Лексико-фразеологический анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»
Лексико-фразеологический анализ сказки А. С. Пушкина
«Сказка о золотом петушке»
Словарик сказки
Ратный – военный, боевой.
Воевода – военачальник.
Ан – а.
Инда – так, аж.
Скопец – последователь определённой религиозной секты.
Курган – древняя могильная насыпь.
Шелом – шлем.
Латы – доспехи.
Мурава – трава.
Очи – глаза.
Яства – вкусная, царская еда.
Парча – тяжёлая ткань из шёлка с узором.
Сарачинская шапка – чалма, шапка иностранного происхождения.
Жезл – посох, символ власти царя.
Колесница – древний вид транспорта.
Работа над образом царя Дадона
- Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?
задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный
– Докажите словами текста, что царь был задиристым.
(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)
– т.е. право определял силой.
– В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)\
– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.
(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)
– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?
(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)
– Почему вы считаете, что царь был жадным?
(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)
– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.
–Докажите злость Дадона.
(Со злости
Инда плакал)
– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)
– Когда проявилась глупость царя?
(Волю первую твою
Я исполню, как мою)
– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)
– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.
– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)
– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)
– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)
– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?
– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)
– Добро и зло – это неделимые, вечные начала.
– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)
–Докажите словами текста
(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, ты, кто я?)
– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?
(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»
Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)
– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)
– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)
Работа над образом петушка
– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).
– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?
верный
справедливый
– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)
– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)
– Когда петушок проявил справедливость?
(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)
– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)
Лексико-фразеологические упражнения на материале сказке
– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?
Не рой другому яму – сам туда попадешь.
Правда суда не боится.
По правде и сила.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)
- Найдите в тексте устаревшие слова. Зачем автор использовал их?
(очи, колесница, латы, шелом, мурава, курган. Авто использует их, чтобы показать дух эпохи, также для красочности и богатства речи).
- Замените словосочетание лихие гости одним словом.
(враги)
- Составьте синонимический ряд к слову лихие.
(бойкие, злые, энергичные, лютые, резвые, хваткие)
- К какому выражению в тексте подходит такое описание: «Извиняться, просить прощения, просить о примирении кого-либо»?
(послать с поклоном)
- Найдите в тексте слова-синонимы к слову помощь.
(помога, выручка)
- Найдите описание Шамаханской царицы. С чем сравнивает её автор?
(с зарёй)
- Как вы понимаете, что царица сияет, как заря?
(Ослепительно красива и обаятельна)
- Найдите в тексте синонимы к фразеологизму сойти с ума.
(бес в тебя ввернулся, с ума рехнулся)
- Найдите в тексте Перед ним молва бежала. Какую пословицу вы вспомните со словом молва?
(Добрая молва лежит, а плохая бежит)
Работа с тавтологическими устойчивыми выражениями
- Найдите в тексте тавтологические сочетания.
(Жил-был; год, другой; было ль, не было ль; день и ночь; быль и небыль)
-Зачем автор использует их?
(для придания тексту богатства, самобытности)
Стилистическая работа
-Найдите в тексте обороты, характерные сказке.
(В тридевятом царстве, в тридесятом государстве; жил-был; сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок)
- Приготовьтесь к пересказу сказки, используя сказочные «формулы».