12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Тютюнникова56
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск
10

Презентация «Лингвистический аквариум»



Имя существительное Глагол Имя прилагательное Количественное числительное Местоимение – существительное

Существительное Род Одуш. Неодуш. Постоянные признаки Собств. или нариц. Падеж Непостоянные признаки Синт. роль Кто? Что? Число Склонение

 

Существительные общего рода: К ним относятся существительные с окончанием -а (-я), называющие лиц мужского и женского пола: сладкоежка, задира, ябеда. Родовая принадлежность этих слов зависит от конкретного употребления в речи.

Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными. Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными. Одушевлённые имена существительные обозначают людей, животных, игрушки (женщина, белка, кукла, робот), а также существ, похожих на человека (русалка, чёрт). Неодушевлённые имена существительные обозначают названия неживых предметов (город, лес, ромашка, книга) и названия групп живых существ (толпа, народ, армия). В русском языке у одушевлённых существительных форма В. п. мн. ч. совпадает с формой Р. п. мн. ч.: вижу учеников нет учеников У неодушевлённых существительных форма В. п. мн. ч. совпадает с формой И. п. мн. ч.: вижу столы столы

Разносклоняемые существительные: время, бремя, стремя, пламя, вымя, племя, темя, семя, имя, знамя, путь. И.п. Время Р.п. Времени Д.п. Времени Т.п. Временем

 

 

Синтаксическая роль Мать сидит у окна. Она листает журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать – учитель географии. "Мама", - зову её я. Мать - подлежащее У окна – обстоятельство Журнал - дополнение Фотографии - дополнение Людей - определение Природы - определение Мать - подлежащее Учитель - сказуемое Географии - определение Мама – обращение (обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются).

Прилагательное Степень сравн. Разряд Синт. роль Какой? Чей? Полная или краткая форма Род Число Падеж Непостоянные признаки Постоянные признаки

 

Относительные прилагательные могут употребляться в переносном значении и приобретать значение качественных прилагательных (ледяное поле – качественное, ледяное молоко - относительное)

 

 

 

 

Синтаксическая роль В предложении имя прилагательное может быть определением или сказуемым. Определение (согласованное) (какой?) Осенний пожар полыхает в лесу. (какие?) Тяжёлые капли дрожат на весу. Жил старик со своею старухой у (какого?) самого синего моря. Сказуемое (часть составного именного сказуемого) Сыплет дождик большие горошины, Рвётся ветер, и даль (какова?) нечиста. Зима была снежная, искристая. Эта книга интереснее предыдущей.

Глагол Возвратность Переходность Вид Наклонение Синт. роль Что делать? Что сделать? Число Спряжение Род Лицо Время Постоянные признаки Непостоянные признаки

 

 

Глагол Перех. Неперех. Гл. + сущ. В.п. без предлога. Р.п. с отрицанием при сказуемом. (Защищать землю – В.п.) (Не набрал ягод – Р.п.) (Все остальные случаи)

 

 

 

 

 

Синтаксическая роль Глаголы, так же как и существительные, могут выполнять в тексте различные синтаксические функции. Причем они могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения. Так, глаголы, которые отвечают на вопрос "что?", могут быть подлежащим: "Жить - значит дышать". Что? Жить. Сказуемые-глаголы отвечают на вопрос "что делать?" и "что сделать?". Например: "Я читаю книгу". Что делаю? Читаю. Если слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то оно выступает в роли дополнения: "Прошу вас сесть". Прошу о чем? Сесть. Также бывает глагол и определением, если отвечает на вопрос "какой?". Например: "Мысль выспаться была одной из самых назойливых". Мысль какая? Выспаться. Если глагол отвечает на вопросы: "почему?", "как?", "зачем?", "где?", "откуда?", "куда?" и "почему?" - то он выступает в роли обстоятельства. Пример: "Я пошла на курсы подучиться". Пошла зачем? Подучиться.

Местоимение - существительное Число Лицо (только у личн.) Разряд Падеж Синт. роль Кто? Что? Непостоянные признаки Постоянные признаки

Местоимение - существительное Личное Число Лицо Падеж Возвратное Вопросительные Относительные Отрицательные Неопределённые Падеж Падеж Падеж Падеж

Личные местоимения я, мы – 1 лицо ты, вы – 2 лицо он, она, оно, они – 3 лицо Постоянные признаки: лицо, число. Непостоянные признаки: род (в 3-ем лице), падеж

Возвратные местоимения Себя Непостоянные признаки: падеж (нет Им.п.)

Вопросительные местоимения Кто? Что? Непостоянные признаки: падеж

Относительные местоимения Кто, Что Непостоянные признаки: падеж

Отрицательные местоимения Никто, ничто, некого, нечего Непостоянные признаки: падеж

Неопределённые местоимения Некто, нечто, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-либо, что-либо и т.д. Непостоянные признаки: падеж Некто, нечто – не изменяются ни по числам, ни по родам, ни по падежам

Синтаксическая роль Я читал книгу. (Подлежащее) Никого не было в классе. (Дополнение)

Количественное числительное Состав Разряд Падеж Синт. роль Сколько? Род Постоянные признаки Непостоянные признаки

Разряд Целое Дробное Собирательное Один Три четвертых Трое

Состав

Падеж падеж От 50 до 80 200 300 От 500 до 900 И.п. пятьдесят двести триста пятьсот Р.п. пятидесяти двухсот трёхсот пятисот Д.п. пятидесяти двумстам трёмстам пятистам В.п. пятьдесят двести, двухсот триста, трёхсот пятьсот Т.п. пятьюдесятью двумястами тремястами пятьюстами П.п. о пятидесяти о двухстах о трёхстах о пятистах

Род (если есть) М.р. Один Ж.р. Одна Ср.р. Одно

Опубликовано


Комментарии (6)

сменить сортировку
Суркова Ольга Николаевна, 26.04.23 в 19:50 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Александровна, очень ценный материал. Незаменим на уроках. Разработка оригинальная, охватывает несколько тем по русскому языку, можно использовать при изучении нового материала, повторении и закреплении.
Селиванова Галина Геннадьевна, 26.04.23 в 21:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Александровна, за очень нужный ресурс! Современно и интересно для детей.
Ирина, 27.04.23 в 16:40 0Ответить Пожаловаться
Добрый день, Татьяна Александровна. Благодарю Вас за профессионализм!!! Супер!
Линник Виктория Ивановна, 01.05.23 в 19:11 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за прекрасный дидактический материал! Морфологический разбор на самом деле один из самых сложных, а здесь и образ замечательный придуман, и логически все выстроено грамотно! Берём в работу!
Лезина Юлия, 03.05.23 в 07:34 0Ответить Пожаловаться
Очень нужный, проработанный дидактический материал! Можно использовать и на уроке, и для закрепления сложного материала дома. Информация в графике быстро и легко усваивается и запоминается. Спасибо огромное за разработку!
Оленич Полина, 13.05.23 в 17:39 0Ответить Пожаловаться
Именно по этому материалу Татьяна Александровна учила нас морфологическому разбору. Помню, что этот разбор давался тяжело и мне, и моим одноклассникам. Но по этой методике сложную информацию было запоминать намного легче и удобнее. До сих пор помню этот аквариум! Спасибо, Татьяна Александровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.