12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Селезнева Наталья Юрьевна146
не сижу на месте, люблю свою профессию, много читаю, иногда рисую и занимаюсь рукоделием.
Россия, Хакасия респ., село Боград
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»

Пояснительная записка

 

Учитель: Селезнева Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Боградская СОШ»

Урок литературного чтения

Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда».

Тип урока: систематизации знаний.

Характеристика класса: 3 «В» класс. 16 учащихся: 9 девочек и 7 мальчиков. 12 учеников класса проявляют активный интерес к чтению, 4 ученика занимаются стабильно, хорошо усваивают учебный материал. Все учащиеся ведут дневник дополнительного чтения. Большую активность в классе проявляют 5 учеников, 2 ученика бывают вспыльчивы, несдержанны, 8 ученикам свойственна усидчивость, продуктивность деятельности. Учащиеся любят работать в группе, легко распределяют обязанности и справляются с поставленными перед группой задачами.

Программа: «Школа 21 века».

Авторы программы: Н.Ф. Виноградова

Учебник: «Литературное чтение» 3 класс. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.

Раздел: Чтение: работа с информацией.

Количество часов: 4 ч. в неделю, 136 ч. в год.

 

Цель урока

учить детей анализировать литературное произведение, формировать читательский навык, воспитывать нравственные качества.

Задачи урока

1. Формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения.

а) для обучающихся высокого уровня создать на уроке условия для того, чтобы они сами определили главную мысль произведения;

б) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся среднего уровня приняли участие в понимании главной мысли произведения;

в) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся низкого уровня поняли главную мысль произведения.

2. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом.

  1. Развивать образное мышление, речь.

  2. Развитие рефлексии, самоконтроля, самооценки.

  3. Формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.

Технологии

Личностно-деятельностный подход, интерактивная групповая технология, технология оценивания учебных успехов (правило самооценивания)

Планируемый результат

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному

2. Формирование восприятия.

 

 

Метапредметные умения

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации:.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной речи.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым при работе в группе, корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметные умения

  1. 1. Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.

  2. 2. Соотносить автора , его произведения со временем их создания.

  3. 3. Самостоятельно давать характеристику герою.

  4.  

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент. (3 мин)

Столы в кабинете расставлены для групповой работы (2 группы по 5 человек и 1 группа — 6 человек).

- Обратите внимание на фотографии, размещенные на доске (коллективные фото самих детей со школьных мероприятий). Что на них изображено? Вы сфотографированы одни?

-Как ещё можно назвать ваших одноклассников?

-Кто может сказать о чём сегодня на уроке мы будем рассуждать?

- С каким произведением о настоящей дружбе детей мы познакомились на прошлом занятии по литературному чтению?

- Совершенно верно. Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Учащиеся рассаживаются за столы.

Дети отвечают, что изображены на фото они сами с друзьями.

 

- Нет, с одноклассниками, с друзьями.

 

 

- Друзья.

 

- О дружбе.

- С произведением А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

- Повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

-Составить характеристики героев произведения «Тимур и его команда».

- Определить главную мысль повести.

- Сформулировать собственное отношение к повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

2. Актуализация знаний

(7 мин)

Перед вами лежат таблицы. Заполните их самостоятельно по произведению А.П. Гайдара «Тимур и его команда». На выполнение задания у вас 2 минуты.

«+»

«-»

«интересно»

 

 

 

- Какие моменты вы записали в плюсы?

 

 

- Что вы отнесли к минусам?

 

 

 

- Какие эпизоды показались самыми интересными?

 

 

Для того, чтобы лучше понять поступки наших героев мы составим ментальные карты главных героев повести. 1 группа, используя подготовленные отрывки из повести и видеофрагмент составляет ментальную карту Жени, 2 группа — Тимура, 3 группа — Миши Квакина. Перед работой в группе вспомним правила.

Один представитель от группа будет презентовать ментальную карту. Ограничение по времени 3 минуты на одну презентацию.

 

На выполнение задания у вас 15 минут.

 

Ученики в столбец «+» записывают положительные момента произведения, в столбец «-» отрицательные моменты, в столбец «интересно» - те моменты, которые показались самыми увлекательными.

 

- Помощь девочки Жени, сельским жителям, настоящие друзья, не бросают своих в беде.

 

- Поступки Миши Квакина и его команды, когда Женя забыла отправить телеграмму отцу и забралась в чужой дом без разрешения.

Ученики кратко пересказывают интересные моменты из повести.

 

Слушают инструкцию учителя

Отвечают на вопросы.

Правила работы в группе:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

 

3. Реализация проекта

(15 мин)

Учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, контролирует работу групп.

 

 

 

Сообщает капитанам групп о начале самооценивания в группах.

 

 

 

Гимнастика для глаз

Ученики составляют ментальные карты героев повести используя отрывки из произведения и видеофрагменты детского фильма.

 

Заполняют карточки самооценки

4. Защита проекта

(6 мин на презентацию и 4 минуты на обсуждение)

- Группы готовы к презентации. Всё внимание первой группе, которая презентует ментальную карту девочки Жени.

Учитель указывает на сильные и слабые стороны презентации.

- Вторая группа представляет нашему вниманию ментальную карту Тимура.

Учитель указывает на сильные и слабые стороны презентации.

-Третья группа презентует ментальную карту Миши Квакина.

Учитель указывает на сильные и слабые стороны презентации.

- Каких герое можно отнести к положительны, каких к отрицательным? Почему? Докажите.

 

 

 

 

 

-Вы сказали, что Женя и Тимур умеют дружить. Что это означает?

- Где мы можем узнать точное значение слова?

- Возьмите словари на ваших партах и прочитайте, что такое дружба.

 

 

 

- У вас есть настоящие друзья?

 

- Как вы считаете, чему учит повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда»?

По одному представителю от группы презентуют ментальные карты героев повести. Ученики задают интересующие и уточняющие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Женя и Тимур -положительные герои, им присущи такие качества как доброта, преданность, справедливость. Они умеют дружить.

Миша - отрицательный герой. Он ворует яблоки, имеет вредные привычки, не воспитан.

Рассуждают на заданную учителем тему.

 

- В толковом словаре.

Один ученик читает вслух:

- Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (толковый словарь Ожигова)

Дети называют своих друзей.

 

- В любом возрасте и в любой ситуации нужно оставаться порядочным, честным, отзывчивым и никогда не бросать друзей в беде.

5. Рефлексия

(4 мин)

- Вспомним задачи, которые мы поставили перед собой вначале урока. Все ли мы их выполнили?

-Составить характеристики героев произведения «Тимур и его команда».

- Определить главную мысль повести.

- Сформулировать собственное отношение к повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

 

 

- Что изменила в вас повесть А.П. Гайдара?

 

 

- Как вы думаете живут ли среди нас гайдаровские «Тимуры»? Кто они?

 

- Поднимите руку те, кто считает себя похожим на Тимура. Какими качествами вы с ним схожи?

- Настало время рефлексии. Выберите из предложенных стикеров один и наклейте лучик солнцу: желтый — всё получилось, было интересна, оранжевый — столкнулся с трудностями, но смог их преодолеть, красный — было сложно, ничего не понял.

Учитель выставляет отметки ученикам за работу на уроке.

Дети отвечают на вопросы полным ответом, доказывают своё мнение.

- Характеристику героев составляли в группах.

- Главная мысль повести: не бросай друзей в беде, будь порядочным и честным.

Дети высказывают своё отношение к повести, аргументируя его примерами из произведения.

- Появилось желание помогать незнакомым людям, дорожить дружбой, быть всегда честным и справедливым.

- Да. Это дети, которые помогают ближнему, всегда действуют справедливо, в трудной ситуации всегда окажут помощь.

Ответы учащихся.

 

Ученики выбирают стикеры и приклеивают к солнцу.

6. Домашнее задание

(1 мин)

- Нарисуйте понравившегося героя повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

Записывают домашнее задание.

Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.