12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга1511
Россия, Орловская обл., Орел

Муниципальное казенное учреждение культуры

Централизованная библиотечная система города Орла

 

 

А В Т О Р С К А Я П Р О Г Р А М М А

дополнительного образования

по экологии

«Экология – Безопасность – Жизнь»

 

для учащихся 9 – 11 классов

средней общеобразовательной школы

 

Орел - 2019 г.

 

 

Авторская программа дополнительного образования по экологии

«Экология – Безопасность – Жизнь» : для учащихся 9 – 11 классов

средней общеобразовательной школы / МКУК ЦБС г. Орла [cост. О. Н. Соловьёва]. – Орел, 2019. – 22 с. : ил. : фот.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………. …………..4

Основная часть……………………………………………… …………….6

Заключение………………………………………………………………..10

Список литературы……………………………………………………….12

Приложения:

Фотографии мероприятий по экологии…………………………..15

Экопамятка…………………………………………………………18

Несколько способов снизить потребление пластика…………….20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Значительная часть населения планеты проживает в городах и поэтому проблема экологии является наиболее актуальной для населения. В связи с усугубляющимся противоречием между обществом и природой в начале XXI века все большее значение приобретает целенаправленная работа библиотеки по формированию у подростков экологической культуры.

Можно отметить следующие негативные тенденции для жителей городов:

ухудшение условий жизни;

рост заболеваний, в т.ч. онкозаболеваний;

уменьшение продолжительности жизни;

загрязнение окружающей среды;

климатические изменения.

В результате урбанизации происходит стремительное изменение рельефа: образование карстовых пустот, нарушению бассейнов рек, опустынивание территорий. Такой ландшафт становится непригодным для жизни растений, животных и людей.

Интенсивное уничтожение флоры и фауны, понижение их разнообразие, уменьшается количество природных и рекреационных зон, зеленых насаждений, т. е. возникает своеобразная «городская» природа. Негативное влияние оказывает автомобильный транспорт, выбросы промышленных предприятий, выхлопные газы переполняют городские и загородные транспортные магистрали. Интенсивная вырубка лесов и уменьшение количества растений, которые перерабатывают углекислый газ.

Все эти факторы приводят к запыленности атмосферы, кислотным дождям. А потом грязный воздух становится причиной болезней людей и животных.

Особенно остро стоит проблема бытовых отходов. Мусор – сильный источник загрязнения почвы, воды, воздуха. Многие материалы перерабатываются в течение длительного времени. На распад некоторых категорий отходов требуется от 200 до 500 лет. А пока идет процесс переработки, выделяются вредные вещества, которые вызывают заболевания человека.

Существуют и другие экологические проблемы городов. Не менее актуально шумовоерадиоактивное загрязнениеперенаселение, а также проблемы функционирования городских сетей. Устранением данных проблем должны заниматься на высшем уровне, однако небольшие шаги могут выполнять и сами люди. Например, заниматься утилизацией мусора по селективной схеме (сортировка отходов на твердые, растительные и др. категории), экономия расхода воды и электроэнергии, использование многоразовой посуды, посадка деревьев.

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Актуальность программы определяется возросшими требованиями государства и общества к повышению уровня экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации в городе; приобретением особой значимости экологического образования в системе образования и значительным нереализованным потенциалом библиотек в формировании экологической культуры читателей.

Новизна заключается в использовании инновационных форм проводимых мероприятий, применении современных информационных технологий – электронных ресурсов библиотеки.

Целесообразность программы ориентирована на природные особенности, экологическое состояние и проблемы Орловской области на сегодняшний день и направлена на разработку эффективных экологических мероприятий.

Цели:

повышение уровня экологической культуры читателей, состоящей в умении анализировать экологическую ситуацию, в осознании личной ответственности за сохранность окружающей среды, понимании механизмов взаимодействия организма человека с природой.

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и сберегающих технологий;

реализация установок здорового образа жизни;

формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Задачи:

Обучающие:

- формирование знаний о современной экологической картине мира;

- формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

- формирование умения оценивать состояние окружающей среды;

- формирование навыков исследования природных объектов.

Воспитательные:

- побуждение к действиям, направленное на бережное отношение к окружающему миру;

- понимание ответственности человечества и каждого человека за будущее;

- формирование общей культуры личности и потребности в необходимости решения экологических проблем;

- воспитание бережного отношения к природе.

Развивающие:

- развитие познавательной, творческой и общественной активности;

- развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей;

- развитие поиска и анализа информации, его применение в практической деятельности для решения экологических проблем.

Методы:

Репродуктивный

Проблемно – поисковый

Самостоятельная работа

Реализация программы достигается через теоретические и практические занятия. В рамках программы планируется проведение мероприятий экологической направленности, решение тестовых заданий, решение проблемных ситуаций.

Этапы и сроки реализации: программа рассчитана на 1 год с периодичностью проведения мероприятий 1-2 раза в месяц по 30 - 45 минут в соответствии с учебно – тематическим планом.

Участники: учащиеся 9 – 11классов СОШ.

Количество: 20 - 30 человек.

 

 

 

Содержание программы:

Учебно – тематический план на 2019 год

Название

Месяц

1

Экоэкскурс «Сохраним планету голубой и зеленой» (11.01 – День заповедников и национальных парков)

январь

2

Выставка – предупреждение «Жалобная книга природы» (по страницам Красной Книги Орловской области)

январь - декабрь

3

Фольклорный час «Народный календарь»

февраль

4

Экопутешествие «Загадочный мир дикой природы» (27.02 – Международный день полярного медведя)

февраль

5

Природоохранительная акция к ежегодному экологическому месячнику и Дню Земли (22.03) «Экология – наша общая забота»

март - апрель

6

Тематическая дискуссия «Живи, природа!» (15.04 – День экологических знаний)

апрель

7

Час экологической грамотности «Мы за чистую планету!»

май

8

Поэтический вечер «Удивительный мир природы»

июнь

9

Блиц – опрос «Земля территория жизни»

июль

10

Фотовыставка «К природе – с любовью»

август

11

Урок экологических знаний «Сохраним планету Земля»

сентябрь

12

Эко – дайджест «Экологические тропы родного края»

октябрь

13

Конкурс поделок из бросового материала «Новая жизнь старых вещей»

октябрь - ноябрь

14

Книжная выставка «Писатели – борцы за экологию»

ноябрь

15

Час информации «Экологические катастрофы современности»

декабрь

 

Ожидаемые результаты

четкое разграничение обязанностей человека по отношению к природе;

осознание необходимости защиты окружающей природы от вредного воздействия на нее человека;

выявление основных экологических проблем города и практическое их решение (проведение экологических акций);

сохранение природного богатства путем проведения профилактических мер (экологических субботников, месячников, сбора вторсырья);

анализ и оценка последствий деятельности человека, влияние факторов риска на состояние окружающей среды (организация выездных книжных выставок, экскурсий).

Критерии оценки результатов

Вводное контролирование – проводится перед началом работы (проверка готовности учащихся к освоению курса, ответы на проблемные вопросы, возможно тестирование и анкетирование);

Итоговый контроль – проводится после изучения программы (в виде составления индивидуального проекта, доклада, обобщающей викторины).

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Думая о технологиях будущего, есть надежда, что они позволят решить все текущие проблемы, но существуют и опасения, что человечество превратится лишь в дополнение к всевозможным гаджетам и робототехническим системам, если вообще останется.

Невозможно отрицать тот факт, что технологии уже улучшили жизнь миллиардам людей, и при этом их бурное развитие привело к ряду негативных последствий для окружающей среды.

Сегодня существует множество экологических проблем и поэтому искать новые экотехнологии для преодоления очередной проблемы просто необходимо.

Вот несколько примеров существующих экотехнологий, которые, в случае их развития, могли бы действительно решить некоторые из наиболее актуальных глобальных проблем:

1. Экотехнологии многоразовой бумаги;

2. Экотехнологии органических аккумуляторных батарей;

3. Экотехнологии в транспорте — электромобили;

4. Экотехнологии в атомной энергетике;

5. Экотехнологии мониторинга окружающей среды при помощи карт;

6. Экотехнологии отслеживания миграции животных при помощи GPS;

7. Экотехнологии с использованием дронов;

8. Экотехнологии использования углерода, находящегося в атмосфере;

9. Экотехнологии и краудсорсинговые проекты.

Для современной библиотеки приоритетными направлениями по экологическому просвещению среди подростков г. Орла следует считать:

популяризация бережного отношения к окружающей среде;

приобщение к раздельному сбору мусора;

озеленение городских территорий;

участие в экологических акциях, субботниках и т. д.

Т.е., в настоящее время существует бесчисленное множество экотехнологий, но надо суметь ими воспользоваться таким образом, чтобы их применение не привело к новым негативным последствиям и на самом деле помогло создать более устойчивую систему взаимодействия человека с окружающей средой.

 

 

Список литературы

Акимова, Т. Экология. Человек – Экономика – Биота- Среда : учебник для студ.вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 495 с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»).

Валова, В. Основы экологии : учеб. пособие / В. Д. Валова (Копылова). – М. : Дашков и К, 2005. – 264 с.

Вронский, В. А. Экология : словарь – справочник / В. А. Вронский. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2002. – 576.

Вышегородских, Н. Экологическая ситуация в Орловской области благополучия : о ситуации по охране окружающей среды рассказывает глава Орелоблэконадзора / Н. Вышегородских // Орловская правда. - № 25 (20 февр.). – С. 2.

Вышегородских, Н. Экология под охраной / Н. Вышегородских ; бесед. Е. Савина // Орловская правда. – 2013. - № 49 (6 апр.). – С. 3.

Горелов, А. Концепции современного естествознания / А. Горелов. – М. : Библионика, 2006. – 208 с.

Гридяев, С. Поле. Свалка. Котлован… / С. Гридяев ; бесед. О. Чанова // Орловская правда. – 2013. - № 44 (29 марта). – С. 2.

Коробкин, В. Экология : учебник для вузов / В. И. Коробкин, Л. Передельский. - Ростов – на – Дону : Феникс, 2008. – 602 [1] с.- (Высшее образование).

Красная книга Орловской области : Грибы. Растения. Животные / отв. ред. О. М. Григоряну. – Орел : Издатель А. Воробьев, 2007. – 264 с.

Мамедов, Н. Основы социальной экологии : учеб. пособие / Н. М. Мамедов. – М. : Ступени, 2003. – 256 с.

Орловское полесье. – Орел : ИД Орлик, 2017. – 120 с. : ил. – Библиотека семейного чтения «Духовное наследие Орловщины».

Природные богатства Орловского края / сост. В. А. Пирогов, И. В. Дулин. – Орел : Орелиздат, 1997. – 382 с. : ил.

Пономарева, И. Общая экология : учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. Пономарева, В. П. Соломин, О. А. Корнилова. – М. : Мой учебник, 2005. – 462, [2] с. : ил.

Резникова, А. С. Лекарственные растения Приокской зоны / А. С. Резникова, В. И. Лернер // под ред. М. А. Кузнецовой. – Тула : Приокское кн. изд-во, 1979. – 175 с., ил.

Тетиор, А. Городская экология : учеб. пособие для вузов / А. Тетиор. – М. : Академия, 2006. – 336 с.

Хван, Т. Экология : экзам. ответы / Т. А. Хван. - Ростов – на – Дону : Феникс, 2002. –224.

Шилов, И. Экология : учеб. для биол. и мед. вузов / И.А. Шилов. – М. : Высшая школа, 2003. – 512 с. : ил.

https://studfiles.net/preview/5733983/page:6/

https://vuzlit.ru/723622/reproduktivnye_obyasnitelno_illyustrativnye_problemnye_chastichno_poiskovye_issledovatelskie_metody

https://ecoportal.info/ekologicheskie-problemy-gorodov/

https://mydocx.ru/11-17056.html

https://www.allremont59.ru/gkh/musornaya-reforma-2019-napominaem-novye-pravila-i-rasskazyvaem-o-reaktsii-genprokurora.html

https://texts.news/ekologiya-cheloveka/ohrana-vodoemov-74051.html

https://center-yf.ru/data/Menedzheru/ekologicheskaya-bezopasnost.php

https://fireman.club/inseklodepia/ekologicheskaya-bezopasnost/

https://vegjournal.com/nauka/evolyutsiya/1556-tekhnologii-dlya-ekologii.html

http://zeleneet.com/desyat-samyx-vazhnyx-ekologicheskix-texnologij-nashego-vremeni/3633/

http://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik13-2.htm

https://zen.yandex.ru/media/zerowaste_ru/15-sposobov-snizit-potreblenie-plastika-5b2cb9e95870da00a9db6136

https://nature-time.ru/2014/04/ekotehnologii-kotoryie-mogut-sdelat-mir-chishhe/

 

 

 

Приложения

 

Участники Всероссийской акции «Библионочь – 2019» у книжной выставки с композицией «Внимание! Экологическая опасность!»

 

Экологический диалог с молодежью (учащиеся 10 –го класса)

 

Правильная утилизация пластика – своевременная помощь природе!

 

Нет— пластиковым пакетам, да – бумажным!

 

Просмотр экологических памяток

За чистую планету!

Несколько способов снизить потребление пластика

 

Пластик в наши дни в некоторых местах планеты - новый предмет стыда, как раньше были сигареты. И если в России одноразовый пластик не является уделом маргиналов, то это не повод не сокращать его потребление.

Способ 1. Переключайтесь на магазины, продающие товары без упаковки. А если они от вас далеко, то пользуйтесь рынками или островками товаров на развес в гипермаркетах. А пластиковую упаковку там поможет заменить экомешочек.

Способ 2. Откажитесь от одноразовых трубочек для коктейлей.

Воспользуйтесь гравитацией и силой губ, чтобы употребить напиток или переходите на многоразовые: бамбуковые, металлические и стеклянные.

Способ 3. Откажитесь от кулинарии (да и вообще от любого товара!), упакованной в немаркированный пластик. Вся упаковка, на которой не стоит тип материала и знак переработки уезжает, как правило, на свалку.

Способ 4. Пользуйтесь своей бутылкой для воды. Ищите картинку ниже на дверях заведений: там вам бесплатно наполнят бутылку водой. Или пользуйтесь кулерами и питьевыми фонтанчиками, которые начали появляться у нас, например, в аэропортах.

Способ 5. Пользуйтесь парфюмерией и косметикой без пластика. Сейчас есть марки, упакованные в алюминий, который перерабатывается.

Способ 6. Переходите на листовой чай. А знаете ли вы, что большинство чайных пакетиков содержат пластик? Это делается для придания прочности чайному пакетику. Как заявляют некоторые производители чая, большинство потребителей не обращают внимание на наличие полипропиленовых нитей в пакетике. В итоге получается, что обычный чайный пакетик разлагается в окружающей среде на 70-80% и не является в полной мере биоразлагаемым.

Способ 7. Откажитесь от кофейных капсул. Например, изобретатель капсульной кофемашины:

1. Сам ей не пользуется.

2. Сожалеет, что ему вообще в голову пришла идея такой машины.

3. Считает, что его изобретение это как сигарета, но только для кофе: одноразовый механизм по доставке дозы вещества, вызывающего привыкание.

4. Создал неперерабатываемые отходы, ежегодные объемы образования которых растут с астрономической скоростью.

5. Продал свою компанию и сейчас инвестирует в солнечную энергетику.

Способ 8. Если что, используйте спички. Зажигалки не перерабатываются и лежат на свалках десятилетиями.

Способ 9. Большинство авиалиний дают питание на борту в одноразовой упаковке, и иногда её больше, чем самой еды. Первое желание любого экологически ответственного человека – просто не брать питание в самолёте. Из-за того, что у самолётной еды очень короткий срок хранения, по прилету в аэропорт её просто уничтожают. Вместе с упаковкой. Иногда просто сжигают на специальных мусоросжигательных установках, которыми оборудованы многие аэропорты. Получается, отказавшись от питания, вы поспособствовали уничтожению не только пластика, который можно было бы унести с собой и сдать в переработку, но и еды.

С другой стороны, молча съедая еду в самолёте, мы поддерживаем эту неправильную систему. А отказываясь от неё, влияем на статистику несъеденного, которую авиакомпании учитывают. Ведь они платят и за саму еду и за её утилизацию.

Способ 10. Во многих отелях, особенно в южных странах, мыло и шампунь дают маленькими порциями в одноразовой упаковке.

Можно рассчитать и взять ровно столько помывочных средств, сколько вам понадобится во время отпуска.

Способ 11. Откажитесь от использования одноразовых вещей на отдыхе и в деловых поездках. Пишите отелям отзывы, если видите одноразовый пластик!

 

Дорогие читатели!

 

Режим работы

С 10 до 18 часов

Выходной день – вторник

В летний период

Выходной день – воскресенье

 

Последний четверг каждого

месяца – санитарный день

 

Наш адрес: г. Орел, ул. Московское шоссе, д 151.

Телефон:

36 – 57 – 04

 

Ждем Вас в нашей библиотеке!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.