Лэпбук по экологии
Аннотация:
Пособие предназначено для детей дошкольного возраста в качестве настольной игры и наглядного пособия на занятиях.
Пособие направлено:
1. Воспитание бережного обращения с природой.
2. Закрепление правил поведения.
3. Формировать знания детей о пользе и вреде в природе.
4. Расширять знания детей о вредных предметах для окружающей природы
Назначение: дидактическое пособие помогает донести до ребят мысль, что необходимо беречь свою родную планету, чтобы избежать серьёзных проблем.
Актуальность данного пособия имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение, используется практически в любых видах игровой и учебной деятельности детей.
Цель: формирование личности, способной бережно относиться к природе, жить в гармонии с ней, осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Чтобы преподнести эти важные моменты максимально увлекательно, избегать назидания, воспитатели облекают знания в игровые формы, используют необычные пособия, например, лэпбук.
Содержание ЛЭПБУК по экологии
1.Дидактическая игра «Вредно и полезно для планеты»
Цель игры «Вредно и полезно для планеты» — формирование представлений детей о положительном и отрицательном воздействии человека на планету Земля.
Задачи игры:
формировать умение детей выявлять положительное и отрицательное воздействие человека на планету Земля, рассуждать, доказывать свою мысль, предлагать пути решения экологических проблем;
развивать логическое мышление, внимание, память, речь;
воспитывать бережное отношение к планете.
Ход игры:
Ведущий раздаёт участникам игры игровые поля — карточки
Затем ведущий перемешивает карточки с изображением предметов или ситуаций.
Ведущий вынимает по одной карточке и показывает детям, уточняя вопросы: «Это вредно или полезно для нашей планеты?».
Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он выбрал её.
Если ответ правильный, ведущий отдаёт карточку играющему, и он выкладывает картинку на своём игровом поле.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут карточки к игровым полям. Выигрывает тот, кто первый заполнит своё игровое поле карточками.
2.Дидактическая игра «С какого дерева веточка»
Цель дидактической игры «С какого дерева веточка» — умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Ход игры может быть одним из двух вариантов:
По принципу лото. Участникам раздаются карточки-деревья, а ведущий из коробки одну за другой достаёт карточки-веточки, показывая изображённые на них листочки. Игрок, обнаруживший, что листочек подходит к его дереву, забирает карточку и прикрепляет её к своему дереву. Первый, кто соберёт все веточки и верно назовёт название дерева, побеждает.
Самостоятельная игра. Участникам раздаются карточки, а предварительно перемешанные карточки-веточки выкладываются на стол. Задача игроков — самостоятельно найти все веточки для своих деревьев и прикрепить их на карточку.
3.Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Цель дидактической игры-лото «Живая и неживая природа» — расширение и закрепление представлений о природе, формирование навыка различать живые и неживые объекты, находить связи между ними.
Задачи игры:
формироватьумения определять объекты живой и неживой природы, а также рукотворные;
совершенствовать речевые навыки;
обучать навыкам формулирования вопросов и ответов на них;
обучать навыкам решения возникающих проблем, формулированию выводов;
формировать интерес к природе, стремление положительно влиять на экологию;
воспитывать любознательность, познавательный интерес;
развивать память, творческое и логическое мышление, концентрацию внимания.
Ход игры: рассматривая карточки, дети должны говорить, какой объект видят — живой либо неживой, на какой вопрос нужно ответить. Например, увидев карточку рыбки, игроки говорят: «Кто это? — Рыбка». Затем обсуждают животное, почему оно относится к живой природе. Или видят карточку с изображением камня — это неживая природа, для которой должен звучать вопрос «Что это?».
4.Экологические знаки
Цель экологических знаков — расширить и систематизировать знания о природе и о роли человека в её защите.
Задачи:
Образовательные:
формировать интерес к объектам природы и её охране;
закрепить правила поведения в природе, используя экологические знаки.
Развивающие:
развивать внимание, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук;
расширять кругозор;
развивать умение логически высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
совершенствовать умение работать самостоятельно и в коллективе.
5.Карточки «Лекарственные травы»
Цель карточек с лекарственными травами — пополнить словарный запас ребёнка и обобщить новые понятия по теме «Лекарственные растения».
Задачи:
закреплять знание названий лекарственных растений и умение различать их по внешнему виду;
закреплять знание частей лекарственных растений, содержащих целебные свойства;
расширять знания о проблемах со здоровьем, при которых помогут лекарственные растения;
развивать речь, логическое мышление, зрительное внимание, память;
воспитывать бережное отношение к природе
6.Дидактическая игра «Сортировка мусора»
Цель дидактической игры «Сортировка мусора» — повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.
Задачи:
формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;
развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены;
развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход игры.
Детям предлагается экологическая ситуация, например: «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор». Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы». К контейнерам прилагаются карточки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нём.
В конце игры можно уточнить: «Для чего надо сортировать мусор? Что же с ним будут делать (перерабатывать)? Какие вещи можно сделать из этих ненужных материалов?».
7.Правила поведения на природе
Цель: формирования правил поведения на природе — объяснить детям, что в природе всё взаимосвязано, поэтому человек должен соблюдать эти правила, чтобы не нарушить эту взаимосвязь и не навредить животному и растительному миру.
Задачи:
обогащать знания детей об окружающем мире;
формировать знания о нормах и правилах поведения в природе;
воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе;
расширять знания о жизни насекомых, растений, животных: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в разные сезоны;
познакомить детей с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила.
8.Экологические сказки
Экологические сказки учат:
-познавать окружающий мир;
-воспитывать чувство причастности к благополучию природе;
-думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты.
Экологическая сказка в занимательной форме помогает раскрыть сложные явление в природе, учит дошкольников научному видению.
Задачи:
- воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать чувство эмпатии к объектам природы;
- прививать детям экологическую культуру поведения посредством экологических сказок;
- развивать связную речь через драматизацию и сочинение сказок;
- обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать мелодико-интонационную сторону речи.
9.Экологические загадки
Цель экологических загадок — развитие экологических представлений.
Задачи:
закреплять знания об обитателях природы, правила поведения и охраны природы.
развивать познавательный интерес к животному и растительному миру, память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
воспитывать любовь к своей малой Родине, бережное отношение к природе, чувство уважения к партнёрам и соперникам
10.Дидактическая игра «Чьи следы»
Цель дидактической игры «Чьи следы?»: ознакомление детей с видами следов животных, формирование умений, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его с оставленными им следами на снегу.
Задачи игры:
закрепить представление детей о животных и их следах;
развивать интерес к животным;
воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу, желание оказать помощь.
Ход игры: детям раздают карточки с изображением диких и домашних животных. На столе лежат карточки с изображением следов животных. Воспитатель загадывает загадку про животного. Ребёнок, у которого карточка с изображением «отгадки», находит карточку с его следами и забирает себе. Выигрывает игрок, который первый составит своим карточкам пары.
11.Дидактическая игра «Пищевые цепочки»
Цель дидактической игры «Пищевые цепочки»: закрепление и обобщение знаний о взаимосвязях живых организмов, особенностях питания в различных местах обитания (лес, луг, водоём).
Задачи:
углубить и расширить знания детей о многообразии живых существ (насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных, птиц, млекопитающих);
формировать у детей представления о взаимосвязи живых объектов — растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
развивать логическое мышление;
способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности.
Ход игры: детям предлагается достать части цепочки и правильно составить цепь зависимости объектов живой природы. По окончании проверить правильность выполнения задания друг у друга.
12.Дидактическая игра «Кто где живёт»
Цель дидактической игры «Кто где живёт» — развитие способности соотносить животное, насекомое с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком.
Задачи игры:
расширение представления о диких и хозяйственных животных;
ознакомление с названиями, внешностью, местами обитания объектов живой природы;
развитие умения узнавать животное и место его обитания по иллюстративному образу;
развитие речевых навыков, увеличение словарного запаса;
формирование способности к сравнительному и обобщающему анализу, к выведению вывода;
развитие памяти, логического мышления, воображения, визуальной оценки;
стимуляция любознательности, стремления к коллективной работе, эмоциональной отзывчивости;
формирование заботливого отношения к объектам природы.
Ход игры: воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть карточки, изображающие зверей, птиц, рыбок, насекомых. Рассказывает, какие бывают животные (дикие и хозяйственные). Далее говорит, что у каждого зверя есть жилище, нужно только помочь его найти. Воспитанники должны каждую карточку с животным правильно положить на картинку, изображающую место обитания.
13.Дидактическая игра «Чей малыш»
Цель дидактической игры «Чей малыш?» — закрепить представление детей о диких животных, их детёнышах.
Задачи игры:
закреплять знания детей о диких животных;
формировать умение различать животных и их детёнышей;
учить находить нужные картинки;
развивать зрительную память, логическое мышление, внимание;
развивать активную речь детей, умение слушать взрослого, отвечать на вопросы;
расширять представление детей об окружающем мире, поддерживать интерес к живой природе;
формировать у детей эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, воспитывать любовь к животным.
Ход игры: воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением «мам» диких животных, спрашивает у детей, кто изображён на картинке. Далее выкладывает по очереди карточки с детёнышами диких животных. Объясняет, что «малыши» потерялись и ищут своих «мам». Перед ребёнком (детьми) ставится задача: помочь «малышам» найти своих мам.