Дидактический материал «Логопедическая тетрадь для постановки и автоматизации звука [Л]»
Н. П. Жукова
2019
Уважаемые педагоги и родители!
Правильное, чёткое произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, гармоничного развития. Только логопед в состоянии уловить все нюансы искажения звука и чётко, кратко, доступно объяснить ребёнку суть исправления неточностей. Однако получением отдельного звука коррекционная работа не ограничивается. Далее обязательно должен следовать продолжительный этап закрепления данного звука в самостоятельной речи ребенка, причём в строго определённой последовательности: сначала изолированно, затем в слогах, в словах, предложениях, в текстах, в стихотворениях и наконец в связных высказываниях. Для того чтобы исправленный звук плавно, естественно и прочно вошёл в самостоятельную речь ребёнка, стал её неотъемлемой частью, взрослому следует запастись терпением, настроиться на кропотливую, ежедневную работу. Прежде всего следите за тем, чтобы, проговаривая слова или предложения с определённым звуком речи, ребёнок произносил этот звук четко. Перед каждым занятием необходимо проделать артикуляционную гимнастику, дыхательно-голосовые упражнения, самомассаж лица и шеи, а так же гимнастику на развитие мелкой моторики. Выполняя под руководством взрослого занимательные упражнения в данной тетради, ребенок улучшает не только произносительные навыки, но и совершенствует внимание, память, воображение, мышление, пополняет запас сведений об окружающем мире. Большинство заданий рассчитаны на работу с карандашом, что дополнительно развивает графомоторные навыки ребенка, усиливает интерес к упражнениям, придает им значимость, увеличивает результативность занятий.
Помните — лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться стойкого результата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений. Будьте заинтересованы, собранны, настойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить ребенка за любое, даже самое маленькое достижение.
Успехов вам и вашим детям!
Артикуляционная гимнастика
Примерный комплекс артикуляционной гимнастики (разминки) по 3 - 5 раз каждое упражнение.
«УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ, зубы сжаты |
|
«ЛОПАТКА» — широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе |
|
«ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед
|
|
«КАЧЕЛИ» - вверх-вниз |
|
|
«ЧАСИКИ» - вправо-влево |
«ГРИБОК» - широкий плоский язык присасывается к твердомунебу, боковые края языка прижаты к коренным зубам |
Дыхательно-голосовые упражнения
Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение.
Глубокий вдох через нос — продолжительный выдох через рот.
«Распевка» – длительное произношение на одном выдохе гласных звуковсначала тихим, затем громким голосом: Э, Ы, И.
«Сдуть снежинку» (выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей посередине языка).
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы.
«Охотник идет по болотам» - распределение воздушной струи по бокам.
«Лошадка фыркает» - с силой подуть на расслабленные губы, имитируя фырканье лошади.
«Рыбка» - пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.
«Устали» - с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.
Самомассаж лица и шеи
Смотри в зеркало и выполняй движения.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!
Щечки разминаем, шарики надуем,
И губами вправо-влево потанцуем!
Язычок покусаем мы слегка,
Чтобы речь наша правильной была!
Развитие мелкой моторики
Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).
Развитие движений кистей и пальцев рук |
|
|
Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны) |
«ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - поочередно соединять каждый палец обеих рук |
|
«КУЛАК - ЛАДОНЬ» - руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется. |
|
«ИГРА НА ПИАНИНО» - имитация |
|
Самомассаж кистей и пальцев |
|
Растирание ладоней движениями вверх-вниз |
|
Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек |
|
Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий |
Постановка звука «Л»
Путешествие
Говорим мы все красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Ы
Пароход плывет по волнам и гудит Ы (проведи пальчиком по волнам и произнеси ЫЫЫЫЫЫЫЫ).
Л
Самолет взлетел и запел громко: Л-Л-Л. Вдруг он стал снижаться и тихо запел: л-л-л.
Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто.
Акустическая характеристика звука «Л».
Согласный, твёрдый, звонкий.
Губы: в улыбке. Зубы: разомкнуты. Язык: кончик языка между зубами. Голосовые связки: работают. Воздушная струя: идет через боковые края языка, теплая Может быть твердым и мягким
|
Закрепление изолированного произношения.
Л - гудящий этот звук: самолет летит на юг,
Л - л - л - л - л - л - л - л - л - л - л.
Пароход гудок дает,
Л - л - л - л - л - л - л - л - л - л - л.
И юла гудит, поет,
Л - л - л - л - л - л - л - л - л - л - л.
Л — летают самолеты, начались у них полеты.
Л - л - л - л - л - л - л - л - л - л - л.
6. Подними флажок, если услышишь Л.
Изолированно: Л-м-н-л-к-г-л-м-н-б-л-к-н-л;
В слогах: Ла-ма-но-ло-ку-гу-лу-мы-лы-ка-ла;
В словах: Ложка, лак, одеяло, лампа, ландыши, лото, ловушка, юла, булавка, палатка, шило, бокал, пенал, котел.
7. Выложи флажок из палочек. 8. Выполни штриховку по
Пунктирным линиям.
Автоматизация звука «Л»
Звук и буква «Л»
Найди среди этих букв буквы «Л» и назовем их, а потом обведем всем буквам «Л» ножки, чтобы они могли с нами путешествовать.
Произнеси Л-Л-Л многократно и отрывисто.
Прочти и обведи в кружок все буквы «Л».
Л-м-н-л-к-г-л-м-н-б-л-к-н-л-л-о-л-б-д-л-м
Рассмотри буквы, найди сходство и различи.
Найди спрятанные буквы «Л». Обведи их.
Пропиши букву «Л».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Автоматизация звука «Л» в обратных слогах
Золушка
Выполни все задания и Золушка превратиться в принцессу
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим. (Артикуляционная гимнастика)
Произнеси «Л».
Обведи в кружок все буквы «Л»:
Л М Н Л Д Л Т Л Н Л Ш Л М Л Д Л Р Л Д Н М Л
Составь слоги:
А
О
У
Ы
Прочитай слоги:
АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, АЛА, ОЛО, ЛУ, ЛЫ
Проговори слоги и слова:
АЛ-АЛ-АЛ – МАЛ
УЛ-УЛ-УЛ – МУЛ
ОЛ-ОЛ-ОЛ – ПОЛ
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ – БЫЛ
Прочитай, запомни, повтори:
БАЛ – БЫЛ – БИЛ
МАЛ – МУЛ – МЫЛ
ВАЛ – ВЫЛ – ВОЛ
КОЛ – ПОЛ – ЗОЛ
Автоматизация звука «Л» в прямых слогах
Путешествие на лодке
Л
1. Лодка плывет л-л-л-л (произнеси)
2. Подвинь игрушку-лодку из бумаги вперед если услышишь Л .
Изолированно: Л-м-н-л-к-г-л-м-н-б-л-к-н-л;
В слогах: Ла-ма-но-ло-ку-гу-лу-мы-лы-ка-ла;
В словах: Ложка, лак, одеяло, лампа, ландыши, лото, ловушка, юла, булавка, палатка, шило, бокал, пенал, котел.
А
О
У
Ы
3. Произнеси слоги: ла-ла-ла, лы-лы-лы, ло-ло-ло, лу-лу-лу. Обведи по точкам волны
4. Дополни слог. Кук...(ла), пи...(ла), Ми...(ла), иг...(ла); сто...(лы), по...(лы); вес...(ло)
5. Пропиши слоги:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра «Отгадай загадки»:
1. Я землю копала, ничуть не устала. А кто мной копал, Тот и устал. (лопата) 2. Сама не ем, а людей кормлю. (ложка) 3. Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает Тот слезы проливает. (лук) 4. Висит груша – нельзя скушать. (лампочка) 5. По небу катается, Ночью появляется. То толстеет, то худеет, Светит, но совсем не греет. (луна) 6. На асфальте зеркала: Их нам дождь принес с утра. (лужи) |
7. Запиши первый слог каждой отгадки
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Автоматизация звука л в словах
Путешествие
Л
1.Самолет взлетел и запел громко: Л-Л-Л
вдруг стал снижаться итихо запел: л-л-л.
2. Найди среди буквенного текста спрятанные слова:
ушла, мыло, Лора, сало и подчеркни их.
лакщцшврапстядушларопршцщылаопрповлфдъхйщз
орпралыждфлардплгщёхкмыдплншгщзпмылощшнег
Лорашегнегншгушаррирсалорнгннгкщшущцдалорор
3. Произнеси слова правильно:
Лак, лань, лава, лапа, лампа, ласка, лапка,
Пила, юла, зола, скала, пчела, свекла, акула, школа, метла.
Булавка, платок, палатка, балалайка, кулак, чулан.
4. «Развиваем память».
Повтори, не ошибись! Пила, юла, зола, смола.
Какое слово появилось? Пила, пчела, юла, зола, смола.
Ответь на вопросы.
Кто что делает? Кошка ... (лакает, ласкается, лазает, лакомится).
Что сделала Лана? (Пришла, зашла, вышла, ушла, подошла, купила.)
Что делала Мила? (Сидела, ела, пила, играла, писала, читала, шла, несла, умывалась, одевалась.)
Как Алла помогала маме? Что делала Алла дома? Пол ... (подметала, мыла), пыль ... (вытирала), посуду... (чистила), кастрюлю ... (чистила) и т. д.
Что сделала Клава? Кукле платье ... (сшила), пуговицы ... (пришила, застегнула), бант ... (завязала), с куклой ... (поиграла) и т. д.
«Слово в слове». Найди одно и то же коротенькое слово в следующих словах: камбала, балка, балкон, рыбалка. (Бал). Спиши эти слова.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Семья слов».
Лодка — лодочка — лодочник — лодочный.
Лось — лоси — лосиха — лосята — лосенок.
Холод — холодно — холодная — холодный — холодает.
Скажи ласково. Луг — (лужок), лук — (лучок), луч — (лучик),
луковица — (луковичка), лукошко — (лукошечко).
«Один — много». Один стол, а когда их несколько, говорят, что это ... (столы), пол — ... (полы), пила — ... (пилы), пенал — ... (пеналы), бокал — ... (бокалы). (Раскрась)
|
|
Спиши сова в три столбика в первый - если буква Л в начале слова, во второй – если Л в середине слова в третий – если Л в конце слова.
Ложка, лак, одеяло, лампа, ландыши, лото, ловушка, юла, булавка, палатка, шило, бокал, пенал, котел.
___________ _____________ ______________
___________ ______________ ______________
___________ ______________ ______________
___________ ______________ ______________
___________ ______________ ______________
___________ ______________ ______________
Повтори слова или прочитай, чётко проговаривая звук Л.
Благо глаза колпак полка солдат
Блок глоток метла послы флакон
Блуза глубина младенец салфетка флот
Вилка злак платок слава хлам
Влага класс платье слон хлопок
Галстук колбаса ползунки слух шлаки
Выучи потешки, отработав произношение звука Л.
Иголка, иголка Петя был мал У ёлки
Ты тонка и колка. Он мяту мял. Иголки колки.
Отгадай и выучи загадку, отработав произношение звука Л в словах.
Ползун ползёт,
Иголки везёт.
(Ёж)
Напиши цифру 1 вместо иголок.
Вагончики
Помоги всем сесть на свои места. Картинки в названиях которых звук Л в начале слова посади в первый вагон, звук Л в середине слова – в средний вагон, звук Л в конце слова – в последний вагон (нарисуй стрелочку)
Раскрась картинку.
Таблица на звук Л (в словах)
Слова – подсказки : сЛон, игоЛка, акуЛа, футбоЛка, пЛатье, Лошадь, метЛа, беЛка, осеЛ, еЛка, воЛк, Ложка, Лук, крокодиЛ, Лопата, пчеЛа
* |
|||
Назови все предметы по порядку , начиная с картинки со звездочкой * (слон, иголка, акула, футболка, белка, метелка, лошадь, платье …)
Ставь на каждый предмет фишку и добавляй к называемому предмету сначала фразу « Я встаЛ(а)» :
Я встаЛ(а) на сЛона
Я встаЛ(а) на игоЛку и т.д.
Назови парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. У сЛона –игоЛка, у акуЛы – футбоЛка и т.д.
Назови предмет сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один сЛон, два сЛона, пять сЛонов и т.д.
Назови каждый предмет в уменьшительной форме: сЛон – сЛоник.
Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые – в голубой цвет.
Показывай и называй сЛон – жеЛтый, игоЛка – гоЛубая, и т.д.
С каждым предметом придумай по одному предложению. (усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, сЛон и игоЛка – сЛон вдевает нитку в игоЛку)
Автоматизация звука Л в предложениях, в тексте.
В гости к тете Клаве
Мила в гостях
1. Мила поехала в гости к тете Клаве на велосипеде
Колокольчик звенит на велосипеде ЛЛ – ЛЛ – ЛЛ – ЛЛ (произнеси четко)
2. Девочка Мила ездила в гости в село. Послушай или прочитай рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.
Мила поехала в село к тете Клаве.
У тети Клавы была лошадь.
На лошади каталась Мила.
Для Милы тетя Клава купила удобное седло.
3. Тетя Клава приготовила салат
Салат
Послушай или прочитай рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.
Тетя Клава сделала салат. Салат поставила в холодильник. Из холодильника его достала мила. Мила съела холодный салат. Остался пустой салатник.
4. Спиши текст
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. У тети Клавы есть котенок. Мила играла с котенком
Котенок Шалун
Послушай рассказ, рассмотри картинки, пронумеруй их правильно и перескажи рассказ.
У тети Клавы был милый котенок. Он был белолапый, белолобый, белохвостый и очень шаловливый. Мила гладила котенка и поила его молоком из голубой плошки. Когда Мила садилась учить букву Л, котенок шалил. Он катал по полу клубки для вязания. Потом котенок уставал и ложился спать на мягкую теплую подстилку под столом.
6. Какой был котенок? Выпиши из текста описание котенка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Прочитай предложения, изменяя в скобках слова:
У ведра стоит (метла). У ведра стоят (метла). У ведра много (метла).
|
|
На полене лежит (пила). На поленьях лежат (пила). На поленьях много (пила).
|
|
Из улья вылетела (пчела). Из улья вылетели (пчела). Вылетело много (пчела).
|
|
На стволе сидит (дятел). На стволе сидят (дятел).
|
7. Выпиши слова которые изменились: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. У Милы есть знакомый мальчик Павел. Он — лентяй. Любит сидеть сложа руки. Послушай или прочитай рассказ о нем и постарайся запомнить и пересказать.
Ленивый Павел (пересказ по серии картинок)
Павел вышел на улицу, сел на лавку. Сидел на лавке и глядел на солнышко. Напекло ему голову.
Зашел Павел домой. Сел на стул. Сидел и глядел в потолок. Посидел на стуле, встал и сел на лошадку-качалку. Сидел на качалке и глядел на пол. Встал с качалки, походил, походил и сел на пол. На полу и уснул.
Так Павел целый день бил баклуши.
9. Объясни как ты понимаешь выражение бить баклуши?
Автоматизация звука л в стихотворениях
Колобок
Кто это?
1. Найди другие слова, которые есть в слове колобок? Запиши
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Изобрази, как баба по амбару помела, по сусеку поскребла, как месила тесто, лепила колобка. Проговори что баба делала?
3. Покатился Колобок, напевая песенки: ла-ло-лы-лу, кло-кла-клу-клы. Спойте эту песенку радостным, а затем грустным голосом.
4. Кого встретил колобок?(зайца, волка, медведя, лису) Прочитай стихотворения:
Белый цвет. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. белой даже не была.
|
|
Волк Белый волк на свете жил, Часто лапы с мылом мыл, Чистоплотный очень был, И без мыла долго выл.
|
|
Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку Мила не домыла
|
|
И колобок лисе попался.. Таким наивным оказался... |
5. Чтобы спасти колобка, нужно найти все слова с буквой Л и выписать их
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Обведи колобка по точкам
7. Спой песенку колобка
Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешен,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Буква Л в стихотворениях
1. Прочитай стихотворения, четко произнося Л
Пила. Запилила пила, Отпилила кусок, Наскочила на сучок. Лопнула и стала. Начинай сначала.
|
|
Всё бело, бело, бело. Много снегу намело. Вот весёлые деньки Все на лыжи и коньки.
|
|
Веник пол подметал. Веник очень устал. Он чихнул, он вздохнул, Лёг под стул уснул.
|
|
Мила и мыло Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила. Миле в глаз попало мыло. -Что ты плачешь наша Мила? -Я выплакиваю мыло.
|
|
|
Белка прыгнула на ёлку. Сколько шишек! Повезло! Сорвала их втихомолку, Унесла в своё дупло!
|
|
Клава в цирке Выступала И слонов Дрессировала. На кларнете Слон играл! — Благодарно Хлопал зал! |
Мышка весело жила, На пуху в углу спала. Мышка ела хлеб и сало, Но все мышке было мало.
|
Вот и закончилось наше путешествие, ты четко произносишь Л! Удачи тебе!
Литература
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.
Баскакина, И. В. Логопедические игры. Приключения Л. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Л ЛЬ / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2007.
Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Л, Л': Пособие для детей с нарушениями речи / Н. В. Гальская; Худож. Л. Г. Орлова.— Мн.: «Аверсэв», 2003.
Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. М.: Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 1999.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. СПб.:Дельта, 1995.
Занимательное азбуковедение / Сост. В.В. Волина. М., 1991.
Как научить ребенка правильно говорить. М., 1991.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков С, 3, Ц. М., 1999.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков СЬ, ЗЬ. М., 1999.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков 3, ЗЬ, Ц у детей. М., 1999.
Лопухина И. Логопедия. М., 1996.
Нефедова ЕА., Узорова О.В. Готовимся к школе. М., 2000.
Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. СПб., 1999.
Сборник упражнений для детей с недостатками произношения,
выпуск первый. М., 1959.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить,
ч. 1. М.: Просвещение, 1995.
«1000 загадок» / Сост. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. Ярославль, 1997.
Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль, 2002.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001
30