Лекарственные растения — средства оздоровления организма человека
Конспект урока по СБО 7 класс IV четверть Богданова С.В.
Тема урока: «Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека»
Цель:
- Формировать представление о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.
- Коррекция логического мышление в процессе обсуждения о правилах сбора, хранения и применения лекарственных растениях.
- Мотивация к учению и труду.
Оборудование: репродукции растений с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; гербарий «Растения нашего края» витаминный сбор в расфасовке для каждого учащегося; памятки на каждого ученика; выставка книг, брошюр, журналов по теме; аптечная упаковка различных лекарственных трав
косметические средства, в которых используются лекарственные растения.
План урока:
I.Орг. момент: Приветствие, рапорт дежурного об отсутствующих и раздать учебные принадлежности.
II.Повторение:
III. Объявление темы и целей данного урока: Это урок получения новых знаний. Мы продолжаем изучение раздела программы: «Медицина». Тема урока: «Лекарственные растения». Вспомним все, что известно о лекарственных травах с уроков ОБЖ и научимся применять их по назначению. Урок будет проведен в форме интеллектуальной игры. Как вы понимаете это название? (Это игра для ума. Требует размышления, ответов на вопросы.
Назовите медицинское учреждение, в котором продают лекарства. (аптека)
Кто торгует лекарственными препаратами? ( провизор)
Кто назначает лекарства? (врач)
В каких формах продают лекарства в аптеке? (таблетки, мази, настойки)
Откуда лекарства поступают в аптеку? (с завода)
Чем лечились люди до появления заводов для производства лекарств? (травами)
Предлагается отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, узнают, какие это растения:
Задание: отгадываем загадку и находим отгадку.
й |
ц |
а |
у |
к |
а |
п |
и |
в |
а |
у |
к |
е |
н |
о |
я |
ч |
а |
к |
и |
ч |
н |
а |
в |
у |
д |
о |
т |
о |
б |
ф |
и |
п |
о |
д |
о |
р |
о |
ж |
н |
и |
к |
о |
л |
х |
ц |
у |
к |
и |
н |
т |
с |
и |
л |
а |
ч |
я |
с |
ы |
т |
в |
а |
л |
е |
р |
и |
а |
н |
а |
м |
и |
т |
ь |
б |
ю |
а |
м |
и |
р |
о |
м |
а |
ш |
к |
а |
ь |
б |
ю |
ж |
е |
и |
б |
у |
к |
и |
н |
ж |
е |
н |
с |
д |
о |
п |
и |
т |
т |
и |
ч |
я |
п |
ы |
р |
е |
й |
т |
ь |
м |
ю |
ц |
е |
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива)
Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел.
(Одуванчик)
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
(Ромашка)
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
(Подорожник)
Как называются эти растения? (лекарственные растения)
Для чего они нужны человеку?
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы съесть какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек искать помощи у разных растений.
Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно - тысячалистник. Посмотрите на его листья.
Подумайте, почему он так называется (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у кая листка - ажурные края.) Тысячелистник - лекарственное растение используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Теперь посмотрите на другое растение. Кто знает, как оно называется?
Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник -великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда; перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом, разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему же все-таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.
Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают в многих районах нашего края.
Есть много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива,
Подорожник, ландыш, зверобой...
Физкультминутка
Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду и сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
Подумай почему?
С древних времен люди знали о полезном действии растений. Эти травы собирали, хранили и называли их лекарственными. Из растений делали отвар. Это значит, их варили. А также делали настой, то есть их заваривали как чай. Лекарственные растения богаты витаминами и укрепляют здоровье человека. Есть лекарственные растения, которые лечат от болезней. Можно сказать, что народная медицина, мать классической, так как первым лекарством были растения. И сейчас лекарственные растения применяют в медицине.
Когда люди узнали о пользе растений? (В давние времена)
Как стали называть полезные растения? (лекарственные)
Что такое отвар? (варить)
Что такое настой? (заварить)
Чем богаты лекарственные растения? (витаминами)
Назовите медицинское учреждение, в котором можно купить лекарственные растения. (аптека)
Почему в аптеке, кроме лекарств, можно купить лекарственные растения? (они лечат)
В чем продаются лекарственные растения? (в упаковках)
Как узнать, что делать для лечения, настой или отвар? (прочитать на упаковке)
Что можно взять для приготовления настоя из трав? (посуду, чайник, полотенце)
IV.Практическая работа.
Показываю внешний вид сухих трав, предлагаю насладиться ароматом лекарственных растений. После этого приступаем к практической работе.
По данной инструкции обучающиеся готовят настой из сбора лекарственных растений. Для этого им предлагается инструкция, сбор в упаковке , посуда для настоя , полотенце, электрочайник с готовым кипятком.
Задание: приготовить настой из лекарственных растений по инструкции.
взять 1 ст. ложку сухой смеси,
положить ее в стакан,
залить кипятком,
настаивать 10 минут.
По выполнении задания предлагаю засечь время.
Исследуем, чем полезен приготовленный вами чай. Рассмотрим растения, которые мы использовали. Прочитаем о них.
В таблице указаны растения, их полезные качества.
Из каких лекарственных трав приготовили настой?
Где растут травы, входящие в состав чая?
Перечислите полезные свойства этих растений.
Какова польза такого чая в зимнее время?
Сколько времени нужно делать настой?
Внимание на выставку литературы (книг, брошюр, журналов).О лекарственных растениях можно узнать из книг и журналов. Эту выставку я приготовила из книг нашей библиотеки.Лекарственные растения можно собрать самим. Нужно знать правила сбора и сушки. Эти правила знакомы вам с уроков ОБЖ, повторим их.
собирать вдали от дорог.
сушить в тёмном, сухом и теплом месте.
Что произойдет с растением, если его сушить на солнце? (Пожелтеет и потеряет витамины)
Почему нельзя сушить в сыром помещении? (Испортится)
Релаксационная пауза.
Готов ли наш настой? Сколько прошло времени?
Налейте себе и угостите присутствующих.
Попробуйте его и скажите о вкусе.
Сегодня мы пробуем чай из лекарственных растений.
Работа с новыми словами.
Такой чай еще называют фиточай.
Назначает растения для лечения врач – фитотерапевт.
Что вы скажете о вкусе фиточая?
Какой можно сделать вывод об этом настое? (Не только вкусный, но и полезный).
V. Подведем итоги игры.
Подвожу итог, объявляю количество набранных за игру баллов и победителя.
В конце игры предлагаю игроку, набравшему наибольшее количество баллов, сыграть в суперигру.
Вопрос для суперигры:
Где, кроме медицины, применяют лекарственные растения? (Косметика, бытовая химия)
VI. Заключительная часть урока.
Обобщение знаний. Экологическая игра «Узнай целебную траву».
Цель: Развивать внимание и память, на основе узнать целебную траву.
Составить рассказ по плану.
План.
Какие растения можно назвать лекарственными?
Как можно узнать о пользе растений?
Правила сбора и сушки.
Кто назначает растения для лечения?
Как приготовить настой из трав?
В чём польза средств с добавлением лекарственных растений?
Итоговое слово учителя.
В зимнее время, когда есть риск заболеть простудными заболеваниями и недостаточно витаминов, вы можете дома делать вкусные и полезные настои из лекарственных растений.
У Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение?
А у Лизы простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?
У Димы нарыв на пальце, что ему предложить?