12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мордухай Людмила Ивановна38
Россия, Крым респ., с. Гришино Первомайский район
3

Лирика С .А. Есенина «Я сердцем никогда не лгу»

Учитель русского языка и литературы МБОУ Гришинская школа Первомайского района Республики Крым Мордухай Людмила Ивановна

Предмет: литература

Класс 11

Тема: Лирика С.А.Есенина

«Я сердцем никогда не лгу»

Цели:

Предметные: изучив подробно биографию С.А.Есенина, познакомить учащихся с основными мотивами лирики поэта; проследить эволюцию чувства к Родине, женщине; показать, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики.

Метапредметные: продолжить работу над умением публичного выступления; развивать умение эмоционального и выразительно читать лирические произ-ведения, анализировать поэтический текст, активизировать творческие способности учащихся.

Личностные: содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к понятию «Родина»; пробудить интерес к личности и творчеству С. Есенина, прививать любовь к Родине, к матери, к родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: вышитая картина с изображением С. Есенина возле берёз (подчёркнутость народности его творчества), интерактивная доска, гитара, выставка сборников стихов поэта, запись песен на стихи поэта, иллюстрации учащихся к стихам.

Стихи мои,

Спокойно расскажите

Про жизнь мою…

С.А.Есенин

Ход урока

1.Организационный момент.

Слово учителя.

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.


Быть поэтом – значит петь раздолье,

Чтобы было для тебя известней,

Соловей поёт – ему не больно,

У него одна и та же песня.


Третье октября - день рождения С.А.Есенина… Поэт-лирик, поэт-песенник, рано ушедший из жизни. Наверное, поэтому для читателей он всегда молод. «Я сердцем никогда не лгу», - так сказал поэт о своих стихах. И действительно, каждая строчка его стихов – это откровенный разговор с читателем. Любовь к родине, любовь к женщине, любовь к природе – основные темы его стихов.

Давайте запишем тему урока, эпиграф.


2.Повторение знаний.

- Каким вы «видите» С.А.Есенина?

Раскройте смысл эпиграфа.

(Ребята высказывают свои мысли, связывая стихи поэта с его биографией)


Учитель:

Изучив подробно биографию С.А.Есенина, познакомившись с его лирикой, вы подготовили рисунки – доказательство интереса к его лирике. Разместим ваши рисунки возле его портрета.


3. Работа над темой урока. Формирование умений.

- Давайте откроем сборники стихов поэта.


(На доске – клипы с русской природой).


Учащиеся читают и анализируют стихи, большинство наизусть:

«Гой ты, Русь, моя родная… »,

«Сыплет черёмуха снегом»,

«Спит ковыль»,

«Закружилась листва золотая»,

«Заметался пожар голубой».


- Было бы, ребята, не совсем правильно, если бы мы говорили о Есенине не совсем откровенно. Он – живой человек, которому присуще делать ошибки в жизни. Так у поэта есть цикл стихов «кабацкие». С каким периодом жизни связан этот цикл?


Учащиеся объясняют сложный период в творчестве поэта.

Звучат аккорды гитары и песни в исполнении родителей (отцов):

«Заметался пожар голубой»,

«Я обманывать себя не стану».


Слово учителя:

На Кавказе С.Есенин написал замечательный цикл лирических стихотворе-ний - «Персидские мотивы».


Чтение и анализ учащимися стихотворений разного периода:

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!»,

«Глупое сердце, не бейся»,

«Я иду долиной. На затылке кепи»,

«Собаке Качалова»,

«Я спросил сегодня у менялы»,

«Я помню, любимая, помню»,

«Никогда я не был на Босфоре».


- Есенинские стихи принадлежат не только бумаге, они уходят в живое слово, в песню. Стихи рождались одним выдохом – именно как песня – и звучали как песня, подчиняясь пронзительной тревожной мелодии, уже заложенной в них.

Нежные строчки звучат в адрес матери.


Играет и поёт один из родителей.

«Разбуди меня завтра рано»,

«Письмо матери».


Продолжение работы учащихся над чтением и анализом стихотворений С.Есенина:

«Запели тёсаные дроги»,

«Спит ковыль. Равнина дорогая».


Слово учителя:

- Родник есенинской поэзии – источник с живой водой, способный возвратить нас в молодость, то есть в состояние обострённого восприятия жизни, когда мы открываем для себя мир вечного Бытия. И даже стихи об уходящей молодости – это не плач по ней, а воспевание её, непрестанное восхищение её красотой, буйством красок и ощущений.

(Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении ученицы 11 класса).

Чтение и анализ стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…»


Слово учителя:

- Стихотворения С.А.Есенина высоко ценили многие поэты.

Н.Рубцов, который тоже до глубины души любил Россию, родину и которому очень близка была поэзия С.Есенина, посвятил в конце своей недолгой жизни ему стихи:

Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, была… Да не эта!..

Проходят годы и десятилетия, одни временные кумиры в поэзии сменяются другими, и на фоне этой вроде бы бурной жизни цветут, зеленеют уже неувядаемые ветви великого дерева русской поэзии. Для них нет осени, заката. И самая близкая нам по времени, а потому, может быть, самая родная - ветвь есенинская, шумящая, шелестящая, бушующая жизнью.


Учитель, обращаясь к портрету С.Есенина у берёзы, цитирует:

Вот он стоит сквозь возраст,

И стать его - пряма!

Под русскою берёзой,

Как молодость сама.


Стоит, как крест над храмом,

Как музыка земли…

И на душе – ни шрама,

Ни пятен… от петли.

Г. Горбовский


4. Итоги урока. Рефлексия.

Возвратимся к эпиграфу урока.

Что рассказали вам стихи о жизни С.Есенина? Закончите фразы.

- Мне близки стихи поэта…

- Стихи С.Есенина открыли мне…

- Я впервые ощутил…

- С.А.Есенин по праву называл себя «последним поэтом деревни» так как…

5.Оценивание. Выставление оценок, комментирование .

6.Домашнее задание: стр.113-120; дополнительно: высказывания поэтов, писателей о творчестве С.Есенина.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.