Логопедическое занятие «Дифференциация приставок и предлогов»

1
0
Материал опубликован 10 October 2023

Логопедическое занятие

Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Учитель-логопед: Гуськова Л.В.

Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Цель: совершенствование умений различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Задачи:Образовательные:

1. Закрепить отличительные признаки приставок и предлогов;
2. Совершенствовать умение выделять приставку из слова и предлог из предложения;
3. Формировать навыки правильного написания предлогов и приставок;
4. Закрепить навыки работы с деформированным предложением.

Коррекционно-развивающие:

Развивать слуховое внимание и память.

Совершенствовать мелкую и общую моторику.

Развивать орфографическую зоркость при выполнении заданий;

Развивать логическое мышления при выполнении заданий.

Развивать навыки согласования слов в предложении через электронную игру «Море словесности»- «Составь предложение»;

Обогащать словарный запас;

Воспитательные:

Совершенствовать навыки самоконтроля на основе сравнения с образцом;

Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Воспитывать умение работать в парах.

Здоровьесберегающие:

Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости обучающихся.

Следить за правильной посадкой обучающихся

Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

Соблюдать режим охраны зрения;

Чередовать статистические и динамические задания.

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

1. Формировать внутреннею позицию школьника (положительное отношение к школе, развитие познавательного интереса к обучению).

2. Развивать учебную мотивацию, стремление к приобретению новых знаний и умений.

3. Развивать адекватное осознанное представление о качествах ученика, осознавать свои возможности в учении.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

1. Осуществлять самоконтроль;

2. Оценивать результаты своей деятельности;

3. Целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные:

1.Уметь анализировать, развивать способность делать выводы;

2. Уметь находить ответы на вопросы, используя приобретенные знания.

3. Уметь наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

1. Развивать умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.

2. Развивать умение задавать вопросы, слушать и понимать других.

3. Уметь высказывать свою точку зрения.

4. Уметь взаимодействовать в коллективе

Оборудование: ПК, экран, проектор, «Мобильный класс» раздаточный материал,

Тип занятия: занятие по совершенствованию знаний, умений и навыков.

Форма организации занятия: подгрупповое логопедическое занятие.




Ход занятия


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Мотивация к деятельности.

Организационный момент

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас!

- Сядет тот, в чьем полном имени после звука (А) – звук (Н).

- Сядет тот, чья фамилия начинается со звука (С).

- Сядет тот, в чьём полном имени первый звук ( Д), последний звук (Л).

- Сядет тот, в чьем имени второй звук (С)

На столах у вас смайлики, выберите тот, который

соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это моё настроение… Я готова сотрудничать с вами.

Улыбнитесь друг другу, желая успехов на занятии.

- Девизом занятия будет:

Если знаешь – говори,

Если говоришь – говори доказательно,

Не знаешь – слушай!













Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют друг друга.


Читают по одной строчке слайд

II План занятия


- Ребята, вы любите путешествовать?

Я предлагаю Вам совершить сегодня путешествие в страну «Грамматика».

Прежде, чем отправиться в путешествие составим план. В этом нам поможет Саша

1.Подготовка речевого аппарата.

2.Определение темы занятия.

3.Работа по теме.

4. Итог занятия.

А раз мы с вами путешественники я выдаю Вам каждому путевой лист, в котором вы будете отмечать свои достижения, Было легко «Л», трудно «Т», интересно «И».


Знаковыми сигналами выложить план занятия проговаривая каждое действие.

III Речевая разминка

-Для того, чтобы во время путешествия вы красиво и четко произносили слова, надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Выполним упражнения.

Внимание, говорим чётко, громко, понятно:

Глаза смотрят и всё видят,

Уши слушают и всё слышат.

Я сначала думаю, а потом говорю.







А) сначала читают все вместе.

Б) потом индивидуально

2 человека с дефектами речи.


Во - время путешествия мы побываем на станциях, давайте прочитаем:

А теперь мы отправляемся в наше путешествие:

Спинки поправим, заняли удобные места.


Д.: Станция предлогов и приставок, фонематическая, спортивная, грамматическая, орфографическая, итоговая.

IV Актуализация знаний. Постановка проблемы занятия.

- Ребята, мы продолжаем путешествие по стране «Грамматика», а вот по какой теме, вы мне сейчас скажете сами. Для того, чтобы разобраться я предлагаю вам исследовать вот эту строку:


СПОДВЕСЁЛЫЙОТШАГАЕТЗАТУРИСТНАДПРОПЛАНЕТЕПО

-Посмотрите внимательно на эту строку, найдите слова.

- Назовите слова, которые вы нашли в этой строке.

-Что осталось? Прочитайте.

- Что это за слова? (Это предлоги).

- А может быть это приставки?

Примеры: съехал, подъехал, отъехал, заехал, наехал, проехал, поехал,

- У нас возникла проблема?

Попробуем ее решить на занятии.








Весёлый, шагает, турист, планете.

- С, под, от, за, на, про, по.








II. Основная часть.
V. Сообщение темы занятия.
Постановка целей занятия


Давайте определим  тему нашего сегодняшнего занятия?
- Давайте поставим цель нашего занятия

Учитель: - Наша тема называется:

-Дифференциация предлогов и приставок.


- Дифференциация и различение – это слова – синонимы.

- Ребята, вы убедились, что приставки и предлоги очень похожи и важно их различать.

- Для чего нам это необходимо?


Предлоги и приставки).
-
Предлоги и приставки.
- научиться различать предлоги и приставки

- чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги и чтобы правильно понимать то, о чём говорят.

VI. Работа по теме занятия

Продолжим наше исследование

Вернемся к нашим словам

. - Составьте предложение, используя только эти слова. (дети пытаются составить предложение).

- Не получается? Почему? (нет связи слов).

- Что нужно для связи слов в предложении? (Необходим предлог в предложении).

- Какой предлог надо вставить?

- Составим теперь предложение.

- Докажите, что это предлог.

- Зачем нужны предлоги в предложении?

Предлог

Часть речи

Самостоятельное слово

Раздельно

Не пишется перед словами-действиями

Нужны для связи слов в предложении

t1696945128aa.gifтреугольник

Посмотрите на экран, прочитайте слова и назовите предлоги.
по дороге – предлог по ,
с братом – предлог с,
поливает –

Назовите ее.

у школы – предлог у,
долетел – приставка до,
подплыл – приставка 
под

- Что мы с вами сейчас выделяли в словах?

-Приставка- это что?

- Сравним приставку и предлог.

Предлог

Приставка

Часть речи

Часть слова

Самостоятельное слово

Образует слово

Раздельно

слитно

Не пишется перед словами-действиями

Перед словами -действиями

Нужны для связи слов в предложении

Служит для образования новых слов


Надо вставить предлог «По»

Весёлый турист шагает по планете.

(Между предлогом «по» и словом «планете» можно вставить слово.

Например, по красивой планете).

- Предлоги нужны для связи слов в предложении.

слайд

Предлог – это часть речи, служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов).

- Предлоги не употребляются с глаголами.






в этом слове нет предлога, а что в нем есть? (приставка).

(ПО)


приставка ПОД

приставки

Приставка – это часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом)



-Молодцы, ребята! Спинки поправили, двигаемся

дальше.

*Следующая станция – Фонематическая.

- Посмотрите, пожалуйста, вспомните графическое изображение приставки и предлога. Возьмите графические изображения в руки.
Играем в игру «Узнай приставку и предлог» Я называю слово, а вы на слух должны определить, что это, поднять нужную карточку.

Упр.1 «Преврати слова с приставками в слова с предлогами» (выполняется на карточках)

Образец: Нагрудный значок-значок на груди

Настенный календарь – календарь на стене

Нарукавная повязка-повязка на рукаве.

Заработная плата- плата за работу

Подземный переход – переход под землёй

Подводные камни – камни под водой

. Самопроверка по эталону.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием

Оцените свою работу. В путевом листе сделайте помету, было легко (Л), трудно(Т), интересно(И).

- Фонематическая.





ЗА ГОРОЙ, ЗАБЕЖАЛ, СВЕРНУЛА, С ДОРОГИ, НАРЕЗАТЬ, НА ПОЕЗДЕ (Учащиеся показывают графическое изображение приставки или предлога).



При затруднении карточка

Физкультминутка

Мы приехалис вами на станцию-

- Выходите из своих вагончиков. (Смотрим все на …).

Мы активно отдыхаем

То встаём, то приседаем

Раз-два-три-четыре-пять,

Вот как надо отдыхать. (Приседания)

Головой теперь покрутим

Лучше мозг работать будет. (Вращения головой)

Вертим туловищем бодро

Это тоже славный отдых. (Вращения туловищем).

Отдохнули – и за дело,

Снова мы в вагоны сели -Присаживайтесь.


-Выполним дыхательное упражнение «Волшебные пузыри» Я напомню вам, как мы сделаем: ГЛУБОКИЙ ВДОХ НОСОМ И МЕДЛЕННЫЙ ПРОТЯЖНЫЙ ВЫДОХ РТОМ (4-5 раза).

- Спортивная.















-Мы развиваем длительный выдох, т. к. в речи много слов сложной слоговой структуры.

VI Работа по теме занятия

*Следующая станция Звуко-буквенная.

- Царица Грамматики вам приготовила словосочетания, но они рассыпались. Откройте конверты и выполните задание:

Упр. 2.- Сложите карточки, чтобы получилось правильное словосочетание.

- Что вы интересного заметили, выполняя задание?


-Как приставка пишется со словом? А предлог? - С любым из этих словосочетаний составьте предложение (устно).

-Молодцы! Оцените себя. Сделайте необходимую запись в путевом листе. - Двигаемся дальше.

Следующая станция Грамматическая.

Ребята, я предлагаю Вам проверить свои знания на станции «Грамматическая», вам необходимо вставить правильно предлоги в предложение.

Работа с предложениями по диску «Море словесности»

-Молодцы! Оцените себя. Сделайте необходимую запись в путевом листе. - Двигаемся дальше.

Что мы сейчас с вами выполняли?




- Упр.4. Посмотрите на экран. Поработаем с пословицами.

Прочитайте первую пословицу.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Много радости находит – что это НА?

- Прочитайте второе предложение.

- Как проверить?

- Молодцы, хорошо поработали.

Звуко-буквенная

(с)катился (с)горы,

(по)бежали (по)дорожкам,

(про)читал (про)машины,

(до)шёл (до)площади

(за)глянул (за)поворот

- В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги.

Приставка со словом пишется слитно, а предлог раздельно.



Грамматическая

Работа с диском море словесности.





Вставляли предлоги в предложение.





Много радости (на)ходит человек (в)труде. НА – это приставка,

человек в труде, - В – это предлог.

(До)води дело (до)конца.

Доводи - ДО – это приставка.

До конца - ДО– это предлог.

Можно вставить слово: до маленького конца.

V. Закрепление материала.

Подготовка к письму.

Мы с Вами прибыли на станцию – Орфографическая.

А сейчас мы поработаем с пальчиками. Выполним массаж с мячиком. (Говорим чётко, громко, чтобы было всё понятно).


Молодцы, положите массажный мяч на парту.

-Встрепенулись, продолжаем наше путешествие.





Открываем тетради, записываем число.

Работа по карточкам.

Упр. 5. Закрепление темы.

В предложениях вставьте подходящие по смыслу приставки и предлоги, запишите в тетради. Выделить приставку и предлог.

А что бы проверить правильность выполнения задания мы с Вами воспользуемся компьютерами (МОБИЛЬНЫМ КЛАССОМ). Не забываем правильность посадки перед компьютером, поправим спинки.

Поменяйтесь тетрадями с товарищем по парте, проверьте тетради по эталону. Если ваш товарищ выполнил всё правильно то мы ставим + , если есть хотя бы одна ошибка ставим -

(Работа парами.)

Работа на компьютере. Самопроверка.

Упр 6. Найдите ошибки.

Запиши предложения правильно. Графически выделите приставку и предлог


*Теплоход от плыл от пристани.

*До сторожки мы до брались к вечеру.

*Ребята с катились сгоры.

*Солнце за шло загоризонт.

Упр. 7. Упражнение «Корректор»

работа с деформированным текстом

Заяц вы скочил из своего логовища по кормиться и

по играть сдругими зайцами.

Наопушке леса стоял старый егерь.

Он под крался налыжах совершенно незаметно и

вы сматривал, которого бы зайца за стрелить.

Старичок порядком устал и присел на берегу реки отдохнуть.

Лиса под ползла к самой полынье.

Наконец грянул выстрел.

Старичок добыл Серую Шейку изполыньи и по ложил за пазуху. 


Я мячом круги катаю,

Взад вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Мяч летает между рук! (Движения соответственно тексту).


Орфографическая. (Работа в тетрадях)


Солнце (за)шло (за)тучу. (На)конверте (на)писан адрес.

(С)горы (с)бегают потоки.






*Теплоход от плыл от пристани. *До сторожки мы добрались к вечеру. *Ребята с катились с горы. *Солнце за шло за горизонт.

VII Итог занятия.








Рефлексия

Станция Итоговая.

Итак, мы на станции «Итоговая»

Все ли этапы мы с Вами выполнили?

Давайте вспомним, какая цель была поставлена в начале занятия?


-Какие открытия для себя вы сделали?

(Бывают одинаковые предлоги и приставки, но пишутся по разному.).

- Как различить приставку и предлог?

- Какое из заданий вызвало у вас небольшие

трудности?

- Возьмите путевые листы, расскажите о своих успехах и трудностях во время путешествия.

- Все молодцы! Но особенно хорошо сегодня работали. Оцените себя смайликами за работу на уроке.

Занятие окончено.

Итоговая

.Цель: - Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги.

Бывают одинаковые предлоги и приставки, но пишутся по разному.).

Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно).

- Что мне было интересно?
- Что мне было трудно?
- Что я теперь умею?



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации