Логопедическое занятие
Тема: Дифференциация предлогов и приставок.
Учитель-логопед: Гуськова Л.В.
Тема: Дифференциация предлогов и приставок.
Цель: совершенствование умений различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи.
Задачи:Образовательные:
1. Закрепить отличительные признаки приставок и предлогов;
2. Совершенствовать умение выделять приставку из слова и предлог из предложения;
3. Формировать навыки правильного написания предлогов и приставок;
4. Закрепить навыки работы с деформированным предложением.
Коррекционно-развивающие:
Развивать слуховое внимание и память.
Совершенствовать мелкую и общую моторику.
Развивать орфографическую зоркость при выполнении заданий;
Развивать логическое мышления при выполнении заданий.
Развивать навыки согласования слов в предложении через электронную игру «Море словесности»- «Составь предложение»;
Обогащать словарный запас;
Воспитательные:
Совершенствовать навыки самоконтроля на основе сравнения с образцом;
Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.
Воспитывать умение работать в парах.
Здоровьесберегающие:
Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости обучающихся.
Следить за правильной посадкой обучающихся
Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
Соблюдать режим охраны зрения;
Чередовать статистические и динамические задания.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
1. Формировать внутреннею позицию школьника (положительное отношение к школе, развитие познавательного интереса к обучению).
2. Развивать учебную мотивацию, стремление к приобретению новых знаний и умений.
3. Развивать адекватное осознанное представление о качествах ученика, осознавать свои возможности в учении.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
1. Осуществлять самоконтроль;
2. Оценивать результаты своей деятельности;
3. Целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
Познавательные:
1.Уметь анализировать, развивать способность делать выводы;
2. Уметь находить ответы на вопросы, используя приобретенные знания.
3. Уметь наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
1. Развивать умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.
2. Развивать умение задавать вопросы, слушать и понимать других.
3. Уметь высказывать свою точку зрения.
4. Уметь взаимодействовать в коллективе
Оборудование: ПК, экран, проектор, «Мобильный класс» раздаточный материал,
Тип занятия: занятие по совершенствованию знаний, умений и навыков.
Форма организации занятия: подгрупповое логопедическое занятие.
Ход занятия
| Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I. Мотивация к деятельности. Организационный момент | Добрый день, ребята! Я рада видеть вас! - Сядет тот, в чьем полном имени после звука (А) – звук (Н). - Сядет тот, чья фамилия начинается со звука (С). - Сядет тот, в чьём полном имени первый звук ( Д), последний звук (Л). - Сядет тот, в чьем имени второй звук (С) На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение… Я готова сотрудничать с вами. Улыбнитесь друг другу, желая успехов на занятии. - Девизом занятия будет: Если знаешь – говори, Если говоришь – говори доказательно, Не знаешь – слушай! |
Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют друг друга.
Читают по одной строчке слайд |
II План занятия
| - Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю Вам совершить сегодня путешествие в страну «Грамматика». Прежде, чем отправиться в путешествие составим план. В этом нам поможет Саша 1.Подготовка речевого аппарата. 2.Определение темы занятия. 3.Работа по теме. 4. Итог занятия. А раз мы с вами путешественники я выдаю Вам каждому путевой лист, в котором вы будете отмечать свои достижения, Было легко «Л», трудно «Т», интересно «И». |
Знаковыми сигналами выложить план занятия проговаривая каждое действие. |
III Речевая разминка | -Для того, чтобы во время путешествия вы красиво и четко произносили слова, надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Выполним упражнения. Внимание, говорим чётко, громко, понятно: Глаза смотрят и всё видят, Уши слушают и всё слышат. Я сначала думаю, а потом говорю.
|
А) сначала читают все вместе. Б) потом индивидуально 2 человека с дефектами речи. |
| Во - время путешествия мы побываем на станциях, давайте прочитаем: А теперь мы отправляемся в наше путешествие: Спинки поправим, заняли удобные места.
| Д.: Станция предлогов и приставок, фонематическая, спортивная, грамматическая, орфографическая, итоговая. |
IV Актуализация знаний. Постановка проблемы занятия. | - Ребята, мы продолжаем путешествие по стране «Грамматика», а вот по какой теме, вы мне сейчас скажете сами. Для того, чтобы разобраться я предлагаю вам исследовать вот эту строку:
СПОДВЕСЁЛЫЙОТШАГАЕТЗАТУРИСТНАДПРОПЛАНЕТЕПО -Посмотрите внимательно на эту строку, найдите слова. - Назовите слова, которые вы нашли в этой строке. -Что осталось? Прочитайте. - Что это за слова? (Это предлоги). - А может быть это приставки? Примеры: съехал, подъехал, отъехал, заехал, наехал, проехал, поехал, - У нас возникла проблема? Попробуем ее решить на занятии. |
Весёлый, шагает, турист, планете. - С, под, от, за, на, про, по.
|
II. Основная часть. V. Сообщение темы занятия. Постановка целей занятия
| Давайте определим тему нашего сегодняшнего занятия? - Давайте поставим цель нашего занятия Учитель: - Наша тема называется: -Дифференциация предлогов и приставок.
- Дифференциация и различение – это слова – синонимы. - Ребята, вы убедились, что приставки и предлоги очень похожи и важно их различать. - Для чего нам это необходимо?
| Предлоги и приставки). - Предлоги и приставки. - научиться различать предлоги и приставки - чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги и чтобы правильно понимать то, о чём говорят. |
VI. Работа по теме занятия | Продолжим наше исследование Вернемся к нашим словам . - Составьте предложение, используя только эти слова. (дети пытаются составить предложение). - Не получается? Почему? (нет связи слов). - Что нужно для связи слов в предложении? (Необходим предлог в предложении). - Какой предлог надо вставить? - Составим теперь предложение. - Докажите, что это предлог. - Зачем нужны предлоги в предложении? Предлог | Часть речи | Самостоятельное слово | Раздельно | Не пишется перед словами-действиями | Нужны для связи слов в предложении | треугольник |
Посмотрите на экран, прочитайте слова и назовите предлоги. по дороге – предлог по , с братом – предлог с, поливает – Назовите ее. у школы – предлог у, долетел – приставка до, подплыл – приставка под - Что мы с вами сейчас выделяли в словах? -Приставка- это что? - Сравним приставку и предлог. Предлог | Приставка | Часть речи | Часть слова | Самостоятельное слово | Образует слово | Раздельно | слитно | Не пишется перед словами-действиями | Перед словами -действиями | Нужны для связи слов в предложении | Служит для образования новых слов |
| Надо вставить предлог «По» Весёлый турист шагает по планете. (Между предлогом «по» и словом «планете» можно вставить слово. Например, по красивой планете). - Предлоги нужны для связи слов в предложении. слайд Предлог – это часть речи, служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов). - Предлоги не употребляются с глаголами.
в этом слове нет предлога, а что в нем есть? (приставка). (ПО)
приставка ПОД приставки Приставка – это часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом)
|
| -Молодцы, ребята! Спинки поправили, двигаемся дальше. *Следующая станция – Фонематическая. - Посмотрите, пожалуйста, вспомните графическое изображение приставки и предлога. Возьмите графические изображения в руки. Играем в игру «Узнай приставку и предлог» Я называю слово, а вы на слух должны определить, что это, поднять нужную карточку. Упр.1 «Преврати слова с приставками в слова с предлогами» (выполняется на карточках) Образец: Нагрудный значок-значок на груди Настенный календарь – календарь на стене Нарукавная повязка-повязка на рукаве. Заработная плата- плата за работу Подземный переход – переход под землёй Подводные камни – камни под водой . Самопроверка по эталону. - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием Оцените свою работу. В путевом листе сделайте помету, было легко (Л), трудно(Т), интересно(И). | - Фонематическая.
ЗА ГОРОЙ, ЗАБЕЖАЛ, СВЕРНУЛА, С ДОРОГИ, НАРЕЗАТЬ, НА ПОЕЗДЕ (Учащиеся показывают графическое изображение приставки или предлога).
При затруднении карточка |
Физкультминутка | Мы приехалис вами на станцию- - Выходите из своих вагончиков. (Смотрим все на …). Мы активно отдыхаем – То встаём, то приседаем – Раз-два-три-четыре-пять, Вот как надо отдыхать. (Приседания) Головой теперь покрутим – Лучше мозг работать будет. (Вращения головой) Вертим туловищем бодро – Это тоже славный отдых. (Вращения туловищем). Отдохнули – и за дело, Снова мы в вагоны сели -Присаживайтесь.
-Выполним дыхательное упражнение «Волшебные пузыри» Я напомню вам, как мы сделаем: ГЛУБОКИЙ ВДОХ НОСОМ И МЕДЛЕННЫЙ ПРОТЯЖНЫЙ ВЫДОХ РТОМ (4-5 раза). | - Спортивная.
-Мы развиваем длительный выдох, т. к. в речи много слов сложной слоговой структуры. |
VI Работа по теме занятия | *Следующая станция Звуко-буквенная. - Царица Грамматики вам приготовила словосочетания, но они рассыпались. Откройте конверты и выполните задание: Упр. 2.- Сложите карточки, чтобы получилось правильное словосочетание. - Что вы интересного заметили, выполняя задание?
-Как приставка пишется со словом? А предлог? - С любым из этих словосочетаний составьте предложение (устно). -Молодцы! Оцените себя. Сделайте необходимую запись в путевом листе. - Двигаемся дальше. Следующая станция Грамматическая. Ребята, я предлагаю Вам проверить свои знания на станции «Грамматическая», вам необходимо вставить правильно предлоги в предложение. Работа с предложениями по диску «Море словесности» -Молодцы! Оцените себя. Сделайте необходимую запись в путевом листе. - Двигаемся дальше. Что мы сейчас с вами выполняли?
- Упр.4. Посмотрите на экран. Поработаем с пословицами. Прочитайте первую пословицу. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Много радости находит – что это НА? - Прочитайте второе предложение. - Как проверить? - Молодцы, хорошо поработали. | Звуко-буквенная (с)катился (с)горы, (по)бежали (по)дорожкам, (про)читал (про)машины, (до)шёл (до)площади (за)глянул (за)поворот - В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги. Приставка со словом пишется слитно, а предлог раздельно.
Грамматическая Работа с диском море словесности.
Вставляли предлоги в предложение.
Много радости (на)ходит человек (в)труде. НА – это приставка, – человек в труде, - В – это предлог. (До)води дело (до)конца. Доводи - ДО – это приставка. До конца - ДО– это предлог. Можно вставить слово: до маленького конца. |
V. Закрепление материала. Подготовка к письму. | Мы с Вами прибыли на станцию – Орфографическая. А сейчас мы поработаем с пальчиками. Выполним массаж с мячиком. (Говорим чётко, громко, чтобы было всё понятно).
Молодцы, положите массажный мяч на парту. -Встрепенулись, продолжаем наше путешествие.
Открываем тетради, записываем число. Работа по карточкам. Упр. 5. Закрепление темы. В предложениях вставьте подходящие по смыслу приставки и предлоги, запишите в тетради. Выделить приставку и предлог. А что бы проверить правильность выполнения задания мы с Вами воспользуемся компьютерами (МОБИЛЬНЫМ КЛАССОМ). Не забываем правильность посадки перед компьютером, поправим спинки. Поменяйтесь тетрадями с товарищем по парте, проверьте тетради по эталону. Если ваш товарищ выполнил всё правильно то мы ставим + , если есть хотя бы одна ошибка ставим - (Работа парами.) Работа на компьютере. Самопроверка. Упр 6. Найдите ошибки. Запиши предложения правильно. Графически выделите приставку и предлог
*Теплоход от плыл от пристани. *До сторожки мы до брались к вечеру. *Ребята с катились сгоры. *Солнце за шло загоризонт. Упр. 7. Упражнение «Корректор» работа с деформированным текстом Заяц вы скочил из своего логовища по кормиться и по играть сдругими зайцами. Наопушке леса стоял старый егерь. Он под крался налыжах совершенно незаметно и вы сматривал, которого бы зайца за стрелить. Старичок порядком устал и присел на берегу реки отдохнуть. Лиса под ползла к самой полынье. Наконец грянул выстрел. Старичок добыл Серую Шейку изполыньи и по ложил за пазуху.
| Я мячом круги катаю, Взад вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. Мяч летает между рук! (Движения соответственно тексту).
Орфографическая. (Работа в тетрадях)
Солнце (за)шло (за)тучу. (На)конверте (на)писан адрес. (С)горы (с)бегают потоки.
*Теплоход от плыл от пристани. *До сторожки мы добрались к вечеру. *Ребята с катились с горы. *Солнце за шло за горизонт. |
VII Итог занятия.
Рефлексия | Станция Итоговая. Итак, мы на станции «Итоговая» Все ли этапы мы с Вами выполнили? Давайте вспомним, какая цель была поставлена в начале занятия?
-Какие открытия для себя вы сделали? (Бывают одинаковые предлоги и приставки, но пишутся по разному.). - Как различить приставку и предлог? - Какое из заданий вызвало у вас небольшие трудности? - Возьмите путевые листы, расскажите о своих успехах и трудностях во время путешествия. - Все молодцы! Но особенно хорошо сегодня работали. Оцените себя смайликами за работу на уроке. Занятие окончено. | Итоговая .Цель: - Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги. Бывают одинаковые предлоги и приставки, но пишутся по разному.). Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно). - Что мне было интересно? - Что мне было трудно? - Что я теперь умею?
|