pages/read/

online/

Формирование и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника.

 

 

7. Долговечность мыльных плёнок.

5

Групповая работа.

Экспериментальный практикум.

Проектно – исследовательская работа.

http://resh.edu.ru/

https://mob-edu.ru/

http://www.vaklass.ru/

http://obr.1c.ru/pages/read/

online/

Воспитание интереса к процессу познания.

Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

 

 

8. Исследуем пену.

2

Групповая работа.

Экспериментальный практикум.

http://resh.edu.ru/

https://mob-edu.ru/

http://www.vaklass.ru/

http://obr.1c.ru/pages/read/

online/

Формирование научного мировоззрения, убеждений.

 

 

9. Подведение итогов.

1

Индивидуальная и групповая работа.

Игра.

http://resh.edu.ru/

https://mob-edu.ru/

http://www.vaklass.ru/

http://obr.1c.ru/pages/read/

online/

Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.

 

 

ИТОГО - 33 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально- техническое обеспечение

по приказу

804

Наименование

Количество

Основное оборудование

2.1.

Доска классная

1

2.2.

Стол с ящиками для хранения/тумбой

1

2.3.

Кресло для учителя

1

2.4.

Шкаф для хранения учебных пособий

3

2.6.

Система (устройство) для затемнения окон

2

2.17

Тумба для таблиц под доску.

1

2.1.2

Стол, регулируемый по высоте и углу наклона столешницы (парта).

9

2.1.3

Стул ученический, регулируемый по высоте, для начальных классов

9

2.1.4

Стеллаж демонстрационный

1

2.1.5.

Конторка

3

Технические средства обучения (рабочее место учителя)

2.7

Сетевой фильтр

1

2.9

Многофункциональное устройство

1

2.10

Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте).

1

2.11

Персональный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации).

1

Лабораторно-технологическое оборудование (лабораторное

оборудование, приборы, наборы для эксперимента)

2.1.42

Лабораторный набор "Мыльные пузыри. 77 познавательных экспериментов в лаборатории".

 

1


 

Учебно- методическое обеспечение

 

1. "Мыльные пузыри. 77 познавательных экспериментов в лаборатории", Я.В. Надольская, Москва: «Ювента», 2015г.

 

 

 

 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.