Внеклассное мероприятие «Литература и музыка рядом»

14
10
Материал опубликован 18 November 2023 в группе


ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА РЯДОМ

t1700306602aa.jpg

Пояснительная записка к ресурсу

1

Автор

Калягина Ирина Владимировна

2

Должность

преподаватель

3

Преподаваемые дисциплины

ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности

4

Приобретаемая квалификация

Преподаватель литературы в среднем профессиональном образовании https://universitet.spb.ru/

5

Категория

высшая педагогическая

6

Образовательное учреждение

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/

7

Конкурс

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшее внеклассное мероприятие «Литературное путешествие».

8

Название ресурса

Литература и музыка рядом.

9

Вид ресурса

Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия.

10

Тип ресурса

Литературно-музыкальная гостиная.

11

Курс, специальность СПО

1 курс, подходит для всех специальностей

12

Цели внеклассного мероприятия

1. Провести внеклассное мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной.

2. Создать условия для активной познавательной деятельности студентов, при которых они смогут использовать свои знания.

3. Развивать интерес к отечественной поэзии.

13

Развиваемые УУД

(расшифровка в приложении 1)

Личностные: 1.1, 1.2

Регулятивные: 2.1 – 2.7

Познавательные: 3.1.1 - 3.3.3, 3.1.5, 3.1.6, 3.3.1, 3.3.3 – 3.3.4

Коммуникативные: 4.1, 4.5

14

Полипредметность

поэзия

музыка

литературоведение

15

Описание ресурса

Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия содержит пояснительную записку, план-программу, сценарий, презентацию, ссылки на видеоматериалы.

16

Методические рекомендации

1. Внеклассное мероприятие можно также проводить в 10-11 классах средней школы.


2. Занятие может быть приурочено к двум датам: Всемирный день поэзии - 21 марта, Международный день музыки 1 октября.




17.




Особенности применения

1. Внеклассное мероприятие проводится только в очном, не дистанционном формате.


2. Внеклассное мероприятие требует технического оснащения.


3. Мероприятие требует подготовки девяти студентов – чтецов; преподаватель поручает им выучить девять стихотворений наизусть для последующей декламации на мероприятии. Могут быть привлечены также сокураторы учебных групп – студенты-наставники старших курсов.

18.

Деятельность преподавателя

Создание учебно-методической разработки внеклассного мероприятия, презентации, подбор видеоматериалов на видеохостинге YouTube.

19.

Форма учебной деятельности студентов

Фронтальная, индивидуальная.

20

Методическое оснащение

Учебно-методическая разработка занятия, презентация, видеоматериал, карточки с текстом романса «Соловей».

21

Техническое оснащение

Проектор, компьютер, экран.

22

Длительность занятия

90 минут - 2 академических часа: одна пара, стандартный временной формат для образовательных учреждений системы СПО.

23

Дополнительно

Присутствие постоянной вовлеченности достигается при помощи:

1) достаточного количества наглядного материала;

2) музыки, которая воздействует на эмоциональную сферу;

3) активных методов обучения;

4) выступлений самих студентов - чтецов

Информационное оснащение и приложения

1

Иллюстрация, портреты

https://yandex.ru/images/

2

https://propostuplenie.ru/article/podborka-pesen-napisannyh-na-stihi-russkih-pojetov/

3

https://www.culture.ru/

4

https://pishi-stihi.ru/uleteli-listya-rubcov.html

5

https://dzen.ru/a/YZAj_0C9eXFPSzR7

6

https://ru.wikipedia.org/wiki/Соловей_(романс)

Видео

1

Улетели листья. Виктор Салтыков. Группа «Форум» (Николай Рубцов)

https://www.youtube.com/watch?v=DycUB-ZMqek&list=PL5bO2GmpGiN9hic1UpQNPmoHGqrVloeQ6&index=13

2

Я тебя отвоюю. Ирина Аллегрова (Марина Цветаева)

https://www.youtube.com/watch?v=-d9uNoQNUQw

3

Заметался пожар голубой. Ксения Колесник (Сергей Есенин)

https://www.youtube.com/watch?v=GqW3fVH8DmQ

4

Зимняя ночь. Николай Носков (Борис Пастернак)

https://www.youtube.com/watch?v=00XpyutbBbE

5

Выхожу один я на дорогу. Russian Soul Strings. Jazz (Михаил Лермонтов)

https://www.youtube.com/watch?v=zNr02cvBnUY

6

Возьми на радость из моих ладоней. IOWA (Осип Мандельштам)

https://www.youtube.com/watch?v=LEwb3VWdRA8

7

Лиличка! Группа «Сплин» (Владимир Маяковский)

https://www.youtube.com/watch?v=ey_1gC8Tww8

8

Очарована, околдована! Группа «Санкт-Петербург» (Николай Заболоцкий).


https://www.youtube.com/watch?v=5bKKfRdRgTU

9

Соловей мой, соловей! Кинофильм «Курьер» (Антон Дельвиг)

https://www.youtube.com/watch?v=h-tX5P35kTY

10

Соловей мой, соловей! Иван Ребров (Антон Дельвиг)

https://www.youtube.com/watch?v=dV64_zyyGH0

Приложения

1

Перечень универсально-учебный действий (УУД)


Нумерованный перечень универсально-учебных действийDOC / 38.5 Кб

2

Презентация к мероприятию


Литература и музыка рядом. ПрезентацияPPTX / 1.79 Мб


План-программа внеклассного мероприятия

п/п

Этапы занятия

Продолжительность

(мин)

1.

Организационный. Взаимное приветствие педагога и студентов. Оперативная проверка отсутствующих и выяснение причин отсутствия


5

2.

Разминочный. Показ портретов поэтов и их определение - девять авторов.

15

3.

Практический. Декламация стихотворений, знакомсто с интересной информацией, связанной с тем или иным произведением, прослушивание фрагментов музыкальных произведений на основе прочитанных стихотворений.

50

4.

Контрольный. Контрольные вопросы с целью проверки усвоенного фактического материала

10

5.

Рефлексивный. Заключительное слово педагога, выражение мнения, эмоций, впечатлений студентами по поводу внеклассного мероприятия заданного формата, исполнение фрагмента романса.


10


Сценарий хода внеклассного мероприятия

Этап I. Организационный.

Преподаватель и студенты встречаются в учебной аудитории. Техническое оснащение подготовлено. На экране – символы литературы и музыки: скрипичный ключ с нотами и перо.

t1700306602ab.png

Преподаватель: Уважаемые студенты! Доброе утро! Начинаем наше внеклассное мероприятие. Сколько вас сегодня? Кто отсутствует? Староста, пожалуйста, сообщите причины отсутствия студентов (ответы студентов, старосты группы). Спасибо за информацию.

Этап II. Разминочный.

Преподаватель: Сегодня у нас необычное внеклассное мероприятие. Литературное путешествие.

Для начала я хочу показать вам портреты отечественных поэтов и поэтесс. Давайте проверим, сможете ли вы узнать автора по портрету. Начинаем нашу разминку (Один за другим преподаватель показывает слайды презентации с портретами поэтов, студенты определяют; после верного определения преподаватель даёт краткую информацию о поэте):

Слайд 1

t1700306602ac.png

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)— поэт, писатель, драматург. Один из самых известных русских поэтов, и признание к нему пришло еще при жизни. Его творчество, в котором сочетались острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на поэтов и писателей XIX–XX веков.


Слайд 2 t1700306602ad.png

Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941) — русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица.  Первая посмертная книга стихов Марины Цветаевой «Избранное» увидела свет в СССР в 1961 году, через 20 лет после гибели автора и почти через 40 лет после предыдущего издания на родине. К моменту выхода «Избранного» немногие читатели помнили молодую Цветаеву и почти никто не представлял, в какого масштаба фигуру она превратилась, пройдя свой трагический путь.


Слайд 3

t1700306602ae.png

Антон Антонович Дельвиг (1798–1831) — русский поэт и издатель. Один из лучших друзей Пушкина, чьё имя неоднократно встречается в произведениях великого поэта. Организатор популярного литературного салона в Петербурге, основавший «Литературную газету» и издававший альманах «Северные цветы». Антон Дельвиг, биография которого тесно связана с выдающимися людьми начала XIX века, внёс весомый вклад в развитие культуры России.


Слайд 4

t1700306602af.png

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925). Одна из крупнейших личностей Серебряного века, представитель новокрестянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества – имажинизма.


Слайд 5

t1700306602ag.png

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 – 1958)— русский, советский поэт, переводчик. Член Союза писателей СССР. Был репрессирован в 1938 году, реабилитирован посмертно в 1963 году


Слайд 6

t1700306602ah.png

Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960) — русский советский поэт, писатель, переводчик. Один из крупнейших русских поэтов XX века.


Слайд 7

t1700306602ai.png

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 – 1938) – русский поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед. Один из крупнейших русских поэтов XX века


Слайд 8

t1700306602aj.png

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930) поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссер, киноактер, художник. Лауреат премии Ленинского комсомола (1968 — посмертно). Один из наиболее значимых русских поэтов ХХ века, классик советской литературы. 


Слайд 9

t1700306602ak.png

Николай Михайлович Рубцов (1936 – 1971) — русский лирический поэт.


Этап III. Практический.

Для практического этапа проводилась предварительная подготовка – девять студентов выучили стихотворения отечественных авторов для декламации.

1. Звучит первое стихотворение. Чтец 1:

Улетели листья

Улетели листья с тополей —
Повторилась в мире неизбежность…
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность!
Пусть деревья голые стоят,
Не кляни ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели?

Преподаватель: Ребята, попробуйте, пожалуйста, определить, стихотворение какого автора из представленных ранее прозучало? По портретам вы узнали Михаила Лермонтова, Марину Цветаеву, Антона Дельвига, Осипа Мандельштама, Николая Рубцова, Николая Заболоцкого, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского, Сергея Есенина (Студенты выдвигают версии, всего девять авторов). Это, действительно, стихотворение Николая Рубцова. В стихотворении «Улетели листья» нет причудливых средств художественной выразительности. Оно написано простым понятным языком, что не мешает ему оказывать сильное воздействие на читательские сердца. В нем в первую очередь подкупают искренность и проникновенность. Значительную часть лирики Рубцова отличает песенность, недаром к его поэзии нередко обращались композиторы. Положена на музыку и миниатюра «Улетели листья». В 1984 году одноименная песня вошла в дебютный альбом группы «Форум» под названием «Белая ночь». Слышали ли вы когда-нибудь эту песню? Давайте сделаем музыкальную паузу и послушаем (Студенты и преподаватль слушают фрагмент песни).




2. После музыкальной паузы звучит второе стихотворение и студенты определяют его автора. Чтец 2:

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей,
У всех золотых знамён, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи́ я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты —
О проклятие! — у тебя остаешься — ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, —
Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

Студенты определяют авторта – Марину Цветаеву.

Преподаватель: В стихотворении «Я тебя отвоюю» Марина Цветаева выразила всё то, на что способна влюблённая женщина. Её героиня готова отвоевать возлюбленного — у времени, земной жизни, другой женщины. Она уверена в своем праве на этого мужчину и даже не спрашивает, хочет ли он быть с ней. За проявление столь неистового чувства поэтессу много раз критиковали. Музыку на стихи Марины Цветаевой написал Игорь Крутой. Первой песню исполнила Ирина Аллегрова (Студенты и преподаватель прослушивают фрагмент песни).



3. Чтец 3 выступает со стихотворением:

Заметался пожар голубой…

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Студенты снова определяют автора – Сергея Есенина.

Преподаватель: Стихотворение «Заметался пожар голубой» входит в цикл «Любовь хулигана». В 1923 Есенин вернулся из путешествия по США, в котором был вместе со своей супругой танцовщицей Айседорой Дункан. Чужая страна и жена наскучили поэту, а потому он с таким энтузиазмом окунулся в новые чувства. Его музой стала актриса Августина Миклашевская, но она так и не ответила Есенину взаимностью. Давайте послушаем музыкальное произведение в исполнении Ксении Колесник.




4. Чтец 4 выступает с декламацией стихотворения:

Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

После прочтения определяется автор – Борис Пастернак.

Преподаватель: Стихотворение «Зимняя ночь» входит в текст романа «Доктор Живаго», после которого Борису Пастернаку присудили Нобелевскую премию. С этого стихотворения литературный герой раскрывает свое поэтическое призвание. Композицию «Зимняя ночь» исполняли множество певцов — от Аллы Пугачевой до Александра Градского. Давайте послушаем фрагмент песни в исполнении Николая Носкова. 




5. Выступает чтец 5 и декламирует стихотворение:

Выхожу один я на дорогу…

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Студенты определяют автора – Михаила Лермонтова.

Преподаватель: Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» Михаил Лермонтов написал незадолго до своей гибели на дуэли. Он описал разлившуюся в нем тоску, пейзажи Кавказа, где тогда служил, и желание чувствовать себя любимым. Великий критик того времени Виссарион Белинский считал это стихотворение лучшим произведением Лермонтова. К сожалению, стих не был опубликован при жизни автора, он увидел свет лишь через два года после смерти Лермонтова. 

Авторы песен и композиторы считают стихотворение невероятно музыкальным. Наверное, поэтому можно насчитать больше десятка вариантов его переложения на музыку. Давайте получим удовольствие от исполнения русских джазовых музыкантов.




6. Выступает чтец 6 с декламацией стихотворения:

Возьми на радость из моих ладоней…

Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.

Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.

Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья.

Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,
Их родина — дремучий лес Тайгета,
Их пища — время, медуница, мята.

Возьми ж на радость дикий мой подарок —
Невзрачное сухое ожерелье
Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.

Студенты определяют автора – Осипа Мандельштама.

Преподаватель: Любовь в стихотворении «Возьми на радость из моих ладоней…» Осипа Мандельштама пропитана неким мистицизмом — колоритным, необычным, будто реальным. Автор написал его в годы гражданской войны — он скитался по стране, отказавшись бежать в Турцию вместе с белогвардейцами, в Грузии попал в тюрьму, был освобожден. Во всех этих перипетиях он нашел место любви, посвятив стихотворение актрисе и художнице Ольге Гильдебрандт-Арбениной. 

Давайте послушаем музыкальное прочтение стихотворения в исполнении белорусско-российской группы IOWA.




7. Выступает чтец 7 с декламацией:

Лиличка!

Вместо письма
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссеча́сь.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и су́етных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Студенты определяют автора.

Преподаватель: Отчаянное признание в любви — страстной, болезненной, неистовой — вылилось в стихотворение «Лиличка». Владимир Маяковский посвятил его Лиле Брик — свое лирической музе и любви всей жизниВариантов исполнения «Лилички» — множество. Послушаем композицию «Маяк» в исполнении группы «Сплин». В видео вы увидите самого Владимира Маяковского.




8. Выступает чтец 8 с декламацией:

Признание

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?

Студенты определяют автора.

Преподаватель: У Николая Заболоцкого были очень непростые жизненные обстоятельства, в том числе, связанные и с личной жизнью. Наверное, именно после таких тяжелых душевных переживаний рождаются такие шедевры лирики. Послушаем с вами фрагмент романса на стихотворение Николая Заболоцкого группы «Санкт-Петербург». Слушая известный романс женщин, девушек трогают за душу именно слова - так красиво о женщине может сказать только любящий мужчина.




Преподаватель обращается к чтецу 8: Вы заметили несоответствие слов в стихотворении и в романсе? (обсуждение первой строчки произведения – «зацелована, околдована» и «очарована, околдована»).

9. Чтец 9 с декламацией:

Русская песня (Соловей мой, соловей…)

Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.
У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.

Студенты определяют оставшегося поэта по строкам – Антона Дельвига.

Преподаватель: На стихи поэта написан романс, композитором которого является Александр Алябьев. Сюжет романса прост — он о горестной женской доле; текст составлен как обращение к птице соловью. Он сочинен в стиле русских народных песен — и стихотворно, и музыкально. Сам образ соловья указывает на это. В русской народной лирике соловей — вольная пташка, друг, верный крылатый посол, символ ласки и нежности. Этот романс стал настолько популярным, что многими воспринимается как народная песня.

Для разрядки некоторой торжественной обстановки и добавления юмора преподаватель демонстрирует видео с романсом «Соловей» - фрагмент из художественного фильма «Курьер» 1986 года, в котором музыкальное произведение исполняет главный персонаж – Иван Мирошников, с не очень выраженными вокальными данными, ему помогает профессиональная певица.





Этап IV. Контрольный

Преподаватель: Завершилось наше сегодняшнее путешествие. Ребята, творчество каких поэтов мы сегодня вспомнили? (Студенты вспоминают девять поэтов: Михаила Лермонтова, Марину Цветаеву, Антона Дельвига, Николая Рубцова, Николая Заболоцкого, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака). Почему на заставке у нас были скрипичный ключ, ноты и перо?


t1700306602al.png


(Студенты отвечают, что путешествие не просто литературное, но и музыкальное). Какие выводы мы можем сделать из всего нашего литературно-музыкального путешествия? (Многие поэтические произведения были положены на музыкальную основу – родились удивительные, прекрасные песни, романсы).


Этап V. Рефлексивный.

Преподаватель: Дорогие студенты, спасибо за ваше участие в нашем литературно-музыкальном путешествии. Благодарим от души наших чтецов! Вам понравился такая форма внеклассного мероприятия? Давайте поделимся впечатлениями. Хотели бы еще подобного рода внеклассные мероприятия? Есть ли у вас еще предложения? Узнали что-то новое для себя о творчестве поэтов? (ответы студентов). Давайте сейчас по завершению нашего путешествия все вместе дружно споем романс, который настолько популярен, что многие считают его народной песней. Запомнили, что это за романс? (Соловей. У студентов карточки с текстом романса, звучит энергичная версия музыкального произведения в исполнении Ивана Реброва, студенты и преподаватель поют два припева и первый куплет).





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательное внеклассное мероприятие! Спасибо, Ирина Владимировна!

18 November 2023

Елена Владимировна, спасибо большое! :)

18 November 2023

Ирина Владимировна, удивили по-хорошему и порадовали, как всегда! Глубокая, интересная работа. И, как мне кажется, понятная нынешнему поколению, способная его заинтересовать

18 November 2023

Ирина Геннадьевна, большое-пребольшое спасибо! :)

18 November 2023

Замечательная работа, спасибо, Ирина Владимировна

19 November 2023

Спасибо, Ирина Владимировна! :)

4 December 2023

Поздравляю с победой в конкурсе!

4 December 2023

Большое спасибо! :)

4 December 2023

С заслуженной победой,Ирина Владимировна!

4 December 2023

Ирина Владимировна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!!!

6 December 2023

Похожие публикации