Урок экологии «Экология и экономика»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Экология и экономика.
Экономика и экология - эти два слова имеют один корень, произошедший от греческого слова «ойкос» - дом, жилище.
Если экологи изучают свой дом, законы, взаимодействия и взаимосвязи живых систем с окружающей средой, то экономисты изучают правила хозяйствования в этом доме, основы рационального природопользования, экономику природопользования
Еще в 1926 году В. И. Вернадский писал о том, что живой организм биосферы должен изучаться как единое целое в связи с тем, что эволюция отдельных организмов непосредственно взаимосвязана с эволюцией биосферы. Тем не менее, вопрос о необходимости объединения экологической и экономической систем в единую эколого-экономическую систему конкретно был обоснован лишь в последние годы.
Само понятие «природопользование» предложено в 70-х годах нашего столетия Ю. Н. Куражковским в работе «Очерки природопользования». Экономические аспекты природопользования даны К. Г. Гофманом, М. Н. Лемешевым, Н. Ф. Реймерсом в книге «Экономика природопользования». Они рассматривают задачи новой науки - экономики природопользования (авторы употребляют также синонимы - биоэкономика, экономическая экология, экологическая, или энвайронментальная* экономика).
Основная цель этой науки состоит в изучении взаимодействия и взаимозависимости социально-экономических и экологических системами.
Экономика природопользования решает следующие задачи:
определение экономического ущерба, наносимого народному хозяйству в результате нерационального природопользования, и величины затрат, необходимых для ликвидации его последствий;
оценка результативности природоохранных мероприятий и выбор наиболее оптимальных вариантов природоохранной деятельности и использования природных ресурсов;
разработка эффективных экономических методов управления природоохранной деятельностью, стимулирования охраны окружающей среды.
Большое значение в организации рационального природопользования имеет предварительное моделирование экологических процессов и явлений и проведение экологической экспертизы внедряемых проектов.
Под моделированием в экологии понимается исследование процессов и явлений в специально созданных условиях на искусственных объектах, имитирующих естественные условия и природные объекты. Самой простой искусственной экосистемой может служить аквариум. Также могут быть использованы графические, логические, математические модели, отражающие свойства естественных систем.
Любой крупный проект, каждое нововведение предваряется проведением экологической экспертизы, т. е. оценкой возможного воздействия при его реализации на состояние окружающей среды и здоровье людей. При проведении экологической экспертизы моделирование сочетается с непосредственными исследованиями в природе. Однако необходимо помнить, что развитие цивилизации неизбежно связано с воздействием на окружающую природную среду.
С. С. Шварц считает, что «признание неизбежности антропогенного изменения природных компонентов должно быть положено в основу реалистической политики по охране природной среды», ибо «любые меры предосторожности (совершенно необходимые) и любая степень совершенствования производства (замкнутые циклы и т. п.) лишь ослабят степень воздействия человека на природу, но не ликвидируют опасность ухудшения природной среды хотя бы по одному тому, что самое культурное производство изымает из биологического круговорота громадные территории и акватории».
Однако, как подчеркивает ученый, человечество не должно идти по линии свертывания производства. Американский эколог Б. Коммонер отмечает, что биологически человек представляет собой, точно так же, как и животное, частьединой природной системы, и вместе с тем человеческое общество должно эксплуатировать эту систему для производства материальных благ. Вот это несколько парадоксальное положение, которое человек занимает в природе, выступая одновременно в роли ее представителя и эксплуататора, как раз и мешает его правильному отношению к биосфере
Человек при помощи технических средств и новинок практически избавился от явной, видимой зависимости от природы. Построены дома, в которых можно жить, не замечая и не чувствуя влияния неблагоприятных климатических условий; созданы машины, которые могут доставить нас в самую отдаленную точку земли в любое время и достаточно быстро.
Все это и многое другое позволяет считать, что люди сами создают окружающую среду и не зависят от природных факторов. Б. Коммонер замечает по этому поводу, что, «выжимая» из современной технологии, науки и техники как можно больше выгод, люди пришли к роковой иллюзии, будто с помощью технических средств они, наконец, избавились от влияния природных условий. Он иллюстрирует это заблуждение на примере реактивного самолета, несущегося с высокой скоростью на огромной высоте и создающего у человека впечатление о полной независимости от природной среды. Однако самолет, собственно говоря, «создан» из природной среды: его двигатель сжигает топливо, добытое из земных недр, и потребляет кислород, который является продуктом жизнедеятельности зеленых растений, да и сам он сделан 'из материалов, исходное сырье для которых получено из того же окружающего мира.
В своей лекции «Экология и социальные действия», прочитанной в Калифорнийском университете (г. Беркли, США), Б. Коммонер отмечает, что свобода выбора действий в области природопользования становится возможной лишь в том случае, когда человек глубоко понял и осознал требования законов природы. Говоря о том, что принципы экологии являются лишь необходимым условием для выбора социальных действий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, Б. Коммонер подчеркивает, что сами по себе эти принципы недостаточны для определения того, какие именно действия будут эффективными. Свободу в решении эколого-экономических проблем можно получить лишь в том случае, если понять причины, породившие эти проблемы.
Масса готовой продукции ориентировочно составляет лишь 1-2% от общей массы вещества, поступающего в обработку и переработку. В принципе это не так плохо, как может показаться на первый взгляд: биоэкономическая система в данном случае не слишком отличается от биогеоценозов (вспомните законы 1% и 10%).
Однако проводить дальнейшую аналогию между внеэкономической системой и биогеоценозом (экосистемой) нельзя, поскольку в процессе функционирования биогеоценоза не образуются опасные для существования отходы, а техногенные выбросы в биосферу за счет функционирования экономической (производственной) системы становятся все более опасными. Поэтому возникает возможность решения проблемы двумя путями: первый - очистка и обезвреживание выбросов в биосферу; второй - возвращение отходов производства для повторного использования.
Скорость нахождения минеральных ресурсов пока еще превышает темпы их эксплуатации, и хотя минеральные ресурсы в эволюционном смысле невозобновимы, К. Г. Гофман и другие относят их к категории экономически возобновимых. И наоборот, места отдыха на природе при принципиальной их экологической возобновимости оказываются экономически невозобновимыми в связи с чрезвычайно длительным временем, необходимым для этого. А исчезновение какого-либо животного или растения - это утрата генетического фонда, который невосполним ни в экологическом, ни в экономическом смысле
Различие в позициях эколога и экономиста отражается в их взглядах на себестоимость продукции.
С точки зрения экономиста, себестоимость - это расходы, или выраженные в деньгах затраты на производство и реализацию какого-либо продукта. В них входят: затраты на строительство и эксплуатацию производственных помещений, сырье, средства производства и топливо, заработная плата работников, затраты на реализацию продукции и др. Доход предприятия - это те деньги, которые остаются, если из цены проданного продукта вычесть его себестоимость. В случае получения чистого дохода производство является рентабельным (доходным), если же его нет, предприятие убыточно и обречено на банкротство.
Несколько иначе подсчитывают рентабельность производства экологи. В себестоимость произведенного продукта, кроме вышеупомянутых затрат, они включают еще и убытки, которые возникают при производстве продукта по отношению к состоянию окружающей среды
Это и эстетический ущерб, возникающий при изменении природного ландшафта, и вред, наносимый здоровью людей, живущих вблизи предприятия, и вред соседнему предприятию и др. Если предприятия сливают в реки промышленные стоки, которые отравляют рыбу, эти предприятия нарушают устойчивость экосистемы в целом. Эти убытки также необходимо оценить в деньгах и включить в себестоимость продукта. За счет загрязнения атмосферного воздуха, почв лесная растительность болеет и погибает - это тоже убытки.
Вопросы и задания
1.Какова цель и основные задачи новой науки - экономики природопользования?
2.В чем заключается смысл проведения экологической экспертизы какого-либо нововведения?
3.Объясните, почему развитие цивилизации неизбежно связано с воздействием на окружающую природную среду?
4.В чем заключается различие во взглядах экономиста и эколога на себестоимость продукции и рентабельность предприятия?
Природопользование. Лекция 1. Экология и экономика
Арктика: экология и экономика" Лекция 2
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций