Авторская рабочая программа по экологии «Экология – Безопасность – Жизнь»
Муниципальное казенное учреждение культуры
Централизованная библиотечная система города Орла
А В Т О Р С К А Я П Р О Г Р А М М А
дополнительного образования
по экологии
«Экология – Безопасность – Жизнь»
для учащихся 9 – 11 классов
средней общеобразовательной школы
Орел - 2019 г.
Авторская программа дополнительного образования по экологии
«Экология – Безопасность – Жизнь» : для учащихся 9 – 11 классов
средней общеобразовательной школы / МКУК ЦБС г. Орла [cост. О. Н. Соловьёва]. – Орел, 2019. – 22 с. : ил. : фот.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………. …………..4
Основная часть……………………………………………… …………….6
Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………….12
Приложения:
Фотографии мероприятий по экологии…………………………..15
Экопамятка…………………………………………………………18
Несколько способов снизить потребление пластика…………….20
ВВЕДЕНИЕ
Значительная часть населения планеты проживает в городах и поэтому проблема экологии является наиболее актуальной для населения. В связи с усугубляющимся противоречием между обществом и природой в начале XXI века все большее значение приобретает целенаправленная работа библиотеки по формированию у подростков экологической культуры.
Можно отметить следующие негативные тенденции для жителей городов:
ухудшение условий жизни;
рост заболеваний, в т.ч. онкозаболеваний;
уменьшение продолжительности жизни;
загрязнение окружающей среды;
климатические изменения.
В результате урбанизации происходит стремительное изменение рельефа: образование карстовых пустот, нарушению бассейнов рек, опустынивание территорий. Такой ландшафт становится непригодным для жизни растений, животных и людей.
Интенсивное уничтожение флоры и фауны, понижение их разнообразие, уменьшается количество природных и рекреационных зон, зеленых насаждений, т. е. возникает своеобразная «городская» природа. Негативное влияние оказывает автомобильный транспорт, выбросы промышленных предприятий, выхлопные газы переполняют городские и загородные транспортные магистрали. Интенсивная вырубка лесов и уменьшение количества растений, которые перерабатывают углекислый газ.
Все эти факторы приводят к запыленности атмосферы, кислотным дождям. А потом грязный воздух становится причиной болезней людей и животных.
Особенно остро стоит проблема бытовых отходов. Мусор – сильный источник загрязнения почвы, воды, воздуха. Многие материалы перерабатываются в течение длительного времени. На распад некоторых категорий отходов требуется от 200 до 500 лет. А пока идет процесс переработки, выделяются вредные вещества, которые вызывают заболевания человека.
Существуют и другие экологические проблемы городов. Не менее актуально шумовое, радиоактивное загрязнение, перенаселение, а также проблемы функционирования городских сетей. Устранением данных проблем должны заниматься на высшем уровне, однако небольшие шаги могут выполнять и сами люди. Например, заниматься утилизацией мусора по селективной схеме (сортировка отходов на твердые, растительные и др. категории), экономия расхода воды и электроэнергии, использование многоразовой посуды, посадка деревьев.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Актуальность программы определяется возросшими требованиями государства и общества к повышению уровня экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации в городе; приобретением особой значимости экологического образования в системе образования и значительным нереализованным потенциалом библиотек в формировании экологической культуры читателей.
Новизна заключается в использовании инновационных форм проводимых мероприятий, применении современных информационных технологий – электронных ресурсов библиотеки.
Целесообразность программы ориентирована на природные особенности, экологическое состояние и проблемы Орловской области на сегодняшний день и направлена на разработку эффективных экологических мероприятий.
Цели:
повышение уровня экологической культуры читателей, состоящей в умении анализировать экологическую ситуацию, в осознании личной ответственности за сохранность окружающей среды, понимании механизмов взаимодействия организма человека с природой.
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и сберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Задачи:
Обучающие:
- формирование знаний о современной экологической картине мира;
- формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
- формирование умения оценивать состояние окружающей среды;
- формирование навыков исследования природных объектов.
Воспитательные:
- побуждение к действиям, направленное на бережное отношение к окружающему миру;
- понимание ответственности человечества и каждого человека за будущее;
- формирование общей культуры личности и потребности в необходимости решения экологических проблем;
- воспитание бережного отношения к природе.
Развивающие:
- развитие познавательной, творческой и общественной активности;
- развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей;
- развитие поиска и анализа информации, его применение в практической деятельности для решения экологических проблем.
Методы:
Репродуктивный
Проблемно – поисковый
Самостоятельная работа
Реализация программы достигается через теоретические и практические занятия. В рамках программы планируется проведение мероприятий экологической направленности, решение тестовых заданий, решение проблемных ситуаций.
Этапы и сроки реализации: программа рассчитана на 1 год с периодичностью проведения мероприятий 1-2 раза в месяц по 30 - 45 минут в соответствии с учебно – тематическим планом.
Участники: учащиеся 9 – 11классов СОШ.
Количество: 20 - 30 человек.
Содержание программы:
Учебно – тематический план на 2019 год
№ | Название | Месяц |
1 | Экоэкскурс «Сохраним планету голубой и зеленой» (11.01 – День заповедников и национальных парков) | январь |
2 | Выставка – предупреждение «Жалобная книга природы» (по страницам Красной Книги Орловской области) | январь - декабрь |
3 | Фольклорный час «Народный календарь» | февраль |
4 | Экопутешествие «Загадочный мир дикой природы» (27.02 – Международный день полярного медведя) | февраль |
5 | Природоохранительная акция к ежегодному экологическому месячнику и Дню Земли (22.03) «Экология – наша общая забота» | март - апрель |
6 | Тематическая дискуссия «Живи, природа!» (15.04 – День экологических знаний) | апрель |
7 | Час экологической грамотности «Мы за чистую планету!» | май |
8 | Поэтический вечер «Удивительный мир природы» | июнь |
9 | Блиц – опрос «Земля территория жизни» | июль |
10 | Фотовыставка «К природе – с любовью» | август |
11 | Урок экологических знаний «Сохраним планету Земля» | сентябрь |
12 | Эко – дайджест «Экологические тропы родного края» | октябрь |
13 | Конкурс поделок из бросового материала «Новая жизнь старых вещей» | октябрь - ноябрь |
14 | Книжная выставка «Писатели – борцы за экологию» | ноябрь |
15 | Час информации «Экологические катастрофы современности» | декабрь |
Ожидаемые результаты
четкое разграничение обязанностей человека по отношению к природе;
осознание необходимости защиты окружающей природы от вредного воздействия на нее человека;
выявление основных экологических проблем города и практическое их решение (проведение экологических акций);
сохранение природного богатства путем проведения профилактических мер (экологических субботников, месячников, сбора вторсырья);
анализ и оценка последствий деятельности человека, влияние факторов риска на состояние окружающей среды (организация выездных книжных выставок, экскурсий).
Критерии оценки результатов
Вводное контролирование – проводится перед началом работы (проверка готовности учащихся к освоению курса, ответы на проблемные вопросы, возможно тестирование и анкетирование);
Итоговый контроль – проводится после изучения программы (в виде составления индивидуального проекта, доклада, обобщающей викторины).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Думая о технологиях будущего, есть надежда, что они позволят решить все текущие проблемы, но существуют и опасения, что человечество превратится лишь в дополнение к всевозможным гаджетам и робототехническим системам, если вообще останется.
Невозможно отрицать тот факт, что технологии уже улучшили жизнь миллиардам людей, и при этом их бурное развитие привело к ряду негативных последствий для окружающей среды.
Сегодня существует множество экологических проблем и поэтому искать новые экотехнологии для преодоления очередной проблемы просто необходимо.
Вот несколько примеров существующих экотехнологий, которые, в случае их развития, могли бы действительно решить некоторые из наиболее актуальных глобальных проблем:
1. Экотехнологии многоразовой бумаги;
2. Экотехнологии органических аккумуляторных батарей;
3. Экотехнологии в транспорте — электромобили;
4. Экотехнологии в атомной энергетике;
5. Экотехнологии мониторинга окружающей среды при помощи карт;
6. Экотехнологии отслеживания миграции животных при помощи GPS;
7. Экотехнологии с использованием дронов;
8. Экотехнологии использования углерода, находящегося в атмосфере;
9. Экотехнологии и краудсорсинговые проекты.
Для современной библиотеки приоритетными направлениями по экологическому просвещению среди подростков г. Орла следует считать:
популяризация бережного отношения к окружающей среде;
приобщение к раздельному сбору мусора;
озеленение городских территорий;
участие в экологических акциях, субботниках и т. д.
Т.е., в настоящее время существует бесчисленное множество экотехнологий, но надо суметь ими воспользоваться таким образом, чтобы их применение не привело к новым негативным последствиям и на самом деле помогло создать более устойчивую систему взаимодействия человека с окружающей средой.
Список литературы
Акимова, Т. Экология. Человек – Экономика – Биота- Среда : учебник для студ.вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 495 с. – Серия «Золотой фонд российских учебников»).
Валова, В. Основы экологии : учеб. пособие / В. Д. Валова (Копылова). – М. : Дашков и К, 2005. – 264 с.
Вронский, В. А. Экология : словарь – справочник / В. А. Вронский. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2002. – 576.
Вышегородских, Н. Экологическая ситуация в Орловской области благополучия : о ситуации по охране окружающей среды рассказывает глава Орелоблэконадзора / Н. Вышегородских // Орловская правда. - № 25 (20 февр.). – С. 2.
Вышегородских, Н. Экология под охраной / Н. Вышегородских ; бесед. Е. Савина // Орловская правда. – 2013. - № 49 (6 апр.). – С. 3.
Горелов, А. Концепции современного естествознания / А. Горелов. – М. : Библионика, 2006. – 208 с.
Гридяев, С. Поле. Свалка. Котлован… / С. Гридяев ; бесед. О. Чанова // Орловская правда. – 2013. - № 44 (29 марта). – С. 2.
Коробкин, В. Экология : учебник для вузов / В. И. Коробкин, Л. Передельский. - Ростов – на – Дону : Феникс, 2008. – 602 [1] с.- (Высшее образование).
Красная книга Орловской области : Грибы. Растения. Животные / отв. ред. О. М. Григоряну. – Орел : Издатель А. Воробьев, 2007. – 264 с.
Мамедов, Н. Основы социальной экологии : учеб. пособие / Н. М. Мамедов. – М. : Ступени, 2003. – 256 с.
Орловское полесье. – Орел : ИД Орлик, 2017. – 120 с. : ил. – Библиотека семейного чтения «Духовное наследие Орловщины».
Природные богатства Орловского края / сост. В. А. Пирогов, И. В. Дулин. – Орел : Орелиздат, 1997. – 382 с. : ил.
Пономарева, И. Общая экология : учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. Пономарева, В. П. Соломин, О. А. Корнилова. – М. : Мой учебник, 2005. – 462, [2] с. : ил.
Резникова, А. С. Лекарственные растения Приокской зоны / А. С. Резникова, В. И. Лернер // под ред. М. А. Кузнецовой. – Тула : Приокское кн. изд-во, 1979. – 175 с., ил.
Тетиор, А. Городская экология : учеб. пособие для вузов / А. Тетиор. – М. : Академия, 2006. – 336 с.
Хван, Т. Экология : экзам. ответы / Т. А. Хван. - Ростов – на – Дону : Феникс, 2002. –224.
Шилов, И. Экология : учеб. для биол. и мед. вузов / И.А. Шилов. – М. : Высшая школа, 2003. – 512 с. : ил.
https://studfiles.net/preview/5733983/page:6/
https://ecoportal.info/ekologicheskie-problemy-gorodov/
https://mydocx.ru/11-17056.html
https://texts.news/ekologiya-cheloveka/ohrana-vodoemov-74051.html
https://center-yf.ru/data/Menedzheru/ekologicheskaya-bezopasnost.php
https://fireman.club/inseklodepia/ekologicheskaya-bezopasnost/
https://vegjournal.com/nauka/evolyutsiya/1556-tekhnologii-dlya-ekologii.html
http://zeleneet.com/desyat-samyx-vazhnyx-ekologicheskix-texnologij-nashego-vremeni/3633/
http://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik13-2.htm
https://nature-time.ru/2014/04/ekotehnologii-kotoryie-mogut-sdelat-mir-chishhe/
Приложения
Участники Всероссийской акции «Библионочь – 2019» у книжной выставки с композицией «Внимание! Экологическая опасность!»
Экологический диалог с молодежью (учащиеся 10 –го класса)
Правильная утилизация пластика – своевременная помощь природе!
Нет— пластиковым пакетам, да – бумажным!
Просмотр экологических памяток
За чистую планету!
Несколько способов снизить потребление пластика
Пластик в наши дни в некоторых местах планеты - новый предмет стыда, как раньше были сигареты. И если в России одноразовый пластик не является уделом маргиналов, то это не повод не сокращать его потребление.
Способ 1. Переключайтесь на магазины, продающие товары без упаковки. А если они от вас далеко, то пользуйтесь рынками или островками товаров на развес в гипермаркетах. А пластиковую упаковку там поможет заменить экомешочек.
Способ 2. Откажитесь от одноразовых трубочек для коктейлей.
Воспользуйтесь гравитацией и силой губ, чтобы употребить напиток или переходите на многоразовые: бамбуковые, металлические и стеклянные.
Способ 3. Откажитесь от кулинарии (да и вообще от любого товара!), упакованной в немаркированный пластик. Вся упаковка, на которой не стоит тип материала и знак переработки уезжает, как правило, на свалку.
Способ 4. Пользуйтесь своей бутылкой для воды. Ищите картинку ниже на дверях заведений: там вам бесплатно наполнят бутылку водой. Или пользуйтесь кулерами и питьевыми фонтанчиками, которые начали появляться у нас, например, в аэропортах.
Способ 5. Пользуйтесь парфюмерией и косметикой без пластика. Сейчас есть марки, упакованные в алюминий, который перерабатывается.
Способ 6. Переходите на листовой чай. А знаете ли вы, что большинство чайных пакетиков содержат пластик? Это делается для придания прочности чайному пакетику. Как заявляют некоторые производители чая, большинство потребителей не обращают внимание на наличие полипропиленовых нитей в пакетике. В итоге получается, что обычный чайный пакетик разлагается в окружающей среде на 70-80% и не является в полной мере биоразлагаемым.
Способ 7. Откажитесь от кофейных капсул. Например, изобретатель капсульной кофемашины:
1. Сам ей не пользуется.
2. Сожалеет, что ему вообще в голову пришла идея такой машины.
3. Считает, что его изобретение это как сигарета, но только для кофе: одноразовый механизм по доставке дозы вещества, вызывающего привыкание.
4. Создал неперерабатываемые отходы, ежегодные объемы образования которых растут с астрономической скоростью.
5. Продал свою компанию и сейчас инвестирует в солнечную энергетику.
Способ 8. Если что, используйте спички. Зажигалки не перерабатываются и лежат на свалках десятилетиями.
Способ 9. Большинство авиалиний дают питание на борту в одноразовой упаковке, и иногда её больше, чем самой еды. Первое желание любого экологически ответственного человека – просто не брать питание в самолёте. Из-за того, что у самолётной еды очень короткий срок хранения, по прилету в аэропорт её просто уничтожают. Вместе с упаковкой. Иногда просто сжигают на специальных мусоросжигательных установках, которыми оборудованы многие аэропорты. Получается, отказавшись от питания, вы поспособствовали уничтожению не только пластика, который можно было бы унести с собой и сдать в переработку, но и еды.
С другой стороны, молча съедая еду в самолёте, мы поддерживаем эту неправильную систему. А отказываясь от неё, влияем на статистику несъеденного, которую авиакомпании учитывают. Ведь они платят и за саму еду и за её утилизацию.
Способ 10. Во многих отелях, особенно в южных странах, мыло и шампунь дают маленькими порциями в одноразовой упаковке.
Можно рассчитать и взять ровно столько помывочных средств, сколько вам понадобится во время отпуска.
Способ 11. Откажитесь от использования одноразовых вещей на отдыхе и в деловых поездках. Пишите отелям отзывы, если видите одноразовый пластик!
Дорогие читатели!
Режим работы
С 10 до 18 часов
Выходной день – вторник
В летний период
Выходной день – воскресенье
Последний четверг каждого
месяца – санитарный день
Наш адрес: г. Орел, ул. Московское шоссе, д 151.
Телефон:
36 – 57 – 04
Ждем Вас в нашей библиотеке!