12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Приходько Ольга Сергеевна2742
Россия, Забайкальский край, Чита
Материал размещён в группе «Творческие группы педагогов»
17

Мир авторской сказки Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка – путешественница»

Государственное общеобразовательное учреждение

«Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

I ступень (начальная школа)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Общая часть

Ф.И.О. учителя:

Приходько Ольга Сергеевна

Класс:

3

Тема урока:

Мир авторской сказки Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка – путешественница».

Предмет:

Развитие слухового восприятия и обучение произношению (фронтальное занятие)

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний

Цель урока:

формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи урока:

Предметные

(образовательные):

формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чём) и форму (как) художественного произведения;

обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль);

формирование нравственного сознания и эстетического вкуса ; понимание духовной сущности произведения;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении.

Коррекционно-развивающие:

Продолжить работу над автоматизацией правильного произношения звуков у младших школьников, над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. РСЗВ, РСВ.

Развать речь, память, умение интонационно выделять речь персонажей.

Развивать точность, прочность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Личностные

(воспитательные):

Воспитывать интерес к урокам РСВ; доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества. Воспитывать интерес к чтению и книге.

Планируемые результаты:

Регулятивных:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме;
Познавательных:
- развивать навык поиска информации, используя разные источники,
- умение сравнивать и делать выводы.
Коммуникативных:
строить монологические высказывания; овладевать навыком работы в группе (в паре), участвовать в диалоге.

Оборудование урока:

1. Презентация «Лягушка путешественница».

Технологии, методы, формы:

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы: репродуктивные и эвристические, творческие (беседа, наблюдения, анализ, сравнения, обобщения, наглядный метод).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап № 1. Мотивационно-целевой (организационный)

1. Организационный момент.

Цель: Создание эмоционального положительного фона урока.

Организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.


 

2.Сообщение плана урока.

- Спросите меня, что мы будем?

- Мы будем слушать и говорить,

читать и беседовать,

показывать сказку.

Ученики приветствуют друг друга и учителя:


 


 


 


 

Отвечают на вопросы учителя.

........, что мы будем делать на уроке?

2. Фонетическая зарядка.

Вид работы: воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.

Работа над скороговоркой.

Утка Пёстрая Крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вперевалочку спотыкалочку.

Задание: прочитать скороговорку, смещая логическое ударение на одно слово.

Обучающиеся отгадывают время года, последовательно один за одним вслух читают слоги, слова, текст загадки.

(ПУУД).

Этап № 2. Операционно-познавательный

(актуализация знаний, постановка цели и задач урока)

Цель: Развитие у учащихся способности самостоятельно определять тему урока, ставить учебные задачи; проектировать пути их реализации.

1. Мотивация учебной деятельности учащихся и определение темы, цели и задач урока

Эмоциональный настрой на восприятие произведения.

Слайд № 1

Вступительное слово учителя.

14 февраля – 155 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888), русского писателя. Перед вами его портрет. Доброе умное лицо, грустные глаза, а может взгляд с хитринкой, лёгкая улыбка. За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей.

Впервые «Лягушка-путешественница» была напечатана в седьмом выпуске детского журнала «Родник» в 1887 году, незадолго до смерти автора. По сути, это последнее сочинение Всеволода Михайловича Гаршина.

Автор в произведении «зашифровал» своё видение мира, отношение к нему, а мы – читатели, постараемся воспринять и понять этот мир и принять его в себя.

Приглашаю вас, юные читатели, войти в мир произведения Гаршина «Лягушка – путешественница» и насладиться чтением и новыми открытиями.

Выдвигают предположения о теме урока.

Слушают вопросы учителя ((ПУУД))

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Контролируют правильность ответов одноклассников (РУУД). Принимают и сохраняют учебную цель и задачу (РУУД).


 

Этап № 3. Первичное усвоение новых знаний.

Ознакомительное чтение сказки. (Читает учитель).

Слушают учителя.

Этап № 4. Первичная проверка понимания.


 

V Беседа по выявлению первичного восприятия произведения.

-Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?

(примерные ответы:

беспокойство за судьбу лягушки: рисковала жизнью ради похвалы;

разочарование – за малым не увидела большое;

сожаление, что лягушка не долетела до юга;

страх за жизнь лягушки;

восхищение её находчивостью и умом;

чувство веселья: рассмешило, что лягушка такая самоуверенная;

облегчение: всё закончилось благополучно;

сопереживание: слишком много риска в поступках лягушки)


 

-Определите жанр и тему произведения? ( литературная сказка о животных)

-По каким признакам определили, что это сказка?

( животные разговаривают, зачин сказки похож на начало русских народных сказок «Жила-была», счастливый конец).

- Назовите главного героя сказки.


 

VI Словарная работа.


 

Слайд № 3

-Кто такие путешественники?

Словарь С.И.Ожегова.

Путешественник – тот, кто путешествует, т.е. совершает поездки или передвижения по каким-либо местам, странам, обычно для ознакомления или отдыха.

Происшествие – событие, нарушившее или изменившее обычную жизнь.

-Что означает выражение « не уронить достоинство»? (не опозориться, не поставить себя в глупое положение)

- Прочитайте следующие словосочетания. Объясните значение.

Присутствие духа т.е.силы воли.

Захватило дух – стало страшно, замерла от испуга.

Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию.

Прыгало сердце – радовалась.

Этап № 5. Первичное закрепление.


 

VII Работа над текстом сказки.


 

1.Аналитическое чтение по смысловым частям. Просмотрите текст сказки.

Слайд № 4

Какая бала жизнь у лягушки на болоте? 1 картинка на сюжетный треугольник? (тихая и спокойная)

Что изменилось в жизни лягушки после встречи с утками? 2 картинка (появилась мечта)

Слайд № 5

Отправилась ли лягушка на юг? (да)

Слайд № 6

Какой момент в путешествии явился кульминационным (захватывающим, решающим судьбу героини)? 3 картинка (решила всем прокричать, похвалиться)

Слайд № 7

Сбылась ли мечта лягушки? ( нет или частично: она летала, но до юга не долетела)

Слайд № 8

Подумайте, на сколько смысловых частей можно разделить сказку? ( на три: безумная затея лететь; опасный полёт; благополучный конец).Запишите план в свой пригласительный билет. (1-2 ученика читают составленный план).

Этап № 6. Динамическая пауза

Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности урока.

Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение.


 

На болоте две лягушки,
|Две весёлые подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ручками хлопали,
Ножками топали,
Плечиками двигали,
По болоту прыгали.

Дети повторяют за учителем текст физминутки и выполняют соответствующие движения (ПУУД, КУУД, РУУД).

Этап № 5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания.

Работа над образом лягушки. Выборочное и поисковое чтение. (Карточки на доску.)

Какой вы увидели лягушку в начале сказки? (тихой, скромной, незаметной)

Какие выражения использует автор для описания первоначального образа лягушки?

Лягушка-квакушка (простая)

Громко квакала вместе со всеми ( обыкновенная как все)

Жила благополучно, наслаждалась тёплым дождиком ( довольствовалась тем, что есть, она восхищалась и любовалась тем, что видела вокруг).

Как автор относится к лягушке? (она ему нравится, он умиляется над ней, мол какая хорошенькая).

Как меняется характер лягушки с момента знакомства с утками? Чтение с места в тексте « И лягушка сейчас же спряталась… Возьмите меня с собой!» Какие черты характера лягушки вы увидели? ( любопытная , но осторожная; вежливая, тактичная, рассудительная)

Найдите отрывок текста, который рассказывает о том, что лягушка сообразительная. «-Я придумала! Я нашла!...до….всё будет превосходно»

Почему утки согласились на предложение лягушки? ( Она сумела их убедить, говорила решительно, уверенно и утки ей поверили; они удивились её умной головой).

 

Как автор описывает состояние лягушки в воздухе? Как он относится к не в данный момент? (захватило дух от страшной высоты, бедная лягушка болталась в воздухе, однакоскоро привыкла к новому положению, даже радовалась и гордилась. Автор жалеет квакушку, одновременно восхищается её мужеством «Нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.)

Как изменился характер лягушки с момента, когда её начали хвалить сначала утки, потом люди? Чтение отрывка «-Смотрите, смотрите!... до … Это я! Я! (лягушка необыкновенно хвастливая, нескромная, тщеславная)

Помогло лягушке хвастовство или навредило?

С каким чувством автор описывает падение лягушки? Чтение абзаца « И с эти криком она полетела вверх тормашками…… и бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни». (Чувствуется в словах автора лёгкая ирония, он заранее задумал, что лягушка не разобьётся, останется цела и поэтому улыбался над хвастливой героиней).

ИРОНИЯ – тонкая, скрытая насмешка.

У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.

Вот эти словосочетания.

Слайд № 9

Шлёпнулась с сучка, выражение морды было самое сияющее, полетела вверх тормашками, называет бедной спутницей, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала, бултыхнулась в грязный пруд, боялась уронить лягушачье достоинство, болталась таким образом целый день.

За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)

Перестала хвастаться лягушка после падения? ( Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).

3.Выделение главной мысли произведения.

- Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно.

Хочется послушать ваше собственное мнение.

Сочувствуете ли вы лягушке?

Что погубило мечту главной героини?

Что бы вы ей посоветовали при встрече?

Недаром говорят в народе: За малым и большое потеряешь.

Какие пословицы подходят к сказке?

Хвастовство само себя накажет.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.

Этап № Рефлексия. Итог урока.

Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, скорректирование своих последующих действий.

Учитель предлагает учащимся подвести итог урока.

Работа за экраном:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Кому работать было легко?

- Кто испытывал трудности?

- Оцените свою работу с помощью трех цветов.

красный - урок прошел плодотворно, всё понятно.
зеленый - есть небольшие проблемы.
желтый - скучно, неинтересно.

- Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.

- Послушайте, какие оценки я поставила за урок.

Ученики оценивают свои успехи на уроке (ПУУД). Слушают собеседника (КУУД). Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок (РУУД).

Опубликовано в группе «Творческие группы педагогов»


Комментарии (1)

Олег Владимирович, 01.01.18 в 07:48 1Ответить Пожаловаться
Отличный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.