Литературный Брейн-ринг по произведению Н. Носова «Весёлая семейка»

9
0
Материал опубликован 16 November 2023 в группе

Пояснительная записка к презентации

Литературный Брейн-ринг по произведению Н. Носова «Весёлая семейка»

Цель: в игровой форме повторить и обобщить знания о содержании повести Н. Носова «Веселая семейка».

Задачи:

- воспитывать интерес к чтению детской литературы;

- развивать навыки групповой работы;

- воспитывать коммуникативную культуру;

- развивать логическое мышление, память.

Оборудование:

- презентация; 

- вопросы и задания для участников игры (приложения).

Описание внеклассного мероприятия

Николай Носов – классик детской литературы. Повесть «Весёлая семейка» - замечательное произведение, но не такое популярное, как другие произведения писателя. Эта добрая и познавательная повесть. Ученикам начальной школы можно предложить это произведения для самостоятельного (внеклассного) чтения, а затем провести литературную игру - Брейн-ринг. Игру лучше проводить между классами в параллели. После чтения и анализа произведения в классах формируются команды знатоков из 6 человек. Команды могут придумать названия и девизы. Остальные ученики тоже принимают участие в игре в качестве болельщиков, которые отвечают на вопросы и приносят своему классу дополнительные очки.

В разделе «Ход игры» вопросы предлагаются с ответами, в приложениях – для участников игры. Вопросы для команд, для болельщиков и для капитанов из приложения необходимо распечатать и разрезать. Задания для конкурсов «Цифры», «Цитаты» надо распечатать для каждой команды. Ведущему помогают помощники. Они проверяют задания и подсчитывают баллы.

Ход игры

1. Рассказ об авторе.

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня вас ждёт интересная литературная игра, посвящённая одному из произведений Николая Носова (слайд 1).

Николай Носов – один из самых любимых детских писателей. Родился он 23 ноября 1908 года в Киеве (слайд 2).

В детстве Носов увлекался театром, шахматами, математикой. Став постарше, увлекся электротехникой (слайд 3).

Носов сменил не одну профессию. Был чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем (слайд 4).

Потом он поступил в Московский институт кинематографии. В кино он проработал 20 лет. Был режиссером мультфильмом, научных и учебных фильмов. Ему нравилась эта профессия (слайд 5).

Был у Николая Николаевича маленький сын, который очень любил слушать сказки. Вот для него и его друзей стал сочинять Николай Николаевич забавные истории (слайд 6).

Рассказы Носова стали невероятно популярными. Главные герои его произведений – смешные мальчишки, которые постоянно чем-то увлекаются, что-то придумывают, изобретают (слайд 7).

Так, главные герои повести «Веселая семейка», Миша и Коля, решили соорудить самодельный инкубатор. Эта повесть вышла в 1949 году. Вот уже более 70 лет ребята с удовольствием читают это произведение (слайд 8).

По мотивам произведения в 1982 году вышел фильм «Живая радуга» (слайд 9).

2. Представление команд.

Мы начинаем игру. Прошу участников представить свои команды. Участники представляют команды (название, девиз). Помощник вносит название команд в таблицу.

3. Правила игры.

За правильные ответы участников команд и болельщиков команды получают определённое количество баллов.

Выигрывает та команда, которая наберёт большее количество баллов.

Нельзя подсказывать ни участникам команд, ни болельщикам.

Соблюдайте, пожалуйста, тишину во время выполнения заданий.

За нарушение правил снижаются баллы.

4. Разминка.

А сейчас – разминка. Ответы не оцениваются. Прошу не выкрикивать ответы, а поднимать руку. Отвечать могут как участники команд, так и болельщики.

Вопрос

Ответ

Через сколько дней вылупляются яйца?

21

Сколько всего цыплят вылупилось?

10

Какая температура должна быть в инкубаторе?

39

Как зовут сестру Миши?

Майка

Кто дал ребятам яйца для инкубатора?

Тетя Наташа

Какой подарок цыплятам принесла Марья Петровна?

Простокваша

Какого цвета ленточки повязала Майка цыплятам?

Красный

В какое время года происходили события, описанные в произведении «Весёлая семейка»?

Весна

Какое растения посадили ребята для того, чтобы у цыплят был зеленый корм?

Овес



5. Конкурс 1: «Числа».

Я вижу, все хорошо готовы. А теперь сама игра. Первый конкурс для команд называется «Числа». С помощью стрелок надо соединить вопросы и числа. Каждая команда получает лист с заданием (приложение 1).

Через сколько часов нужно переворачивать яйца в инкубаторе?

3

Сколько яиц дала тетя Наташа мальчикам?

15

Сколько дней горела лампа?

23

На какой день после начала работы инкубатора Мишка заснул на уроке?

6

Сколько яиц осталось в инкубаторе после того, как мальчики поставили чашки с водой?

12

Сколько деревянных чашек мальчики поставили в инкубатор?

4

В какую по счету ночь Коля ни разу не подошёл к инкубатору?

10

Из яйца с каким номером появился первый цыпленок?

11

На каком яйце появилась первая наклевка?

5

Какая температура должна поддерживаться в инкубаторе?

39

Сколько яиц не вылупились в инкубаторе?

2



6. Конкурс 2: для болельщиков.

Команды могут приступать к выполнению заданий. А сейчас конкурс для болельщиков. Приглашаются по 1 представителю от каждой команды болельщиков. Вы должны взять по 1 вопросу, время на обдумывание 30 сек. Называйте номер вопроса, сам вопрос и ответ. За правильный ответ – 1 балл… Это правильный (неправильный) ответ.

1

Как называлась книга, которую Миша купил однажды утром в газетном киоске?

«Птицеводство»


2

В какой кружок записались Миша и Коля осенью?

Кружок юннатов


3

Кто включил лампу, чтобы инкубатор заработал?

Майка

4

Какой подарок цыплятам принес Леша Курочкин?

Детская погремушка


5

Какими должны быть яйца для выведения цыплят?

Свежими


6

Куда мальчики отвезли всех цыплят?

В деревню, к тете Наташе.


7

Какие книги предпочитал Мишка?

Полезные


8

Зачем ребята поехали на Птичий рынок?

За овсом.


9

В какой день недели мальчики положили яйца в инкубатор?

Суббота


10

Кто первым из одноклассников Коли и Миши узнал об инкубаторе?

Костя Девяткин

11

Чем намазала Мишкина мама руку, когда взорвалось паровая машина?

Нафталиновой мазью


12

Материал, из которого ребята сколотили ящик для инкубатора?

Фанера


13

Какое изобретение сделали Миша и Коля перед тем, ка решили заниматься выведением цыплят?

Они сделали паровую машину из консервной банки.


14

Как Миша называл своего друга Колю?

Николадзе, Никола, Микола, Микула Селянинович, Миклухо-Маклай, Николаки.

15

Сколько лет назад люди начали устраивать инкубаторы?

Две тысячи лет назад.




7. Конкурс 3: для команд знатоков.

Прошу знатоков сдать работы «Числа» для проверки. Помощник проверяет работы (1 балл за каждый правильный ответ, максимальное количество баллов – 10).

Приглашаются по 1 представителю от команды. Вы должны взять по 1 вопросу, время на обдумывание 1 мин. Команды в течение минуты обсуждают ответ на вопрос. Называйте номер вопроса, сам вопрос и ответ. За правильный ответ – 2 балла … Это правильный (неправильный) ответ.

1

Почему, по мнению Коли, электрическую лампу лучше использовать для нагревания инкубатора, чем керосиновую?


От керосина может случиться пожар, а от электричества нет.


2

Зачем Миша сделал несколько маленьких дырочек в инкубаторе?


При дыхании яиц выделяется углекислый газ. Если он накопится, зародыши задохнуться. Чтобы этого не произошло, нужна вентиляция.


3

Зачем мальчики поставили в инкубатор чашки с водой?


В инкубаторе должен быть влажный воздух. Если воздух будет сухой, то из яиц сквозь скорлупу будет испаряться много жидкости и зародыши могут погибнуть.


4

Зачем яйца в инкубаторе нужно переворачивать?


Если яйца будут лежать неподвижно, то зародыши в яйцах могут прилипнуть внутри к скорлупе. От этого получаются кривобокие, недоразвитые цыплята.


5

Зачем мальчики указали на яйцах номера?


При переворачивании номера остаются внизу, а в следующий раз – опять наверху.


6

Как менялась температура в инкубаторе в зависимости от времени суток?


Ночью температура воздуха понижается, инкубатор охлаждался больше. Днем становилось теплее, температура в инкубаторе повышалась.


7

Как мальчики регулировали температуру в инкубаторе?


Подкладывали книги и тетради под лампу, убирали их, если нужно.


8

Как Мишка учил цыплят кушать?


Он стучал пальцем по полу там, где был насыпан корм.


9

Сколько блюдечек и с какими угощениями ребята поставили цыплятам на праздник?

Перед ними в блюдечках стояло угощение: в одном блюдечке каша, в другом простокваша, в третьем чистая, свежая вода...


10

Чем самодельный инкубатор отличался от фабричного?

За самодельным инкубатором надо внимательно следить, а в фабричных есть различные приспособления, которые регулируют температуру и влажность.




8. Конкурс 4: «Цитаты».

Следующий конкурс для команд – «Цитаты». Заполните таблицу. Напишите в правом столбике, кому из героев произведения принадлежат данные фразы.

9. Конкурс 5: для болельщиков.

Команды могут приступать к выполнению заданий. А сейчас конкурс для болельщиков. Приглашаются по 1 представителю от каждой команды болельщиков. Вы должны взять по 1 вопросу, время на обдумывание - 30 сек. Называйте номер вопроса, сам вопрос и ответ. За правильный ответ – 1 балл… Это правильный (неправильный) ответ. Вопросы в пункте 6.

10. Конкурс 6: для капитанов.

Приглашаются капитаны. Каждый из вас должен ответить на 2 вопроса, время на обдумывание каждого 30 сек. Называйте номер вопроса, сам вопрос и ответ. За правильный ответ – 2 балла… Это правильный (неправильный) ответ.

1

Что сделала Марья Петровна, когда Миша и Коля на уроке разговаривали?



Рассадила за разные парты.

2

В каких странах начали делать первые инкубаторы?


Древний Египет, Китай.


3

Чем покормили новорожденных цыплят?


Вареным яйцом.


4

Почему Майка вернула «своего» цыпленка обратно?


Он надрывал душу писком.


5

Откуда у ребят появилась идея сделать инкубатор?

Мишка читал книгу «Птицеводство».


6

Чем ребята утеплили инкубатор?

Коробку выложили внутри ватой, а поверх ваты обили ещё войлоком.


7

Какое самое большое несчастье случилось на десятую ночь?

Коля забыл завести будильник или не услышал, как он прозвонил, и температура опустилась до 37 градусов.




11. Подведение итогов.

Ведущий объявляет результаты игры.


Приложение 1.

Конкурс «Числа»







t1700167195aa.jpg



Приложение 2

Конкурс для болельщиков

1

Как называлась книга, которую Миша купил однажды утром в газетном киоске?


2

В какой кружок записались Миша и Коля осенью?


3

Кто включил лампу, чтобы инкубатор заработал?


4

Какой подарок цыплятам принес Леша Курочкин?


5

Какими должны быть яйца для выведения цыплят?


6

Куда мальчики отвезли всех цыплят?


7

Какие книги предпочитал Мишка?


8

Зачем ребята поехали на Птичий рынок?


9

В какой день недели мальчики положили яйца в инкубатор?


10

Кто первым из одноклассников Коли и Миши узнал об инкубаторе?


11

Чем намазала Мишкина мама руку, когда взорвалось паровая машина?


12

Материал, из которого ребята сколотили ящик для инкубатора?


13

Какое изобретение сделали Миша и Коля перед тем, ка решили заниматься выведением цыплят?


14

Как Миша называл своего друга Колю?




Приложение 3

Конкурс для знатоков

1

Почему, по мнению Коли, электрическую лампу лучше использовать для нагревания инкубатора, чем керосиновую?


2

Зачем Миша сделал несколько маленьких дырочек в инкубаторе?


3

Зачем мальчики поставили в инкубатор чашки с водой?


4

Зачем яйца в инкубаторе нужно переворачивать?


5

Зачем мальчики указали на яйцах номера?


6

Как менялась температура в инкубаторе в зависимости от времени суток?


7

Как мальчики регулировали температуру в инкубаторе?


8

Как Мишка учил цыплят кушать?


9

Сколько блюдечек и с какими угощениями ребята поставили цыплятам на праздник?


10

Чем самодельный инкубатор отличался от фабричного?



Приложение 4

Конкурс «Цитаты»


«Нет, нет! Что это ещё за игрушка с огнём! Мало тебе, что кипятком обварился, ещё хочешь пожар устроить?»




«Уж я знаю, какие вам яйца нужны: такие, что под наседку кладут. У меня недавно занеслись куры, так что яйца будут самые свежие»




«Вот из этого вот яйца, когда выведется цыплёнок, мой будет»




«А лучше всего отвезти их куда-нибудь в деревню. В закрытом помещении цыплята часто болеют и могут умереть. Им обязательно нужен свежий воздух»




Приложение 5

Конкурс капитанов

1

Что сделала Марья Петровна, когда Миша и Коля на уроке разговаривали?


2

В каких странах начали делать первые инкубаторы?


3

Чем покормили новорожденных цыплят?


4

Почему Майка вернула «своего» цыпленка обратно?


5

Откуда у ребят появилась идея сделать инкубатор?


6

Чем ребята утеплили инкубатор?


7

Какое самое большое несчастье случилось на десятую ночь?














Предварительный просмотр презентации

Весёлая семейка

Николай Николаевич НОСОВ - один из самых выдающихся и любимых читателями, детский писатель России  

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации