Занятие на тему «Профессии»
Коннова.Т
Конспект совместной деятельности учителя логопеда и дошкольников с ОНР IV уровня по развитию лексико-грамматических средств языка
(Коррекция нарушений речи. Программы общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина.)
Тема: Профессии.
Цель: актуализировать и закрепить лексико-грамматические средства языка по теме «профессии»
Образовательные результаты:
- Используют словарь существительных по теме «профессии»;
- Употребляют в речи существительные в форме творительного падежа;
- Образуют слова, обозначающие женские профессии с суффиксом –иц-, -ниц-;
- Образуют сложные слова, обозначающие профессии.
Задачи:
-Активизировать словарь существительных по теме «профессии»
-Сформировать навык употребления в речи существительных в форме творительного падежа
-Формировать умение образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксом –иц-, -ниц-.
- Сформировать навык образования сложных слов, обозначающих профессии.
Оборудование: предметные картинки по теме профессии, 2коробочки с головными уборами профессий, доска, магниты.
Лингвистический материал: повар, пожарник, водитель, учитель, воспитатель, врач, художник, полицейский, шприц, градусник, нож, половник; кисточка, краски, свисток, жезл, трубочист, лесоруб, землекоп, пчеловод, рыболов, певица, фокусница, переводчица, учительница, воспитательница, художница, проводница. учить, читать, писать, готовить, варить, жарить, управлять, водить, резать, лечить, делать уколы, мерить температуру, рубить, ловить, стричь, тушить, продавать, рисовать, строить, управлять.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, дети сегодня мы с вами отправимся в Город мастеров. Это такое место, где живут веселые и трудолюбивые люди. А что это за люди вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прически?
-Молодцы ребята! А как называется деятельность, которой занимаются все эти люди. Правильно профессии.
II. Основная часть.
Игра «Кто что делает?»
Логопед: Жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Сейчас я буду называть профессию человека, а вы, что он умеет делать?
Повар что умеет?…
Учитель что умеет?…
Врач что умеет?…
Художник что умеет?…
Пожарный что умеет?…
Строитель что умеет?…
Продавец что умеет?…
Парикмахер что умеет?…
Водитель что умеет?…
Мотоциклист что умеет?…
Летчик что умеет?…
Полицейский что умеет?…
Пианист что умеет?…
Гитарист что умеет?…
-Молодцы ребята, знаете про все профессии.
Игра «Кем ты будешь?»
Логопед: Жители города мастеров предлагают нас самим стать жителями города. Вы согласны? Тогда сейчас мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо закрыть глаза (логопед кладет на парты детей картинки головных уборов представителей разных профессий). Ребята, открывайте глаза.
У тебя каска строителя, кем ты стал? Строителем.
У тебя колпак повара, кем ты стал? Поваром.
У тебя шляпа художника, кем ты стал? Художником.
У тебя шапочка врача, кем ты стал? Врачом.
У тебя фуражка полицейского, кем ты стал? Полицейским.
-Отлично ребята!
Игра «Найди инструмент».
Логопед: Ребята, нам не хватает инструментов. Посмотрите, у меня в коробочке лежат инструменты для разных профессий. Сейчас вы по очереди выберите нужный и скажите, чем вы будете работать. Я начну: я буду работать красками.
Я буду работать… (шприцом, градусником; ножом, половником; кисточкой, красками; свистком, жезлом).
Логопед: Молодцы, ребята! Теперь вы настоящие жители Города мастеров. Нам надо отдохнуть. Встаем из- за столов.
Физминутка
Раз, два — выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
Раз — согнуться-разогнуться,
Два — нагнуться, потянуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головой три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим. (Выполняем движения по тексту.)
Игра«Придумай профессию».
Логопед: Ребята, посмотрите, жители города просят нас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте им поможем, и придумаем название профессии.
Этот человек рыбу ловит, он кто? Рыболов.
А этот лес рубит, кто он? Лесоруб.
А этот трубы чистит, он кто? Трубочист.
А этот землю копает, он кто? Землекоп.
А этот пчел разводит, кто он? Пчеловод.
-Спасибо вам, ребята.
Игра «Мастерицы».
Логопед: А еще в нашем городе живет много мастериц. Как же нам назвать их профессии? Я начну он певец, а он певица.
Он летчик, а она… летчица;
Он художник, а она… художница;
Он учитель, а она… учительница;
Он писатель, а она… писательница;
Он воспитатель, а она… воспитательница;
Он проводник, а она… проводница;
Он переводчик, а она.. переводчица;
Он фокусник, а она… фокусница.
III. Итог занятия.
Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось в Городе мастеров? Вспомните, а кто там живет?