Статья «"Лингвистический аквариум": опыт использования графических методов в обучении школьников»
«Лингвистический аквариум»:
опыт использования графических методов в обучении школьников
Глобальный интернет и всеобщая компьютеризация, новые информационные технологии достаточно сильно повлияли на способность обучающихся работать с информацией. Клиповое мышление стало камнем преткновения на пути к достижению учебных целей. Ученики воспринимают информацию фрагментарно, бессистемно, очень плохо запоминают сведения, представленные в линейном виде («слишком много букв»), особенно если речь идёт о теории. Ученики быстро устают, не могут сосредоточиться на статьях, предлагаемых авторами школьных учебников.
Если спросить у учащихся основной школы или учителей русского языка, какой из разборов в грамматике является самым сложным, ответ последует незамедлительно: «Морфологический».
Морфологический разбор слова, действительно, самый трудный из всех видов разборов, поскольку учащимся приходится заучивать и запоминать достаточно большой объём информации: перечень частей речи, вопросы, на которые они отвечают, морфологические признаки слов, причём необходимо понимание и чёткое определение их постоянства/непостоянства в языковой единице. Кроме этого, необходимо помнить, что у каждой части речи есть определённая (а иногда и несколько) синтаксическая роль. Даже взрослому человеку сложно уложить в голове данную информацию и извлекать её оттуда в случае необходимости в чёткой логической последовательности.
Созданный с использованием графических методов образовательный ресурс «Лингвистический аквариум» представляет собой электронную версию схемы Каору Исикава «Fishbone («рыбий скелет») и предназначен для усвоения порядка морфологического разбора слов разных частей речи и понимания закономерности расположения грамматических признаков.
Цель создания дидактического пособия – систематизировать учебный материал, создать удобную для использования электронную версию плана морфологического разбора слов разных частей речи с простой и доступной навигацией, позволяющей получить быстрый доступ к научным сведениям.
Диаграмма Каору Исикава «Fishbone» («рыбий скелет») – это графическая модель, помогающая систематизировать объёмный материал, показать внутренние логические связи между разными частями научных сведений. Кроме этого, данная техника оформления линейной информации позволяет в наглядной форме представить теорию, вызывающую у обучающихся затруднения.
Технология создания схемы «Рыбий скелет»:
1. На широком листе бумаги проведите горизонтальную стрелку через середину листа, дайте ей название, это главная (хребтовая) «кость» схемы.
2. От главной «кости» нарисуйте дополнительные «косточки» под углом 45 градусов; каждая из них – критерий или группа критериев.
3. Подпишите каждую из «косточек», добавьте дополнительные «косточки». Идеально, если разные части оценки находятся по разные стороны, наиболее важные – ближе к голове.
4. Проведите самоанализ проделанной работы.
5. Представьте схему и результаты самоанализа на проверку.
Эта графическая техника помогает располагать информацию как горизонтально, так и вертикально, содержательная сторона от этого не страдает.
Такой способ оформления информации является уместным при изучении и систематизации грамматических признаков частей речи, поскольку модель позволяет разделить грамматические признаки на постоянные и непостоянные и расположить их в нужной последовательности.
Например, порядок морфологического разбора имени существительного в учебнике по русскому языку за 5 класс выглядит так:
Названия «верхних» и «нижних» костей – это гиперссылки, позволяющие в случае необходимости перейти на нужный слайд и вспомнить условия определения того или иного грамматического признака.
Образ рыбы хорошо сохраняется в памяти обучающихся, порядок характеристики части речи, представленный в необычной форме, легче запоминается.
Графическая техника «Fishbone («рыбий скелет») помогает систематизировать объёмный материал, показать внутренние связи между разными грамматическими признаками, объясняет определённую последовательность их расположения. Кроме этого, «Лингвистический аквариум» достаточно компактен по объёму и с легкостью может разместиться как на рабочем столе домашнего компьютера, так и в мобильном устройстве каждого учащегося. Многократное обращение к ресурсу позволяет быстрее запомнить теоретический материал: грамматические признаки частей речи и порядок морфологического разбора.
Нетрадиционный подход к обобщению и систематизации учебного материала вызывает интерес и пробуждает потребность в структурировании других теоретических сведений.
Практическое применение электронного образовательного ресурса «Лингвистический аквариум» апробировано, он активно используется в образовательном процессе, материал был неоднократно представлен на площадках различного уровня и получил положительные отзывы и одобрение со стороны педагогов-лингвистов и обучающихся.
Суркова Ольга Николаевна
Ирина
Линник Виктория Ивановна
Лезина Юлия
Оленич Полина