Литературная игра по творчеству Антона Павловича Чехова «А верите ли вы?»
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА, ПОСВЯЩЕННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ А.П.ЧЕХОВА
(«А ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ?»)
Цели и задачи: формировать интерес к творчеству А.П.Чехова; развивать связную речь десятиклассников, критическое мышление, произвольное внимание, память; прививать интерес к чтению, расширять кругозор школьников.
Оборудование: портреты А.П.Чехова, иллюстрации к произведениям, выставка книг, жетоны за правильные ответы, таблицы с номерами вопросов.
Предварительная работа: знакомство с литературой о Чехове.
Ход мероприятия:
Задачи перед участниками игры.
Слово ведущего:
«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивается что-то грустное. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, сильных, невежество слабых, кругом бедность, невозможная теснота, пьянство, лицемерие, вранье. Между тем во всех домах тишина, спокойствие; нет ни одного , кто бы вскрикнул, возмутился. Все тихо и протестует одна только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то погибло от недоедания.
Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы ни был он счастлив, жизнь рано или поздно покажет свои когти; стрясется беда – болезнь, бедность, и его никто не увидит и не услышит , как теперь он не видит и не слышит других»
(«Крыжовник», 1898)
Эти слова написаны более ста лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Он и был тем самым » человечком с молоточком», который напоминал в свое время, и сейчас напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Он - самый близкий из классиков к нам по времени и по тому идеалу, который он выдвинул в своем творчестве. Это был человек, который сделал себя сам.
Правила игры: участники выбирают рубрику и номер вопроса, затем отвечают на него утвердительно или отрицательно. За правильный ответ – 1 балл.
Жизнь Чехова.
Все о творчестве.
Литературный портрет.
Афоризмы Чехова.
Жизнь Чехова
1. Верите ли вы, что А.П.Чехов родился 29 января (по старому стилю - 17 января) 1860 в Таганроге? (да)
2. Верите ли вы, что отец А.П.Чехова был крепостным, но выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вел собственные дела? (да)
3. Верите ли вы, что Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года? (да, но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться: мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке)
4.Верите ли вы, что Чехов был награжден медалью за труды по переписи населения? (да, в 1897 году)
5.Верите ли вы, что Чехову пришла идея создания общественной библиотеки в родной Москве. Он пожертвовал туда более двух тысяч томов книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составил галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии постоянно отсылал в библиотеку закупаемые им книги, причем в очень больших количествах? (нет, эта библиотека в г. Таганрог).
6.Верите ли вы, что А.П.Чехов был попечителем сельского училища, что на свои средства построил школу? (да)
7.Верите ли вы, что во время эпидемии холеры писатель работал как участковый санитарный врач и отказался от любого вознаграждения за этот свой труд, чтобы не связывать себя какими-либо обязательствами?(да)
8.Верите ли вы, что в 1900 году Чехов был избран в число почетных академиков Петербургской АН по разряду изящной словесности, в 1902 году вместе с В.Г. Короленко отказался от этого звания в знак протеста против отмены Николаем II избрания почетным академиком М. Горького? (да)
Все о творчестве
1.Верите ли вы, что прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф.П. Покровского? (да)
2.Верите ли вы, что Чехов был одним из самых активных сотрудников популярного в 19 веке журнала "Современник", редактором которого был Н. Некрасов? (нет, "Современник" был уже закрыт)
3.Верите ли вы, что С 1879, еще студентом, под псевдонимами Антоша Чехонте, Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата Чехов начал помещать мелкие рассказы в юмористических изданиях: московских - "Будильник", "Зритель" и петербургских - "Стрекоза", "Осколки", "Петербургская Газета", "Новое Время", "Северный вестник"? (да)
4.Верите ли вы, что творческим итогом путешествия Чехова в г 1890 году на остров Сахалин становится книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок», что в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные? (да)
5.Верите ли вы, что в «маленькую трилогию» Чехов включил три своих произведения: «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «О любви»? (нет, вместо «Дамы с собачкой» - «Крыжовник»)
6.Верите ли вы, что именно Чехову Григорович – один из известных писателей, друг Белинского, советовал беречь свой огромный талант, не размениваться на мелочи, накапливать материал для создания «истинно великих произведений»? (да)
7.Верите ли вы, что Чехов был прозаиком, драматургом и поэтом второй половины 19 века? (нет, поэтом он не был)
8.Верите ли вы, что Чехов автор прозаических произведений: «Ванька», «Каштанка», «Степь», «Дом с мезонином», «Анна на шее», «Злоумышленник», «Хамелеон», «Спать хочется», «Вишневый сад»? (нет, «Вишневый сад» - пьеса)
Литературный портрет
1. Верите ли вы, что «обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей», имеющие «выражение угрюмой суровости» у Дениса Григорьева, персонажа из рассказа «Злоумышленник»? (да)
2. Верите ли вы, что данный отрывок их рассказа «Каштанка»: «Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы … В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса»? (нет, «Хамелеон)
3. Верите ли вы, что описываемый герой – персонаж рассказа «Крыжовник»: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх»? (нет, «Человек в футляре», господин Беликов)
4. Верите ли вы, что повествователь сообщает о герое рассказа «Человек в футляре»: «Он был добрый, кроткий человек, я любил его, но этому желанию запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал»? (нет, «Крыжовник»)
5. Верите ли вы, что Чимша-Гималайский, Буркин и Алехин – персонажи нескольких произведений Чехова? (да, «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре»)
6. Верите ли вы, что Яков Васильевич из рассказа «Лошадиная фамилия» носил фамилию Кобылин и что он был зубным доктором? (нет, Овсов, был акцизным, заговаривал зубы)
7. Верите ли вы, что описываемый господин – герой рассказа «Иваныч»: полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно»? (нет, «Ионыч», Туркин Иван Петрович)
8. Верите ли вы, что жених в рассказе «Свадьба» не мог вспомнить, как выглядит его будущая жена? (да)
Афоризмы Чехова
1.Верите ли вы, что афоризм Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» взят из пьесы «Дядя Ваня»? (да)
2.Верите ли вы, что выражение «на деревню дедушке» принадлежит перу Чехова? (да, рассказ «Ванька»)
3.Верите ли вы, что выражение «как бы чего не вышло» принадлежит Чехову? (да, рассказ «Человек в футляре»)
4.Верите ли вы, что именно Чехов считал так: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой»? (да)
5.Верите ли вы, что Чехову принадлежит высказывание: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед»? (да)
6.Верите ли вы, что Чехов мог так выразиться: «Человек любит поговорить о своих болезнях, а между тем это самое неинтересное в его жизни»? (да, он был доктором)
7.Верите ли вы, что по определению Чехова, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть? (да)
8.Верите ли вы, что все слова в высказывании Чехова употреблены верно: «Тля есть траву, ржа – камень, а лжа – душу»? (нет, не камень, а железо)
Подведение итогов. Подсчет баллов. Вопросы игрокам: Что нового вы узнали о жизни и творчестве Чехова? Что вас особенно поразило, заинтересовало?