12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Королева212



ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»











Реферат

«Литература Петровской эпохи»















Преподаватель общеобразовательных дисциплин
М.Н.Королёва



Шацк
2020



Содержание
Введение………………………………………………………………………...2
1.Краткая характеристика литературы Петровской эпохи……….…………………………………………………………………….3

3. Анализ литературного творчества Феофана Прокоповича………………..7

Заключение……………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………………….14



Введение

В петровскую эпоху молодая Россия стала интенсивно развиваться. Новое время требовала перемены. Стремительно преобразовывается и литература. Меняется жанровый и тематический облик. Именно в эту эпоху стали преобладать государственные и социальные, а также стала развиваться публицистика. Практически все жанры литературы были проникнуты публицистичностью. Литература приобретает учительный характер. Эта традиция молодой литературы приобретает новое качество: в роли гражданина выступает писатель и начинает дерзко учить царствовать монархов. Художественный облик и своеобразие определяется именно публицистичностью, которая стала главной особенностью литературы петровской эпохи.

Литература создаётся усилиями индивидуальных авторов. В этом как раз принципиальное отличие от литературы предыдущей. И писатели нового типа появляются, и их литературная деятельность обуславливается его личностью.

На историческую арену появляется русский классицизм, который стал важным этапом развития отечественной литературы как литературы общеевропейской. Литература становится многожанровой. В начале петровской эпохи интенсивно развивается лирическая и сатирическая поэзия, чуть позже и проза. В литературе утверждается жанр трагедии, который способствовал успешной деятельности русского театра.
Сумароков стал руководить созданным им в 1756году театром.
Классицизм начинает создавать литературу национальную, способствует выработке идеалов гражданственности, формирует представление о героическом характере. Опыт античной и европейской литературы включён в национальную литературу, показаны способности поэзии к аналитическому раскрытию душевного мира человека.

Создавая новую литературу, русские писатели опирались на предшествующую традицию. Но для решения задач, выдвинутых временем, нужно было покончить с отсталостью, овладеть культурными и художественными ценностями, накопленным всем человечностью. Без учёта многовекового литературного опыта народов мира нельзя было строить здание большой и богатой национальной литературы. Прокопович, Радищев, Кантемир, Тредиаковский, а затем Ломоносов и Сумароков сознательно ставили своей задачей поднять русскую литературу на уровень лучших достижений мировой литературы. В ту пору во многих европейских государствах, и особенно во Франции и Германии, господствующим литературным направлением был классицизм. И русские писатели опирались именно на опыт французской и немецкой литературы, закладывая основы эстетики русского классицизма.

Активную роль в литературном и общественном движении стали играть просветители и писатели-демократы. Классицизм всё меньше удовлетворял требования действительности. Так началась борьба с классицизмом, который являлся ведущим на протяжении нескольких десятилетий. Просветители и новые писатели определяли иное представление о задачах литературы и месте писателя в общественной жизни, вырабатывали новый идеал человека, раскрывали его связи с обстоятельствами жизни. Это приводило к обновлению содержания и форм поэзии, драматургии и прозы.

Так стали складываться два новых литературных направления – сентиментализм и реализм. Общий смысл начавшейся литературной революции определялся сближением литературы с действительностью. Именно в это время были созданы первые реалистические произведения.

Актуальность темы объясняется тем, что политические, общественно значимые темы произведений литературы Петровской эпохи востребованы в наше время и требуют тщательного изучения, которое поможет нашим современникам понять причину некоторых проблем, связанные с политической и общественной деятельностью нашего государства.

Цель работы: дать общую характеристику литературы Петровской эпохи; установить связь между историческим прошлым отечества и настоящим; изучить и проанализировать проблематику творчества Феофана Прокоповича на примере его произведений.


Для достижения поставленной цели были определены следующие 
задачи:

- кратко проанализировать состояние отечественной литературы конца 17- первой четверти 18 века;

- показать, что сделано для конкретных литературных преобразований;

- проследить влияние литературных петровских реформ на последующее развитие разных жанров литературы в России;

- проанализировать произведения Феофана Прокоповича;

- показать, в  чём особенность литературы Петровской эпохи.

Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка литературы.

Перед началом работы я изучила историю русской литературы 18 века, пути её становления, основные направления, а также прочитала несколько произведений Феофана Прокоповича и дала их краткий анализ.


1. Краткая характеристика литературы Петровской эпохи.

Эпоха первой трети 18 века в истории русской литературы и культуры – единственная,  сохранившая за собой старую традицию наименования – Петровская эпоха. Наиболее и типическим явлением литературной жизни этой эпохи были рукописные повести о похождения героя нового времени – молодого человека, получившего образование за границей. Повести не были самостоятельными: они строились по типу переводных произведений.

       Хронологические рамки данного периода – 1700-1730 гг., хотя единой точки зрения по этому вопросу не существует. Некоторые ученые, например, предлагают отсчет ее вести с момента рождения Петра и заканчивать его смертью.

В истории отечественной литературы нет единой точки зрения относительно литературы петровской эпохи. Многие критики считают, что литература этого периода скудна, что в художественном направлении нет литературы и вообще литература петровской эпохи – самая нелитературная эпоха.

       Но мы можем не согласиться с этими суждениями, если вспомнить, что в петровскую эпоху, например, Стефан Яворский написал и произнёс боле 320 проповедей, Дмитрий Ростовский – более 100, Феофан Прокопович- более 70, черниговский митрополит Иоанн Максимович написал более 40000 стихотворных строк. Этим он удивил всех своих современников.
Также известны несколько десяток произведений оригинальной и переводной драмы.

      



Не оставляли без внимания и литературную эстетику. Пётр Первый был незаурядным стилистом и как никто из монархов придавал большое значение слову.
Но, к великому сожалению, каких-то знаковых для отечественной литературы произведений в этот период действительно не было создано.

  Особое место в России занимают переводы и издание учебной и другой литературы. Пётр Великий видел репертуар переводной литературы в жесткой государственной необходимости. Литература отличалась многообразием вкусов и не характерной для того времени толерантностью. Наверное, поэтому этот период можно считать поиском культурных ориентиров.

К тому же Пётр и его единомышленники были почти что равнодушными к собственно художественным произведениям. Особое место в жизни государя занимала именно переводная литература. При нём были переведены более 600 книг.

Это и сочинения по истории, теории и практике государственного строительства, и наставления и руководства для правителя с обоснованием идеи просвещенного абсолютизма. Ещё ряд наставлений для частного человека, издания новой, «правильной» европейской истории, а также беллетристика.

Петровская эпоха связана  и издание первой газеты «Ведомости» (1703 год стал годом рождения русской журналистики). Появился новый жанр в литературе - публицистика.

       За первый год вышло всего 39 номеров; в дальнейшем она также выходила нерегулярно. С 1712 года печаталась то в Москве, то в Петербурге. Совсем небольшая по объему, статей в нашем понимании в ней было, только информация о замечательных фактах в России и за границей.

       Нередко газету редактировал сам Петр, он же указывал материал, который надо было перевести из иностранных газет. Цель издания газеты – расширение общекультурного кругозора читателей, а также пропаганда действий Петра в области гражданской и военной политики.

            В целом, благодаря реформам Петра, в литературной жизни России появилось много нового:

1)      произошло изменение мотивации литературного творчества

2)      постепенно сформировалось представление о литературной собственности;

3)      повышалась общественная репутация литературного труда;

4)      укреплялись и новые отношения в литературной культуре.

Литература Петровской эпохи предопределила дальнейшее развитие отечественной литературы, стала своеобразным мостом к Пушкину.


2. Анализ литературного творчества Феофана Прокоповича

Достойным сподвижником Петра Первого и талантливым литературным деятелем эпохи стал учёный архиепископ, поэт и публицист Феофан Прокопович, который создал «учёную дружину», объединив передовых людей, защитников Петра Великого. Он родился 19 июня 1681 года в Киеве в купеческой семье. Знания и литературный опыт получил вначале в киевской академии, по окончанию которой уезжает в Польшу, затем в Рим, где свои познания усовершенствовал, занимаясь не только богословскими, но гуманитарными и точными науками. В 1704 году ученый – гуманист Феофан Прокопович вернулся на родину, признал православие и резко отрицательно относился к мракобесию церковников. Он был сторонником светского образования, знатоком античной и западноевропейской истории и литературы. Свободно мыслящий человек, просветитель, Феофан горячо поддерживает начинания молодого царя Петра. Этого он не скрывает в своём приветственном слове в 1706 году, когда Пётр приезжал в Киев.

Феофан Прокопович очень выделялся из среды русского духовенства. В 1709 году он выступает с Похвальным словом, посвященным Полтавской битве. В 1716 году Пётр Первый вызывает Феофана Прокоповича в Петербург, и с этого года он станет правой рукой царя, особенно в делах церковных. Феофан стремился подчинить богословскую догму и церковную практику светским интересам.

Именно идея абсолютной монархии, которая вытекала из опыта мировой истории, легла в основу многих проповедей Феофана Прокоповича и стала их главной идеей.

Гибельность многовластия и благо последствий единодержавной власти Прокопович показал на примере Римской империи.В его проповедях нет лишней риторики, они ритмически построены, слог в них ясен.

Если дать общую характеристику творчества Ф. Прокоповича, то именно он впервые в отечественной литературе запечатлел человека эпохи. Став сподвижником Петра, он не только сумел увидеть, но и принял реформы. В своих произведениях изображает на примере конкретных государственных деятелях человека нового времени, человека ясного разума, сильной соли и активного действия.

В 1720 году в печати появилось«Похвальное слово о флоте Российском» Феофана Прокоповича. В этом слове автор живыми словами, простым языком обращается к своим современникам и выступает как публицист и политический агитатор.

В 1717 году Феофан Прокопович создал другое, не менее известное произведение - «Слова о пользе путешествий». В нём автор резко смеётся над теми, кто препятствует отправке молодых людей заграницу. Он доказывает необходимость заграничных путешествий с образовательной целью. Церковнослужителей в своих произведениях сравнивает с саранчой. Прокопович понимает необходимость и пользу просвещения для государства и доказывает это в своём произведении. Но это не нравилось многим его соратникам, поэтому его обвиняли в неверии, и ему часто приходилось выдерживать жестокую борьбу с церковниками. Для себя обязательной считал только веру в Библию и часто отвергал слепую веру в писания «отцов церкви».

В 1725 году Феофан Прокопович пишет своё знаменитое «Слово на погребение Петра Великого», которое пронизано глубокой скорбью по Петру Первому. Смерть государя привела к оживлению лагеря реакционеров, противников петровских преобразований. Этим произведением автор подвёл итог блестящей деятельности государя и вера в то, что петровские реформы будут продолжены.

Пронизанное глубокой скорбью по Петру Первому эта проповедь подводит итог блестящей деятельности Петра и верой в то, что его реформы будут продолжены. В его образе автор воплотил черты «идеального монарха», при котором государство может процветать.

По достоинству можно назвать Феофана Прокоповича великим поэтом, писателем своего времени. В этом «Слове» столько боли, скорби и тоски и переживания!
Феофан – настоящий патриот, который отдал все свои силы на процветании любимой России.

В 1705 году написал художественное произведение, трагикомедию «Владимир, всех славянороссийских стран князь и повелитель». Здесь автор осмеивал жрецов как поборников, показал победу христианства над язычеством.

В этом произведение автор говорит о принятии князем Владимиром христианства и борьбе со жрецами, защитниками язычества. Пьеса стала пропагандой петровских преобразований. Автор считал его реформы равными такому событию, как Крещение Руси. Владимир показан как историческое соответствие Петру Первому. А образами грубых и корыстных жрецов Курояда, Пияра, Жеривола – врагов христианства, он сатирически разоблачал современное ему невежественное духовенство.

В пьесе 5 актов, прологи и эпилог. В прологе тень князя Ярополка сообщает жрецам о решении князя Владимира принять христианство. В эпилоге хор ангелов с апостолом Андреем предсказывает процветание Киева в позднюю, современную Феофану Прокоповичу, пору.

Начало борьбы Владимира со жрецами из-за решения Владимира упразднить язычество-это и есть завязка трагикомедии. Интересен для нас, современников, третий акт, где показаны сомнения князя, его психологическое тревожное состояние, душевная борьба. Но все сомнения отброшены, и по приказу князя Владимира идолы разрушены, а жрецы изгнаны, христианство торжествует. Современники понимали, как и мы сегодня, что это значило не только торжество христианства, но и просвещения. В пьесе Прокоповича много бытовых деталей, комедия переплетается с трагедией. Старые боги низвергнуты, народ ликует. Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов.

В этой трагикомедии Прокопович выступает как новатор. Он образом князя Владимира решает по-новому моральный конфликт. Его князь находит ту силу, которая определяет его судьбу – это обязанность. Да, проблема обязанности, проблема выбора и сегодня стоит перед человечеством. Какую сторону жизни выбрать – светлую или чёрную? - такой вопрос вечный и каждый его решает для себя по - своему. Вот и Владимир победил в себе все сомнения – он взял на себя обязанность служить своему народу. Сам князь, его сыновья Борис и Глеб, военачальники Мечислав и Храбрый становятся на сторону Владимира, станут ревностными защитниками новой веры – христианства.

Феофан Прокопович жил в 18 веке, но и не только в своё время, даже и сегодня он поражает смелостью взглядов. Так, он считал, что учить надо грамоте всех детей. Это было очень смелое утверждение во времена крепостного права. Феофан сам создал школу для бедных детей и сирот, в ней обучалось 160 детей. Он всегда следил, чтобы в школе трудились самые лучшие учителя. А его представление о счастье, о добре и зле? Согласно его взглядам, конечной целью человеческих поступков является достижение счастья. Прокопович отрицает, что оно состоит в богатстве, славе и наслаждении, хотя и это не препятствует счастью. Так как человек состоит из души и тела, чтобы быть счастливым, надо быть и умом превосходным, и телесным здравием оделенным, и волею непорочным. Но Прокопович не связывает счастье только с телесными и материальными благами. Но всё-таки, чтобы быть счастливым, человек должен и есть, и одеваться, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, жить в пригодном для ведения хозяйства месте. Эти мысли Прокоповича и сегодня актуальны. Достижение счастья, по его мнению, предполагает и удовлетворение духовных потребностей. Счастье так же многообразно, как многообразны способности и потребности людей. Не зная своих телесных и духовных запросов, человек может стремиться к тому, что в действительности принесёт ему страдания. Поэтому Прокопович считает, что главнейшая причина зла заключается в том, что человек самого себя не знает.

Феофан Прокопович поражает разносторонностью интересов. Он был учёным и оставил труды в области философии, истории, права, теории поэзии, педагогики. Он является автором свыше 20 стихотворений на русском языке, а также на латинском и польском языках.



Эту теорию о самосовершенствовании и самопознании предприняли у Прокоповича и развили в своём творчестве Просветители, писатели более позднего периода: Кантемир, Ломоносов, Татищев. Его мысли развиты и донесены читателям Пушкиным, Карамзиным, Львом Толстым, Достоевским.

Изучение достояния Феофана Прокоповича,профессора Киевской Академии, сегодня особенно актуальным. В своём творчестве он отразил единства трех культур: украинской, русской и белорусской. Прокопович всегда ратовал и проповедовал единение этих трёх славянских народов. К сожалению, сегодняшняя действительность показывает, что наши современники об этом не помнят.

Феофан Прокопович испытывал гордость за трудное, но славное прошлое нашего Отечества, стремился утвердить его в исторической памяти нашего народа, проводя аналогии: князь Владимир – царь Пётр Первый. Пётр является естественным продолжателем деяний своего далёкого предшественника.

В пьесе автор использует живой разговорный язык. Сюжет был построен на основе эпизода из русской истории, смешал трагедию с комедией,- в этом и заключается новаторство Прокоповича.

Образ Петра Первого, преобразования в России, защита нового – большая и сложная тема в литературном наследии Ф. Прокоповича. Темы борьбы нового со старым, света с тьмой, тема пользы, тема брани и тишины, тема науки и, шире, образования – находят не только отзвук, но и решение в наследии Прокоповича.

Феофан Прокопович, горячий защитник новой культуры, стоял на рубеже двух эпох и до самой смерти оставался самым могущественным церковным сановником. Он создал много литературных трудов, представляющих настоящую художественную ценность в отечественной культуре. Все его труду – доказательство необходимости петровских реформ.

Заключение

Литература Петровской эпохи отрази жизнь народа в этот важный исторический период. Литература развивалась по трём направлениям:

1. повествовательная проза; 2. публицистика, 3. ораторская литература.

Первое направление представлено историями (аналитическими повестями, возникшими на стыке ДР и западноевропейской повествовательной традицией). В повестях формируется новый тип героя - молодого человека, который стремится освоить новую европейскую культуру, оставшись гражданином российского государства. Появился авантюрный сюжет. Особенности поэтики: светскость содержания,  вымышленный сюжет, судьба героя -результат его поступка, а не рока, значение любовной темы, отражаются просветительские идеи времени.

В публицистике развивалось новые жанры: любовная песня, кант, публицистическое начало панегириков. Были попытки организовать светский театр.

Ораторская проза направлена на формирование новой идеологической составляющей образа человека петровского времени. Ведущую роль сыграло творчество Феофана Прокоповича. Его проповеди- образец красноречия того времени. Он был ближайшим сподвижников Петра Первого и внёс в свой вклад в процесс разделения церкви и государства. Ведущий жанр – слово(торжественное красноречие). Все «слова» производились по случаю. Отличительная особенность – обилие риторических вопросов и восклицаний. К примеру, «Слово похвальное о флоте российском»1720, «Слово на погребение Петра Великого»1725.


Главной идеей развития литературы в Петровскую эпоху стал пафос государственного строительства и преобразований.

Таким образом, идеалом писателей представителей Петровской эпохи - это гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями " злонравия и тирании". Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу. Герои произведений - представители средних и низших классов. С восемнадцатого века начинается процесс демократизации литературы.
И снова российская действительность вторглась в мир литературы и показала, что только в единстве общего и личного, причем при подчинении личного общему, может состояться гражданин и человек.

Список литературы:

Большая Советская Энциклопедия, — М.: 2005г. Тома 18, 19, 20, 21.

3. Буранок О. М. Литература Петровской эпохи в критике Н. М. Карамзина // Карамзинский сборник: Творчество Н. М. Карамзина и историко-литературный процесс. - Ульяновск, 1996.

Буранок О. М. Литература Петровской эпохи в критике Н. М. Карамзина // Карамзинский сборник: Творчество Н. М. Карамзина и историко-литературный процесс. - Ульяновск, 1996.

Всемирная история — М.: 2007г., т. 5

Гребенюк В. П. Панегирические произведения первой четверти XVIII в. и их связь с петровскими преобразованиями // Русская старопечатная литература: XVI - первая четверть XVIII в.: Панегирическая литература петровского времени. - М., 1979.

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. - М., 1999г.

Макогоненко Г.П. Русская литература 18 века.-Ленинград,1970.

Павлова Л.С.. Книги XVIII века о жизни и деяниях Петра I // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Выпуск 13. Спб, Самара, 2007.

Николаев С. И. Литературная культура петровской эпохи. - СПб., 1996.

Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. Т. 1. - СПб., 186

Чистович И. «Феофан Прокопович и его время», М.- Л., 1961





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.