Групповое логопедическое занятие на тему «Зима. Автоматизация звука [Л]»
Групповое занятие.
Тема: Зима. Автоматизация звука [Л].
Цель: Автоматизировать звук [Л] в тексте. Закрепить представления о зиме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепление представлений о зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация номинативного и атрибутивного словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, прилагательных с существительными);
Коррекционно-развивающие: автоматизация звука [Л], развитие длительного плавного выдоха; зрительного и слухового внимания, мышления, связной речи; артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие тактильных ощущений, творческого воображения, памяти.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оргмомент.
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня на улице дует сильный ветер. Я открыла окно, чтобы проветрить нашу классную комнату и в него залетели вот эти чудесные снежинки (показ снежинок детям). Сегодня на занятии мы познакомимся с каждой из них и выполним интересные задания, которые они нам предлагают. Согласны?
Дети: Да!
Логопед:Тогда улыбнитесь друг-другу и за дело!
1 снежинка: «Доскажи словечко».
Снег. Метель. Пурга. Мороз.
Дед Мороз. Подарков воз.
Ёлка. Дружный хоровод.
Лучший праздник – Новый год!
Лыжи, санки и коньки.
Горки. Гладкие катки.
Смех. Каникул кутерьма.
Это – Зимушка-……зима!
Логопед: Ребята, а что вы вспоминаете, когда слышите слово «зима»?
Дети: Снег, санки, мороз, коньки, лыжи, елка…
Сообщение темы.
Логопед: Кто уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить с вами? Дети: О зиме.
Логопед: Правильно, о зиме и о том, что с ней связано. А ещё мы с вами потренируемся в произношении звука [Л].
Основная часть.
Уточнение названий зимних месяцев:
2 снежинка:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Логопед: Ребята, как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?
Дети: О зиме.
Логопед: Что за скакуны в этой тройке?
Дети: Зимние месяцы.
Логопед: Правильно, это зимние месяцы. Кто вспомнит их названия?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Логопед: Верно. Кто может рассказать стихотворение про первый месяц зимы?
Ребёнок:
Декабрь.
У декабря полно забот -
Как всё успеть - не знает!
Он провожает старый год
И Новый Год встречает!
Он должен ёлку нарядить!
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На праздник новогодний!
Логопед: Какой месяц следует за декабрём?
Дети: Январь.
Логопед: Правильно. Кто может рассказать стихотворение о январе?
Дети:
Январь.
В шубках ёлочки-подружки,
В шапках старые пеньки.
Не нужны зимой игрушки:
Мы пойдём играть в снежки.
Скоро станем мы похожи
На смешных снеговиков.
А январь, весь белый тоже,
Улыбнётся широко.
Логопед: Какой месяц завершает зиму?
Дети: Февраль.
Логопед: Молодцы! Кто расскажет стихотворение про февраль?
Дети:
Февраль.
Белокрылые метели
Завывают в феврале.
Звери сильно похудели
В тесной норке и в дупле.
Мы поможем им немножко:
Хлеб в кормушку принесём.
По заснеженным дорожкам
В задремавший лес придём.
Логопед: Вы внимательно слушали, как читали стихотворения ваши товарищи. Попробуйте назвать о каких признаках зимы в них говорилось?
Дети: Снег, холод, вьюга, метель, мороз.
Дыхательные упражнения.
3 снежинка:
Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не гай, снежинка, подожди немножко.
(Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока логопед читает стихотворение).
Артикуляционная гимнастика.
4 снежинка:
Приглашает наши губы и язычки потанцевать веселый танец.
(Под минусовку Екатерины Железновой «Ну-ка, повторяйте»выполняются артикуляционные упражнения).
- «Индюк» Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).
Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
- «Вкусное варенье»
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а, теперь приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.
Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.
- «Качели»
Цель. Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.
Описание. Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.
Важно, чтобы при выполнении этого упражнения у малыша работал только язык. Очень часто дети выполняют это упражнение, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать.
-«Иголочка»
Цель. Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.
Описание. Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.
Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.
-«Лошадка»
Цель. Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот и "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.
Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Детям удержание нижней челюсти даётся очень трудно, поэтому на первых порах, придерживаем её пальцами.
-«Грибок»
Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).
Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.
Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
4)Автоматизация изолированного [Л].
5 снежинка:
«Телеграмма»
У деревьев паника:
Нет ни шуб, ни валенок!
Время зимнее пришло,
Листья ветром унесло,
Скоро будет Новый год,
А зима не выдаёт
Им обновки свежие, снежные
Белые, пушистые, нежные!
Логопед: Ребята, оденем наше дерево в снежный наряд, чтобы ему было тепло зимой! Посчитаем снежинки звуком [Л] (прикрепляют свои снежинки к дереву, называют звук).
Автоматизация в слогах.
6 снежинка.
Загадка.
Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блёстки - любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне надевают всего лишь раз в году.
Дети: Елка!
Логопед: Новый год не за горами! Нужно украсить нашу елочку. Нарядить её бусами, шарами и игрушками! Снежинка принесла нам игру «Бусы»: нужно посчитать бусины слогами со звуком [Л]. Даша посчитает бусины слогом –лат-, Алёна – слогом -плы-, Кирилл – слогом «бел», Саша – «тлу». А теперь повесьте бусы на елочку.
Автоматизация в словах.
7 снежинка.
Предлагает нам отгадать загадки о елочных игрушках и украсить ими елочку.
Украшение повесит тот, кто правильно произнесет звук [Л] в словах.
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
(белка)
Шубку белую имеет,
И на севере живет,
Рыбку он ловить умеет,
К ней на льдинке подплывет.
(белый медведь)
Он растет цветочком в поле
Он звенит на колокольне
В школе первый он звоночек
Наш любимый …
( Колокольчик)
Я росла в лесу дремучем,
Поднималась к синим тучам.
Но теперь меня срубили
И в игрушки нарядили.
(елка)
Чей там хвост и чья там грива
Словно по ветру летят?
Под копытами игриво
Искры яркие блестят...
(Лошадка)
Круглобока, краснолика
Это ягода - …
(Клубника)
Покрывало белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)
Логопед: Ребята, к нам с неба тоже спустилось волшебное снежное покрывало, снежинки на нем необычные – на них слоги, из которых вам предстоит собрать слова.
Слова: салазки, хлопушка, холод, ёлка.
Согласование существительного с числительным, автоматизация в словосочетаниях.
8 снежинка: Снежный ком.
Логопед: Эта снежинка предлагает нам скатать снежный ком из слов. Нужно брать цифры от меньшего числа к большему, выбрать картинку и подружить их. Например: одна белка.
(На «снежный ком» (плоский из ткани) прикреплены цифры от 1 до 9.
Дети снимают цифру, берут картинку и согласовывают существительное с числительным).
Автоматизация в чистоговорках.
Логопед:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)
Посмотрите, ребята, какого мы слепили снеговика! А я сочинила про него чистоговорки. Попробуем их сказать. Чистоговорку скажет тот, кому я дам снеговичка.
- Ла- ла – ла – ла – ла – ла – шуба у него бела!
- Лу – лу – лу – лу - лу– в руку дам ему метлу!
- Ла ла – ла – ла – ла – ла – и улыбка весела!
- Лы – лы – лы – лы – лы – лы – будем вместе веселы!
Физкультминутка.
Звучит фонограмма зимней вьюги.
Логопед: Что-то холодно стало. Как вы думаете, что это?
Дети: Это песенка зимней метели.
Логопед: Ребята, сейчас мы с вами устроим настоящую метель.
Дети устраивают метель: кружатся, размахивая мишурой.
Согласование существительного с прилагательным.
9 снежинка: «Подружи слова».
Логопед: Пришла к нам метель и разбросала все слова, перепутала. Снежинка предлагает нам подружить слова и назвать словосочетания.
Слова: ветер, холодная, зима, злой, белоснежная, холодный, вьюга, злая, ночь.
Составьте предложения с получившимися словосочетаниями.
Применение элементов ароматерапии.
Упражнение «Запах Нового года».
Логопед: Ребята, у меня есть волшебный мешочек с запахом нового года. Сейчас я дам вам понюхать его, а вы мне скажите, чем пахнет новый год.
Дети: Ах, как вкусно пахнет елкой и мандаринами!
Автоматизация в тексте.
Логопед: Ребята, а кого же не хватает на нашем празднике? Конечно же, Деда Мороза с подарками. Но чтобы получить подарочек, нужно Дедушке Морозу рассказать стишок.
Дети рассказывают стихи:
Зима.
Все бело, бело, бело. Много снегу намело.
Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!
Елка.
Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)
Белый цвет.
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)
Заяц белый.
Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.
Итог.