Литературное путешествие по рассказам Н.Н. Носова

3
0
Материал опубликован 23 November 2023 в группе

«Литературное путешествие»,

посвящённое писателю-юбиляру Н.Н. Носову


Цели:

познакомить с биографией Н. Н. Носова, его рассказами;

прививать интерес к чтению;

развивать память, речь, внимание, умение общаться, передавать содержание произведений.

Оборудование: презентация, выставка книг, карточки, головоломи, портрет Н. Носова.


Ход мероприятия.

1. Вступление. (Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в литературное

путешествие по книгам одного чудесного и веселого детского писателя. Посмотрите на книжную выставку. Книги какого писателя перед вами?

- А какие произведения Н. Носова вы знаете? Что в них вам запомнилось?

- Какие у него рассказы? (Весёлые, потешные, интересные.)

- Для кого писал Н. Носов? И о ком?


2. Биография Н.Н. Носова.

Сейчас библиотекарь познакомит нас с биографией этого замечательного писателя. (Слайд 2)

Николай Николаевич Носов (1908–1976 гг.) – русский писатель, драматург, режиссер и киносценарист, лауреат Сталинской премии третьей степени, автор известных детских произведений о Незнайке. На протяжении 20 лет занимался постановкой и режиссурой.

Носов Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии, которая в 1917 году была переорганизована в школу-семилетку. Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и через 3 года поступил в Киевский художественный институт. Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, в 1929 году перешел в Московский институт кинематографии. Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». В 1938 году были впервые опубликованы рассказы Носова в журнале «Мурзилка».

Во время Великой Отечественной войны Носов режиссировал учебные военно-технические киноленты. Позже он написал много поучительных рассказов для детей.

26 июля 1976 детского писателя не стало. Похоронили Николая Николаевича на Кунцевском кладбище в Москве.

Наибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Незнайке.

Вы познакомились с краткой биографией Н. Носова, а теперь давайте совершим путешествие в волшебный мир героев этого писателя, в рассказах и сказках которого совмещены удивительные качества, как поучительность и юмор.
А для начала вспомним, какие рассказы Николая Носова вы уже прочитали? (Ответы детей). (Слайд 3)


Начинаем наше путешествие. (Слайд 4)
   Ребята, отвечаем на вопросы викторины, собираем жетоны. В конце мероприятия подведем итоги и выберем самого активного ученика, который знает произведения Н. Носова лучше остальных и соберет наибольшее количество жетонов.


3. Викторина


1 задание «Угадай название произведения по известным фразам. (Слайд 5)


Это «Волга». А Мишка:

Нет, это «Москвич».

Много ты понимаешь! — говорю я.

Конечно, «Москвич», — говорит Мишка. — Посмотри, какой у него капор.

Какой, — говорю, — капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины — капот!

Ответ: (Автомобиль) (Слайд 6)


Это всегда так бывает. Когда пить хочется, так кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уже не хочется, потому что люди от природы жадные…


Ответ: (Мишкина каша) (Слайд 7)


Тебе хорошо живется! — говорит Бобик, — У тебя все есть.

Да, - говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу — гребешком причесываюсь, хочу — на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.

Ответ: (Бобик в гостях у Барбоса) (Слайд 8)


Скажи, Незнайка, какая муха тебя укусила сегодня? Почему ты такой скучный?

Меня сегодня еще никакая муха не кусала, — ответил Незнайка. — А скучный я оттого, что мне скучно.

Ответ: (Незнайка в Солнечном городе) (Слайд 9)

​​​​​​​

Незнайка пришел домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя. Наконец стихи были готовы, и он сказал:

Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.


Ну-ка, ну-ка, про что же это стихи? — заинтересовались все.


Это я про вас сочинил, — признался Незнайка. — Вот сначала стихи про Знайку: Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.


Что? — закричал Знайка. — Когда это я прыгал через овечку?


Ответ: (Приключения Незнайки и его друзей) (Слайд 10)


Ты не говори маме, что я не был сегодня в школе, — сказал он. — А почему ты не был? Что тебе в амбулатории сказали? — Ничего не сказали. — Почему? — Да там врач какой-то бездушный. Я ему говорю, что я болен, а он говорит: «Нет, ты здоров». Я говорю: «Я сегодня так чихал, что у меня чуть голова не оторвалась», а он говорит: «Почихаешь и перестанешь».

(Витя Малеев в школе и дома) (Слайд 11)


Таковы уж нравы у лунных жителей! Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдёт лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных.


Ответ: (Незнайка на Луне) (Слайд 12)


– Так, в колодце. – Упустил? – Упустил. – Ах ты, – говорю, – размазня! Ты что ж, нас уморить голодом хочешь? Чем теперь воды достать? – Чайником можно. Я взял чайник и говорю: – Давай верёвку. – А её нет, верёвки. – Где же она? – Там. – Где – там? – Ну… в колодце.

Ответ: (Фантазеры) (Слайд 13)


2 задание «Найди хозяина» (Слайд 14)


1) Инкубатор-…«Веселая семейка»

2) Математика –… «Федина задача»

3) Веревка – …«Фантазёры»

4) Шляпа – …«Живая шляпа»

5) Крупа– …«Мишкина каша»

6) Телефон – …«Телефон»

7) Нитки –… «Заплатка»

8) Кнопочка – …«Незнайка»

9) Дневник -…«Дневник Коли Синицына»


Молодцы, ребята! Продолжаем нашу викторину.


3 задание «Головоломка» (Слайд 15)


Найдите 7 названий рассказов Н. Носова.

Слово может читаться в любом направлении (кроме диагональных клеток).


В

Е

Т

Е

Л

Е

Ф

О

Н

З

Ц

И

О

З

А

М

А

З

К

А

У

С

Ф

А

Г

Ъ

Р

В

Щ

З

Х

Л

О

Г

У

Р

Ц

Ы

Н

Ь

О

Г

О

Р

О

Д

Н

И

К

И

В

А

Ь

О

И

Б

Л

М

О

Ш

Ы

Р

Е

З

А

Т

Н

А

Ф

Н

У

З

А

Т

Е

Й

Н

И

К

И

Н

Т

Ш

М

Э

Я

Ф

А

Ю

М

Р

Е

Н

О

И

Ц

И

Л

И

М


Ответы (Слайд 16)


В

Е

Т

Е

Л

Е

Ф

О

Н

З

Ц

И

О

З

А

М

А

З

К

А

У

С

Ф

А

Г

Ъ

Р

В

Щ

З

Х

Л

О

Г

У

Р

Ц

Ы

Н

Ь

О

Г

О

Р

О

Д

Н

И

К

И

В

А

Ь

О

И

Б

Л

М

О

Ш

Ы

Р

Е

З

А

Т

Н

А

Ф

Н

У

З

А

Т

Е

Й

Н

И

К

И

Н

Т

Ш

М

Э

Я

Ф

А

Ю

М

Р

Е

Н

О

И

Ц

И

Л

И

М


4 задание «Подбери пословицу» (Слайд 17)


Соедини название рассказа и пословицу, которая к нему подходит.


Телефон

Умел ошибиться, умей исправиться.

Живая шляпа

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь

Заплатка

Кто дружбу водит, тот счастье находит

Он живой и светится

Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

Огурцы

Хорошо медведя в окно дразнить.

Мишкина каша

Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться


Ответы:


Телефон

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь

Живая шляпа

Хорошо медведя в окно дразнить.

Заплатка

Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться

Он живой и светится

Кто дружбу водит, тот счастье находит

Огурцы

Умел ошибиться, умей исправиться.

Мишкина каша

Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.



5 задание «Анаграммы» (Слайд 18)

Как звали героев из рассказов Носова.

КПИНОЧ

ЛЮЛЬПИКИН

ТИВИНК

АЗКЙАН

БОСБАР

(Пончик, Пилюлькин, Винтик, Знайка, Барбос)


4. Подведение итогов. (Слайд 19)


О творчестве какого детского писателя мы с вами сегодня говорили?

Что нового вы узнали Н.Н. Носове?

Чему учат нас поступки героев?

На это наше путешествие заканчивается. Подведем итоги, самым активным оказались следующие ребята…

Николай Николаевич Носов навсегда остался в памяти людей

как замечательный детский писатель, его будут помнить многие

поколения детей и взрослых. Его рассказы остроумные, веселые и поучительные. Читайте больше книг, любите их, переживайте вместе с героями, отправляйтесь в мир фантазии. Обдумывайте поступки других, извлекайте из них уроки, чтобы в жизни поступать правильно.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации