12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванникова Татьяна Михайловна10

Содержание

п/п

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

2 - 6

1.1

Цель и задачи программы

6-7

2

Рабочие программы

7 -12

2.1

Рабочая программа учебного курса «Логоритмика - 1 год обучения

8 - 10

2.2

Рабочая программа учебного курса «Логоритмика» 2 год обучения

10 - 12

3

Комплекс организационно – педагогических условий

12 - 14

3.1

Учебный план

12-13

3.2

Календарный учебный график

13

3.3

Условия реализации программы

14 - 15

3.4

Методические материалы

15 -16

3.5

Материально – техническое обеспечение

16

3.6

Список литературы

17


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1. Пояснительная записка

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни –это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним». А. И. Буренина

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Логоритмика» для обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Направлена на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально - ритмической деятельности.

На занятиях «Логоритмика» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируется и развивается восприятие музыки (ее характера и доступных средств музыкальной выразительности), они приобщаются к основам музыкальной культуры; обучаются музыкально – ритмическим движениям (правильному, выразительному и ритмичному исполнению основных, гимнастических и танцевальных движений, несложных их композиций, музыкально – пластической импровизации), выразительной декламации песен под музыку (при точной передаче во внятной, выразительной речи ритмической структуры мелодии, характера звуковидения, динамических оттенков), игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. На занятиях ведется целенаправленная работа по автоматизации произносительных навыков обучающихся (с использованием фонетической ритмики и музыки).

Дополнительная общеразвивающая программакурса «Логоритмика» базируется на постоянном взаимодействии «Речь и альтернативная коммуникация»; «Музыка и движения».

Программа составлена с учетом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей обучающихся, развивающихся на фоне умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности обучающегося. Важныйаспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка, поддержка инициатив обучающихся.

Программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); в действующих редакциях;

- Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Санитарные правила СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).

Актуальность Программы состоит в том, что ее реализация способствует общему разностороннему развитию школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На занятиях дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Занятия «Логоритмика» оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.

Отличительные особенности Программы: дополнительная образовательная программа дополнительного образования «Логоритмика» разработана на основе образовательной программы по предмету «Ритмика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы (далее АООП) вариант 2 в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом. Образовательнаяпрограмма дополнительного образования «Логоритмика» имеет социально-педагогическую направленность. Реализация данной программы способствует физическому, музыкально-ритмическому, эстетическому и в целом психическому развитию ребенка, а также социализации в обществе. Формирует художественный вкус и творческие способности.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение ритмическим движениям рассматривается как базисный этап, закладывающий «школу движений», развивающий психофизические качества, укрепляющий здоровье детей.

Педагогическая значимость освоения данной программы обусловлена тем, что овладение ритмическим и ритмопластическим движением под музыку теснейшим образом связано с речевым, интеллектуальным, физическим, эмоциональным и нравственным развитием личности.

Школьный возраст является периодом для освоения как ритмической культуры слова, так и ритма движения. И далее в жизни все вокруг нас и внутри нас подчинено ритму, начиная с физиологических механизмов и заканчивая великим искусством ритма (музыкой, поэзией, хореографией, живописью). Двигательный навык, заложенный и автоматизированный в дошкольном возрасте, остается в «базе движений» человека всю жизнь, даже если не используется впоследствии.

Ценность Программы состоит в том, что в ней уделяется большое внимание упражнениям соответствующих возможностям и подготовленности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований программы.В процессе прохожденияпрограммы дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство.

Адресат программы – обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в возрасте 7-9 лет.

Объем программы - согласно учебному плану, дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 66 часов (1 час в неделю): первый год – 33 часа (1 час в неделю), второй год - 33 часа (1 час в неделю).

Срок освоения программы – 2 года.

Цели и задачи Программы

Цель Программы: формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Задачи Программы:

Образовательные:

-        формирование общих представлений о культуре движений;

- обучение навыкам правильного и выразительного движения в области классической,народной и современной хореографии;

- развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;

-       развитие умения  определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).

Коррекционно - развивающие:

- обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

-    развитие музыкальности, способности становления  музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях;

- формирование  красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях;

-      развитие умения  воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности.

Воспитательные:

-      развитие основ музыкальной культуры;

-     формирование культуры общения между собой и окружающими;

-        воспитание организованной, гармонически развитой личности;

-воспитание патриотизма, гражданственности нравственности, толерантности.


 

Рабочие программы

Рабочая программа учебного курса «Логоритмика»

Тематическое планирование для 1доп.класса

Тематическое планирование


 

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Форма текущего контроля

теория

практика

всего

 

Раздел I.  Ориентировка в пространстве.

4

4

8

 

1.

Что такое «Ритмика»? Основные понятия

2

-

2

 

2.

Ориентировка в направлении движений направо, налево.

1

1

2

 

3.

Ориентировка в направлении движений вперед, назад.

1

1

2

 

4.

Ориентировка в направлении движений в круг, из круга.

1

1

2

 

 

Раздел II.  Обучение движениям под музыку

4

4

8

 

1.

Упражнения на выработку осанки.

1

1

2

 

2.

Упражнения на координацию движений.

1

3

4

 

3.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков

1

1

2

 

 

Раздел III.  Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

1

4

8

 

1.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

1

1

2

 

2.

Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно.

-

3

3

 

3.

Отстукивание простых ритмических рисунков каждой палочкой отдельно подсчет с проигрыванием стихов, попевок.

-

3

3

 

 

Раздел IV.  Игры под музыку.

-

5

9

 

1.

Выполнение имитационных упражнений и игр.

-

2

1

 

2.

Музыкальные игры с предметами

-

3

2

 

3.

Игры с пением и речевым сопровождением.

-

3

2

 

4.

Элементы русской пляски

-

1

2

 


 

Содержание программы

Раздел I.  Ориентировка в пространстве

Что такое «Ритмика»? Основные понятия. Ориентировка в направлении движений направо, налево. Ориентировка в направлении движений вперед, назад. Ориентировка в направлении движений в круг, из круга.

Раздел II.  Обучение движениям под музыку

Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

Раздел III.  Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно.

Отстукивание простых ритмических рисунков каждой палочкой отдельно подсчет с проигрыванием стихов, попевок.

Раздел IV.  Игры под музыку.

Выполнение имитационных упражнений и игр. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Элементы русской пляски

Планируемые результаты

Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

самовыражение ребенка в движении, танце.

 

Тематическое планирование для 1 класса

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Форма текущего контроля

теория

практика

всего

 

Раздел I.  Ориентировка в пространстве.

4

4

6

 

1.

Ориентировка в направлении движений направо, налево.

1

1

2

 

2.

Ориентировка в направлении движений вперед, назад.

1

1

2

 

3.

Ориентировка в направлении движений в круг, из круга.

1

1

2

 

 

Раздел II.  Обучение движениям под музыку

4

4

8

 

1.

Упражнения на выработку осанки.

1

1

2

 

2.

Упражнения на координацию движений.

1

3

4

 

3.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков

1

1

2

 

 

Раздел III.  Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

4

4

8

 

1.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

1

1

2

 

2.

Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно.

-

3

3

 

3.

Отстукивание простых ритмических рисунков каждой палочкой отдельно подсчет с проигрыванием стихов, попевок.

-

3

3

 

 

Раздел IV.  Игры под музыку.

-

5

7

 

1.

Выполнение имитационных упражнений и игр.

-

2

1

 

2.

Музыкальные игры с предметами

-

3

3

 

3.

Игры с пением и речевым сопровождением.

-

3

3

 

 

РазделV.  Танцевальные упражнения.

-

3

3

 

 

Движение парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу.

-

1

1

 

 

Танец «Пальчики и ручки»

-

2

2

 

 

Содержание программы

Раздел I.  Ориентировка в пространстве.

Ориентировка в направлении движений направо, налево. Ориентировка в направлении движений вперед, назад. Ориентировка в направлении движений в круг, из круга.

Раздел II.  Обучение движениям под музыку

Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков

Раздел III.  Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно.

Отстукивание простых ритмических рисунков каждой палочкой отдельно подсчет с проигрыванием стихов, попевок.

Раздел IV.  Игры под музыку.

Выполнение имитационных упражнений и игр. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением.

РазделV.  Танцевальные упражнения.

Движение парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу. Танец «Пальчики и ручки»

Планируемые результаты

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.

3.Комплекс организационно – педагогических условий

3.1Учебный план

Название учебного курса

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

1 год

2 год

всего

теория

практика

всего

теория

практика

«Логоритмика - 1 год обучения

33

17

16

-

-

-

зачетная работа в форме тестирования, выставка работ

«Логоритмика - 2 год обучения

-

-

-

33

17

16

зачетная работа в форме тестирования, выставка работ

3.2 Формы промежуточной аттестации

Для оценки результативности занятий применяется текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий.

Промежуточныйи итоговый контрольвключает в себя выступления детей на школьных праздниках, участие в школьных мероприятиях.

Календарный учебный график

Начало реализации программы

1 сентября

Окончание учебного года

31 августа

Продолжительность учебного года

33 недели

Количество учебных дней

33 дня

Режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Продолжительность непрерывных занятий составляет 40 минут. После 15 мин непрерывной работы проводятся физкультурные паузыв течение 3 – 4 минут.

Типы занятий- индивидуальные и групповые занятия.

 Занятия состоят из теоретической и практической частей, большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;

фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением учителя;

самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Форма проведения занятий:

Теоретическое занятие

Практическая работа

3.4 Условия реализация Программы

Набор в группу осуществляется в соответствии с заявлением родителей (законных представителей) о приеме ребенка в учебные объединения МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Аудиторные занятия проводятся на базе МБОУ «Школа № 19 г. Ельца», расписание утверждено приказом. Регулярно с обучающимися проводятся инструктажи по соблюдению техники безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в случаях террористических актов. Программа рассчитана на два года обучения. Группы формируются по 5 человек первый год обучения, 5 человек второй год обучения. Возрастной охват детей 7-9 лет. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных и психолого-­педагогических особенностей.

Программу «Логоритмика реализуют педагоги дополнительного образования, соответствующие следующим квалификационным

требованиям: высшее профессиональное образование или среднеепрофессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Работа по Программе требует значительного материально-технического обеспечения, так как предполагает изучение различных видов музыкального искусства.

Для эффективной реализации Программы имеется следующая материально – техническая база:

- кабинет с хорошим естественным и искусственным освещением;

- музыкальные инструменты;

-наличие наглядного дидактического материала.

Информационное обеспечение программы:

-аудио-, видео-, фото-источники, журналы и литература;

-образцы и наглядные пособия;

материалы, предоставленные Интернет-источниками в режиме реального времени.

3.5 Оценочные материалы

игра;

творческая работа;

итоговый концерт.

Промежуточный контроль проводится в конце каждой темы. Итоговый контроль по результатам освоения учащимися образовательной программы проводится в конце учебного года в форме показа творческих номеров на итоговом концерте.

3.6 Методические материалы

На учебныхзанятияхосуществляется музыкально-ритмические движения. Они являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка. В возрастной период от 7 до 9 лет формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку. Музыка как источник красоты формирует чувство прекрасного. Именно поэтому в ритмическом обучении необходимо использовать эмоционально яркие музыкально-двигательные миниатюры: упражнения, песни, танцы, игры, способные заинтересовать и всесторонне развить ребенка через содружество музыки и движения.На занятиях используются следующие педагогические технологии:

- игровые технологии. Обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

- информационные технологии.Используются для обеспечения материально-технического оснащения реализации Программы. Деятельность обучающихся объединения «Логоритмика» предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.

- технология здоровьесберегающего обучения. Направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. На занятиях «Логоритмика» формирование правильной техники исполнения движений. В процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Воспитанники учатся использовать полученные знания в повседневной жизни. И это способствует общему оздоровлению ребенка.

- технология проектной деятельности.Дает возможность педагогу целенаправленно и эффективно осуществлять эстетическое воспитание обучающихся, потому что на занятиях «Логоритмика» можно дать начальные знания по народному,классическому, современному танцу, расширить кругозор детей через постижение народных традиций, дошедших к нам из глубины веков и сохранивших богатство этнического самосознания и высокую духовность.

3.7 Материально-техническое обеспечение

комплект портретов для кабинета музыки;

набор предметных картинок «Музыкальные инструменты»;

синтезатор YAMAXA;

перкуссии (набор детских музыкально – шумовых инструментов) - 6 комплектов;

гитара;

деревянные ложки.

3.8 Список литературы

1. Андреева М.П., Конорова Е.В. Первые шаги в музыке. Ч.1. Ритмика.- М. 1979

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3.     «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.

4.     Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р раздел IV.

5.      Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)

6.     Н. А. Фомина, Г. А. Зайцева, Е. Н. Игнатьева, С. С. Чернякина «Сказочный театр физической культуры». Издательство «Учитель» Волгоград 2002.

7.     А. В. Иваницкий, В. В. Матов, О. А. Иванова, И. Н. Шарабарова «Ритмическая гимнастика на ТВ». Москва «Советский спорт» 1989.

8.     О. Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Практическое пособие. Воронеж 2007.

9.     Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова «Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий». Москва 2007.

10. И. М. Воротилкина «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Методическое пособие. «Издательство НЦ ЭНАС» Москва 2004.

11. Е. Н. Вареник «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет». «Творческий центр» Москва 2006.

12. Н.В.Зарецкая, З.Я.Роот. «Танцы в детском саду». Москва. 2003.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.