Урок литературы в 3 классе «Произведения А.П. Гайдара. Повесть "Тимур и его команда"»
Пояснительная записка
Учитель: Селезнева Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Боградская СОШ»
Урок литературного чтения
Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда».
Тип урока: систематизации знаний.
Характеристика класса: 3 «В» класс. 16 учащихся: 9 девочек и 7 мальчиков. 12 учеников класса проявляют активный интерес к чтению, 4 ученика занимаются стабильно, хорошо усваивают учебный материал. Все учащиеся ведут дневник дополнительного чтения. Большую активность в классе проявляют 5 учеников, 2 ученика бывают вспыльчивы, несдержанны, 8 ученикам свойственна усидчивость, продуктивность деятельности. Учащиеся любят работать в группе, легко распределяют обязанности и справляются с поставленными перед группой задачами.
Программа: «Школа 21 века».
Авторы программы: Н.Ф. Виноградова
Учебник: «Литературное чтение» 3 класс. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
Раздел: Чтение: работа с информацией.
Количество часов: 4 ч. в неделю, 136 ч. в год.
Цель урока |
учить детей анализировать литературное произведение, формировать читательский навык, воспитывать нравственные качества. |
||
Задачи урока |
1. Формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения. а) для обучающихся высокого уровня создать на уроке условия для того, чтобы они сами определили главную мысль произведения; б) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся среднего уровня приняли участие в понимании главной мысли произведения; в) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся низкого уровня поняли главную мысль произведения. 2. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом.
|
||
Технологии |
Личностно-деятельностный подход, интерактивная групповая технология, технология оценивания учебных успехов (правило самооценивания) |
||
Планируемый результат |
|||
Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному 2. Формирование восприятия.
|
Метапредметные умения Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации:. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах. 4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной речи. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым при работе в группе, корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. |
Предметные умения
|
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||
1.Организационный момент. (3 мин) |
Столы в кабинете расставлены для групповой работы (2 группы по 5 человек и 1 группа — 6 человек). - Обратите внимание на фотографии, размещенные на доске (коллективные фото самих детей со школьных мероприятий). Что на них изображено? Вы сфотографированы одни? -Как ещё можно назвать ваших одноклассников? -Кто может сказать о чём сегодня на уроке мы будем рассуждать? - С каким произведением о настоящей дружбе детей мы познакомились на прошлом занятии по литературному чтению? - Совершенно верно. Сформулируйте тему урока. - Какие задачи мы поставим перед собой? |
Учащиеся рассаживаются за столы. Дети отвечают, что изображены на фото они сами с друзьями.
- Нет, с одноклассниками, с друзьями.
- Друзья.
- О дружбе. - С произведением А.П. Гайдара «Тимур и его команда». - Повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда». -Составить характеристики героев произведения «Тимур и его команда». - Определить главную мысль повести. - Сформулировать собственное отношение к повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». |
||||||
2. Актуализация знаний
(7 мин) |
Перед вами лежат таблицы. Заполните их самостоятельно по произведению А.П. Гайдара «Тимур и его команда». На выполнение задания у вас 2 минуты.
- Какие моменты вы записали в плюсы?
- Что вы отнесли к минусам?
- Какие эпизоды показались самыми интересными?
Для того, чтобы лучше понять поступки наших героев мы составим ментальные карты главных героев повести. 1 группа, используя подготовленные отрывки из повести и видеофрагмент составляет ментальную карту Жени, 2 группа — Тимура, 3 группа — Миши Квакина. Перед работой в группе вспомним правила. Один представитель от группа будет презентовать ментальную карту. Ограничение по времени 3 минуты на одну презентацию.
На выполнение задания у вас 15 минут.
|
Ученики в столбец «+» записывают положительные момента произведения, в столбец «-» отрицательные моменты, в столбец «интересно» - те моменты, которые показались самыми увлекательными.
- Помощь девочки Жени, сельским жителям, настоящие друзья, не бросают своих в беде.
- Поступки Миши Квакина и его команды, когда Женя забыла отправить телеграмму отцу и забралась в чужой дом без разрешения. Ученики кратко пересказывают интересные моменты из повести.
Слушают инструкцию учителя Отвечают на вопросы. Правила работы в группе: 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай!
|
||||||
3. Реализация проекта
(15 мин) |
Учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, контролирует работу групп.
Сообщает капитанам групп о начале самооценивания в группах.
Гимнастика для глаз |
Ученики составляют ментальные карты героев повести используя отрывки из произведения и видеофрагменты детского фильма.
Заполняют карточки самооценки |
||||||
4. Защита проекта
(6 мин на презентацию и 4 минуты на обсуждение) |
- Группы готовы к презентации. Всё внимание первой группе, которая презентует ментальную карту девочки Жени. Учитель указывает на сильные и слабые стороны презентации. - Вторая группа представляет нашему вниманию ментальную карту Тимура. Учитель указывает на сильные и слабые стороны презентации. -Третья группа презентует ментальную карту Миши Квакина. Учитель указывает на сильные и слабые стороны презентации. - Каких герое можно отнести к положительны, каких к отрицательным? Почему? Докажите.
-Вы сказали, что Женя и Тимур умеют дружить. Что это означает? - Где мы можем узнать точное значение слова? - Возьмите словари на ваших партах и прочитайте, что такое дружба.
- У вас есть настоящие друзья?
- Как вы считаете, чему учит повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда»? |
По одному представителю от группы презентуют ментальные карты героев повести. Ученики задают интересующие и уточняющие вопросы.
Женя и Тимур -положительные герои, им присущи такие качества как доброта, преданность, справедливость. Они умеют дружить. Миша - отрицательный герой. Он ворует яблоки, имеет вредные привычки, не воспитан. Рассуждают на заданную учителем тему.
- В толковом словаре. Один ученик читает вслух: - Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (толковый словарь Ожигова) Дети называют своих друзей.
- В любом возрасте и в любой ситуации нужно оставаться порядочным, честным, отзывчивым и никогда не бросать друзей в беде. |
||||||
5. Рефлексия
(4 мин) |
- Вспомним задачи, которые мы поставили перед собой вначале урока. Все ли мы их выполнили? -Составить характеристики героев произведения «Тимур и его команда». - Определить главную мысль повести. - Сформулировать собственное отношение к повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».
- Что изменила в вас повесть А.П. Гайдара?
- Как вы думаете живут ли среди нас гайдаровские «Тимуры»? Кто они?
- Поднимите руку те, кто считает себя похожим на Тимура. Какими качествами вы с ним схожи? - Настало время рефлексии. Выберите из предложенных стикеров один и наклейте лучик солнцу: желтый — всё получилось, было интересна, оранжевый — столкнулся с трудностями, но смог их преодолеть, красный — было сложно, ничего не понял. Учитель выставляет отметки ученикам за работу на уроке. |
Дети отвечают на вопросы полным ответом, доказывают своё мнение. - Характеристику героев составляли в группах. - Главная мысль повести: не бросай друзей в беде, будь порядочным и честным. Дети высказывают своё отношение к повести, аргументируя его примерами из произведения. - Появилось желание помогать незнакомым людям, дорожить дружбой, быть всегда честным и справедливым. - Да. Это дети, которые помогают ближнему, всегда действуют справедливо, в трудной ситуации всегда окажут помощь. Ответы учащихся.
Ученики выбирают стикеры и приклеивают к солнцу. |
||||||
6. Домашнее задание
(1 мин) |
- Нарисуйте понравившегося героя повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» |
Записывают домашнее задание. |