Урок №45 по экологии «Что изучает глобальная экология?»
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Что изучает глобальная экология?
Если в начале своего становления экология рассматривала взаимодействие организма и среды (аутэкология), затем популяции и среды (демэкология), то сейчас она превратилась в системную комплексную науку о структуре, функционировании и развитии биогеоценозов или экосистем (синэкология), где предельно широкой экосистемой выступает биосфера (глобальная экология).
Термин «глобальная экология» был предложен М. И. Будыко в 1977 г. для . комплексной научной дисциплины, изучающей биосферу в целом.
С. С. Шварц писал: «В последнее время сложилась практика определять комплекс глобальных проблем взаимодействия человека и природы как глобальную экологическую проблему, а комплекс наук, исследующих эту проблему, - как глобальную экологию...»
Одним из основополагающих принципов теории глобальной экологии должен быть принцип «неизбежности прогрессирующего антропогенного изменения природной среды».
«Управление биосферой - одна из самых грандиозных задач, стоящих в перспективе перед человечеством», - отмечают М. Н. Руткевич и С. С. Шварц.
Сегодня становится реальностью предсказание В. И. Вернадского о том, что хозяйственная деятельность человека превращается в геологическую силу, способную изменить мир, поставив его на грань экологической катастрофы.
В настоящее время истощаются естественные ресурсы суши и океана, уничтожаются различные виды растений и животных, происходит антропогенное нарушение биогеохимических циклов веществ, загрязнение всех компонентов окружающей среды, а также упрощение и деградация экосистем. Именно это и определяет исключительную актуальность проблем глобальной
экологии.
Вопросы и задания
1.Что изучает глобальная экология?
2.Назовите основные задачи глобальной экологии.
Экология. Глобальная проблема мира.
глобальные экологические проблемы
ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЗЕМЛИ
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций