М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческая основа произведения.

4
2
Материал опубликован 15 October 2023

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческая основа произведения.

Иван Васильевич Грозный (Иван IV) принял царский титул в 1547 году. «Иоанн имел разум превосходный, соединенный с необыкновенным даром слова...; хвалился милостию и щедростию, хвалился правосудием, карая вместе и заслуги и преступления; хвалился соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты»

Иван Васильевич Грозный (Иван IV)

Иван Васильевич Грозный (Иван IV)

Добрилово Евангелие. 1164 год. Галицко-Волынская Русь. Поздняя вкладная запись Ивана Грозного в 1573 году. Изображение евангелиста Матфея.

Иван Васильевич Грозный (Иван IV)

ОПРИЧНИКИ Он объявил наиболее важную центральную часть страны опричниной — собственной землей царя. Опричные земли царь роздал не знатным, но преданным ему служилым людям. Это и были «опричники» — личная гвардия царя Ивана. Опричники носили у седла метлу и собачью голову в знак того, что они призваны искоренять измену, вынюхивая, подобно собакам, царских недругов и выметая их, как помелом, с земли русской. Ради царя он не должен был знаться ни с «земским» отцом, ни с матерью. По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить земца. Иногда, схватив человека на улице, вел его в суд, жалуясь на вымышленную обиду, на вымышленную брань. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Сказать про опричника неучтивое слово значило оскорбить самого царя. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением. Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы.

Собачья голова и метла - отличительные знаки опричника.

Как известно, опричнина Ивана Грозного была временем террора. Просуществовала она всего 7 лет, но за эти годы царь залил собственную страну кровью, беспощадно расправляясь с неугодными, причём попасть в список подлежащих расправе можно было просто так, потому что самодержцу что-то взбрело в голову. Несмотря на все зверства, творимые опричниками, эта организация была чем-то вроде монашеского ордена, и религия была тем стержнем, на котором она держалась. Главой этого ордена был сам Иван Грозный, а духовным центром опричнины он сделал Александровскую слободу, древнюю крепость во Владимирской области. Религия действительно занимала в жизни опричников важное место. В общей сложности на богослужения и отправление обрядов у них уходило около 9 часов в сутки, и сам царь тоже не ленился вставать на службы в полночь, в 4 часа утра и в 8 утра. Правда, подавляющее большинство членов этой организации всеми способами отлынивало, так что реально этому строгому распорядку следовали лишь царь и группа его приближённых, которые не могли от него отвертеться, не прогневав при этом известного своим буйным нравом самодержца.

«Опричники в Новгороде» М. Авилов. 

При основании опричнины общая численность опричнины составляла тысячу человек, но впоследствии их число разрослось примерно до 6 тысяч. В результате получилось что-то вроде государства в государстве, причём опричники безнаказанно творить практически всё, что угодно. Интересный факт: опричникам было запрещено общаться с земскими (то есть мирскими, не состоящими в опричнине) людьми. Изначально идея опричнины не была такой уж плохой. Русское государство в ту эпоху было окружено враждебными странами, и Иван Грозный стремился сосредоточить всю власть в своих руках, чтобы в случае необходимости дать внешним врагам достойный отпор. Но у царя прогрессировала паранойя, и со временем его правление скатилось в террор, репрессии и расправы. Официальным цветом опричнины был чёрный, и сами опричники носили чёрные одеяния, напоминающие монашеские. Собственно, от монахов внешне их отличало только то, что они имели право носить и пускать в ход оружие, и этим правом они часто пользовались.

«Опричники» Н.В. Неврев (изображено убийство боярина И.П. Федорова (1568)

Не доверяя знатным боярам и подозревая их в желании отнять у него престол, Иван Грозный намеренно приближал к себе опричников, происходивших из низкого сословия. Его ближайшим подручным был Малюта Скуратов, жестокий человек с дурной репутацией. Царь рассчитывал, что опричное войско станет его личной дружиной, верной опорой, а также мощной военной силой. Однако, когда в 1971 году крымский хан двинулся походом на Москву, Иван Грозный узнал цену своим опричникам: он созвал их на войну, но большая их часть просто не явилась на зов, и тех, кто всё-таки пришёл, едва хватило на один полк. Причина проста: опричники привыкли предаваться грабежам и насилию, а не воевать. Тогда царь разочаровался в опричнине и распустил её. Словом “опричнина” до появления этой организации обычно называли земельный надел, который вдова получала после смерти мужа, а само это слово имело смысл вроде “отдельный”. Но это слово понравилось Ивану Грозному, который сравнивал себя с бедной вдовой, и он использовал его в своих целях. Самодержец везде видел заговоры и угрозы, и зимой 1569-1570 годов он устроил небывалое: военный поход против собственного города! Опричное войско разорило Великий Новгород, более сотни человек было казнено, а их жён и детей по приказу царя утопили.

В застенках Александровской слободы.

«Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи» К. Лебедев

КУЛАЧНЫЙ БОЙ В древней Руси кулачный бой был любимым развлечением. Это было своеобразное состязание в силе, ловкости, богатырской удали. Дрались обычно «стенка на стенку». Полгорода становилось одной «стенкой», а другая половина города – второй. Бой «один на один» происходил на глазах обеих «стенок» и обычно предшествовал общей свалке. Был еще другой вид единоборства – бой «сам на сам», или «поле». Бой «сам на сам» — судебный поединок. Дрались обычно обидчик и обиженный. Тот, кто оказывался победителем, признавался правым, а побеждённый — виноватым. В бое «стенка на стенку» существовали свои правила: лежачего не бить, по виску и «под микитки» (под вздох) не ударять. При поединке «сам на сам» дрались без правил. Калашников рассматривал бой с опричником на Москве-реке как судебный поединок.

«Кулачный бой на Москва-реке», Б. Кустодиев, 1897

Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков. Еще в ХIII в. митрополит Кирилл, порицая "русальские игрища", писал: "в божественные праздники позоры некакы бесовскые творити, с свистанием и с кличем и с воплем съзывающие некы скаредные пьяница и бьющеся дрекольем по самые смерти и взимающе с убиваемых порты". В 1636 году патриарх Иосаф писал, что на " на праздниках многие люди не токмо, что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства" (Рабинович М.Г. 1978. С. 164). Подробное описание битв "добрых молодцов кулашных бойцов" дали иностранцы, побывавшие в Московии в ХVI - ХVII в.

«Старая Москва. Отъезд с кулачного боя». 1900. А. Васнецов

* Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа». * В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве. * При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью. Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой. * Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя». * После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.

ДОМОСТРОЙ Книга под названием Домострой увидела свет в эпоху Ивана Грозного – в начале XVI столетия. Она являла собой полную энциклопедию русской жизни, охватывающую все ее сферы – религию, ведение хозяйства, воспитание детей, отношения между супругами. Домострой пронизан идеей единоначалия: государством правит царь, а семьей – мужчина. Тексты имели целью структурировать не только семейную жизнь, но и функционирование молодого централизованного Русского

Домострой – памятник древнерусской литературы.

ДОМОСТРОЙ * Слово «домострой» сегодня ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом.   * Нормы Домостроя устанавливали особые правила жизни для женщин. * Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». * Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. * Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать. * Жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. * Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. 

Идеал жены по утверждению автора — это вечная труженица, которая встает раньше слуг, и ложится после того, как выполнено запланированное на день.

После вступления в брак , за женщину полностью отвечал муж.  На любое дело, вплоть до возможности выйти из дома, требовалось разрешение мужа. Чтобы посетить церковь, сходить за покупками или пообщаться с кем-либо вне родных стен, необходимо было обязательно испросить одобрения главы дома. 

Чем знатнее был род, тем больше строгостей выпадало на долю женщины.  Самыми несчастными из русских девушек были царевны (царские дочери). Даже замуж  выйти им было очень трудно: за подданных – не по чину, за иностранцев – религия не позволяла. Вот и были царевны осуждены день и ночь молиться,  вышивать да плакать в своих теремах. 

В женской одежде, даже самой дорогой, тоже была строгость. Головной убор был для женщины обязателен, открыть волосы  - «опростоволоситься» - было для женщины большим позором. Русское национальное платье  - сарафан – полностью скрывало фигуру женщины 

На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно — будто лебедушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Я не увидела или отсутствует слайд с источниками заимствований?

15 October 2023

спасибо, пригодится в работе!

15 October 2023

Сборник методических разработок и педагогических идей