Технологическая карта урока на тему «Любовь — главная семейная ценность»

5
0
Материал опубликован 21 February

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.

Муниципальное казенное образовательное учреждение Людковская средняя общеобразовательная школа

Дюкова Ольга Сергеевна

 

Тема урока

Любовь – главная семейная ценность

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель урока

Показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, какие существуют семейные ценности.

Образовательные ресурсы

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Виноградова Н.Ф., рабочие листы для учащихся; пословицы; макет ромашки.

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, метод контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные УУД: Развитие умения логически мыслить; определять цель урока, умение давать определение понятию «семейные ценности»; использование полученных знаний, осознание особенностей традиционных культур России; расширение кругозора и культурного опыта школьников; формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные УУД:

Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; получение необходимую информацию, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; слушают друг друга; понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность су­ществования различных точек зрения на оценку событий.

Личностные УУД: Проявляют заинтересованность в личном успехе, в решении проблемных заданий всей группой; положительное отношение к процессу познания.

Воспитание интереса к предмету;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур и религий; формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов.


 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

 

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. 1.Мотивация к учебной деятельности

 


 

 

Чтение отрывка текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с толковым словарем Сергея Ивановича Ожегова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Ромашка»

 

 Сегодняшний урок мы начнем с чтения отрывка из рассказа А. Васильева «Дома». Он есть у вас в рабочих листах.

«Когда Степа, наконец, оказался дома, он забрался на колени к папе и прижался к его колючей щеке; своим взглядом он позвал маму и обнял ее за шею правой рукой. Счастливо, глубоко вздохнул и подумал: счастье – это когда…»

Обсуждение:

- Как вы думаете, ребята, что же подумал Степа?

 

Лев Николаевич Толстой сказал: «По – настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме».

- Каждую семью что-то объединяет. В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Все это называется семейные ценности. Найдите в толковом словаре Ожегова, что означает слово «ценности».

 

А семейные ценности – это…Я вам предлагаю собрать ромашку, на лепестках которой даны названия семейных ценностей.

Я буду читать пословицы, а вы должны догадаться, о чем я говорю. У кого окажется лепесток с названным качеством, выходит и прикрепляет его на доску.

1.Отца с матерью почитать – горя не знать.

2. В дружной семье и в холод тепло

3. Родители трудолюбивы - и дети не ленивы

4. Семья, где помогают друг другу, беды не страшны

5. В тесноте, да не в обиде

6. Семьей дорожить – счастливым быть

7. ...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...

- На чем же держаться лепестки?

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину?

- Что же, по-вашему, символизирует сердцевина? Я подскажу: Дом согреет не печь, а любовь и согласие.

-Я думаю, что вы догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке.

- Да, о семейных ценностях, о том, что любовь главная семейная ценность, и как традиционные религии России относятся к семье. Запишем тему нашего урока в рабочих листах – «Любовь – главная семейная ценность».

 

 

Один учащийся читает текст вслух, остальные – следят.

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос

(Степа действительно подумал, что счастье, - это иметь папу, маму, то есть дружную семью.)

 

 

(«Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность.»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Уважение к старшим).

 

(Дружба).

(Трудолюбие).

 

(Взаимопомощь).

(Терпение).

 

(Верность).

 

 

(На сердцевине).

( Могут рассыпаться).

 

 

(Любовь).

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока в рабочих листах


 

Личностные УУД: Формирования готовности

и способности учащихся к

саморазвитию на основе

мотивации к обучению и

познанию

Предметные УУД: Развитие умения

логически мыслить;

определять цель

урока, умение давать

определение понятию

«семейные ценности»

Метапредметные УУД: Формирование умения

строить совместную

деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

II. Изучение нового материала.

 

 

- Именно в семьях дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. Сейчас мы поговорим об отношении к семейным ценностям в традиционных религиях России. Вам сегодня предстоит стать исследователями, которым нужно ответь на вопрос: Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

Каждый из вас должен будет изучить тексты о семейных ценностях разных религиях.

Инструктаж. Вы должны будете изучить предлагаемые источники. По ходу своей работы вы будете заполнять таблицы. Вас трое, поэтому каждый из вас будет изучать семейные ценности одной религии. Отец Владислав расскажет вам о ценностях православной семьи.

В ходе нашей работы мы должны ответить на главный вопрос: Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? А для этого вам нужно будет внимательно слушать выступления всех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование. Каждый участник изучает свои источники и готовится к освещению для всей аудитории.

Обмен знаниями. Каждый выступает по очереди, и знакомит всех с результатами своей работы.

 

Личностные УУД: Формирование целостного

мировоззрения

Предметные УУД: Осознание

особенностей

традиционных

культур России

Метапредметные УУД: Формировать

способность

работать с информацией,

готовность

слушать

собеседника

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Заполняют таблицу

III. Физкультминутка. (1 минута)

 

- У кого есть старший брат – отойдите в правый угол класса.

- У кого есть младшая сестрёнка – встаньте в левый угол класса.

- У кого есть старшая сестра – поднимите правую руку вверх.

- У кого есть младший брат – поднимите левую руку вверх.

- А теперь все идите ко мне.

Выполняют движения

 

Снятие усталости и напряжения

IV. Самостоятельная работа.

 

 

Заполняют таблицу в рабочих листах.

 

Заполнение таблицы

V. Выступление обучающихся

 

(Выступают учащиеся)

Вывод: в каждой религии семейные ценности одинаковы. Во всех религиях семья играет огромную роль в жизни человека. Основными ценностями семьи являются: любовь мужа и жены друг к другу, к детям, почитание родителей, согласие, забота, терпение, уважение, ответственность друг перед другом.

(Выступают учащиеся) По ходу выступления каждого заполняется вся таблица

 

 


 

VI. Закрепление изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с пословицами

- Давайте вспомним пословицы о семье. 

Приготовила для вас пословицы, и случайно их выронила.

1. В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.

2. Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.

3. Семья /без детей, /что цветок /без запаха.

4. Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют пословицы

Личностные УУД: Осознание своей

принадлежности к народу,

национальности, стране.

Формирование ценностей

многонационального

российского общества.

Предметные УУД: Расширение кругозора

и культурного опыта

школьников

Метапредметные УУД: Формировать

умение

излагать

свое

мнение,

оценивать события, вести

диалог

 


 

VII. Итог урока.

Составление синквейна

 

 

 

 

 

(Выставление отметок за урок)

 

- Я предлагаю вам составить синквейн со словом «семья». Запишите его в своих рабочих листах.

 

 

 

 

- Зачитайте вопрос, на который мы должны ответить. Сформулируйте предложение-ответ.

 

Семья

Дружная, заботливая.

Помогают, понимают, любят.

Любовь – главная семейная ценность.

Записывают вывод в рабочих листах (Семейные ценности совпадают в разных религиозных культурах)

Коммуникативные УУД: умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме; определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации; оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; ведение диалога на основе взаимного уважения и равноправных отношений.


 

VIII. Рефлексия.

 

- Я прошу вас продолжить по цепочке фразы, написанные в рабочих листах.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

- На сегодняшний урок я вас попросила принести семейные альбомы, которые мы делали с вами для районного конкурса «Моя семья – мои истоки». Я очень рада, что они у вас сохранились. Посмотрите друг у друга какие вы были несколько лет назад.

 

 

 

 

 

Продолжают фразы по цепочке

Личностные УУД: умение производить эмоционально-личностную оценку.

Регулятивные УУД: самостоятельное подведение итогов.

Познавательные УУД: умение делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других.

 


 

IX. Домашнее задание.

 

- Отметьте для себя в рабочих листах одно задание на дом.

Написать сочинение о семье.

Подготовить рассказ о семейных традициях семьи.

Составить фоторассказ о своей семье.

Подобрать пословицы о семье и семейных ценностях разных народов.

- И закончить наш урок мне хочется стихотворением:
Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.

Пусть дети и взрослые помнят всегда –

Семья – это главное! Через года

Сумейте вы счастье свое пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!

 

 

 

 

 

Выбирают для себя домашнее задание

 


 


 


 

Выбор домашнего задания


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.

Муниципальное казенное образовательное учреждение Батищевская основная общеобразовательная школа Дюкова Ольга Сергеевна

Тема урока

Дом и семья в православии

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель урока

Формировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье, семейных традициях.

Образовательные ресурсы

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Виноградова Н.Ф., мультфильм о Петре и Февронии, рабочие листы для учащихся; пословицы, запись гимна семьи.

методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Развитие умения логически мыслить; определять цель урока, умение давать определение понятию «христианская семья»; использование полученных знаний, расширение кругозора и культурного опыта школьников.

Регулятивные:

- самостоятельно ставить пред собой цели;

- работать по плану, предложенному учителем, и самостоятельно составленному;

- действовать по инструкции;

- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

- понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;

- понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.

- работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;

- сравнивать предметы, делать выводы в результате совместной работы;

- задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;

- осознанно строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

- развивать умение сотрудничества с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке;

- развивать умение принимать коллективное решение, учитывать позицию собеседника;

- развивать умение слушать, задавать вопросы, обосновывать и доказывать свое мнение.

 

- развивать осознание необходимости учения;

- работать над адекватной самооценкой;

- следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;

- учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

- учиться выражать свое мнение, адекватно реагировать на замечания, стремиться к самоизменению;

- осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи


 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


 

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

 

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент


 

 

Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок.


 

 

«На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить» – Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок.

 

 

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

 


 

 

Организовать направленное внимание на начало урока

 

II. Целеполагание и мотивация

 

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели

- Перед вами зашифрованы слова. Необходимо отгадать название темы, расположив буквы в словах в порядке убывания их размеров.

ОДм И ЕСмяь в САлПОрВАиив

- Запишите тему урока в свои рабочие листы.

- А теперь необходимо сформулировать задачи урока. Можно их сформулировать в виде вопросов, на которые мы должны будем ответить на уроке. В этом вам помогут слова: Домострой, христианская семья, венчание, Петр и Феврония, семейные традиции.

- Итак, мы составили основные вопросы, которые помогут нам раскрыть тему урока, и вернемся мы к ним в конце урока.

1. Чем отличается христианская семья от семей других религий?

2.Кто такие Петр и Феврония?

3. Какие есть семейные традиции?

 

 

 

Отгадывают зашифрованные слова, называют тему урока «Дом и семья в православии»

 

Ставят учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;

Познавательные УУД:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.


 


 

III. Первичное усвоение новых знаний

 

 

1. Работа по учебнику с. 77-78, используя прием «Инсерт».

+ -отмечается только новое;

- - то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

? – осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

2. Просмотр мультфильма о Петре и Февронии.

Перед просмотром задать вопрос.

Вопрос: Как вы думаете, почему именно Петр и Феврония считаются у православных покровителями семьи, любви и верности?

 

 

 

3. Чтение текста из дополнительного материала в рабочих листах.

Вопрос: о каких традициях говорится в тексте? (Предполагаемые ответы: совместные обеды, празднование церковных праздников и т.д.)

Читают, отмечают по заданию

 

 

 

Просмотр фильма и обсуждение его.

Обучающиеся формулируют вывод, используя текст фильма

Вывод: Образцом супружеской верности для православных являются Петр и Феврония. Христиане почитают их как покровителей семьи и брака.

 

Вывод: Традиции семьи – это объединяющая сила, они укрепляют семью, помогают почувствовать свою сопричастность семье и своему народу.

Регулятивные УУД:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;

Познавательные УУД:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; работать с информацией, текстом; делать самостоятельные выводы;

Личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения решать учебно-познавательные задачи


 

IV. Физкультминутка

 

Все, у кого есть семья – встаньте.

Те, у кого есть бабушка, дедушка - хлопните в ладоши.

У кого есть сестра, помашите правой рукой,

А у кого есть брат, помашите левой рукой.

Кто встречает праздники в кругу близких – присядьте на корточки.

Кто помогает дома близким – покачайте головой, словно маятник.

Кто слушается своих родителей – маршируют на месте.

Кто любит своих близких – разведет руки в стороны и обнимет себя.

Слушают, выполняют задания

 

Установка на здоровый образ жизни и реализация ее на уроке

 

 

-День памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником - Днем семьи, любви и

верности.

Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.).

Первый памятник Петру и Февронии был поставлен в городе Муроме, также памятники появились и в других городах: в Сочи, в Архангельске, в Ульяновске, в Ярославле.

- У праздника появился свой символ. Какой?

- Ребята, скажите, почему именно ромашка?

- Специально к этому празднику была учреждена медаль «За любовь и

верность». Медаль в виде «ромашки» дарится семейным парам, которые отметили серебряную и золотую свадьбу. Эти медали даются "За любовь и верность". Два лепестка, которой покрыты красным и синим цветом,

означают, как символ мужского и женского начала, символ крепкой семьи.

- Семья – это не только любящие друг друга супруги, но и их дети, их родители.

Сохранить добрые отношения в семье не всегда просто. Но в семейных

отношениях, как и в отношениях с другими людьми, главное соблюдать

золотое правило нравственности. Давайте вспомним, как оно сформулировано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ромашка-символ праздника

 

(Так как праздник приходится на лето, а лето ассоциируется с цветами,

поэтому символом праздника стала ромашка. Почему ромашка? Да потому

что это самый распространённый цветок в России, и он издревле является

символом любви.)

 

 

 

 

 

 

( «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с

ними»).

 

 

V.Первичное закрепление

 

- Подумайте, что нужно для того чтобы семья была крепкой?

Давайте построим символ праздника - ромашку, состоящую из добродетелей,

которые помогут нам, чтобы семья была крепкой, счастливой. Но сначала

вспомним, что такое добродетели?

«Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом

Божиим». Святитель Феофан Затворник

Поэт Илья Резник написал замечательный «Гимн Семьи», который я предлагаю

вам послушать, пока мы будем собирать ромашку.

БОГ ПУСТОТА ВЕРА ЗЛО ОДИНОЧЕСТВО НАДЕЖДА РАВНОДУШИЕ

ЛЮБОВЬ ЛОЖЬ ЛАСКА ТЕРПЕНИЕ ОБИДА СТРАХ ЭГОИЗМ

ПОЧИТАНИЕ ПЕЧАЛЬ НЕЖНОСТЬ УВАЖЕНИЕ

ОТВЕРЖЕННОСТЬ СОВЕТ МОЛИТВА ССОРА БЛАГОДАРНОСТЬ

ОТРИЦАНИЕ ГРУБОСТЬ ЕДИНСТВО ОТЧУЖДЕНИЕ СКВЕРНОСЛОВИЕ

МИЛОСЕРДИЕ ДОВЕРИЕ РАДОСТЬ ГОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

(Видимое проявление добрых качеств)

 

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают лепестки – добродетели и прикрепляют на доску

 

 

 

VI. Итоги урока. Рефлексия, самооценка деятельности учащимися

 

 

- Ребята, пришло время проверить ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы. Удалось ли нам решить проблему?

1. Чем отличается христианская семья от семей других религий?

2.Кто такие Петр и Феврония?

3. Какие есть семейные традиции?

 

Подведем итоги урока. Подумайте, как вы работали сегодня на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или наоборот скучно? Был ли для вас этот урок полезным? Все ли вы поняли? Выберите из двух предлагаемых вариантов тот ответ, который вам больше подходит, и обведите его ручкой.

На уроке я работал активно/ пассивно.

Своей работой на уроке я доволен/ недоволен.

Урок для меня показался коротким/ длинным.

Материал урока мне понятен/ непонятен.

Поднимите руки те, кто сегодня проявил на уроке активность. А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке. Для кого урок показался коротким, а для кого длинным? Поднимите руки, кому было все понятно на уроке.

Выставление отметок за урок.

Я благодарю всех за активную работу на уроке.

Рассуждают, отвечая на вопрос. Фиксируют материал, изученный на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют рефлексию

Познавательные УУД:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

Личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям

Формировать личную ответственность за результаты деятельности

VII. Домашнее задание

 

- Внимательно прочитайте и выберите для себя домашнее задание, обведите его в кружок.

1.Придумай и изобрази герб своей семьи.

2. Подобрать высказывания о семье выдающихся людей, русских писателей.

3. Подготовить рассказ о других святых покровителях семьи.

 

 

 

Выбирают домашнее задание

 

 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации