Литературный бал по мотивам сказов П.П. Бажова с участием детей старшего дошкольного возраста и их родителей на тему «Гора самоцветов»

2
0
Материал опубликован 31 January

Управление образования администрации города Березники

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №90» г.Березники, Пермский край

 

 

 

 

Литературный бал «Гора самоцветов»

/по мотивам сказов П.П.Бажова/

с участием детей старшего дошкольного возраста и их родителей

 

t1706699610aa.jpg

Авторы -разработчики:

Ю.А.Гайнутдинова,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории,

В.А. Коновалова ,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории,

С.Б.Богданова, воспитатель

высшей квалификационной категории.

 

 

2024г.

Пояснительная записка

 

В наше время все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру. Культурный человек - нравственный человек, а стержень нравственности – патриотизм. Наша цель - формирование личности через культуру: воспитание ребенка, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и преумножать ценности родной культуры. Культура, превращаясь в содержание детской деятельности, способствует тому, что ребенок не только присваивает, но и творит культуру.

ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.

Блок «Литературное краеведение», который мы разработали и активно внедряем в практику работы, помогает ребенку «прирасти» к древу культурного наследия родного края, впитать красоту языка, интуитивно понять и принять свои исторические корни; чем крепче эти корни, тем надежнее человек стоит на своей земле, тем глубже его любовь к родине. Творчество П.П. Бажова в этом плане незаменимо: его литературное наследие нашло отражение в разных видах искусства – в изобразительном искусстве, поэзии, театральной деятельности. Искусство включает деятельностный подход, очень актуальный в современном мире: в основе восприятия искусства лежит особая, обладающая необычной природой художественная эмоция – сопереживание художественному образу, которая непроизвольно вызывает возникновение другой особой эмоции –сопереживание самому себе, своим самым глубоким и значимым чувствам.


 

Оригинальность авторского замысла

В сценарий мероприятия включен цикл стихотворений - загадок по сказам П. Бажова, автором которого является Богданова С.Б. Отгадки представлены в виде мини - сценок из сказов, где актерами-участниками являются дети старшего дошкольного возраста детского сада № 90 и их родители.

Практическая ценность

Представленный материал позволяет педагогу проявлять творчество и профессиональное мастерство в организации различных форм работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; литературное приложение может быть использовано как самостоятельная форма в цикле «Литературное краеведение», а также как часть праздника, развлечения, занятия по развитию речи; дает возможность педагогам, вне зависимости от их опыта работы, осуществлять патриотическое воспитание старших дошкольников и младших школьников посредством знакомства с литературным наследием П.П.Бажова.

 

Цель: Воспитание уважения к культуре, истории родного края, людям труда, посредством ознакомления с литературным наследием П.П.Бажова.

Задачи:

Развивать интерес к творчеству П.П. Бажова.

Формировать потребность детей в общении с литературным наследием русского народа, сказочным миром Урала, отраженным в сказах П.П. Бажова.

Побуждать детей выражать свои впечатления в исполнительской, творческой и театральной деятельности, развивать инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.

 

Предварительная работа:

чтение сказов Бажова, просмотр мультфильмов по сказам;

литературная викторина;

работа с текстом (смысловые акценты, выбор фрагмента для инсценировки, работа с текстом, над осуществлением художественного замысла);

изготовление костюмов, декораций, атрибутов;

Репетиции с героями (в течение января, 1-2 раза в неделю);

 

Оборудование: декорации к сказам (колодец, ведра; деревенская утварь; печь, дрова, топор; поднос, шкатулка с камнями; 2 подноса и т.д.)

 

Технические средства: мультимедиа, ноутбук, музыкальный центр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия.

 

Гости и участники мероприятия заходят в музыкальный зал, и рассаживаются на места. На экране клип «Урал край самоцветов».

Звучит спокойная инструментальная музыка, на сцену выходит ведущая.

Ведущая: Здравствуйте гости, милости просим! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие по Уралу. Народы, жившие здесь с древних времен, считали Урал серединой Земли. Когда- то древний бог стянул хлипкую землю своим самоцветным поясом, и пояс превратился в Уральские горы. Именно на Урале родилось слово "самоцвет". Как вы думаете, что оно обозначает? (Предполагаемые ответы детей) Самоцвет - это камень, который светит. Их очень много: хризолит и алмаз, изумруд и яшма, малахит и родонит. Но любимые камушки, минералы в сказах Бажова все зеленого цвета. Почему? Зеленый цвет- символ весны и юности, свежести и жизни, радости и надежды.

 

Ведущая берет в руки шкатулку:

Да, сказок сложено немало,

Живет в них радость и беда,

Но образ сказочный Урала

Особняком стоит всегда

Вам подарю сегодня, дети,

Я ларчик каменный, а в нем

Души уральской самоцветы

Пылают сказочным огнем.

Я стану сказывать загадки,

Герои будут оживать,

А вы, друзья мои ребятки,

Их постарайтесь угадать.

И наш первый камушек - это малахит-символ природных богатств Урала. А что за сказ в нем прячется – вы сейчас узнаете. Занавес открывается, сказ начинается...

Инсценировка фрагмента сказа "Малахитовая шкатулка"

(с участием мамы Устюговой Нины Владимировны и дочки Полины)

 

Ведущая: Смотрит Танюшка в зеркальце и видит, как речка, с камушка да на камушек бежит - перебегает. Словно камни самоцветные переливается, а у нас танец с платками цветными начинается.

Девочки подготовительной к школе группы исполняют танец с платками (муз. И.Крутого «Контрасты»).

 

Ведущая:

Танюшка вдоль речки шла, голубую ленточку нашла

Чудо-ленточку нашла – да в игру всех позвала.

Заря-заряница красная девица.

Проводится музыкальная игра «Заря-заряница»

 

Ведущая: Наш следующий камень АЛЕКСАНДРИТ, от изумрудно-зеленого до темно-синего, а иногда и пурпурно красный – вот какой он переменчивый и непостоянный, как и человеческая судьба.

Не выходит ваза у Данилы

Из чудного камня- малахита.

Жизнь ему становится немилой,

Ищет то, что от людей сокрыто.

В недрах гор хранит тяжелый камень.

Тайну, коль не врут людские байки,

Там цветет волшебными цветами

Дивный сад таинственной Хозяйки.

Ведущая: Камень Александрит переливается – а у нас новый сказ начинается

«Горный мастер называется».

Инсценировка фрагмента сказа «Горный мастер»

(с участием мамы Пономаревой Анны Александровны и сына Дмитрия)

 

Ведущая: Не послушался Данила бабку Вихориху, да и попал в мастера к Хозяйке медной горы. А ведь у Данилы девушка была, Катюшкой звали, ох и отчаянная да упертая была. Пришла Катя к Змеиной горке да и попала в каменный лес, ходит и думает, как Данилу ей найти.

Инсценировка фрагмента «Каменный цветок".

(с участием мамы Усковой Виктории Ильгизовны и дочери Валерии)

 

Ведущая: Стали они жить, поживать, да гостей привечать. В игры народные весело играть. И вы, друзья, не зевайте, с Катей да Данилой плетень заплетайте.

Исполняется музыкальная русская народная игра «ПЛЕТЕНЬ»

 

Ведущая: золотом этот камень горит – да загадку говорит:

Это что еще за чудо?

На углях у балагана

Пляшет рыжая девчонка

В ярко- синем сарафане.

Средь зимы наступит лето,

Вспыхнет золотом опушка…

Догадайтесь, кто же это?

Дети: Огневушка-поскакушка

Инсценировка фрагмента сказа «Огневушка-поскакушка»

 

Ведущая: С тех пор так и повелось, играми да весельем, мы весну привечаем, зиму – матушку провожаем, солнце красное привечаем.

Дети подготовительных групп исполняют музыкальную игру

«Золотые ворота»

 

Ведущая: А этот камушек называется ХРИЗОЛИТ. Он разными цветами играет сказ другой нам предлагает. Слушайте внимательно, да отгадывайте старательно.

Зимой в лесном балагане

Совсем заскучала Даренка,

В деревню ушел Кокованя,

Осталась лишь кошка Муренка.

Вдруг вспышка огней веселых

Сверкнула над синим снегом,

И звон хрустальных подковок

Рассыпался звонким эхом.

То громче, а то потише,

А, может ей просто снится,

Стучит по тесовой крыше…

Дети: Серебряное копытце

Инсценировка фрагмента сказа «Серебряное копытце»

 

Ведущая: еще один удивительный камень уральский – ТОПАЗ. Вот где и морская прохлада и огонь прячется, а сказ он нам рассказывает про богатства земные, да камни самоцветные. Про чудеса разные, что с людьми приключиться могут.

По приискам и по заводам

Давно уже сказка гуляла,

Что прячет волшебный колодец

Богатства седого Урала.

Там золота и самоцветов

Лежит на несчетные тыщи

Ступай в полнолунье за ветром

И ты свое счастье отыщещь.

В коварном таится болотце

Та горка с лесною опушкой,

Где ждет вас у чудо- колодца

Веселая бабка….

Дети: Синюшка.

Инсценировка фрагмента сказа «Синюшкин колодец»

 

Ведущая: Да, несметны сокровища каменные, да самые большие сокровища - это люди, что на земле нашей Уральской живут, и танцуют, и поют.

 

Дети исполняют танец-миниатюру «Колодец»

Ведущая:

На удивленье всему миру

Урал наш бережно хранит

Озер прозрачные сапфиры,

Лесов богатый малахит.

Пусть дорогих сокровищ груды

Скрываются в его земле,

Но главное богатство- люди

С улыбкой мудрой на челе.

С родной землей ты крепко связан,

Люби ее без лишних слов,

Храни в душе шкатулку сказов,

Что дал нам сказочник Бажов!

Наше мероприятие подошло к концу. Мы с вами прощаемся, но с нами навсегда останется Малахитовая шкатулка – ларец каменный. Откройте его - и увидите, как сверкает драгоценными камнями живое, бажовское слово.

 

Звучит спокойная инструментальная музыка, дети и их родители расходятся по группам.

 

Мероприятие закончено.

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации