Лягушка-путешественница

10
0
Материал опубликован 10 November





Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 городского округа Стрежевой»











Литературное чтение

3 класс






Автор - составитель

Шрайбер Анастасия Валерьевна









Год разработки – 2024.






Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс:3


Тема урока

Литературная сказка. В.М.Гаршин «Лягушка путешественница»

Место урока по теме

4 из 7

Тип урока

Урок-обобщение

Форма урока

Урок с элементами проектной и исследовательской деятельности

Цель


Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме «Литературная сказка».


Задачи

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости;

4)воспитание чувства бережного отношения к житному миру

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах;

3) развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта), развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2)формирование умения распознавать особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы);

3) формирование потреб­ности в систематическом чтении;

4) развитие творческих способностей.


Педагогические технологии

Информационно – коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

Проектная технология

Здоровьесберегающие технологии  

Педагогика сотрудничества

Групповые технологии. 

Традиционные технологии 


Оборудование

Проектор, компьютер, классная доска, выставка книг В. М. Гаршина, презентация с заданиями по теме урока,карточки для каждого ученика «Характерные черты лягушки», рисунки, таблички с надписями, оценочные листы (карта путешествия), листы- заготовки для графического диктанта, лист для творческой работы (синквейн)




Технология проведения


Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Содержание

Планируемые результаты

Оценивание

/формы контроля

Предметные

УУД


1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


Приём

«Ритмодекламация»

1 мин

Дети улыбаются друг другу.


Организует начало урока, мотивацию к учебной деятельности

(Звучит музыка) https://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2018/04/nachalo_uroka.mp3


- Как в капле росы искрится и переливается огромное солнце, так в любом крохотном и невзрачном создании отражается богатство и бесконечное разнообразие природы. Знать их жизнь, привычки и повадки полезно для практической жизни, а иногда просто интересно.


(Слайд 1).


Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.





2.Актуализация знаний

Цель:

организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми


2 мин

Отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют тему.


Организует повторение одного из произведений литературного жанра и формулировку темы детьми.


- Ребята, с произведением какого жанра мы познакомились на прошлом уроке?

- Что такое сказка?

- Что общего у всех сказок в данном разделе?

- Как называется сказка, написанная автором?

- О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Знать понятия «Сказка. Литературная сказка». Развитие навыка выразительного чтения.


Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Индивидуальный

3.Формулировка цели урока и планирование деятельности


Цель:

организовать формулировку цели урока и планирование деятельности детьми


3 мин

С помощью учителя формулируют цель урока.

Планируют с помощью учителя свою деятельность

Организует формулировку цели урока

и планирование деятельности детьми

- Хорошо ли вы помните произведения из раздела «Литературная сказка»?

- Сейчас проверим, какие литературные сказки вы знаете. Прочитайте названия сказок и назовите авторов.

(Слайд 2).

РКАЯСАН ШЧАКОПА, ШАЗКУЛО,

КЕЬАЛИЙ ТОКЕВЧЕУ, ЧОВКАМЮДОЙ

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?(Обобщить знания о литературной сказке)

- Как мы сможем это сделать? (Предположения детей)

- Для того чтобы обобщить полученные знания я предлагаю вам быть внимательными и выполнять все мои задания, а поможет нам в этом карта путешествия (оценочный лист)


Знать особенности литературной сказки, сюжет сказки «Лягушка путешественница»

-Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя,

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД),

-ориентироваться в своей системе знаний (ПознавательныеУУД)


Оценочный лист

4. Обобщение изученного

Цель:

обеспечить в ходе закрепления повы­шение уровня ос­мысления изучен­ного материала, глубины его пони­мания



А) Работа с кроссвордом


3 мин








Б) Синквейн

1 мин

Выполняют задания, предложенные учителем,

делают выводы

Организует деятельность обучающихся по обобщению изученного

- Сейчас мы отгадаем кроссворд и узнаем о какой сказке пойдёт речь. (Слайд 3)

1. Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт.

2. Розовая спинка,

На спинке щетинка.

Хвост крючком,

Нос пятачком.

3. В воде купался,

А сух остался.

4. Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

5. Она любит молочка и карасьи головы,

Ушки у неё торчком и глаза зелёные.

6. Ночью летает, огнём мерцает, а дыма нет.

7. Не прядёт, не ткёт, а людей одевает.

- Из какой сказки героиня? Кто автор?

белка

свинья

гусь

курица

кошка

светлячок

овца

- Ребята, у вас на парте лежит розовый листок, на нём мы будем составлять синквейн главной героини.

Знать отличительные признаки литературной сказки и содержание сказки «Лягушка-путешественница»

Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


Фронтальная работа




















Самостоятельная работа

В) Смысловое чтение

4 мин


Г) Парная работа (Составление характеристики главной героини)

Цель:развивать умения классифицировать и систематизировать по заданным признакам.

2 мин

Читают сообщения


- Что вы знаете о лягушках?

- Давайте обратимся к героине сказки.

У вас на партах листочки. Подчеркните те слова, которые по вашему мнению характеризуют главную героиню.

(Слайд 4).


- Дополните синквейн прилагательными.

Знать черты, присущие главной героине. Уметь выделить их среди других качеств.

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока.

Развитие умений работать в парах. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

(Коммуникативные УУД)



Динамичная самостоятельная работа



Взаимоконтроль

Г) Мини-проект

(книжка – раскладушка)

Цель:

- организовать работу для осознания итогов заданий всеми обучающимися, приобретения новых знаний

Выступление рабочих групп.

5 мин
















Физкультминутка

Цель: снятие усталости

1 мин


Учащиеся составляют и представляют продукты своей деятельности (книжка - раскладушка), находят строки из текста, соответствующие изображению и приклеивают к картинке.















Выполняют гимнастику

Организует деятельность по применению полученных знаний
























Организует выполнение гимнастикидля снятия усталости



- К сегодняшнему уроку вы готовили выразительное чтение отрывков из сказки, работали над пониманием текста.

Сейчас каждая группа получает иллюстрации и строки из сказки, находит соответствие и приклеивает текст к картинке. Затем в порядке происходящих событий выстраиваетесь и представляете проект совместной деятельности.

К каждому фрагменту сказки звучит выразительное чтение отрывка.

t1731230873aa.png


(Слайд 5)




- Дополните синквейн глаголами.





-А сейчас немного отдохнём.

(Слайд 6).


t1731230873ab.png

Знатьсодержание сказки «Лягушка-путешественница», уметь выстраивать в логической последовательности происходящие события.

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока. Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

(Познавательные УУД)

Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

(Коммуникативные УУД)



Сбережение здоровья (Личностные)

Творческий отчёт

5. Включение в систему знаний

Цель:

-обеспечить фор­мирование у школь­ников обобщенных понятий


Словарная работа

2 мин

Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные знания, делают выводы о мудрости, скрытой в сказке..

Организует фиксирование нового содержания.






- Прослушайте фрагмент музыки

https://xm-russia.org/track/36006/песня-друзей

(Слайд 7,8).

- Узнали, откуда взята эта музыка?

-Это отрывок из сказки «Бременские музыканты»

- Ребята, о чём пели герои сказки «Бременские музыканты? А что можно сказать о героине сказки «Лягушка- путешественница?

- А как вы понимаете слово ПУТЕШЕСТВИЕ (Слайд 4).- поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам.

путеШЕТСвие- шест, палка- помощь при ходьбе.

-Подберите синонимы к слову путешествие

(Слайд 5).

(Странствие, турне, путь, круиз)











Знать авторскую сказку, её отличительные признаки.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД)

Преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Самостоятельное формулирование познавательной цели;

построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД)

постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД)

Устный опрос

6. Работа над читательским восприятием.

Цель:развивать умения работать над идейным авторским замыслом

1. Работа с текстом.

4 мин





2. Работа с пословицей.

1 мин

Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные знания, учатся делать выводы и выстраивать суждения.






Раскрывают смысл пословицы на примере героини сказки.

Задаёт вопросы с целью проверки читательского восприятия и понимания авторской мысли.






Предлагает вниманию учащихся пословицу для работы над её содержанием.

-Что заинтересовало лягушку в рассказе уток?

- Что придумала лягушка для того, чтоб полететь с утками?

-Почему утки пришли в восторг от её идеи?

- Была ли лягушка довольна собой?

- Что лягушка рассказала другим лягушкам о своём путешествии?

- Было ли правдой всё, что она говорила?

- Можно ли назвать лягушку вруньей?

- А кто она на самом деле?

- Почему лягушка хвалилась перед другими лягушками?



- Ребята, перед вами пословица. Прочитайте.

Хвастовство само себя наказывает. (Слайд 9).

- Как раскрывается смысл на примере нашей сказки?


- Дополните синквейн предложением.

Знать идейный замысел авторской сказки.












Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

(Коммуникативные УУД)




Фронтальная беседа

7. Проверка знания текста

Цель: проверить знания учащихся, направленные на знание авторского текста в разделе «Литературная сказка»



Приём

«Графический диктант»

2 мин

Выполняют графический диктант на листочках с опорой на знания произведений в разделе «Литературная сказка»

Зачитывает утверждения учащимся для составления графика

- Сейчас я буду читать утверждения, а вы ставите точку рядом с нужным ответом.

1. Утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?
2. Лягушка отправилась в путешествие с утками на юг?
3. Лягушка прицепилась к прутику лапками, а утки подхватили прутик с лягушкой и полетели?
4. Лягушка долетела с утками до юга?
5. Верите ли вы, что лягушка отцепилась от прутика, потому что устала держаться за него?
6. Лягушка упала с высоты и осталась жива?
7. Лягушка любила хвастаться?
8. Место обитания лягушки- река.

9. Задать стрекоча – бежать быстро.


График (Слайд 10).


t1731230873ac.png





















Письменный контроль

8. Подведение итогов, самооценка,

Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших задач.



Приём

«Шесть шляп»

5 мин

Высказывают свои впечатления от урока, оценивают работу, делают выводы.
 

Задает вопросы 
о цели урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

- А сейчас, давайте подведем итог нашего урока.

Работа в группах. (Слайд 11)

Красная шляпа – Какие у вас возникли чувства во время чтения сказки?

Жёлтая шляпа – Отметьте всё хорошее о лягушке

Белая шляпаКакую информацию узнали о жизни лягушек и уток?

Зелёная шляпа Что бы вы придумали, если бы очутились на месте лягушки?

Синяя шляпа Что может произойти дальше?

Чёрная шляпа – Какие недостатки были у лягушки?


- В чем смысл сказки Гаршина?

- Чему научила вас эта сказка?

- Какой совет вы бы дали всем?








Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. (Личностные УУД)

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. (Регулятивные УУД)

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Групповой контроль

8. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний





Приём

«Весёлые ребята»

2 мин

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки литературного чтения

- А сейчас предлагаю отправиться на пруд, где живёт главная героиня и её подружки - весёлые лягушки (ребята закрашивают лягушку, согласно проведённой самооценке). (Слайд 12).


t1731230873ad.jpg- ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ

t1731230873ae.jpg- ИСПЫТЫВАЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ

t1731230873af.jpg- ПОЛУЧИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ


- Дополните синквейн синонимом и раскрасьте лягушку.


Оценка – осознание качества и уровня освоения и овладения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль

(Регулятивные УУД)

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

(Личностные УУД)

Самооценка

8. Домашнее задание (дифференцированное)

Цель:Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания




Приём «Ребус»

2 мин

Записывают задание на дом, задают вопросы

Проводит разбор домашнего задания

t1731230873ag.jpg(Слайд 13)

-Чтобы узнать домашнее задание, я предлагаю разгадать ребус.

- Дома вам нужно будет придумать:

* другую концовку сказки;

* историю, где будет раскрываться значение одного из фразеологизмов:

- присутствие духа

- полетела вверх тормашками

- закричала во всё горло

*нарисовать обложку для книги



-Урок окончен. Всем спасибо за работу.




Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД)

Построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД)

Умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД)

Итоговый











Приложение 1.



t1731230873ah.png


Оценочный лист.



Этап работы

Оценка

1

Повторение


2

Работа с кроссвордом


3

Смысловое чтение


4

Работа в парах


5

Мини-проект


6

Проверка читательского восприятия


7

Графический диктант


8

«Шесть шляп»



Итог



















Приложение 2.


Сннквейн.


1.

Лягушка.


t1731230873ai.jpg

2.




3.




4.




5.




6.










Приложение 3.


Жила– была на свете лягушка – квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку…


t1731230873aj.jpg



Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают.



t1731230873ak.jpg

- Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине.

t1731230873al.jpg


А утки летели вслед за нёсшей её передней парой, кричали и хвалили её.

.

t1731230873am.jpg



Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

- Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Одна из уток хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась.

t1731230873an.jpg


Местные лягушки с удивлением смотрели на новую. И она рассказала им чудесную историю о том, как она изобрела новый способ путешествия.

t1731230873ao.jpg

Приложение 4.

Боязлива, осторожна, вежлива, глупа, любопытна, скромна, любознательна, решительна, находчива, добра.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.