Литературное чтение. 4 классе Тема: «Осень в искусстве»
Литературное чтение.
Тема: «Осень в искусстве»
Цели: 1. Развитие у детей художественно-эстетических и речевых способностей замечать, понимать, переживать красоту поэтического слова.
2. Умение включать в свою речь эстетические элементы.
3. Активизация творческой (образной) памяти.
4. Обучение детей созданию своего собственного художественного творчества.
5. Научить детей вводить образное слово, используя поэтическую речь в собственных художественных мини-текстах.
6. Воспитывать любовь к родной природе.
0борудование: Репродукции с картин: Левитан И.И. «Золотая осень», рисунки ребят, конверты с шаблонами-листочками, произведение П.И. Чайковского «Времена года. Осень», макет книги.
Ход занятия.
I. Организационный момент
II. Беседа
1. Учитель: - Готовясь, к уроку я подумала: Как интересно устроен мир. Одно время года сменяет другое. И каждое прекрасно по-своему. Зима- покрывало белого снега, и его хруст под ногами. Весна - журчанье ручьёв, нежный запах молодых побегов. Лето - горячее солнце и теплое море. А осень - рыжая осень бродит по свету, за нашим окошком, прямо сейчас.
-Давайте посмотрим какое определение осени дается в словаре Ожегова (Слайд 1)
Осень –это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя.
-На фоне музыки П.И. Чайковского «Осенняя песня» читаю стихотворение
В. Авдиенко «Осень» (слайд 2)
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.
- За окном осень… И не случайно домашним заданием было подготовить стихотворение об осени и выставку рисунков на тему «Осень».
- Кто первый хочет поделиться осенними впечатлениями?
2. Работа творческих групп.
группа «Поэты»
- Дадим слово нашим «Поэтам»
-Они подготовили произведения поэтов, с которыми на уроках мы не знакомились
(Дети читают стихи)
- Какие краски осени вы увидели, слушая это стихотворение? (Красная, желтая, темно-синяя.)
- Какие выражения, сравнения помогли в этом?
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Грусть, восхищение, радость, тоска.)
группа–«Художники». (Дети рассказывают о своих рисунках на тему «Осень»)
3.Работа в группах (слайд 3)
- Подберите эпитеты-образные выражения к слову «Осень». Осень (какая?) золотая, поздняя, дождливая, грустная, унылая, красивая, урожайная, чудесная, красная, грибная, ароматная.
- Составьте четверостишие об осени из слов: осень, подарки, яблоки, груши, добрая, любим кушать (слайд 4)
4. Учитель: -Послушайте миниатюру Н.И. Сладкова «Золотой дождь». (Чтение учителем)
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
Вопросы по содержанию прослушанного текста:
- Какое чувство вызывает это описание?
- Какое явление автор называет золотым дождем? Почему писатель листопад сравнивает с дождем, водопадом, с движением воды?
- Какие слова изображают листья как живые существа?
- Какие слова передают звуки падающих листьев?
5. Учитель: -Поэты пишут стихи словами, выражая свои чувства, любовь к родной земле, природе, а художники создают свои картины красками.
Знакомство с картиной И. Левитана «Золотая осень» и др.
Какие краски использовал пейзажист, чтобы воссоздать осень? (Желтые, красные, багряные, голубые, розовые)
Красота осеннего дня передана с помощью цвета, цветовой гаммы.
_ Какие чувства вызывает картина? (Ответы детей)
6. Учитель: -Послушайте произведение П.И. Чайковского «Времена года. Осень».
Петр Ильич Чайковский в своем произведении передал тишину осени, задумчивость природы. Октябрь, середина осени. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая — с опадающей листвой, унылая, грустная, с тихим плачем осеннего дождя.
7. Учитель: -Ребята, сейчас мы с вами составим книгу про осень используя ваши стихи и рисунки. (Практическая работа: заполняют страницы «книги» своими стихами и рисунками. Работа по группам: 1гр-обложка, 2гр- страницы)
8. Синквейн
- Какое главное слово сегодня у нас на уроке?
_Назовите 2 прилагательных, описывающих осень.
- Подберите 3 глагола, что делает осень
- С чем можно сравнить волшебницу осень?
(Осень.
Великолепная, волшебная.
Наряжает, изумляет, радует.
Поражает своей дивной красотой.
Сказка.)
9. Рефлексия
У вас на партах осенние листочки:
Если вам урок понравился и у вас отличное настроение- возьмите желтый листок
Если вам что-то было непонятно –оранжевый
Если вам урок не понравился и настроение плохое – зеленый
- Напишите на листочке свое отношение к осени
Поместим в книгу 7 страница
10. Подведение итогов урока.
Ребята, открыли вы для себя что-то новое сегодня на уроке?
- Как вы думаете, смогли ли мы доказать что осенняя природа самое прекрасное время года?
- И продуктам вашего труда стала книжка «Осень».
Вы создали удивительную красоту и словом, и кистью.
Никифорова Ирина Ринатовна