Общая часть
|
Ф.И.О. учителя:
|
Приходько Ольга Сергеевна
|
Класс:
|
3
|
Тема урока:
|
Мир авторской сказки Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка – путешественница».
|
Предмет:
|
Развитие слухового восприятия и обучение произношению (фронтальное занятие)
|
Тип урока:
|
Урок усвоения новых знаний
|
Цель урока:
|
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
|
Задачи урока:
|
Предметные
(образовательные):
|
формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чём) и форму (как) художественного произведения;
обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль);
формирование нравственного сознания и эстетического вкуса ; понимание духовной сущности произведения;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении.
|
Коррекционно-развивающие:
|
Продолжить работу над автоматизацией правильного произношения звуков у младших школьников, над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. РСЗВ, РСВ.
Развать речь, память, умение интонационно выделять речь персонажей.
Развивать точность, прочность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
|
Личностные
(воспитательные):
|
Воспитывать интерес к урокам РСВ; доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества. Воспитывать интерес к чтению и книге.
|
Планируемые результаты:
|
Регулятивных:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме;
Познавательных:
- развивать навык поиска информации, используя разные источники,
- умение сравнивать и делать выводы.
Коммуникативных:
строить монологические высказывания; овладевать навыком работы в группе (в паре), участвовать в диалоге.
|
Оборудование урока:
|
1. Презентация «Лягушка путешественница».
|
Технологии, методы, формы:
|
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы: репродуктивные и эвристические, творческие (беседа, наблюдения, анализ, сравнения, обобщения, наглядный метод).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
|
Организационная структура урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Этап № 1. Мотивационно-целевой (организационный)
|
1. Организационный момент.
Цель: Создание эмоционального положительного фона урока.
|
Организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
2.Сообщение плана урока.
- Спросите меня, что мы будем?
- Мы будем слушать и говорить,
читать и беседовать,
показывать сказку.
|
Ученики приветствуют друг друга и учителя:
Отвечают на вопросы учителя.
........, что мы будем делать на уроке?
|
2. Фонетическая зарядка.
Вид работы: воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.
|
Работа над скороговоркой.
Утка Пёстрая Крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вперевалочку спотыкалочку.
Задание: прочитать скороговорку, смещая логическое ударение на одно слово.
|
Обучающиеся отгадывают время года, последовательно один за одним вслух читают слоги, слова, текст загадки.
(ПУУД).
|
Этап № 2. Операционно-познавательный
(актуализация знаний, постановка цели и задач урока)
Цель: Развитие у учащихся способности самостоятельно определять тему урока, ставить учебные задачи; проектировать пути их реализации.
|
1. Мотивация учебной деятельности учащихся и определение темы, цели и задач урока
|
Эмоциональный настрой на восприятие произведения.
Слайд № 1
Вступительное слово учителя.
14 февраля – 155 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888), русского писателя. Перед вами его портрет. Доброе умное лицо, грустные глаза, а может взгляд с хитринкой, лёгкая улыбка. За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей.
Впервые «Лягушка-путешественница» была напечатана в седьмом выпуске детского журнала «Родник» в 1887 году, незадолго до смерти автора. По сути, это последнее сочинение Всеволода Михайловича Гаршина.
Автор в произведении «зашифровал» своё видение мира, отношение к нему, а мы – читатели, постараемся воспринять и понять этот мир и принять его в себя.
Приглашаю вас, юные читатели, войти в мир произведения Гаршина «Лягушка – путешественница» и насладиться чтением и новыми открытиями.
|
Выдвигают предположения о теме урока.
Слушают вопросы учителя ((ПУУД))
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Контролируют правильность ответов одноклассников (РУУД). Принимают и сохраняют учебную цель и задачу (РУУД).
|
Этап № 3. Первичное усвоение новых знаний.
|
Ознакомительное чтение сказки. (Читает учитель).
|
Слушают учителя.
|
Этап № 4. Первичная проверка понимания.
|
V Беседа по выявлению первичного восприятия произведения.
-Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?
(примерные ответы:
беспокойство за судьбу лягушки: рисковала жизнью ради похвалы;
разочарование – за малым не увидела большое;
сожаление, что лягушка не долетела до юга;
страх за жизнь лягушки;
восхищение её находчивостью и умом;
чувство веселья: рассмешило, что лягушка такая самоуверенная;
облегчение: всё закончилось благополучно;
сопереживание: слишком много риска в поступках лягушки)
-Определите жанр и тему произведения? ( литературная сказка о животных)
-По каким признакам определили, что это сказка?
( животные разговаривают, зачин сказки похож на начало русских народных сказок «Жила-была», счастливый конец).
- Назовите главного героя сказки.
VI Словарная работа.
Слайд № 3
-Кто такие путешественники?
Словарь С.И.Ожегова.
Путешественник – тот, кто путешествует, т.е. совершает поездки или передвижения по каким-либо местам, странам, обычно для ознакомления или отдыха.
Происшествие – событие, нарушившее или изменившее обычную жизнь.
-Что означает выражение « не уронить достоинство»? (не опозориться, не поставить себя в глупое положение)
- Прочитайте следующие словосочетания. Объясните значение.
Присутствие духа т.е.силы воли.
Захватило дух – стало страшно, замерла от испуга.
Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию.
Прыгало сердце – радовалась.
|
Этап № 5. Первичное закрепление.
|
VII Работа над текстом сказки.
1.Аналитическое чтение по смысловым частям. Просмотрите текст сказки.
Слайд № 4
Какая бала жизнь у лягушки на болоте? 1 картинка на сюжетный треугольник? (тихая и спокойная)
Что изменилось в жизни лягушки после встречи с утками? 2 картинка (появилась мечта)
Слайд № 5
Отправилась ли лягушка на юг? (да)
Слайд № 6
Какой момент в путешествии явился кульминационным (захватывающим, решающим судьбу героини)? 3 картинка (решила всем прокричать, похвалиться)
Слайд № 7
Сбылась ли мечта лягушки? ( нет или частично: она летала, но до юга не долетела)
Слайд № 8
Подумайте, на сколько смысловых частей можно разделить сказку? ( на три: безумная затея лететь; опасный полёт; благополучный конец).Запишите план в свой пригласительный билет. (1-2 ученика читают составленный план).
|
Этап № 6. Динамическая пауза
Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности урока.
|
Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение.
На болоте две лягушки,
|Две весёлые подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ручками хлопали,
Ножками топали,
Плечиками двигали,
По болоту прыгали.
|
Дети повторяют за учителем текст физминутки и выполняют соответствующие движения (ПУУД, КУУД, РУУД).
|
Этап № 5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания.
|
Работа над образом лягушки. Выборочное и поисковое чтение. (Карточки на доску.)
Какой вы увидели лягушку в начале сказки? (тихой, скромной, незаметной)
Какие выражения использует автор для описания первоначального образа лягушки?
Лягушка-квакушка (простая)
Громко квакала вместе со всеми ( обыкновенная как все)
Жила благополучно, наслаждалась тёплым дождиком ( довольствовалась тем, что есть, она восхищалась и любовалась тем, что видела вокруг).
Как автор относится к лягушке? (она ему нравится, он умиляется над ней, мол какая хорошенькая).
Как меняется характер лягушки с момента знакомства с утками? Чтение с места в тексте « И лягушка сейчас же спряталась… Возьмите меня с собой!» Какие черты характера лягушки вы увидели? ( любопытная , но осторожная; вежливая, тактичная, рассудительная)
Найдите отрывок текста, который рассказывает о том, что лягушка сообразительная. «-Я придумала! Я нашла!...до….всё будет превосходно»
Почему утки согласились на предложение лягушки? ( Она сумела их убедить, говорила решительно, уверенно и утки ей поверили; они удивились её умной головой).
Как автор описывает состояние лягушки в воздухе? Как он относится к не в данный момент? (захватило дух от страшной высоты, бедная лягушка болталась в воздухе, однакоскоро привыкла к новому положению, даже радовалась и гордилась. Автор жалеет квакушку, одновременно восхищается её мужеством «Нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.)
Как изменился характер лягушки с момента, когда её начали хвалить сначала утки, потом люди? Чтение отрывка «-Смотрите, смотрите!... до … Это я! Я! (лягушка необыкновенно хвастливая, нескромная, тщеславная)
Помогло лягушке хвастовство или навредило?
С каким чувством автор описывает падение лягушки? Чтение абзаца « И с эти криком она полетела вверх тормашками…… и бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни». (Чувствуется в словах автора лёгкая ирония, он заранее задумал, что лягушка не разобьётся, останется цела и поэтому улыбался над хвастливой героиней).
ИРОНИЯ – тонкая, скрытая насмешка.
У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.
Вот эти словосочетания.
Слайд № 9
Шлёпнулась с сучка, выражение морды было самое сияющее, полетела вверх тормашками, называет бедной спутницей, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала, бултыхнулась в грязный пруд, боялась уронить лягушачье достоинство, болталась таким образом целый день.
За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)
Перестала хвастаться лягушка после падения? ( Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).
3.Выделение главной мысли произведения.
- Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно.
Хочется послушать ваше собственное мнение.
Сочувствуете ли вы лягушке?
Что погубило мечту главной героини?
Что бы вы ей посоветовали при встрече?
Недаром говорят в народе: За малым и большое потеряешь.
Какие пословицы подходят к сказке?
Хвастовство само себя накажет.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
|
Этап № Рефлексия. Итог урока.
Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, скорректирование своих последующих действий.
|
Учитель предлагает учащимся подвести итог урока.
Работа за экраном:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Кому работать было легко?
- Кто испытывал трудности?
- Оцените свою работу с помощью трех цветов.
красный - урок прошел плодотворно, всё понятно.
зеленый - есть небольшие проблемы.
желтый - скучно, неинтересно.
- Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.
- Послушайте, какие оценки я поставила за урок.
|
Ученики оценивают свои успехи на уроке (ПУУД). Слушают собеседника (КУУД). Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок (РУУД).
|
Олег Владимирович