Литературный бал по мотивам сказов П.П. Бажова с участием детей старшего дошкольного возраста и их родителей на тему «Гора самоцветов»
Управление образования администрации города Березники
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №90» г.Березники, Пермский край
Литературный бал «Гора самоцветов»
/по мотивам сказов П.П.Бажова/
с участием детей старшего дошкольного возраста и их родителей
Авторы -разработчики:
Ю.А.Гайнутдинова,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории,
В.А. Коновалова ,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории,
С.Б.Богданова, воспитатель
высшей квалификационной категории.
2024г.
Пояснительная записка
В наше время все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру. Культурный человек - нравственный человек, а стержень нравственности – патриотизм. Наша цель - формирование личности через культуру: воспитание ребенка, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и преумножать ценности родной культуры. Культура, превращаясь в содержание детской деятельности, способствует тому, что ребенок не только присваивает, но и творит культуру.
ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Блок «Литературное краеведение», который мы разработали и активно внедряем в практику работы, помогает ребенку «прирасти» к древу культурного наследия родного края, впитать красоту языка, интуитивно понять и принять свои исторические корни; чем крепче эти корни, тем надежнее человек стоит на своей земле, тем глубже его любовь к родине. Творчество П.П. Бажова в этом плане незаменимо: его литературное наследие нашло отражение в разных видах искусства – в изобразительном искусстве, поэзии, театральной деятельности. Искусство включает деятельностный подход, очень актуальный в современном мире: в основе восприятия искусства лежит особая, обладающая необычной природой художественная эмоция – сопереживание художественному образу, которая непроизвольно вызывает возникновение другой особой эмоции –сопереживание самому себе, своим самым глубоким и значимым чувствам.
Оригинальность авторского замысла
В сценарий мероприятия включен цикл стихотворений - загадок по сказам П. Бажова, автором которого является Богданова С.Б. Отгадки представлены в виде мини - сценок из сказов, где актерами-участниками являются дети старшего дошкольного возраста детского сада № 90 и их родители.
Практическая ценность
Представленный материал позволяет педагогу проявлять творчество и профессиональное мастерство в организации различных форм работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; литературное приложение может быть использовано как самостоятельная форма в цикле «Литературное краеведение», а также как часть праздника, развлечения, занятия по развитию речи; дает возможность педагогам, вне зависимости от их опыта работы, осуществлять патриотическое воспитание старших дошкольников и младших школьников посредством знакомства с литературным наследием П.П.Бажова.
Цель: Воспитание уважения к культуре, истории родного края, людям труда, посредством ознакомления с литературным наследием П.П.Бажова.
Задачи:
Развивать интерес к творчеству П.П. Бажова.
Формировать потребность детей в общении с литературным наследием русского народа, сказочным миром Урала, отраженным в сказах П.П. Бажова.
Побуждать детей выражать свои впечатления в исполнительской, творческой и театральной деятельности, развивать инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.
Предварительная работа:
чтение сказов Бажова, просмотр мультфильмов по сказам;
литературная викторина;
работа с текстом (смысловые акценты, выбор фрагмента для инсценировки, работа с текстом, над осуществлением художественного замысла);
изготовление костюмов, декораций, атрибутов;
Репетиции с героями (в течение января, 1-2 раза в неделю);
Оборудование: декорации к сказам (колодец, ведра; деревенская утварь; печь, дрова, топор; поднос, шкатулка с камнями; 2 подноса и т.д.)
Технические средства: мультимедиа, ноутбук, музыкальный центр.
Ход мероприятия.
Гости и участники мероприятия заходят в музыкальный зал, и рассаживаются на места. На экране клип «Урал край самоцветов».
Звучит спокойная инструментальная музыка, на сцену выходит ведущая.
Ведущая: Здравствуйте гости, милости просим! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие по Уралу. Народы, жившие здесь с древних времен, считали Урал серединой Земли. Когда- то древний бог стянул хлипкую землю своим самоцветным поясом, и пояс превратился в Уральские горы. Именно на Урале родилось слово "самоцвет". Как вы думаете, что оно обозначает? (Предполагаемые ответы детей) Самоцвет - это камень, который светит. Их очень много: хризолит и алмаз, изумруд и яшма, малахит и родонит. Но любимые камушки, минералы в сказах Бажова все зеленого цвета. Почему? Зеленый цвет- символ весны и юности, свежести и жизни, радости и надежды.
Ведущая берет в руки шкатулку:
Да, сказок сложено немало,
Живет в них радость и беда,
Но образ сказочный Урала
Особняком стоит всегда
Вам подарю сегодня, дети,
Я ларчик каменный, а в нем
Души уральской самоцветы
Пылают сказочным огнем.
Я стану сказывать загадки,
Герои будут оживать,
А вы, друзья мои ребятки,
Их постарайтесь угадать.
И наш первый камушек - это малахит-символ природных богатств Урала. А что за сказ в нем прячется – вы сейчас узнаете. Занавес открывается, сказ начинается...
Инсценировка фрагмента сказа "Малахитовая шкатулка"
(с участием мамы Устюговой Нины Владимировны и дочки Полины)
Ведущая: Смотрит Танюшка в зеркальце и видит, как речка, с камушка да на камушек бежит - перебегает. Словно камни самоцветные переливается, а у нас танец с платками цветными начинается.
Девочки подготовительной к школе группы исполняют танец с платками (муз. И.Крутого «Контрасты»).
Ведущая:
Танюшка вдоль речки шла, голубую ленточку нашла
Чудо-ленточку нашла – да в игру всех позвала.
Заря-заряница красная девица.
Проводится музыкальная игра «Заря-заряница»
Ведущая: Наш следующий камень АЛЕКСАНДРИТ, от изумрудно-зеленого до темно-синего, а иногда и пурпурно красный – вот какой он переменчивый и непостоянный, как и человеческая судьба.
Не выходит ваза у Данилы
Из чудного камня- малахита.
Жизнь ему становится немилой,
Ищет то, что от людей сокрыто.
В недрах гор хранит тяжелый камень.
Тайну, коль не врут людские байки,
Там цветет волшебными цветами
Дивный сад таинственной Хозяйки.
Ведущая: Камень Александрит переливается – а у нас новый сказ начинается
«Горный мастер называется».
Инсценировка фрагмента сказа «Горный мастер»
(с участием мамы Пономаревой Анны Александровны и сына Дмитрия)
Ведущая: Не послушался Данила бабку Вихориху, да и попал в мастера к Хозяйке медной горы. А ведь у Данилы девушка была, Катюшкой звали, ох и отчаянная да упертая была. Пришла Катя к Змеиной горке да и попала в каменный лес, ходит и думает, как Данилу ей найти.
Инсценировка фрагмента «Каменный цветок".
(с участием мамы Усковой Виктории Ильгизовны и дочери Валерии)
Ведущая: Стали они жить, поживать, да гостей привечать. В игры народные весело играть. И вы, друзья, не зевайте, с Катей да Данилой плетень заплетайте.
Исполняется музыкальная русская народная игра «ПЛЕТЕНЬ»
Ведущая: золотом этот камень горит – да загадку говорит:
Это что еще за чудо?
На углях у балагана
Пляшет рыжая девчонка
В ярко- синем сарафане.
Средь зимы наступит лето,
Вспыхнет золотом опушка…
Догадайтесь, кто же это?
Дети: Огневушка-поскакушка
Инсценировка фрагмента сказа «Огневушка-поскакушка»
Ведущая: С тех пор так и повелось, играми да весельем, мы весну привечаем, зиму – матушку провожаем, солнце красное привечаем.
Дети подготовительных групп исполняют музыкальную игру
«Золотые ворота»
Ведущая: А этот камушек называется ХРИЗОЛИТ. Он разными цветами играет сказ другой нам предлагает. Слушайте внимательно, да отгадывайте старательно.
Зимой в лесном балагане
Совсем заскучала Даренка,
В деревню ушел Кокованя,
Осталась лишь кошка Муренка.
Вдруг вспышка огней веселых
Сверкнула над синим снегом,
И звон хрустальных подковок
Рассыпался звонким эхом.
То громче, а то потише,
А, может ей просто снится,
Стучит по тесовой крыше…
Дети: Серебряное копытце
Инсценировка фрагмента сказа «Серебряное копытце»
Ведущая: еще один удивительный камень уральский – ТОПАЗ. Вот где и морская прохлада и огонь прячется, а сказ он нам рассказывает про богатства земные, да камни самоцветные. Про чудеса разные, что с людьми приключиться могут.
По приискам и по заводам
Давно уже сказка гуляла,
Что прячет волшебный колодец
Богатства седого Урала.
Там золота и самоцветов
Лежит на несчетные тыщи
Ступай в полнолунье за ветром
И ты свое счастье отыщещь.
В коварном таится болотце
Та горка с лесною опушкой,
Где ждет вас у чудо- колодца
Веселая бабка….
Дети: Синюшка.
Инсценировка фрагмента сказа «Синюшкин колодец»
Ведущая: Да, несметны сокровища каменные, да самые большие сокровища - это люди, что на земле нашей Уральской живут, и танцуют, и поют.
Дети исполняют танец-миниатюру «Колодец»
Ведущая:
На удивленье всему миру
Урал наш бережно хранит
Озер прозрачные сапфиры,
Лесов богатый малахит.
Пусть дорогих сокровищ груды
Скрываются в его земле,
Но главное богатство- люди
С улыбкой мудрой на челе.
С родной землей ты крепко связан,
Люби ее без лишних слов,
Храни в душе шкатулку сказов,
Что дал нам сказочник Бажов!
Наше мероприятие подошло к концу. Мы с вами прощаемся, но с нами навсегда останется Малахитовая шкатулка – ларец каменный. Откройте его - и увидите, как сверкает драгоценными камнями живое, бажовское слово.
Звучит спокойная инструментальная музыка, дети и их родители расходятся по группам.
Мероприятие закончено.