Лягушка-путешественница
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 городского округа Стрежевой»
Литературное чтение
3 класс
Автор - составитель
Шрайбер Анастасия Валерьевна
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс:3
Тема урока | Литературная сказка. В.М.Гаршин «Лягушка путешественница» |
Место урока по теме | 4 из 7 |
Тип урока | Урок-обобщение |
Форма урока | Урок с элементами проектной и исследовательской деятельности |
Цель | Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме «Литературная сказка». |
Задачи | 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: 1)формирование позитивной самооценки, самоуважения; 2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости; 4)воспитание чувства бережного отношения к житному миру 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД): 1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах; 3) развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта), развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации. 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: 1)формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение; 2)формирование умения распознавать особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы); 3) формирование потребности в систематическом чтении; 4) развитие творческих способностей. |
Педагогические технологии | Информационно – коммуникационная технология Технология развития критического мышления Проектная технология Здоровьесберегающие технологии Педагогика сотрудничества Групповые технологии. Традиционные технологии |
Оборудование | Проектор, компьютер, классная доска, выставка книг В. М. Гаршина, презентация с заданиями по теме урока,карточки для каждого ученика «Характерные черты лягушки», рисунки, таблички с надписями, оценочные листы (карта путешествия), листы- заготовки для графического диктанта, лист для творческой работы (синквейн) |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Содержание | Планируемые результаты | Оценивание /формы контроля | |
Предметные | УУД | | ||||
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Приём «Ритмодекламация» 1 мин | Дети улыбаются друг другу. | Организует начало урока, мотивацию к учебной деятельности | (Звучит музыка) https://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2018/04/nachalo_uroka.mp3 - Как в капле росы искрится и переливается огромное солнце, так в любом крохотном и невзрачном создании отражается богатство и бесконечное разнообразие природы. Знать их жизнь, привычки и повадки полезно для практической жизни, а иногда просто интересно. (Слайд 1). | | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. | |
2.Актуализация знаний Цель: организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми 2 мин | Отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют тему. | Организует повторение одного из произведений литературного жанра и формулировку темы детьми. | - Ребята, с произведением какого жанра мы познакомились на прошлом уроке? - Что такое сказка? - Что общего у всех сказок в данном разделе? - Как называется сказка, написанная автором? - О чём сегодня пойдёт речь на уроке? | Знать понятия «Сказка. Литературная сказка». Развитие навыка выразительного чтения. | Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | Индивидуальный |
3.Формулировка цели урока и планирование деятельности Цель: организовать формулировку цели урока и планирование деятельности детьми 3 мин | С помощью учителя формулируют цель урока. Планируют с помощью учителя свою деятельность | Организует формулировку цели урока и планирование деятельности детьми | - Хорошо ли вы помните произведения из раздела «Литературная сказка»? - Сейчас проверим, какие литературные сказки вы знаете. Прочитайте названия сказок и назовите авторов. (Слайд 2). РКАЯСАН ШЧАКОПА, ШАЗКУЛО, КЕЬАЛИЙ ТОКЕВЧЕУ, ЧОВКАМЮДОЙ - Какую цель мы поставим перед собой на уроке?(Обобщить знания о литературной сказке) - Как мы сможем это сделать? (Предположения детей) - Для того чтобы обобщить полученные знания я предлагаю вам быть внимательными и выполнять все мои задания, а поможет нам в этом карта путешествия (оценочный лист) | Знать особенности литературной сказки, сюжет сказки «Лягушка путешественница» | -Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД), -ориентироваться в своей системе знаний (ПознавательныеУУД) | Оценочный лист |
4. Обобщение изученного Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания А) Работа с кроссвордом 3 мин Б) Синквейн 1 мин | Выполняют задания, предложенные учителем, делают выводы | Организует деятельность обучающихся по обобщению изученного | - Сейчас мы отгадаем кроссворд и узнаем о какой сказке пойдёт речь. (Слайд 3) 1. Не мышь, не птица, В лесу резвится, На деревьях живёт И орешки грызёт. 2. Розовая спинка, На спинке щетинка. Хвост крючком, Нос пятачком. 3. В воде купался, А сух остался. 4. Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает. 5. Она любит молочка и карасьи головы, Ушки у неё торчком и глаза зелёные. 6. Ночью летает, огнём мерцает, а дыма нет. 7. Не прядёт, не ткёт, а людей одевает. - Из какой сказки героиня? Кто автор? белка свинья гусь курица кошка светлячок овца - Ребята, у вас на парте лежит розовый листок, на нём мы будем составлять синквейн главной героини. | Знать отличительные признаки литературной сказки и содержание сказки «Лягушка-путешественница» | Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | Фронтальная работа Самостоятельная работа |
В) Смысловое чтение 4 мин Г) Парная работа (Составление характеристики главной героини) Цель:развивать умения классифицировать и систематизировать по заданным признакам. 2 мин | Читают сообщения | | - Что вы знаете о лягушках? - Давайте обратимся к героине сказки. У вас на партах листочки. Подчеркните те слова, которые по вашему мнению характеризуют главную героиню. (Слайд 4). - Дополните синквейн прилагательными. | Знать черты, присущие главной героине. Уметь выделить их среди других качеств. | Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Уметь находить дополнительные сведения по теме урока. Развитие умений работать в парах. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. (Коммуникативные УУД) | Динамичная самостоятельная работа Взаимоконтроль |
Г) Мини-проект (книжка – раскладушка) Цель: - организовать работу для осознания итогов заданий всеми обучающимися, приобретения новых знаний Выступление рабочих групп. 5 мин Физкультминутка Цель: снятие усталости 1 мин | Учащиеся составляют и представляют продукты своей деятельности (книжка - раскладушка), находят строки из текста, соответствующие изображению и приклеивают к картинке. Выполняют гимнастику | Организует деятельность по применению полученных знаний Организует выполнение гимнастикидля снятия усталости | - К сегодняшнему уроку вы готовили выразительное чтение отрывков из сказки, работали над пониманием текста. Сейчас каждая группа получает иллюстрации и строки из сказки, находит соответствие и приклеивает текст к картинке. Затем в порядке происходящих событий выстраиваетесь и представляете проект совместной деятельности. К каждому фрагменту сказки звучит выразительное чтение отрывка. (Слайд 5) - Дополните синквейн глаголами. -А сейчас немного отдохнём. (Слайд 6). | Знатьсодержание сказки «Лягушка-путешественница», уметь выстраивать в логической последовательности происходящие события. | Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Уметь находить дополнительные сведения по теме урока. Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. (Познавательные УУД) Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. (Коммуникативные УУД) Сбережение здоровья (Личностные) | Творческий отчёт |
5. Включение в систему знаний Цель: -обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий Словарная работа 2 мин | Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные знания, делают выводы о мудрости, скрытой в сказке.. | Организует фиксирование нового содержания. | - Прослушайте фрагмент музыки https://xm-russia.org/track/36006/песня-друзей (Слайд 7,8). - Узнали, откуда взята эта музыка? -Это отрывок из сказки «Бременские музыканты» - Ребята, о чём пели герои сказки «Бременские музыканты? А что можно сказать о героине сказки «Лягушка- путешественница? - А как вы понимаете слово ПУТЕШЕСТВИЕ (Слайд 4).- поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам. путеШЕТСвие- шест, палка- помощь при ходьбе. -Подберите синонимы к слову путешествие (Слайд 5). (Странствие, турне, путь, круиз) | Знать авторскую сказку, её отличительные признаки. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД) Преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Самостоятельное формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД) постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД) | Устный опрос |
6. Работа над читательским восприятием. Цель:развивать умения работать над идейным авторским замыслом 1. Работа с текстом. 4 мин 2. Работа с пословицей. 1 мин | Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные знания, учатся делать выводы и выстраивать суждения. Раскрывают смысл пословицы на примере героини сказки. | Задаёт вопросы с целью проверки читательского восприятия и понимания авторской мысли. Предлагает вниманию учащихся пословицу для работы над её содержанием. | -Что заинтересовало лягушку в рассказе уток? - Что придумала лягушка для того, чтоб полететь с утками? -Почему утки пришли в восторг от её идеи? - Была ли лягушка довольна собой? - Что лягушка рассказала другим лягушкам о своём путешествии? - Было ли правдой всё, что она говорила? - Можно ли назвать лягушку вруньей? - А кто она на самом деле? - Почему лягушка хвалилась перед другими лягушками? - Ребята, перед вами пословица. Прочитайте. Хвастовство само себя наказывает. (Слайд 9). - Как раскрывается смысл на примере нашей сказки? - Дополните синквейн предложением. | Знать идейный замысел авторской сказки. | Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. (Коммуникативные УУД) | Фронтальная беседа |
7. Проверка знания текста Цель: проверить знания учащихся, направленные на знание авторского текста в разделе «Литературная сказка» Приём «Графический диктант» 2 мин | Выполняют графический диктант на листочках с опорой на знания произведений в разделе «Литературная сказка» | Зачитывает утверждения учащимся для составления графика | - Сейчас я буду читать утверждения, а вы ставите точку рядом с нужным ответом. 1. Утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика? 9. Задать стрекоча – бежать быстро. График (Слайд 10).
| | | Письменный контроль |
8. Подведение итогов, самооценка, Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших задач. Приём «Шесть шляп» 5 мин | Высказывают свои впечатления от урока, оценивают работу, делают выводы. | Задает вопросы | - А сейчас, давайте подведем итог нашего урока. Работа в группах. (Слайд 11) Красная шляпа – Какие у вас возникли чувства во время чтения сказки? Жёлтая шляпа – Отметьте всё хорошее о лягушке Белая шляпа – Какую информацию узнали о жизни лягушек и уток? Зелёная шляпа – Что бы вы придумали, если бы очутились на месте лягушки? Синяя шляпа – Что может произойти дальше? Чёрная шляпа – Какие недостатки были у лягушки? - В чем смысл сказки Гаршина? - Чему научила вас эта сказка? - Какой совет вы бы дали всем? | | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. (Личностные УУД) Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. (Регулятивные УУД) Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) | Групповой контроль |
8. Рефлексия учебной деятельности Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний Приём «Весёлые ребята» 2 мин | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки литературного чтения | - А сейчас предлагаю отправиться на пруд, где живёт главная героиня и её подружки - весёлые лягушки (ребята закрашивают лягушку, согласно проведённой самооценке). (Слайд 12). - ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ - ИСПЫТЫВАЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ - ПОЛУЧИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ - Дополните синквейн синонимом и раскрасьте лягушку. | | Оценка – осознание качества и уровня освоения и овладения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль (Регулятивные УУД) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. (Личностные УУД) | Самооценка |
8. Домашнее задание (дифференцированное) Цель:Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Приём «Ребус» 2 мин | Записывают задание на дом, задают вопросы | Проводит разбор домашнего задания | (Слайд 13) -Чтобы узнать домашнее задание, я предлагаю разгадать ребус. - Дома вам нужно будет придумать: * другую концовку сказки; * историю, где будет раскрываться значение одного из фразеологизмов: - присутствие духа - полетела вверх тормашками - закричала во всё горло *нарисовать обложку для книги -Урок окончен. Всем спасибо за работу. | | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД) Построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД) Умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД) | Итоговый |
Приложение 1.
| Оценочный лист. | |
| Этап работы | Оценка |
1 | Повторение | |
2 | Работа с кроссвордом | |
3 | Смысловое чтение | |
4 | Работа в парах | |
5 | Мини-проект | |
6 | Проверка читательского восприятия | |
7 | Графический диктант | |
8 | «Шесть шляп» | |
| Итог | |
Приложение 2.
Сннквейн.
1. | Лягушка. | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
6. | | |
|
Приложение 3.
Жила– была на свете лягушка – квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку…
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают.
- Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине.
А утки летели вслед за нёсшей её передней парой, кричали и хвалили её.
.
Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
- Это я! Я!
И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Одна из уток хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась.
Местные лягушки с удивлением смотрели на новую. И она рассказала им чудесную историю о том, как она изобрела новый способ путешествия.
Приложение 4.
Боязлива, осторожна, вежлива, глупа, любопытна, скромна, любознательна, решительна, находчива, добра.