Литературная игра для учащихся 5–6 классов «Басни И.А. Крылова»
Цель: пополнение знаний учащихся о творчестве великого русского баснописца И.А. Крылова.
Задачи:
-развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
-развивать творческую и познавательную активность учащихся;
-развивать индивидуальные способности учащихся через инсценировку басен;
-развивать сотворчество и сотрудничество в группах;
-способствовать развитию интереса к литературному чтению, к слову;
-воспитывать доброту, честность, справедливость.
Оборудование. Портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг "Басни Крылова", карточки, «черный ящик».
Выставка книг И.А.Крылова, корзина с предметами из басен.
Подготовительная работа: формирование команд, поисковая работа по подбору дополнительного материала о жизни И.
Презентация Литературная игра Басни КрыловаPPT / 6.2 Мб
/data/files/g1702137515.ppt (Презентация Литературная игра Басни Крылова)Крылова. Подготовить инсценировку басни, которую учили на уроке.
Список басен, которые необходимо прочитать к мероприятию: “Добрая Лисица”, “Лисица и виноград”, “Ворона и Лисица”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Мартышка и очки”, “Слон и Моська”, “Зеркало и Обезьяна”, “Стрекоза и Муравей”, “Чиж и Голубь”, “Квартет”, “Ларчик”, “Мартышка и очки”, “Кукушка и Петух”, “Лягушка и вол”, “Волк и Ягнёнок”, “Зеркало и обезьяна”, “Свинья под дубом”, “Волк и Журавль”, “Щука и Кот”, “Петух и жемчужное зерно”, «Белка»
Его басни – книга мудрости самого народа.
( Н.В. Гоголь)
Перед тем, как мы начнем игру, мне хотелось бы спросить, а кто же такой Крылов? Когда он жил, в каком веке? С каким творчеством вы уже знакомы? Расскажите несколько слов о писателе.
А вот еще такой вопрос – что в себе содержит почти каждая басня, какую часть иногда даже отделяют отдельными строфами, что это за часть? Расскажите о ней поподробнее, что она обозначает, для чего она нужна? (мораль, она нужна для того, чтобы люди задумались над своим поведением и поступками).
1. Конкурс «Узнай басню по цитате» В мешочке на карточках написаны фразы из басен Крылова, которые стали крылатыми. А произнесли их впервые герои басен.
Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.
Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ.
“И в сердце льстец всегда отыщет уголок” (“Ворона и Лисица”)
“Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”)
“А ларчик просто открывался”. (“Ларчик”)
“А Васька слушает, да ест”. (“Кот и Повар”)
“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!” (“Слон и Моська”)
“А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь” (“Квартет”)
“Вперёд своей беде не смейся, голубок” (“Чиж и Голубь”)
“Как белка в колесе”. (“Белка”)
2.Конкурс «Найди пару»
Ребятам предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей).
Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.
Например:
СЛОН | МОСЬКА |
СТРЕКОЗА | МУРАВЕЙ |
ЗЕРКАЛО | ОБЕЗЬЯНА |
ОСЁЛ | МУЖИК |
ВОРОНА | ЛИСИЦА |
КУКУШКА | ПЕТУХ |
2. Конкурс «Картинная галерея»
Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.
Первой отвечает команда, выигравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.
Оценивание – по 1 баллу за каждую иллюстрацию.
3. Конкурс «Умников и Умниц»
Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.
Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.
Для команды № 1и 2
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
Когда в товарищах ___________ нет,
На _________ их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только _________.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с ___________ воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.
4. Конкурс «Продолжи строки из басни» (по два вопроса для команд, за каждый правильный ответ по 3 балла)
1) Ты всё пела, это дело….. (Так пойди же попляши)
2) Когда в товарищах согласья нет…(на лад их дело не пойдёт)
3) Уж сколько раз твердили миру,….( что лесть гнусна, вредна,..)
4) Ай, Моська, знать она сильна….(что лает на слона)
5. Конкурс капитанов. Один капитан называет другому признаки героя басен, другой по этим признакам узнает и называет басню.
Ну, что же, все отлично знают басни, и мы переходим к следующему конкурсу
6.«Весёлые побасенки».
Первая побасенка:
… Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись…
В конкурсе « Однажды Лебедь, Рак да Щука…» участвуют 3-и человека: двое из команды 1 и один из команды 2. Вам нужно пристегнуть канаты на талии и по команде «начали» каждый участник должен дотянуться до карточки (карточки лежат на стуле надписью вниз), и прочитать, что там написано. Итак, команды готовы? Начали… Участник из команды «…» приносит своей команде 2-а очка. Теперь приглашаются два участника из команды 2 и один из команды 1, и вы выполняете задание так же, как предыдущие участники. В этом перетягивании каната 2-а очка получает команда «…». Молодцы!
Вторая побасенка:
Проказница – Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет…
Как вы знаете Квартет – это ансамбль из четырёх исполнителей (музыкантов или певцов). Приглашается Квартет из команды 1. Я вам раздаю музыкальные инструменты:
- Чумбата /Металлические банки с фасолинами /;
- Блямс /2-е старые крышки от кастрюль/;
- Траля - ля /5 - 7 стеклянных бутылок наполненных водой на разном уровне/;
- Тум – там /Перевёрнутое пустое металлическое ведро/.
Ваша задача на этих инструментах сыграть мелодию песни «В траве сидел кузнечик». (Команда выполняет задание. Получается смешная какофония)
Теперь с теми же музыкальными инструментами перед нами выступит Квартет из команды 2, они нам исполнят мелодию песни «Жили у бабуси два весёлых гуся». (Команды выполняют задание)
Ну что можно сказать:
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь»
Жюри подводит итоги музыкального конкурса, а мы продолжаем наши побасёнки:
7. Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен). Центон – это стихотворение, составленное из строк, собранных из различных произведений одного или нескольких авторов. Центон составлен из басен И.А. Крылова.
1.Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Вести с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
У кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно». («Лебедь, Щука и Рак», «Квартет», «Соловей»)
2. Зубастой щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки
Рассказывать, так прямо сказки!
Отколь такой берется голосок
И чист, и нежен, и высок»
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился. («Щука и Кот», «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль»)
8. Игра «Что в чёрном ящике?
В ящике предметы: очки, зеркало, тарелка и ложка, ноты, музыкальный инструмент, сыр, жёлудь и т.д. Команды должны разыскать их владельцев, сообщить их имена и адрес Адресом служит заглавие басни героев которой является владелец данной вещи. (например, Мартышка из басни «Мартышка и Очки», виноград отдать Лисе Из басни «Лиса и Виноград», зеркало отдать обезьяне из басни «Зеркало и Обезьяна» и т.д.)
9. Конкурс «Алло, мы ищем таланты».
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.
10. Подведение итогов игры.
Подсчет баллов, определение и награждение победителя.
Слово учителя: Завершая мероприятие, посвящённое творчеству И.А. Крылова, хочется вспомнить слова Пётра Андреевича Вяземского, поэта, литературного критика, историка, переводчика, публициста: “Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово”
Полезным ли для вас оказалось мероприятие? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?
Рефлексия:
«Светофор». Учащимся предлагается оценить свое эмоциональное состояние после в конце занятия.
Зеленый цвет – мне понравилось;
Желтый цвет - понравилось не все;
Красный цвет - не понравилось.
Используемая литература
- «Литературная гостиная» Н.Ю. Ганжина, Н.Ф.Назарова
- Уроки литературы в 5-6 классах. И.И. Аркин
- Литература. Тесты Л.Алиева, Т.Торкунова
- Ишина Наталия Николаевна педагог дополнительного образования объединение «Школа Василис»