Урок «Россия в эпоху Петровских преобразований»

4
0
Материал опубликован 23 November 2016 в группе

Целевая аудитория: 

Обучающиеся

Преподаватель7 Арефьева Надежда Борисовна

Предмет:

История

Группа:

ПМ – 46-а

Дата проведения урока:

14 октября 2015 года

Урок по теме

«Россия в эпоху Петровских преобразований».

. Тип урока: 

 Комбинированный (традиционный) урок

Вид урока: смешанный

Используемые учебники и учебные пособия: 

История Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., 20013

Дидактический материал по истории, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., 2003.

Интернет-ресурсы

Используемое оборудование:

Проектор, интерактивная доска

Демонстрационный материал:

Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»

Презентации «Реформы  Петра I »

фильм «Романовы. Пётр I»

 

Цель урока:

Создать образ царя Петра I и вскрыть причины, определяющие его непохожесть на своих предшественников; определить ценность преобразований Петра I .

Задачи урока.

1..Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование активной позиции сотрудничества в команде;

- формирование внутренней положительной мотивации к предмету "История";

- воспитывать чувство любви и интереса к истории России.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения выделять и формулировать познавательные цели;

- формировать у об-ся умение подбирать и систематизировать необходимую информацию;

- развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;

- продолжить работу по формированию умений устанавливать партнерские отношения;

- умения планировать, контролировать и оценивать свои действия;

- развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность;

-планировать учебное сотрудничество при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

- развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знать о преобразованиях Петра I,связанных с его правлением;

- умение работать с текстом, выделять главную мысль и тему текста, составлять план прочитанного.

Оборудование.

Мультимедийная презентацией «Россия в эпоху Петровских преобразований», листы сопровождения и достижений уч-ся, на доске – учебные задачи урока, правила работы в группах, карточки с опорными текстами, словарь Ожегова, Даля, учебник. Интерактивная доска, проектор. Кабинет подключен к Интернету.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Психологический настрой на урок

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Уважаемые студенты, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие. Пусть этот урок откроет много нового и интересного.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует обучающихся на работу.

Приветствуют учителя.

Обучающиеся показывают свое настроение - с помощью жеста (палец вверх)

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

2.Актуализация знаний.

Повторение изученного ранее материала.

- А чтобы узнавать новое, нужно не забывать и хорошо знать всё, что было в истории нашей Родины.

1.Проверка домашнего задания .

Мини - тест «Колесо истории»

Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Отвечают на вопросы теста

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

Проверить знания по изученным темам.

2. Я называю вам имена с исторических деятелей: Олег, Ярослав, Дмитрий, Иван, Александр, Иван, Владимир, Иван

- Как называли в народе этих князей?

Вещий Олег

Ярослав Мудрый

Дмитрий Донской

Иван Калита

Александр Невский

Иван Великий

Владимир Красное Солнышко

Иван Грозный

- Прошли столетия, а эти имена помнит история? Почему?

Мы с вами пришли к выводу, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далекие времена награждали своих государей громкими именами.

На экране видим исторические личности

Выполняют взаимопроверку работ, оценивают.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

 

- Каждый князь внес свой вклад в развитие Российского государства.

3.Знакомство с темой урока. Постановка проблемного вопроса урока.

-Организовать постановку познавательной цели урока учащимися.

Согласовать цель и тему урока.

Каждый человек сыграл свою роль в истории государства. Сегодня мы поговорим еще об одном человеке, который сыграл большую роль в развитии Российского государства.

«Яркое пятно»

Время катится вперёд,

Новый век опять грядёт.

Царь совсем уже другой:

Худ, высок, на вид простой,

Он и гвоздь умеет вбить,

Строить корабли и пушки лить.

Кто же это?

Организовывает

коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Познавательные: формирование умения работать с информацией.

Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.

Уважаемые студенты, как вы думаете, о ком идёт речь? Вы знаете имя этого царя?

А кто из Вас знает, какое прозвище получил Пётр Первый от своих современников?

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Познавательные:

уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

 

-Ребята, а чтобы вы хотели узнать об этом человеке?

- Почему Пётр получил прозвище Великий?

Организует формулирование учащимися вопросов для изучения личности Петра Первого.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и

целей урока.

Вопросы учащихся.

( записи вопросов можно записать и на доске и в тетради).

Формулируют главный вопрос урока .

Коммуникативные: формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения.

Вступление в сочетательный диалог, умение четко выражать свою точку зрения, умение слушать и слышать других.

Регулятивные:

Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

 

Дорогие студенты, а что Вы уже знаете об этом необычной царе?

Таблица «Верные – неверные утверждения»

Обсуждение, хватило ли имеющихся у ребят знаний, чтобы однозначно оценить высказывания.

Вывод: необходима дополнительная информация. (Имеем энциклопедии, хрестоматии, дидактические материалы, Интернет)

Организует индивидуальную работу учащихся с таблицей.

Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся.

Устанавливают, верны ли данные в таблице утверждения.

Планируют свою дальнейшую познавательную деятельность с целью получения необходимых знаний.

Личностные:

возникает положительная мотивация к дальнейшей учебной деятельности

Познавательные:

выявляют эффективные способы решения учебной задачи

Регулятивные:

выполняют учебное задание в соответствии с целью; планируют свою дальнейшую познавательную деятельность

4. Первичное усвоение новых знаний

1.Актуализировать уже имеющиеся у обучающихся знания по теме урока.

2.Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Как бы необычно ни выглядел Пётр, он был законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Появление на свет Петра связано с таинственным предсказанием. Два монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что именно он один из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. Наутро радостно звонили колокола и люди говорили, что царский сын будет Великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой.

Малышу – царевичу ещё не успели дать имя, а уже вся Россия праздновала его появление на свет. Царевича не случайно нарекли Петром. В день крещения царевиче был праздник святых – Петра и Павла, поэтому малыша назвали в честь первого ученика Иисуса Христа- апостола Петра. Все понравилось это имя, ведь в переводе с греческого оно обозначает «камень».

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Слушают рассказ учителя и подготовленных учащихся, вступают в сочетальный диалог с учителем.

Регулятивные :

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

Познавательные :

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием;

Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)

Коммуникативные :

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации

 

Индивидуальная работа с текстом из учебника "История. Дидактические материалы" Артёмов, Лубченков

Организует индивидуальную работу учащихся с текстом.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Предметные:

получение новых знаний по теме урока

Познавательные:

систематизируют и анализируют информацию

Регулятивные:

выполняют учебное задание в соответствии с целью

Потешные полки Петра.

 

Подготовленный ученик рассказывает об увлечении Петра «потешными» сражениями.

Подготовленный ученик рассказывает об увлечении Петра кораблестроением.

Ботик Петра.

- Ребята, а вы хотите увидеть и ботик Петра?

Тогда вперёд - собираем ботик Петра

Напоминает обучающимся, как надо работать в группе

Вспоминают правила работы в группе.

Работа в группах.( собирают пазлы кораблика)

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли.

 

В 1689 году Пётр устраняет от власти сестру – соперницу и в 17-летнем возрасте занимает трон государства Российского.

Наверно всем интересно – а как же проходит день русского царя?

А может кто-нибудь это уже знает?

Организует индивидуальную работу учащихся с текстом и таблицей. Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся.

Работают с текстом-таблицей, размечают специальными знаками текст.( используется приём «Инсерт» )

В тексте по мере чтения ставятся значки:

- уже знал

+ - новое

- думал по- другому

?! – вопрос, эмоциональный отклик

Предметные:

получение новых знаний по теме урока

Регулятивные:

-выдвижение гипотез;

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-учет позиции других учеников.

 

-Вот какой царь занял престол! Как вы можете его охарактеризовать?

   

Познавательные:

-выстраивание логической цепи рассуждений;

-ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации

 

- Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить города, заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные шведами. Для этого нужны образованные люди. На личной печати Петр вырезал « Я в учении нуждаюсь и в учителях».

     
     

Пётр в Голландии.

В Голландском городке Заандаме, на верфи, где строились морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликнул его: « Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр Ι.

 

5. Первичное закрепление изученного материала.

 

1) Во сколько лет был провозглашён Пётр царём?

2) Как назывался полк, набранный для военной игры?

3) Кем трудился молодой Пётр Ι на верфях Голландии и Амстердама?

4) Сколько специальностей освоил Пётр Ι?

Организует опрос учащихся

Обучающиеся ведут сочетательный диалог с учителем.

Познавательные:

-выполнение универсальных логических действий (сравнение, анализ, синтез)

Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее.

6. Первичное усвоение новых знаний( продолжение)

 

Уважаемые студенты, посмотрите , после Великого Посольства Петра в России произошёл резкий поворот? Почему?

-Произошло что-то важное для истории России.

Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе!

- Как вы понимаете слово «преобразование»?

Ставит перед учащимися проблему, помогает найти пути решения этой проблемы.

Работают со словарём и узнают трактовку слова «преобразование».

Регулятивные :

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Познавательные :

Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Предметные:

Умение работать со словарями.

-Знаем ли мы, какие преобразования сделал Пётр Первый?

Выслушивает ответы учащихся, корректирует их ответы, заносит в таблицу правильные варианты ответов.

Вступают в сочетательный диалог с учителем.

 
 

-Конечно, дорогие обучающиеся, вы назвали совсем немного из того. Что сделал для России Пётр.

Работа в группах с текстом.

1 группа- расскажет о преобразованиях в обыденной жизни людей России;

2 группа - расскажет о создании российского флота и об изменениях в российской армии;

3 группа – просвещение и образование при Петре 1;

4 группа – расскажет о строительстве новых городов в России.

Организует и контролирует работу учащихся в группе.

Работают с текстом, анализируют содержание, делают соответствующие пометки в тексте.

Работают в группе, обмениваются информацией, дополняют ответы других.

Готовят ответы коллективной работы.

Предметные:

получение новых знаний по теме урока

Познавательные:

систематизируют и анализируют информацию;

строят монологическое высказывание с опорой на ключевые слова

Регулятивные:

выполняют учебное задание в соответствии с целью

Коммуникативные:

вступают в учебное взаимодействие с учителем и участниками группы

   

Учитель в течение этапа

работы групп выступает

наблюдателем, помощником, координатором действий .

Один, два человека из каждой группы, опираясь на ключевые слова, озвучивают свою версию. В случае затруднения выступающих, им помогают ребята из группы.

Участники из других групп могут задавать вопросы.

Личностные:

Формирование уважения к иному мнению

Познавательные:

развитие операций мышления, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: формирование умения осуществлять выбор,

формирование умения работать в парах.

Познавательные:

смысловое чтение, осознанное построение устного речевого высказывания.

7.Обобщение и систематизация материала в ходе активного взаимодействия учителя с учащимися.

1.Оценить, как изменились знания по теме

2.Осознать свои действия, выполняемые для достижения целей урока

3.Оценить собственную учебную деятельность

На этом этапе урока ребята отвечают на главный вопрос урока

-Можно ли Петра назвать Великим? Почему?

-Какие реформы Петра Ι вошли в историю?

Организует работу учащихся в парах, группе, помогает сделать выводы по таблице, сформулировать ответ на главный вопрос.

На это этапе учащиеся возвращаются к таблице «Верные – неверные утверждения» и оценивают достоверность высказываний, используя полученную на уроке информацию. Обсуждают свои решения в группах.

Обсуждение, что понравилось, вызвало затруднения, удивило.

Познавательные:

систематизируют и анализируют информацию

Регулятивные:

оценивают собственную учебную деятельность

8.Итог урока. Домашняя работа.

Дать качественную оценку работы на уроке.

- Давайте подведем итог нашей работы.

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.

Назовите главные слова нашего урока.

( синквейн)

Учитель подводит итоги работы на уроке, помогает учащимся сделать вывод .

Чтение синквейна.

Возможный вариант синквейна .

Пётр I

неутомимый, волевой

Трудился, постигал, добивался.

Быть русскому флоту!

Коммуникативные :

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;

Умение формулировать точку зрения;

Умение аргументировать свою точку зрения .

Познавательные:

умение обобщать информацию

9.Рефлексия.

Дать эмоциональную оценку работы на уроке.

- Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?

- Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали?

- Что для вас было самым интересным?

- Возьмите в конверте жетоны и покажите на шкале самооценки степень вашей активности и удовлетворенности работой на уроке.

- Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно.

Организует диалог с учащимися.

Помогает учащимся найти подходящие суждения и оценить свою работу так, чтобы стало понятно, вы достигли цели поставленной в начале урока или нет.

Высказывают свои суждения, доказывают точку зрения. Оценка эмоционального состояния на занятии.

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.

Личностные :

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли

Познавательные:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные :

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Мастер-класс урока показан на семинаре 4 января 2016 года.

Комментарии
Комментариев пока нет.