Досуг проводится в зале.
Оформление зала: на центральной стене изображён дуб, на нём цепь.
В разных местах зала иллюстративный и игровой материал по сказкам А. С. Пушкина.
Атрибуты:
• Портрет А. С. Пушкина.
• Домик, невод, ленточки, лошадки, канат, мольберт.
• Иллюстрации по сказкам А. С. Пушкина.
Костюмы: Кота, старика и старухи, рыбки, петуха,
Царевны - Лебедь, богатырей и белки.
Репертуар: А. С. Пушкин «У лукоморья», отрывки из сказок «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке».
Игра «Рыбаки и рыбки» Е. Тиличеева
П. Чайковский «Спящая красавица»
М. Глинка «Марш Черномора»
Н. Римский-Корсаков: «3 чуда - Царевна Лебедь, Богатыри, белка».
И. Брамс «Вальс».
Сказочные герои: Кот - взрослый и ведущий досуга, остальные исполнители-дети.
Ход литературно-музыкального развлечения.Звучит музыка П. Чайковского, входит Кот.
Кот: Здравствуйте, ребята! Я прочитаю вам стихотворение, а вы вспомните, кто его написал:
У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом,
Идёт направо - песнь заводит, налево сказку говорит,
Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит,
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.
Да, это стихотворение А. С. Пушкина. А это его портрет.
Сегодня, ребята, у нас праздник- день рождения А. С. Пушкина.
А вы узнали, кто я? Да, я - Кот из стихотворения «У лукоморья» и в этот праздничный день приглашаю вас в путешествие по сказкам А. С. Пушкина.
По дороге мы встретимся с разными героями. Они поиграют с нами, потанцуют и загадают загадки.
И так, в путь по неведомым дорожкам в страну сказок А. С. Пушкина.
Звучит музыка П. Чайковского.
Дети идут цепочкой за Котом по залу и останавливаются около дома, где живут Старик со Старухой. Кот обращает внимание детей на корыто и невод,выясняя в какую сказку они попали, выслушивает ответы детей и предлагает им сесть и посмотреть.
Из домика выходит Старик: со Старухой: Здравствуйте!
Кот: Кто ты? (обращается к Старику).
Старик: Я старик из сказки «О рыбаке и рыбке»
Старик со Старухой имитируют движения по ходу текста, который озвучивает Кот:
Жил старик со своею старухой у самого синего моря,
Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года.
Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод - пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод - пришёл невод с травою морскою.
Появляется Рыбка и «плавает по волнам».
В третий раз закинул он невод- пришёл невод с одною рыбкой С не простою - золотою!
Рыбка попадается в сеть: Отпусти ты, старче, меня в море!
Откуплюсь, чем только пожелаешь!
Старик: Хочу, чтобы поиграла ты с ребятами. Пусть девочки будут рыбками,
А мальчики - рыбаками.
Игра «Рыбаки и рыбки» Е. Тиличеева.
Кот: Спасибо вам дедушка и рыбка золотая! Возвращайтесь в свою сказку, а мы с ребятами пойдём по тропинке дальше.
Звучит музыка П. Чайковского.
Дети цепочкой идут за Котом и останавливаются около домика Петушка, Кот предлагает прислушаться к голосу, который раздаётся из домика.
Кот: Кто же тут живёт?
Петух «вылетает», хлопает крыльями, кукарекает.
Кот: Ребята, из какой сказки этот герой? (слушает ответы детей).
Да, этот Петушок из одноимённой сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Давайте сядем и послушаем, что же расскажет нам Петушок.
Когда мудрец подарил царю Дадону золотого петушка, то сказал:
Посади ты эту птицу на спицу. Петушок мой Золотой будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно, так сидеть он будет смирно,
Но лишь чуть со стороны ожидать тебе войны-
В миг тогда мой петушок приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся и в то место обернётся.
Вот какой это Петушок. Что - то он хочет нам сказать.
Петушок: Я хочу загадать вам загадки по сказкам А. С. Пушкина, но не простые, а
Загадки в картинках.
Кот: Очень хорошо!
Загадки Петушка.
(Петушок ставит на мольберт иллюстрации с сюжетами сказок А. С. Пушкина, а дети отгадывают их названия).
Кот: Ой, спасибо, Петушок - Золотистый гребешок! Давайте, ребята, заглянем в следующую сказку.
Звучит музыка П. Чайковского.
Дети цепочкой идут за Котом и, обойдя зал, садятся на места.
Звучит музыка Н. Римского- Корсакова «Царевна-Лебедь».
«Выплывает» Царевна-Лебедь.
Кот: Дети, как вы думаете, кто это? (выслушивает ответы детей).
Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит!
А сама - то величава, выступает будто пава:
Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит!
Только, полно, правда ль это?
Царевна - Лебедь: Да, такая есть девица! Ведь царевна эта-Я!
Живу я в сказке «О царе Салтане» и хочу пригласить всех девочек на танец.
Танец - импровизация с ленточками девочек и Царевны - Лебедь.
Царевна-Лебедь: Я не одна живу в этой сказке. Посмотрите.
В чешуе, как жар горя, 33 богатыря!
Звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Богатыри».
Выходят Богатыри.
Кот: Все красавцы удалые, великаны молодые.
Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор.
Черномор: Предлагаем вам, ребята, посоревноваться. Согласны?
Сначала скачки на лошадях!
(1 раз - соревнуются богатыри, 2 раз-команда мальчиков).
А теперь силой померяемся - перетягивание каната.
Кот: Угадайте, ребята, кто ещё живёт в этой сказке?
Звучит музыка Н. Римского - Корсакова «Белка», (выслушивает ответы детей).
Кот: Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом - Белка в нём живёт ручная да чудесница какая.
«Скачет» Белка: Белка песенки поёт да орешки всё грызёт,
А орешки не простые, все скорлупки золотые!
Ядра - чистый изумруд!
Кот: Белку холят, берегут (гладит её).
Наше путешествие по сказочной стране А. С. Пушкина заканчивается и наши сказочные герои приглашают вас потанцевать.
Танец - импровизация под музыку И. Брамса.