Проектная работа «Легендарный ГАЗ-АА в г. Чернушке и его упоминание в литературных произведениях»

1
0
Материал опубликован 4 June 2018 в группе

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

«Легендарный ГАЗ-АА в г. Чернушке и его упоминание в литературных произведениях»

Студента группы ТО-179, обучающегося по специальности 23.02.07

Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Мухаметянова Кирилла Валентиновича

Оценка работы:______________________________________

Цифрой и прописью

Преподаватель: Карлышева Наталья Валерьевна

Подпись:______________________________________

преподавателя

Дата:______________________________________

Дата выставления оценки


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3

ГАЗ-АА: история автомобиля, технические характеристики, модификация………………………………………………………………….4

Памятник ГАЗ-АА в Чернушке……………………………………………..9

ГАЗ-АА в произведениях художественной литературы……………..……10

Заключение ………………………………………………………………………16

Список использованных источников………………………………………..….17

Введение

Человек всегда уделял внимание транспорту в искусстве. Одни авторы относились к машинам как к предметам роскоши, другие упоминали их как деталь, третьи использовали как инструмент для создания определенных ситуаций. Эта привычка упоминать средство передвижения в прозе осталась у людей еще с античных времен. Ведь тогда обязательно описывались повозки, лошади, слоны и ишаки, чтобы объяснить, насколько герой торопился к цели и сколько ресурсов вез с собой.

В литературе XIX-XX века тема транспорта также освещается писателями и поэтами. Именно это и является актуальностью работы.

Цель проекта: изучение автомобиля ГАЗ-АА в литературных произведениях

Для достижения этой цели поставлены задачи:

Выяснить, почему ГАЗ-АА называется «полуторка»

Проанализировать технические характеристики данного автомобиля

Узнать, где в Чернушке находится памятник «полуторке», и выяснить историю его установки

3. Привести примеры отрывков текста романа, упоминающие данный автомобиль

4. Создать буклет по теме «Легендарный ГАЗ-АА в г. Чернушке и его упоминание в литературных произведениях»

Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, обобщение

Практическая значимость: материал можно использовать на уроках литературы при изучении раздела «Литература периода Великой Отечественной войны», а также при освоении спецдисциплин по устройству автомобилей.

ГАЗ-АА: история автомобиля, технические характеристики, модификация

ГАЗ-АА (полу́торка) — грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг), известный как полуторка. Изначально образцом послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии спроектирован по отечественным чертежам.

История

Изначально было выпущено на заводе «Гудок Октября» в Канавине, 10 образцов американского грузовика Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии перед запуском автогиганта (Нижегородского автомобильного завода) советские инженеры подготовили собственные чертежи, пересмотрев конструкцию, узлы, платформу и уже первый серийный НАЗ-АА сошёл с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года. Уже к концу года завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки. В отличие от американского Форд модели АА, на советском ГАЗ-АА был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр и т. д., а ещё в 1930-м по советским чертежам спроектирован бортовой кузов. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирали с 1933 года. До 1934 года кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена на металлическую кабину с дерматиновой крышей.

В 1938 году грузовик был модернизирован и получил 50-сильный мотор ГАЗ-ММ (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобиль ГАЗ-М1 «Молотовец-1», более известный как «Эмка»), усиленную подвеску и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий у ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ не было.

Существовала также модификация ГАЗ-АА с самосвальным кузовом, в начале выпуска именовавшаяся ГАЗ-С1, позже ГАЗ-410. Принцип действия этого самосвала был достаточно интересен. Равномерно распределённый в кузове груз должен был под собственной тяжестью опрокидывать платформу назад, если бы не специальное запорное устройство, рукоятка которого находилась у середины левого борта. Для разгрузки водитель отпускал рукоятку, груз ссыпался назад, и пустой кузов под действием силы тяжести возвращался в горизонтальное положение, после чего фиксировался с помощью рукоятки.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощённого военного грузовика ГАЗ-ММ-В (внутризаводской индекс ММ-13), у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света и с неоткидными боковыми бортами.

В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина опять стала деревянно-металлической (и оставалась таковой до окончания производства грузовика), позже снова появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара. Последний ГАЗ-ММ сошёл с горьковского конвейера 10 октября 1949 года. Ещё год (а по некоторым данным, до 1956 года) полуторку собирали в Ульяновске, где их выпускали с 1947 года.

Годы выпуска НАЗ (ГАЗ)-АА/ГАЗ-ММ: на НАЗе/ГАЗе — 1932—1949; на московском заводе КИМ — 1933—1939; на Ростовском автосборочном заводе — 1939—1941; на УльЗиСе — 1942—1950.

Было выпущено 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-45 гг. — 138 600. К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилось 151 100 таких машин.

Таким образом, «полуторка» стала самым массовым советским автомобилем первой половины XX века. Их можно было встретить на дорогах страны вплоть до конца 60-х.

Особенности конструкции

Конструктивно простой и технологичный грузовой автомобиль ГАЗ-АА был выполнен по классической схеме на рамном шасси с рессорной подвеской. Оперение кабины унифицировано с легковым автомобилем ГАЗ-А. Особенностью конструкции было устройство задней подвески и трансмиссии, где в качестве продольной тяги использовалась так называемая толкающая труба (англ. torque tube), внутри которой располагался закрытый карданный вал, которая упиралась в бронзовую втулку, подверженную быстрому износу и необходимости частых ремонтов. Недостаточной живучестью отличалось и крепление реактивной тяги передней подвески, воспринимавшей усилие при торможении. Соответственно, пробег на отказ у «полуторки» был значительно меньше, чем у «трёхтонки» ЗИС-5, к тому же «полуторка» почти всегда эксплуатировалась со значительным (до двукратного) перегрузом.

Двигатель. Благодаря низкой степени сжатия (4,25:1) неприхотливые и ремонтопригодные двигатели ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ могли эксплуатироваться на самых низких сортах топлива, включая лигроин и даже керосин (в тёплое время года и на прогретом двигателе) и низкокачественных промышленных смазочных маслах (автолы и нигролы).

Низким ресурсом отличались дефицитные стартёры с аккумулятором (на редкой машине они служили свыше полугода), поэтому в реальной эксплуатации автомобиль заводили «кривым стартёром», то есть рукояткой.

Особым дефицитом были шины, отличавшиеся низкой ходимостью (8—9 тыс. км при нормативных 20 тыс.), поэтому в конце 1930-х и во время войны полуторки часто сходили с конвейера только с двумя задними колёсами, то есть с одинарной ошиновкой заднего моста, что, соответственно, снижало грузоподъёмность. Колёса — 6,5—20", Я-4.

Тем не менее, благодаря массовому конвейерному производству ГАЗ-АА/ММ был самым массовым грузовиком, да и, вообще, автомобилем в предвоенном СССР и в Красной Армии (свыше 150 тыс. на 20.06.1941).

Его шасси послужило базой для создания целого ряда специализированных и специальных модификаций военного и гражданского назначения: зарядно-осветительные электростанции, радиостанции, радиосистема дальнего обнаружения РУС-2, радиомастерские и ремонтные «летучки», автолаборатории санитарно-гигиенического и противохимического назначения, топливо- и маслозаправщики, авиационно-пусковые машины, акустические и световые установки ПВО, различные цистерны, поливомоечные машины, кареты скорой помощи и т. д.

Агрегаты ГАЗ-АА и -ММ широко применялись при создании военных и боевых машин, включая лёгкие танки, бронеавтомобили серий БА-6 и БА-10, самоходной установки СУ-12 с 76,2-миллиметровой полковой пушкой, артиллерийских тягачей, «Катюши» БМ-8-48 и другой техники.

Модификация

ГАЗ-ААА — шестиколёсный (трёхосный с колёсной формулой 6 × 4) грузовой автомобиль повышенной проходимости, грузоподъёмность 2,0 т. Создан на базе лицензионного грузовика «Форд-Тимкен» образца 1931 года. Годы выпуска: 1934—1943. В 1937 году получил более мощный 50-сильный двигатель и другие комплектующие от ГАЗ-ММ. Общий выпуск до 1943 года составил 37373 ед. На базе ГАЗ-ААА серийно выпускались штабной автобус ГАЗ-05-193 (1936—1945), а также серийные бронеавтомобили БА-6 (1936—1938, 394 ед.), БА-10А (1938—1939) и БА-10М (1939—1941, суммарно 3331 ед.). В конце 1930-х на укороченные шасси ГАЗ-ААА были переставлены бронекорпуса выработавших ресурс бронеавтомобилей ранних серий, таким образом были получены бронеавтомобили БА-27М (1937—1938), БАИ-М и БАИ-3М (1939—1940). Кроме того, были созданы опытные БА-6 м и БА-9; опытные плавающие бронеавтомобили ПБ-4 (1933—1934, 6 ед.) и ПБ-7 (1936/37, 1 ед.). Выпускалась боевая химическая машина БХМ-1 (1935—1937), был создан опытный санитарный бронетранспортёр БА-22 на 10 раненых (1937).

Интересные факты

Именно на ГАЗ-АА осуществлялась основная эвакуация людей по льду Ладожского озера по Дороге жизни в период блокады Ленинграда. А в обратном направлении везли продовольствие, вооружение, медикаменты и различное снаряжение для героически обороняющегося окружённого города. ГАЗ-АА был легче другого отечественного грузовика тех лет — ЗИС-5 и поэтому на «полуторке» было безопаснее передвигаться по льду.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Памятник ГАЗ-АА в Чернушке

Во многих городах бывшего Советского Союза установлены памятники автомобилю ГАЗ-АА. Автомобиль представлен в ряде музеев России. В г.Чернушка Пермского края на ул.Ленина также установлен памятник этому автомобилю.

Памятник «Воинам-водителям, автомобилю-бойцу»

8 ноября 1981 года взошла на постамент знаменитая «полуторка», прошедшая по фронтовым дорогам и немало послужившая людям в мирное время.

На этой машине шофер Михаил Ефимович Гороженинов работал перед войной в колхозе деревни Таныпские Ключи. В первый же день войны он был мобилизован и вместе с машиной отправлен на фронт. На этой машине он доставлял боеприпасы на передовую, отвозил раненых в медсанбат, порой под огнем, рискуя жизнью. Вместе с хозяином «полуторка» обороняла Москву, получала боевые ранения, но дошла до Берлина. Вернувшись с войны, стали они вместе с грузовиком снова колхозу служить - и так 11 лет.

А в дни 40-летия битвы под Москвой автомобиль-боец, труженик взошел на вечный пьедестал почета.

ГАЗ-АА в произведениях художественной литературы

Оставив Блинова наблюдать, Алехин на полуторке - Хижняк с вечера спал в машине на соседней улице - помчал в предрассветной полутьме к аэродрому. («Момент истины» («В августе сорок четвёртого»), Богомолов Владимир Осипович

.Дорога была пуста, изредка торопились куда-то полуторки с газогенераторными баками по обе стороны кабины. («Приступить к ликвидации», Эдуард Хруцкий)

Товарищи ученые, кончайте поножовщину, Бросайте ваши опыты, гидрид и ангидрид: Садитеся в полуторки, валяйте к нам в Тамбовщину, - А гамма-излучение денек повременит. (Владимир Семенович Высоцкий, «Товарищи ученые»)

Дуська, грузчица, жена его, похоронившая Шмакова много лет назад и прижившая неведомо от кого хорошенького белокурого мальчика, медленно умиравшего от туберкулеза, приняла воскресшего из лагерей супруга, выходила, отмыла его, подкормила, устроила работать на полуторку, и зажили они потихоньку, мрачно и бессильно ненавидя друг друга. ( «Евангелие от Палача», Аркадий Вайнер и Георгий Вайнер)

Ему нужно было, не теряя времени, пересечь заставский дворик, подняться на подножку полуторки, чтобы сесть на продавленное сиденье прокаленной солнцем кабины…

.Отделенный стоял к нему лицом, слегка ссутулив обожженные плечи, но смотрел мимо, на пыльное облако, не отстававшее от вкатившей в заставские ворота дребезжащей полуторки. (Рудов Вениамин, «Последний зов»)

.Ехали, ехали, с пересадками, с перегрузками, с перетрусками - от Соликамска до Красновишерска трюхали на родной Коляше и такой же хромой, какая у него была когда-то, полуторке. (Астафьев Виктор Петрович, «Так хочется жить»)

.Когда на батарею въехала полуторка, ее тут же облепили бойцы из расчетов, быстро выгружая ящики со снарядами, а артмастера - лейтенант Зверев и сержанты Вашурин и Никольский - чуть пригибаясь, побежали на огневые, где стояли поврежденные орудия. (Киселев Валерий, «Заплачено кровью»)

Свернув на полуторке с пыльной гравийки, Агеев подъехал к этому фольварку, когда там все горело - хозяйственные и жилые постройки, конюшни, поодаль в дымящихся развалинах лежал каменный дом, и немецкие самолеты, учинившие этот разгром, один за другим уходили над лесом на запад.

Остановив в начале липовой аллеи свою полуторку, Агеев побежал разыскивать начальство склада, но нигде никого не мог отыскать, длинные штабеля боеприпасов в конце яблоневого сада были разбиты и разбросаны среди деревьев, некоторые горели, и всюду стлался горький удушливый дым пожарища. (В.Быков, «Карьер»)

Виктор Полторацкий видел, как после одной из бомбежек Аркадий Гайдар прыгнул в кузов штабной полуторки. (Гайдар Аркадий, «Голиков Аркадий из Арзамаса»)

Всякие следы машин исчезли, но глинистая корка была тверда, и полуторки шли без затруднений от столба к столбу.

.Все противоречиво сталкивалось в этих расчетах, как оно и бывает в действительности: небольшая грузоподъемность полуторок, необходимость взять огромное количество бензина на висячий маршрут, без базы, но вместе с ним и запас продуктов, воды и снаряжения, которое теперь вследствие холодного времени было особенно громоздким, - полушубки, кошмы, печки занимали много места. (Иван Ефремов, «Дорога ветров»)

.Когда дивизионный инженер с группой офицеров обошел все заминированные объекты, расписался на какой-то бумаге и уехал, мы вспомнили о том, что неплохо бы после долгой езды на открытой полуторке и хождения по объектам чего-нибудь перекусить. (Сборник воспоминаний бойцов и командиров 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии. Сост. В.Бирюков)

.Потом Кузьма пересел на американский, а полуторка осталась Василию, и он на удивление долго еще мусолил ее на колхозных побегушках, пока она окончательно не развалилась. (Валентин Григорьевич Распутин, «Живи и помни» (сборник))

Заключение

Aвтомобили вошли в жизнь нашей страны в конце 20-х — начале 30-х годов, т. е. в годы первых пятилеток.. Фотографии тех лет, довоенные художественные кинофильмы: улицы оживлены автомобильным движением, а в крупнейших городах машины идут даже в несколько рядов.

Были в 40-е годы и так называемые военные спецавто: речь идёт об автомобилях-тружениках войны, рядовых бойцах нашей Победы – полуторке (ГАЗ-АА) Горьковского автозавода. Не только юноши, но и молодые девушки и женщины с удовольствием до войны овладевали секретами вождения авто. Недаром так много было женщин-водителей грузовиков (полуторок), в прифронтовой полосе, не говоря уже о ближнем и дальнем тылах. 

Вторая мировая война убедительно доказала, какое значение имеет ГАЗ-АА. Если из грузов, перевезенных за время Великой Отечественной войны автомобилями Советской Армии, сложить стену толщиной в один метр и высотой в четыре, она опоясала бы земной шар. Автомобили заменяли поезда, когда железнодорожные пути были разрушены; по весенней и осенней распутице, по глубоким снегам, по бездорожью на них перебрасывали пехоту со скоростью, в шесть-десять раз превышающей скорость самого быстрого марша, перевозили больных и раненых. На них доставляли горючее и боеприпасы, оборудование для госпиталей и другие грузы.

Милая сердцу водителей тех лет «полуторка» - была одним из самых распространенных автомобилей в транспортных подразделениях. Об участии автомобиля ГАЗ-АА ("полуторка") в войне 1941-1945 годов написано огромное количество книг. Но самым главным историческим маршрутом, по которому курсировала легендарная машина, была "дорога жизни", проложенная по льду Ладожского озера.

Список использованных источников

Астафьев В. П. Так хочется жить. – М.: Дрофа, 2000

В.Бирюков. Сборник воспоминаний бойцов и командиров 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии. – М.: Просвещение, 1989

Богомолов В.О. Момент истины («В августе сорок четвёртого»). – М.: Просвещение, 2010

В.Быков. Карьер. – М.: Дрофа, 1999

Вайнер А. и Вайнер Г. Евангелие от Палача. – М.: Просвещение, 2009

Высоцкий В.С. Товарищи ученые. – М.: Просвещение, 1990

Гайдар А. Голиков Аркадий из Арзамаса. – М.: Просвещение, 1980

Ефремов И. Дорога ветров. – М.: Просвещение, 2000

Киселев В. Заплачено кровью. – М.: Просвещение,1996

Распутин В.Г. Живи и помни (сборник). – М.: Просвещение, 1999

Рудов В. Последний зов. – М.: Просвещение, 1987.

Хруцкий Э. Приступить к ликвидации. – М.: Просвещение, 1990

Интернет-источники:

http://www.proza.ru/2014/03/17/2403

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://fb.ru/article/200070/polutorka-gaz-aa-istoriya-tehnicheskie-harakteristiki-osobennosti

http://autohis.ru/sovietauto/gaz/gaz-aa.php

http://gazel-rukovodstvo.ru/GAZ/gaz-aa.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.