Лепка абашевской игрушки «Баран»
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Республики Крым
«Дворец детского и юношеского творчества»
План – конспект занятия №
Дата:
Группа:
Объединение:
Педагог:
Тема занятия: Лепка абашевской игрушки «Баран»
Цель: Познакомить с абашевской игрушкой.
Задачи:
образовательная – формирование понятия керамическая абашевская игрушка и ее особенности;
развивающая – развитие кругозора;
воспитательная – воспитание любви и интереса к традициям народной русской культуры.
Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные.
Тип занятия: комбинированное
Вид занятия: беседа.
Форма организации: коллективная, индивидуальная.
Оборудование, дидактический материал: альбомы, карандаши, образцы изделий, фотографии изделий, стеки, подставки, глина, стаканы для воды.
План занятия
Организационная часть
Актуализация опорных знаний
Теоретическая часть. Беседа
Физкультминутка
Практическая часть
Повторение и закрепление изученного материала
Подведение итогов
1.Организационная часть.
Приветствие. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности при работе с материалами и инструментами, санитарно-гигиенических норм.
Повторение теоретических сведений об основных требованиях работы в кабинете лепки.
2. Сообщение темы и цели занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация.
Знакомство с планом занятия, информация через вопросы, способствующие познавательному интересу. Мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность, проверка готовности рабочих мест учащихся. Вспомнить какие народные керамические игрушки уже изучены. Сравнение барашков выполненных в разных народных традициях.
Знакомство с абашевской глиняной игрушкой и изучение особенностей ее лепки.
Вопросы для повторения предыдущих тем:
1. Какие народные игрушки вы знаете?
2. Что у них общего, какие различия?
3. Какая из игрушек, изученных ранее вами самая сдержанная по цвету?
3.Теоретическая часть. Беседа.
Чудо звери, чудо – птицы
Скачут, прыгают, поют,
Рядом барыни неспешно,
Словно с ярмарки идут.
Здесь от ярких красок пестро,
Здесь фантазии полет!
Мастер с глиною колдует,
В руки он комок берет,
Разминает, греет, лепит.
И из-под волшебных рук
Птица - модница возникла,
Рядом с ней запел петух.
И пространству стало тесно
В этой ауре добра;
Ведь игрушка- это детство,
Радость, свет и красота!
Известный по всему миру русский художественный промысел – абашевская игрушка – возник в Спасском уезде, который теперь Спасский район Пензенской области. Начало истории абашевской игрушки относится к XIX в., когда на базе гончарного ремесла возникло производство игрушки.
В середине XIX в. абашевские мастера делали только чёрную посуду, которая не выдерживала конкуренции с изделиями ближайших гончарных центров. Положение спас отходник Тихон Ечкин. Он, будучи на заработках, выведал и принёс в родное село рецепт поливной посуды. С тех пор абашевские мастера стали покрывать посуду зелёной глазурью.
Копка глины шла в холодное время года, с ноября по март, когда земля промерзала и была меньше вероятность обвала. Каждая яма имела глубину в 14 – 18 аршин (до 13 метров). Пласт глины на достаточной глубине разрабатывался по горизонтали «печками», достигавшими в диаметре двух метров. Глину со дна ямы поднимали на «полатья». Восемь рабочих копали яму 20 дней, давая морозу ночью «схватить» стенки, чтобы избежать обвалов. Нередки были случаи, что гончаров в «печке» задавливало насмерть. Разработка одной ямы занимала два месяца.
Кроме того, среди мастеров были узкие специалисты – игрушечники. Игрушки делали в 12 хозяйствах кустарей. Они выделывали самые разнообразные фигурки по принятым исстари образцам. Некоторые отходили от устоявшихся форм, стараясь осовременить изделие. Некоторые сами придумывали игрушки. Больше всего делали свистульки, а также кукол, баранов, козлов, коров, собачек, петушков, всадников, барынь, каждый художник-мастер пропускал эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождались неповторимые одухотворенные очеловеченные образы. Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом, образовались целые династии гончаров и дудочников.
Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. К 1885 г. число староверов превысило 830 человек. Старой веры они держались крепко. Раскольнический характер населения отразился на жизни сельчан. Старообрядцы охотнее занимались домашними видами промыслов, так как отходничество неизбежно влекло за собой общение с иноверцами. Раскол же требовал соблюдения строгих правил: пользование отдельной посудой, своей постелью и т.п. Возможно, этим объясняется большее распространение гончарства среди староверов. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских дудочников. Они любят изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.
Отрицание староверами институтов государственной власти привело к появлению таких, вовсе не игрушечных мотивов, как городовой с двумя петухами – взятками под мышками, или страж отечества – мздоимец. Эти сатирические мотивы игрушек по-прежнему преобладают в промысле.
Абашевский промысел в начале ХХ в. стал значимым экономическим и культурным явлением губернии. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.
Перед революцией 1917 г. Наровчатским земством было подготовлено решение об ассигновании бюджетных средств на расширение промысла. Но сбыться планам не пришлось. В конце двадцатых годов ХХ в. абашевская игрушка приобретает большую известность благодаря талантливому мастеру из села Абашево Лариону Зоткину. Ларион Зоткин стал популярным как автор целого ряда причудливых игрушек в виде животных: львов, собак, медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приёмы и особенности росписи.
В 1930-е гг. в с. Абашево организована гончарная артель. Из рассказов абашевских ветеранов, можно установить, что в начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури, приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски; на них абашевские мастера и переключились, им они даже по душе пришлись. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски, перешли на них – излишен стал этап лакирования.
В феврале 1962 г. на Беднодемьяновской фабрике управления бытового обслуживания области начали осваивать производство «образцов майоликовых изделий».
В начале 1963 г. на фабрику прибыли выпускники Гжельского керамического техникума Михаил Сергеевич и Валентина Давыдовна Боровые, технологи, и художник-керамист М.К. Якупов. Основным сырьем служила абашевская глина, которая вместе с доломитом и другими добавками измельчалась в шаровых мельницах.
Уже в середине 1970-х гг. изделия беднодемьяновских керамистов шли во многие города страны: от Калининграда до Иркутска, демонстрировались на зарубежных выставках в Болгарии, Италии, Швейцарии.
Это означало, что удалось найти свой стиль изделий, уходящий корнями в местные традиции народного искусства. Сделали это абашевские мастера гончарного дела Зоткины на рубеже 1960-70-х гг. Директор цеха Е.И. Агафилушкин уговорил в 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на фабрике глиняных свистулек – дудок, изготовляя их руками, как это делали исстари.
За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой, что выделяло их из поделок других мастеров. Его сменил на фабрике Тимофей Никитович Зоткин, чья деятельность принесла абашевским умельцам всероссийское признание. Модели Зоткина практически сразу были запущены в производство, а некоторые продолжали тиражироваться и после смерти мастера.
В 1969 г. Абашево впервые посетил страстный коллекционер, горячий пропагандист народной игрушки Г.М. Блинов. Геннадий Михайлович так вспоминал о тех годах:
«В Пензе я встретил энтузиастов, ратущих за возрождение и расширение абашевского промысла. Мы приходили к единому мнению, что необходимо навсегда оставить мысль, что абашевская игрушка нуждается в какой-то модернизации, в заимствовании приёмов лепки и росписи иных промыслов».
С 1972 г. традиции и стиль абашевских дудочников продолжили Т.Н. и В.А. Зоткины, И.Ф. и П.И. Краюшкины, В.В. Челышев, И.И. Зюзенков, наметившие новые пути развития народного промысла
Керамическая фабрика стала работать стабильно, её изделия пользовались спросом в области и за её пределами. В Беднодемьяновске (ныне г. Спасск) был организован музей народного творчества, в селе Абашево – керамическая лаборатория.
В 1992 г. фабрика выделилась в самостоятельное предприятие, была приватизирована и переименована в товарищество с ограниченной ответственностью «Абашевская керамика».
Сегодня можно по пальцам пересчитать мастеров, которые сохранили секреты абашевской игрушки. Один из них – Владимир Ворожейкин, бизнесмен и историк, педагог и просто мастер своего дела – всё в одном лице. Владимир – прямой наследник стародавних мастеров из села Абашево Спасского района, где и живёт сам.
Особенности абашевской игрушки.
Абашевская игрушка – свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.
В абашевской игрушке чувствуется глубокая связь с древностью. Эта связь многогранна, а зачастую загадочна. Фигуры передают некий гротеск, метаморфозу между человеческим и природным началами. Тело человека дополняется телом животного – кентавры. Рога – деревья. Хвосты – дудки. Игрушка оживляется дыханием и умеет «разговаривать».
Если более конкретно говорить об особенностях абашевской игрушки, то можно отметить следующее. Абашевские рога ни с чем не спутаешь. Таких выраженных, архитектурно устремлённых вверх рогов не имеет ни одна игрушка. Они в точности передают строение Древа Жизни – древнейшего символа. Ветви, исходящие из ствола, это уровни мироздания или царства природы. Так, абашевская игрушка в виде коровки воплощает собирательный образ, символизируя Великую Мать, всех богинь Луны, плодородие, множественность. К примеру, игрушка в виде козлика обозначает целеустремленность, упорство в достижении поставленных целей. Значение абашевской игрушки «городовой» – надёжность, она защищает дом; «барыня» – воплощение женской чистоты, целомудрия. Немаловажным является тот факт, что все абашевские игрушки-свистульки служат оберегом от злых духов: они отгоняют тёмные силы.
Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. Это несколько уводит игрушку от черт детского простодушия в сторону скульптуры. Преобладание формы в абашевской керамике – ещё одна её особенность, которая говорит нам о строгом, мужском подходе к делу.
Обузданные творческой выдумкой архаичные силы бережно вложены в статичную форму. Статика игрушки почти монументальна. Птицы, животные и люди не бегают, не прыгают, не «веселятся» – они всегда просто «стоят». Стоят по-хозяйски крепко, уверенно, индивидуально. Стоят, будто растут из Земли могучие деревья. В ногах фундамент, укоренённость. И далее, по нарастающей, плавное движение вверх; перетекание туловища в шею и на максимальной высоте венчание наверху небольшой гармоничной головкой. Или ветвистые рога стремятся продлить это движение все далее, выше и выше.
Сравните абашевскую игрушку с другими игрушками, из других областей, и она расскажет вам ещё больше – про нас, про наши отличительные качества, про нашу землю, нашу историю.
Изготовление абашевской игрушки
Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг.
Процесс изготовления игрушек для росписи происходит в несколько этапов. Для начала производится фигурка животного, причём, вне зависимости от вида животного, существуют определённые принципы, которым должно соответствовать готовое изделие. Так, туловище делается удлинённым, ноги изображаются короткими и широко расставленными; шея также удлиняется. Кроме того, тщательно вылепляется головка, вырезаются глаза, прикрепляются изогнутые, нередко многоярусные рога, добавляются гривы, бороды, чёлки. Последнее, безусловно, выполняется лишь в том случае, если мастер делает абашевскую игрушку в виде барана, оленя, козла.
Как правило, при изготовлении абашевских игрушек и последующей покраске используется приём «оживка», который позволяет придать каждому изделию индивидуальности, особенного характера, некоторой сувенирности. Данный прием заключается в следующем: заготовка изделия закрашивается сплошной яркой краской, которая впоследствии покрывается золотом или серебром.
Мастера используют минимум приспособлений. Мелкие детали тщательно прорабатываются при помощи стеков. Но основной инструмент – это руки. Очень ответственный этап – проделывание отверстия в свистульках, поскольку от этого зависит мелодичность звука. Готовые фигурки просушиваются, обжигаются и расписываются масляными либо эмалевыми красками. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками – синими, зелёными, красными в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.
4. Физкультминутка.
«Две весёлые овечки»
Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок! (весело прыгаем)
Вверх до неба, (встаем на ножки, тянемся вверх)
вниз до травки. (затем приседаем, опуская руки вниз)
Вверх до неба, (встаем на ножки, тянемся вверх)
вниз до травки. (приседаем, опуская руки вниз)
А потом кружились (кружимся)
В речку все свалились. (садимся за стол)
5. Практическая часть.
Барашек-свисток.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Абашевским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно. Но простую по форме фигурку богато декорируют декоративными деталями в виде чешуек и насечками, которые располагаются на груди, голове, рогах, а иногда и по всему телу.
Лепка барашка поэтапная, по одной основе, отличия в декоративных деталях: в основном форма и расположение рогов и декора. Выполняют фигурку барашка конструктивным способом: сначала выполняется тело барана, затем шея с головой, далее четыре ноги, рога. Заготовки частей тела барана соединяются между собой на насечки. Затем выполняются декоративные элементы в виде чешуек, которые крепятся на груди, голове. На рогах выполняются фактурные насечки. В завершении зубочисткой прорисовываются глаза и рот животного. Работа оформляется дополнительными деталями, уточняется, обобщается.
Ребята лепят за педагогом, поэтапно осваивая простейшие формы абашевской игрушки. Отрабатывается лепка преимущественно конструктивным способом.
Этапы лепки абашевского барашка:
1. Выполнение тела барана. Сначала лепится тело, затем шея с головой, далее четыре ноги и рога.
2. Соединение заготовок частей тела. Части соединяются между собой на насечки.
3. Выполнение декоративных элементов. Выполняются чешуйки, которые крепятся на груди и голове. На рогах выполняются фактурные насечки.
4. Прорисовка глаз и рта. Зубочисткой прорисовываются глаза и рот животного.
5. В завершении работы фигурка оформляется дополнительными деталями, уточняется и обобщается.
6. Анализ понимания нового материала.
Установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий, закономерностей в выполнении лепки барашка, устранить обнаруженные затруднения; закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы над изделием
Закрепление нового материала.
Проведение игры «вопрос-ответ» для выявления усвоения материала и возможных пробелов в знаниях и умениях обучающихся. Обобщение изученного.
Вопросы для закрепления изученного материала:
С какой керамической игрушкой мы сегодня познакомились?
Что общего у нее с другими игрушками?
Какие отличия и особенности у абашевской игрушки?
Подведение итогов занятия.
Проведение мини-выставки работ и анализа выполненных работ:
1) выразительность работы;
2) техника выполнения: а) влияющая на прочность работы; б) влияющая на декоративность работы;
3) индивидуальность творческого замысла.
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
Абашевская глиняная игрушка [электронный ресурс] ПП/ Режим обращения: https://russianarts.online/1088-abashevskaya-igrushka/ , свободный. (Дата обращения: 06.03.24).
Абашевская глиняная игрушка [электронный ресурс]/ Режим обращения: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=35&id_song=229&sortir=1, свободный. (Дата обращения: 06.03.24).
Абашевская игрушка [электронный ресурс] Ирина Кириллина/ Режим обращения: https://ru.wikipedia.org/wiki/Абашевская_игрушка , свободный. (Дата обращения: 06.03.24).
Абашевская игрушка [электронный ресурс]/ Режим обращения: http://www.azovlib.ru/index.php/2-uncategorised/2540-2019-02-14-11-38-45, свободный. (Дата обращения: 06.03.24).
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
Внеклассная работа «Абашевская игрушка» [электронный ресурс] Барабина Кристина/ Режим обращения: https://infourok.ru/vneklassnaya-rabota-abashevskaya-igrushka-469964.html, свободный. (Дата обращения: 06.03.24).
Картотека стихов о народных игрушках [электронный ресурс] Косинова Ирина Владимировна/ Режим обращения: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/24/kartoteka-stihov-o-narodnyh-igrushkah , свободный. (Дата обращения: 06.03.24).
Лобанова В.А. Лепим из глины. - М.: Сфера, 2014. – 80с.
Пластилин разделим пополам [электронный ресурс] Средина О./ Режим обращения: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200800407, свободный. (Дата обращения: 06.03.24).
Физминутка: «Две весёлые овечки» [электронный ресурс] Зенина Татьяна Анатольевна/ Режим обращения: https://infourok.ru/konspekt-korrekcionnogo-zanyatiya-lepim-iz-solenogo-testa-ovechka-2297911.html , свободный. (Дата обращения: 06.03.24).