Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Лаборатория "Мыльные пузыри"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поротниковская средняя общеобразовательная школа»
636213 Томская обл, Бакчарский р-он, с.Поротниково, ул.Воинов-Интернационалистов 7
Тел/факс: (382-49) -36-128, email: porotsch@bakchar.gov70.ru
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
Лаборатория «Мыльные пузыри»
начальное общее образование,
1 класс
Составитель
Жабунина Н.В.
учитель начальных классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Лаборатория "Мыльные пузыри" составлена на основе следующих нормативно - правовых документов :
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №286);
Информационно-методическое письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»;
Устав МКОУ «Поротниковская сош»;
ООП НОО МКОУ «Поротниковская сош»
Современные потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на человечество в целом, на его культуру и гармонизацию отношений. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, поэтому возникла необходимость широкого распространения естественно – научных знаний на разных возрастных этапах человека.
Актуальность программы обусловлена тем, что:
- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
- обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущими целями данной программы являются:
- трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития;
- активизация процессов самостоятельного мышления и обучение через открытия;
- обеспечение активного обучения посредством мотивированной постановки вопросов и создания побуждающей учебной среды с возможностями самостоятельной работы при соответствующем уровне требований.
Задачи программы:
- развивать познавательные потребности и способности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска.
Новизна программы заключается в становлении первоначальных исследовательских способностей школьников младшего возраста через развитие экспериментальных навыков и в создании специально организованной предметно-развивающей среды посредством использования лабораторного оборудования.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ему без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала. В процессе экспериментальной деятельности происходит также обмен опытом, предположениями и познаниями, их обсуждение. Учащийся обдумывает не только свои предположения, но взвешивает и проверяет предположения других учеников. Его собственное мышление получает импульсы от наблюдений других и предположений, высказываемых другими. Идеи, которыми ученики обменялись друг с другом, можно совместно проверить на практике.
Такие занятия, основанные на активной практической деятельности, способствуют развитию у детей интереса к исследованиям и совершению открытий. Дети получают возможность самостоятельно строить свои представления и проверять их, что в свою очередь развивает у них способность мыслить. Мотивирующим и укрепляющим способности действием такие занятия способствуют построению структур мышления.
Программа курса рассчитана на учащихся 1 класса, 1 час в неделю, 33 часа в год. Продолжительность занятия 35 минут.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
№ |
Наименование разделов |
Содержание разделов |
1 |
Техника безопасности (1 час)
|
Беседа, ознакомление детей с лабораторным оборудованием и с особенностями занятий. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. |
2 |
Приготовление мыльного раствора. (1 час) |
Разведение мыльного раствора в лабораторных условиях Состав мыльного раствора. |
3 |
Пузыри, плёнки и свойства водной поверхности. (4 часа) |
Мыльные пузыри. Пускаем пузыри с помощью листка бумаги, воронки. Стягивание поверхности мыльной плёнки в воронке. Кисть и вода. Фокус с монетами. |
4 |
Вода и поверхностное натяжение. (3 часа) |
Состав и молекулы воды. Формирование капли. Рисование водой. |
5 |
Удивительные эксперименты с пузырями. (12 часов)
|
Построение цепи из мыльных пузырей. Пузырь внутри пузыря. Выдувание мыльных пузырей с помощью рук. Размеры и форма пузырей. Влияние силы тяжести на форму мыльного пузыря. Выдувание крошечных и гигантских пузырей. Эксперименты с мыльной плёнкой. Мыльный батут. |
6. |
Атмосферное давление в пузырях. (4 часа) |
Понятие «атмосферное давление". Давление внутри пузыря и его размеры. Мыльный купол. Пузыри и рукавицы. Образование мыльной плёнки. |
7 |
Долговечность мыльных плёнок. (5 часов)
|
Жизненный путь мыльного пузыря. Мыльная плёнка и заряженные предметы. Проведение эксперимента: мыльные пузыри в холодильнике и на морозе. Наблюдение радужных цветов. Плавающие пузыри. |
8. |
Исследуем пену. (2 часа) |
Образование пены. Эксперименты с пеной. |
9. |
Подведение итогов. (1 час) |
Подведение итогов. Рефлексия. |
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
В результате изучения данного курса в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов;
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- интерес к новым способам познания нового содержания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности;
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;
- познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- понимания причин успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно принимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия, учитывая сделанные ошибки;
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- самостоятельно находить варианты решения задачи.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;
- высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать и выделять главное;
- осуществлять синтез;
- проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- обобщать;
- подводить под понятия;
- устанавливать аналогии;
- видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу;
- осуществлять расширенный поиск информации;
- фиксировать информацию с помощью средств ИКТ;
- строить логические рассуждения;
- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использование исследовательских методов обучения в основном учебном процессе.
Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра;
- владеть монологической и диалогической речью;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации полно и точно передавать необходимую информацию;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения;
- осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Тематическое планирование
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
Электронные (цифровые образовательные ресурсы)* |
Рабочая программа воспитания |
|||
1.Техника безопасности |
1 |
Беседа, игра. |
Соблюдение техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием. |
||||
2. Приготовление мыльного раствора |
1 |
Практикум. |
Воспитание интереса к процессу познания. Формирование совокупности умений работать с информацией. |
|
|||
3. Пузыри, плёнки и свойства водной поверхности. |
4 |
Групповая работа. Экспериментальный практикум. Проектная работа. |
Формирование позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию |
|
|||
4. Вода и поверхностное натяжение. |
3 |
Практикум. Групповая работа. Практическая работа с элементами исследования. |
Наблюдение за предметами окружающего мира, связями человека с природой и предметным миром. Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища; воспитание культуры общения. |
|
|
||
5. Удивительные эксперименты с пузырями. |
12 |
Групповая работа. Экспериментальный практикум. Игра. Лаборатория. Проектная деятельность. |
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества. Формирование совокупности умений работать с информацией. |
|
|
||
6. Атмосферное давление в пузырях. |
4 |
Экспериментальный практикум. Проектная работа |
Формирование и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника. |
|
|
||
7. Долговечность мыльных плёнок. |
5 |
Групповая работа. Экспериментальный практикум. Проектно – исследовательская работа. |
Воспитание интереса к процессу познания. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. |
|
|
||
8. Исследуем пену. |
2 |
Групповая работа. Экспериментальный практикум. |
Формирование научного мировоззрения, убеждений. |
|
|
||
9. Подведение итогов. |
1 |
Индивидуальная и групповая работа. Игра. |
Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек. |
|
|
||
ИТОГО - 33 часа |
|
|
Материально- техническое обеспечение
№ по приказу № 804 |
Наименование |
Количество |
Основное оборудование |
||
2.1. |
Доска классная |
1 |
2.2. |
Стол с ящиками для хранения/тумбой |
1 |
2.3. |
Кресло для учителя |
1 |
2.4. |
Шкаф для хранения учебных пособий |
3 |
2.6. |
Система (устройство) для затемнения окон |
2 |
2.17 |
Тумба для таблиц под доску. |
1 |
2.1.2 |
Стол, регулируемый по высоте и углу наклона столешницы (парта). |
9 |
2.1.3 |
Стул ученический, регулируемый по высоте, для начальных классов |
9 |
2.1.4 |
Стеллаж демонстрационный |
1 |
2.1.5. |
Конторка |
3 |
Технические средства обучения (рабочее место учителя) |
||
2.7 |
Сетевой фильтр |
1 |
2.9 |
Многофункциональное устройство |
1 |
2.10 |
Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте). |
1 |
2.11 |
Персональный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации). |
1 |
Лабораторно-технологическое оборудование (лабораторное оборудование, приборы, наборы для эксперимента) |
||
2.1.42 |
Лабораторный набор "Мыльные пузыри. 77 познавательных экспериментов в лаборатории".
|
1 |
Учебно- методическое обеспечение
1. "Мыльные пузыри. 77 познавательных экспериментов в лаборатории", Я.В. Надольская, Москва: «Ювента», 2015г.